Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный регламент ГИБДД РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нередко встречается ситуация, когда сотрудник ГИБДД предлагает водителю нарушить правила дорожного движения. Особенно часто это происходит при сдаче квалификационного экзамена на получение водительского удостоверения. Обычно нарушение водителя в этом случае приводит к отрицательному результату всего экзамена.
Обязательность подтверждения спецмероприятий
Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.
Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.
Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры
Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2021 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:
- обжаловать действия сотрудников;
- получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
- не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
- не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
- пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).
Начало общения с сотрудником полиции (ГИБДД)
Это вопрос уже рассматривался в книге «Бронежилет Водителя», и если Вы еще не знакомы с этой книгой, то настоятельно рекомендую это сделать.
Что касается закона «О полиции», то он во многом повторяет положения административного регламента ГИБДД и говорит о следующем:
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина…
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
Т.е. сотрудник полиции (ГИБДД) при начале общения с гражданином, независимо от того, кто начал это общение, обязан назвать свои должность, звание и фамилию. Кроме того, по требованию гражданина сотрудник полиции обязан предъявить и служебное удостоверение.
Отмечу, что все перечисленные требования относятся не только к сотрудникам ГИБДД, но и к сотрудникам других подразделений полиции.
Основания для проверки документов
Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2019-2020 гг. для проверки документов следующие:
- выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
- наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
- наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
- наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
- осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
- установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:
- ориентировки;
- данные дежурного;
- информация, поступившая от других нарядов;
- сведения, полученные от участников дорожного движения;
- визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.
Можно ли снимать на видео разговор с инспектором?
В п. 25 прежнего Административного регламента указывалось, что сотрудник не должен препятствовать видео-и звукозаписи, если это прямо не запрещено законом, однако в принятом Административном регламенте такая норма отсутствует. По общему правилу осуществление записи допускается на основании следующих норм:
- в ч.4 ст. 29 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
- в ч.1 ст. 8 Закона «О полиции» предусмотрено, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законов РФ об уголовном и административном судопроизводстве, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Инспектор, как и раньше, обладает правом вести запись. О проведении съемки, в том числе и той, которая осуществляется в салоне служебного автомобиля, он обязан предупредить водителя (это правило было в Приказе МВД России от 02.03.2009 N 185 и предусмотрено в п. 38 принятого Административного регламента).
Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
- Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
- Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.
Сведения в свидетельстве о регистрации транспортного средства паспорте (ПТС)
- государственный регистрационный знак;
- идентификационный номер (VIN);
- марка, модель (коммерческое наименование);
- тип;
- категория;
- год выпуска;
- номер шасси (рамы);
- номер кузова (кабины);
- цвет;
- мощность двигателя;
- экологический класс;
- разрешенная (технически допустимая) максимальная масса;
- масса в снаряженном состоянии;
- номер документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям законодательства о техническом регулировании;
- номер паспорта транспортного средства (электронного паспорта);
- фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- адрес регистрации физического лица или юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
- сведения об установке дополнительного оборудования и внесенных в конструкцию транспортного средства изменениях;
- срок регистрации транспортного средства (в случае регистрации на ограниченный срок).
Приказ МВД 664 от 23 08 2021 заново прописывает порядок исполнения органом Министерства внутренних дел Российской Федерации особой функции по государственному надзору за надлежащим соблюдением участниками дорожного движения требований по безопасности. Также 664 приказ подверг коррекции список административных процедур, к которым относится остановка пешехода или транспортного средства, проверка документов и номеров, контроль технического состояния авто, выезд на место происшествия, меры административного воздействия.
Изменения актуализировали правила оказания первой помощи, обновили порядок информирования об исполнении гособязанностей, защиты участников движения от незаконных посягательств, освидетельствования на предмет опьянения алкоголем и т.д.
Из текста нового закона Министерства теперь исключены нормы изъятия удостоверения водителя и запрета эксплуатации автотранспорта, но при этом инспекторам ГИБДД разрешено использовать для видеозаписи процессуальных действий, происходящих без участия понятых, цифровые устройства.
Постановление указывает также, что госпредставителю рекомендуется проводить процедуры в зоне видимости систем видеонаблюдения, которые размещаются на стационарных пунктах и в патрульном автотранспорте.
76..
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Подводя итог вернемся к тому с чего начали. Для водителей Административный регламент МВД(ГИБДД) с 20 октября 2017 года никаких изменений не вносит.
Ссылаясь на данный регламент возможно только составить жалобу на действия инспектора. Однако, если по отношению к вам со стороны полиции были совершены противоправные действия используя информацию регламента будет проще сориентироваться в федеральных законах.
Это не все изменения регламента. Если у Вас есть вопросы — спрашивайте в комментариях, обсудим.
Какие изменения произведены в сфере борьбы с переоборудованием автомобилей?
Новый Регламент усилил борьбу с незаконным переоборудованием автотранспортных средств и поставил половину (и даже больше) водителей в неприятную ситуацию конфликта с законом. Большинство водителей даже не представляет, что они являются нарушителями нормативных правовых актов, а ведь перечень переоборудования, которое может повлечь негативные последствия для владельца авто.
Все эти меры направлены на повышение безопасности на дорогах, ведь многие элементы конструкции автомобиля, не предусмотренные заводом-изготовителем, могут ограничить видимость на дороге или иным способом поставить под угрозу других участников дорожного движения.
Сотрудники ГИБДД абсолютно правомерно могут установить запрет на проезд подобного автомобиля по дорогам общего пользования и даже отправить автомобиль на штраф стоянку.
Сразу скажем, что снимать инспектора ГИБДД на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.
Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ – Конституцией, так и иными федеральными законами.
часть 4 статьи 29 Конституции РФ:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
часть 2 статьи 8 Федерального закона «О полиции»:
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.
Согласно административному регламенту ГИБДД РФ, дорожный инспектор обязан объяснить водителю причину, по которой его остановили. Тут же полицейский может корректно попросить выполнить требования. Водитель должен понимать, что сотрудник ГИБДД имеет право фиксировать с помощью видео и фото не только самого водителя, но и его автомобиль. Закон не запрещает делать то же самое и владельцу транспортного средства.
Административный регламент ГИБДД № 664 (2017 г.) определяет правила общения с гражданами по телефону. Начинается оно в том же порядке, что и живой диалог. Отличие лишь в том, что сотруднику надо сказать о работе в подразделении. Полицейский обязан проконсультировать гражданское лицо по любому вопросу. Если занимаемая должность этого не позволяет, то инспектор направить человека к тому должностному лицу, которое поможет. Более того, он должен помочь гражданину связаться с этим лицом.
Что внесено в новый регламент
Чем отличается приказ № 664 административного регламента ГИБДД от предыдущего документа? В основном нововведения коснулись не очень важных моментов, но все равно они заслуживают внимания. Это:
- Редакция пункта 107, в котором заменили слово «водитель» на «гражданин». Что это дало? Дорожный инспектор стал вправе попросить документы для проверки у пешехода и даже пассажира.
- Изменения коснулись и наказания судей. Раньше очень часто возникали споры по поводу того, что они садились пьяными за руль, но их никак не наказывали полицейские. Так происходило, потому что гаишник не мог применить к судье меры наказания или взыскания в юридическом смысле. Можно было лишь заставить двигаться без транспортного средства в случае алкогольного опьянения. Дело в том, что существует положение, согласно которому лишь судебная ветвь власти может наказывать судей, а также доказывать их виновность. Теперь у инспектора больше полномочий. Только так можно повлиять на нарушения, которые иногда допускают люди неприкосновенной профессии.
- Убрали норму заполнения протокола обычной шариковой ручкой. То есть инспектор может заполнить документ чем угодно, вплоть до химического карандаша или гусиного пера.
Как видите, административный регламент ГИБДД МВД (Приказ № 664) не лишен юмора, но он главным образом касается несущественных нюансов. Серьезных изменений внесено в документ не было.
Обновленный приказ 185 ГИБДД РФ переименовали в Приказ № 664 МВД РФ
При необходимости, сотрудник имеет полной право отправить водителя на освидетельствование на предмет наличия в организме алкоголя или наркотических средств. К тому же, если сотрудник заметил какие-либо неисправности у транспортного средства, он может составить протокол.
Суть Приказа № 185 заключается в своеобразной работе над ошибками со стороны государственных органов, которые довольно четко видны на практике. Фактически, это четкий административный регламент для сотрудников ГИБДД, который они должны неукоснительно соблюдать, невзирая на различные обстоятельства. При этом, понимание данного нормативно-правового акта будет полезным и самим водителям, которые способны осуществлять свой гражданский контроль за действиями сотрудников ГИБДД.
Права сотрудников ГИБДД
Новый регламент наделяет сотрудников автоинспекции следующими правами:
- осуществлять остановку транспортных средств;
- выполнять проверку наличия у граждан за рулем ТС документов на право его использования и управления им;
- проверять удостоверяющие личность документы у каждого, кто находится внутри машины;
- контролировать наличие документов на транспортируемый груз;
- удостоверяться в присутствии действительного полиса ОСАГО;
- производить задержание ТС, которое пребывает в розыске;
- ограничивать на определенном участке движение транспорта, организовывать его в соответствии с требованиями ситуации.
Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
- Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
- Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.