Как оформить авторские права на музыку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить авторские права на музыку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторские и смежные права входят в совокупность интеллектуальной собственности наряду со средствами индивидуализации, патентным правом, коммерческой тайной (ноу-хау), правами на топологии интегральных микросхем и селекционные достижения. Так вот, авторское право подразумевает вашу возможность беспрепятственно обнародовать свое произведение. А также оно по умолчанию содержит запрет на то, чтобы кто-либо вносил в ваше произведение изменения, ставил на нем свое имя либо псевдоним.

Защита авторского права

Защита авторского права подразумевает возможность обратиться в суд, если оно будет нарушено. Обычно требуют прекратить нарушение и взыскать компенсацию. Такими вопросами ведает специальный судебный орган — Суд по интеллектуальным правам (СИП). Он входит в систему арбитражных судов. Его образование связано с тем, что судьи для рассмотрения такого рода дел должны специализироваться в этой сфере.

Как мы уже отмечали, чтобы защитить авторское право, его наличие нужно доказать. Например, ваш текст украден и зарегистрирован третьим лицом, как свой. Как доказать, что он принадлежит вам? Предоставить свидетельство того, что у вас он находился раньше.

Для таких случаев есть довольно эффективный совет: сохраните свое произведение на материальном носителе (любом, будь то бумага или флешка), а затем отправьте его по почте самому себе заказным письмом с описью вложения и уведомления. Не распечатывайте конверт! В случае возникновения спорной ситуации он будет вскрыт на судебном заседании.

Другие способы подразумевают оформление (впрочем, довольно условное) авторского права. Оформить его можно в Российском авторском обществе (РАО), в нотариальной конторе или любой организации, которая занимается депонированием (буквально — хранением) авторских прав.

Суть регистрации такого права в том и состоит, чтобы всегда иметь возможность доказать, что вы являетесь первоисточником, создателем и самым ранним обладателем объекта права.

Например, что делает РАО: в случае спора оно предоставляет хранящийся в Национальном государственном фондохранилище отечественных изданий экземпляр объекта авторских прав и подтверждает дату его депонирования. Как указано на сайте РАО, регистрация в Обществе нужна как свидетельство того, что автор поручил ему распространение произведения и сбор вознаграждения.

Договор между участниками музыкального коллектива

Если вы лично написали музыку или песню, то авторские права принадлежат только вам в объеме 100%. Чаще же всего музыкальные произведения создаются коллективом творческих людей (композитор, поэт, музыканты группы), а не одним человеком. Поэтому авторские права возникают у всех участников, которые внесли свой творческий вклад.

Оценка творческого вклада должна производиться участниками самого коллектива. Если это затруднительно, то распределение долей можно сделать равным. Например, если в музыкальной группе 4 человека, то на каждого придется 100%:4=25%. Чтобы в дальнейшем между участниками не возникли разногласия, необходимо заключить соглашение, в котором следует указать долю прав на песню для каждого из них.

Распределение прибыли также производится по договору. Для этого составляется либо отдельное соглашение, либо комплексный договор, в котором прописаны как доля прав, так и доля вознаграждения. Они могут не совпадать. Так, если один из авторов в процессе создания песни меньше участвовал в творческом процессе, но зато вложил финансовые средства, может получить бо́льшую долю вознаграждения.

Соавторство может быть делимым и неделимым. Например, если один из участников группы написал сэмпл, то в соглашении можно указать, что он имеет право передать его другому лицу. Если соавторство неделимое, то произведение нельзя раздробить на части.

Договор между авторами нужен не только для распределения долей. Он упрощает взаимодействие с инвесторами, работодателями, продюсерами, покупателями музыки. Если музыканты решат, что только один из них будет решать вопросы передачи прав на все произведение, то это можно оформить или с помощью создания юридического лица, учредителями которого являются участники группы, или заключением агентского договора на услуги.

Авторские права на переработанные музыкальные произведения (ремиксы, каверы, сэмплирование и т.д.)

Как уже было указано выше, права на переработку музыкального произведения изначально принадлежат только автору. Поэтому, если кто-то без его согласия переделали песню или мелодию, то это является нарушением авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. С видами ответственности, размерами штрафов и компенсаций можно ознакомиться в другой статье нашего блога: «Способы защиты интеллектуальных авторских прав».

Ремиксы, ремейки и каверы, сэмплирование музыкальных композиций находятся в «серой» правовой зоне. Заимствование музыкальных фрагментов – весьма спорно с юридической точки зрения. Хотя зачастую при этом создается новый продукт, значительно отличающийся от оригинала, его автор может предъявить судебный иск и выиграть дело. Поэтому законное создание переработанных произведений может производиться только на основании лицензионного договора с автором оригинальной песни или мелодии.

Что нужно делать, чтобы защитить авторские права на музыку?

Самым простым и правильным решением в данной ситуации будет осуществление регистрации авторских прав. На самом деле, процедура регистрации авторских прав на песню не сильно отличаются от общеустановленной системы, но все же имеет свои исключение. Рассмотрим, какие же это особенности.

В первую очередь вам как автору нужно решить, что именно вы хотите зарегистрировать: отдельную песню, целый музыкальный альбом или просто текст. Каждый вариант имеет свои преимущества и по-разному устанавливает авторские права на музыку.

Если вы приняли решение регистрировать каждую мелодию отдельно, вам необходимо будет заранее подготовить соответствующие документы и подать в уполномоченный орган, в котором происходит процедура регистрации. Если ваши заявки подтвердят, то все пройдет успешно, и вы получите желанные авторские свидетельства. Таким образом, вы с легкостью сможете отстоять свои авторские права на песню в судебном заседании, в случае возникновения конфликта или спора. Кроме того, с помощью такой регистрации у вас будет возможность заключать выгодные контракты с различными коммерческими организациями. Однако в данном варианте есть свои недостатки. Такая регистрация обойдется недешево, ведь придется получать свидетельство на каждое произведение по отдельности.

Кроме того, есть вариант регистрации музыкального произведения как торговой марки. В данном случае вы можете зарегистрировать название песни или какой-то ее отрывок. Получение товарного знака поможет вам уберечь от недоброжелателей название своего трека, который могут использовать в различных коммерческих целях.

Если сравнивать два вышеупомянутых способа регистрации, то можно сказать, что получение товарного знака является процедурой более редкой. Хотя на практике бывали случаи, когда известные исполнители судились за незаконное использование названий их песен. Поэтому, если хотите уберечь себя на все сто процентов, лучше предусмотреть любую возможную ситуацию.

Стоит ли пытаться обойти закон

На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.

К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд. Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет. Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.

Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и YouTube каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.

Как защищаются права на музыку

Личные и имущественные права автора защищены законом. Режим правовой охраны дает возможность:

  • защищать право на имя и авторство, в том числе путем оспаривания плагиата через суд;
  • самостоятельно принимать решение об опубликовании музыкального произведения, либо оставить его неопубликованным;
  • использовать музыку в собственных целях – для издания на материальных и цифровых носителях, для распространения в сети интернет и т.д.;
  • передавать права иным лицам – по договору уступки, лицензионному соглашению или авторскому заказу;
  • использовать все возможные способы защиты от нарушений – нелегального воспроизведения или исполнения без согласия композитора, выпуска материальных носителей с музыкой без разрешения автора или оформленной лицензии, размещения музыки в свободном доступе через интернет.

За любой факт нарушения музыкант вправе взыскать вознаграждение, убытки или компенсацию, а также предъявить требование о конфискации контрафакта или удаления нелегального контента в сети интернет. Если произведение было приобретено на законных основаниях, приобретатель может использовать его для личных некоммерческих нужд (например, воспроизводить дома).

Приобретатель может использовать и защищать только имущественные права. При наличии законных оснований (например, оформленного лицензионного соглашения), правообладатель может исполнять музыку или выпускать в продажу материальные носители в пределах своих правомочий.

Считается, что авторское право зародилось в Европе с появлением книгопечатания. После упрощения этого процесса стало возможным изготовление большого количества копий произведений, а стоимость самих книг снизилась. В результате работы автора стали настоящим товаром, и изначально именно книжные издатели нуждались в экономической защите от конкурентов, которые перепечатывали книги и взимали с них более низкие цены.

В России авторское право стало напрямую ассоциироваться с автором произведений только в середине XVII века. Например, музыкант может получать зарплату или единовременную заработную плату в качестве оплаты за свою работу.

Сообщества авторов начали формироваться в 19 веке. Первыми собрались драматурги. Они создали «Сборник русских драматургов». Со временем компания стала настолько известной и популярной, что присоединилась к своим композиторам, у которых также была возможность защищать авторские права на музыку. Система коллективной защиты такая же и сегодня.

Всё о правах на музыку

Мы продолжаем говорить об авторском праве и в этой статье коснемся такого объекта авторских прав, как музыкальное произведение.

Все мы любим музыку. Мы слушаем музыку, скачиваем музыку, добавляем музыку в свои плейлисты, в видео, в социальные сети.

Сегодня уже не надо прикладывать большие усилия, чтобы раздобыть для музыкального оформления какого-либо мероприятия или ролика нужную пластинку или кассету, переписать ее или делать запись, например, без партии голоса (минусовку).

В открытом доступе в сети Интернет размещены сотни тысяч композиций всех исполнителей в различных вариантах.

Однако, чтобы использовать необходимые произведения и не допускать при этом нарушения интеллектуальных прав, необходимо иметь четкое представление об охране музыкальных произведений, правах на них и круге правообладателей.

Читайте также:  Может ли опекун распоряжаться имуществом опекаемого ребенка или недееспособного

Музыкальные произведения, как с текстом, так и без текста, отнесены в ст.1259 ГК РФ к объектам авторских прав.

Авторские права бывают имущественные и личные неимущественные.

  • Авторские права изначально при создании любого произведения возникают у автора.
  • Личные неимущественные права, такие как право на имя или право авторства, неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен.
  • А вот исключительное право – имущественное – может впоследствии быть передано автором и принадлежать любому другому физическому или юридическому лицу.

Вследствие того, что музыкальное произведение может состоять из нескольких охраняемых объектов авторских прав, у него может быть и несколько правообладателей. Кроме того, немного забегая вперед, отмечу, что с музыкальными произведениями тесно связаны не только авторские права, но и смежные.

Обычно, известные широко используемые музыкальные произведения представляют собой песни. Как правило, у песни есть автор музыки и автор текста. Кроме того, не стоит исключать и возможность соавторства. Однако в современной музыкальной индустрии исключительное право редко принадлежит самому автору.

Большинство песен или пишутся на заказ для так называемых музыкальных лейблов либо покупаются этими же самыми лейблами у авторов. Таким образом, исключительные права на многие популярные песни сконцентрированы в руках продюсерских центров и звукозаписывающих компаний. То же касается и смежных прав.

Смежные права в контексте музыкальных произведений – это права на результаты исполнительской деятельности и права на фонограммы.

Исключительное право на такой объект смежных прав как исполнение изначально возникает у исполнителей песни – музыкантов и певцов. А права на фонограмму возникают у студии звукозаписи, где впервые сделана запись.

Впоследствии и исключительное право на исполнение и исключительное право на фонограмму, как и в случае с объектами авторских прав, может принадлежать другому лицу.

Согласно действующему законодательству авторы, правообладатели и обладатели смежных прав имеют право на вознаграждение за использование результатов своей интеллектуальной деятельности.

При этом следует помнить, что согласно п.2. ст.

1270 ГК РФ использование (со всеми вытекающими последствиями) признается таковым вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

То есть даже при не коммерческом использовании музыкального произведения, все вышеперечисленные правообладатели имеют право на вознаграждение, и они это вознаграждение должны получить.

Такая позиция подтверждается обширной судебной практикой. В частности, интересно дело №А32-13601/2016, по которому с Администрации города Сочи было взыскано 180 000 рублей за нарушение авторских прав при проведении праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня города-курорта.

Понятно, что при таком огромном объеме музыкального контента невозможно заключить соответствующие лицензионные договоры с каждым автором, исполнителем и музыкальной компанией.

Для централизованного сбора вознаграждений, причитающихся по закону, и распределения их между законными получателями, законодательством предусмотрен правовой институт коллективного управления интеллектуальными правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами полна нюансов и противоречий и она вполне может стать темой для отдельной статьи. Сейчас же рассмотрим лишь те нюансы, которые непосредственно касаются управления правами на музыкальные произведения.

  1. Как уже было отмечено, организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют деятельность, направленную, в том числе, на сбор и распределение вознаграждений между правообладателями.
  2. То есть в условиях действующего законодательства у какого-либо учреждения, часто использующего музыкальные произведения, нет необходимости заключения лицензионных договоров на использование музыки с каждым правообладателем.
  3. Достаточно заключить договоры с такими организациями и выплачивать вознаграждение в соответствии с утвержденными ставками за использование объектов авторских прав и смежных прав. В Российской Федерации существуют две организации, имеющие государственную аккредитацию в данных областях:

Российское авторское общество (РАО) – в области управления авторскими правамиВсероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – в области управления смежными правами.

Эти организац��и в силу п.3. ст.1244 ГК РФ вправе осуществлять коллективное управление правами даже тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры.

То есть их деятельность в силу аккредитации покрывает практически все поле существующего ныне музыкального контента.

Как зарегистрировать авторские права на музыку и песню?

Разберем подробно, какие модули разработала наша команда и зачем они вообще нужны, когда есть плагины?

Авторское право позволяет создателю получать вознаграждение за использование его интеллектуального продукта, и пользоваться им по своему усмотрению.

При оформлении прав, помимо вознаграждений, можно получать штрафы и неустойки за использование продукта без ведома и разрешения владельца.

Автор может продать исключительные права на свое произведения, самостоятельно определив стоимость тако сделки. Но авторские права неотчуждаемы.

Чтобы защитить свою музыку от свободного использования без каких-либо вознаграждений третьим лицам, необходимо заверить авторские права в Российском Авторском обществе (РАО).

Эта организация уже проверена временем и точно не подведет владельца музыкального продукта. Или можно обратиться в негосударственную некоммерческую организацию.

Услуги в таких организациях предоставляются и платно и на безвозмездной основе, например, этим занимаемся мы в ireg.pro.

Кстати, Юристы советуют делать дубликат записи вашего произведения через электронную почту и обычную (главное не раскрывать конверт), отправляя эти письма самому себе. Эта манипуляция позволит использовать ее в суде в качестве подтверждения авторства.

Регистрация авторских прав на музыку

Если вы написали музыку, которую хотите защитить от несанкционированного использования, позаботьтесь о регистрации авторского права самостоятельно.

В статье 1259 сказано, что музыка (это могут быть песни, аранжировки, треки) — это объект авторского права, который является произведением искусства.

Читайте также:  Льготы по оплате электроэнергии в 2020 году

Причем субъективная ценность и условное достоинство (цена) произведения роли не играют — все, что вы создали благодаря своим умениям и талантам, принадлежит вам.

Только как об этом сообщить миру и доказать, что произведение придумали вы? Для это есть конкретный алгоритм регистрации авторского права, по которому вы сможете «застолбить» свое место и оградить интеллектуальную собственность от вторжения. В случае, если вашу музыку все равно используют незаконно, обращайтесь в суд. Составить иск и защитить ваши интересы поможет профессиональный юрист.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

Особенности правового регулирования NFT при фиксации прав автора

Авторское право возникает после написания книги, музыки или картины автоматически. Регистрировать его специально законодательство не требует. Но у создателей материальных объектов часто возникают сложности с доказательством авторства, поэтому существуют различные компании, которые подтверждают факт авторства.

Например, сервис депонирования nris. На этом сайте можно зарегистрировать временной приоритет создания произведения до его публикации. Если впоследствии дойдет до разбирательств в суде, данные с сервиса послужат доказательством.

Токен NFT делает процедуру регистрации и подтверждения прав более простой и прозрачной. С его помощью легко токенизировать картинки или фотографии. Для этого при создании смарт-контракта в его метаданных нужно указать ссылку на произведение. Само оно может храниться централизовано или децентрализовано.

Картина автора Beeple защищена путем создания NFT. При передаче права собственности в токен внесена информация о новом владельце. Информацию о первоначальном и текущем собственнике, а также все сделки можно видеть на сайте Makersplase.

Но нужно понимать, токен не имеет ценности сам по себе. С помощью NFT продавалась картина, которая оценена в такую сумму, то есть для начала нужен автор. Он делает произведение искусства, затем у него возникает авторское право, а non-fungible token только инструмент для его фиксации и передачи.

  • Авторское право в России нельзя официально зарегистрировать. В случае возникновения конфликтной ситуацией с ем-либо, также претендующим на авторство, его можно только доказать в суде.
  • Авторское право работает с момента создания произведения.
  • Некоторые авторские права подлежат отчуждению третьим лицам по желанию автора.
  • Собирать доказательства авторства необходимо еще на этапе написания песни.
  • Хорошие доказательства — заверение у нотариуса, публикация в небольшом издании.
  • Слабые доказательства — бумажное письмо, свидетели (если нет видео или аудио, подтверждающих то, что им действительно показывалась песня в определенный день).

Как обойти блокировку авторских прав на музыку в Инстаграме

С тем, что даже в самостоятельно смонтированные ролики нельзя добавлять чужие песни разобрались. Как же быть? Неужели игнорировать существование аудиозаписей и оставлять свои шедевры беззвучными? Нет. К счастью, не все так печально. Есть несколько тонкостей и секретов, которые позволят вам избежать бана.

  1. Откажитесь от использования композиций, которые охраняются законом об авторских правах. В интернете полно легальных альтернатив. Они размещаются на специализированных сайтах и стоках, доступны для бесплатного скачивания.
  2. Покупайте нужные треки. Если вам понравился какой-то нашумевший хит, необязательно отказываться от затеи включить его в свой клип. Вы можете просто приобрести права на использование и делать все легально. В сети множество сайтов, занимающихся продажей аудиозаписей.
  3. Не забывайте о народном достоянии. Работы творческих людей, в том числе и гениальных композиторов, спустя семьдесят лет после их смерти становятся общественными. Любой человек имеет полное право использовать их в своих целях, например, для создания крутых постов для социальных сетей.

Что делать, если платить не хочется

Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.

1. Зайдите на фонотеку YouTube — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.

2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.

3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.

4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.

5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:

  • Attribution: используем свободно, указываем автора.
  • Attribution Share Alike: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
  • Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
  • Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
  • Attribution Non-Commercial Share Alike: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
  • Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]