Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспортный НДС: риски использования ставки 20% вместо 0%». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если компания работает внутри страны, то, когда она приобретает товар, НДС рассчитывается и закладывается в стоимость по умолчанию. При продаже или перепродаже такого товара организация обязана начислить к уплате НДС по ставке 10% или 20% от стоимости. Лишь немногим организациям внутри страны предлагаются налоговые льготы. Чаще всего преференциями пользуются в особых экономических зонах и на территориях опережающего развития.
Несколько советов экспортерам
Если вы собрали неполный комплект документов или нарушили сроки их подачи в налоговую службу, то для вас это может обернуться начислением пени или доначислением НДС до ставки 20% (или 10% в ряде случаев). Когда вы не можете обосновать в полной мере применение нулевой ставки, для налоговой службы такая операция будет рассматриваться как обычная сделка, по которой начисляется стандартный НДС без преференций. Ниже представлены две самые распространенные ситуации, которые могут возникнуть у неопытного экспортера.
Кейс 1: Покупка товара произошла в России на сумму 120 рублей, из которых налоговый платеж составляет 20%. Наценка для перепродажи составила 10%, то есть за границу товар продан за 110 рублей. Вовремя документы на возврат по экспортной сделке вы не подали, а сейчас нужно заплатить экспортный НДС. Как рассчитать, сколько НДС нужно вернуть налоговой при экспорте?
Ответ: Если вы не подтвердили факт экспортной операции в течение 180 дней после отгрузки, то обязаны заплатить 20% с суммы сделки. После сбора всех необходимых документов вы можете подать заявление к возмещению «входного» НДС.
Кейс 2: Вы не подали заявление на возмещение входного налога, но налоговая требует еще и оплатить сумму в размере 20% со всей сделки (товар+транспортировка), а не только по товару, который был куплен внутри страны.
Ответ: Возмещение входного налога — теперь дело добровольное. Выгоднее, конечно, возмещать. Но главное то, что в течение трех месяцев после отгрузки нужно подтвердить ставку 0%. Если вы в течении указанного срока не подтверждаете ее, то вы должны на сумму сделки при экспорте начислить НДС (т.е. 0% вы не подтвердили, значит, обязаны уплатить 20%) и в декларации по НДС в разделе 6 отразить эти сделки и НДС по ним.
Если вы сорвали сроки предоставления документов, то для возмещения входного налога можно их подать в следующем налоговом периоде. После того как перечень документов будет рассмотрен, налоговая начнет камеральную проверку. Но важно понимать, что этот процесс начнется со следующего квартала и может протекать в течение 180 дней.
В первом случае вопрос касается ситуации, когда документы не поданы вовремя, а во втором случае экспортеру непонятно, почему налог взимается не за товар, а за всю сделку. Когда организация никогда не сталкивалась ранее с экспортом в своей деятельности, многие моменты могут быть в новинку, и это касается не только вопросов налогообложения.
Поэтому мы рекомендуем привлекать профильных специалистов, которые сориентируют вас в необходимых вопросах и помогут избежать дополнительных затрат фирмы.
Возврат таможенного НДС при экспорте товаров
Участники ВЭД имеют право на вычет НДС, уплаченный ими при импорте товаров в РФ, только в том случае, если экспортер является плательщиком НДС. Если товары предназначены для операций, которые облагаются НДС, и они приняты к учёту. Вычет может быть осуществлён, если товар предназначается для операций, которые облагаются НДС. Для подтверждения права на налоговый вычет могут потребоваться документы:
- внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
- счёт на оплату от поставщика (инвойс) счёт-фактура;
- таможенная декларация (копия);
- платёжное поручение выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.
Перечисленные документы, необходимо хранить в течение четырёх лет.
Порой, некоторые компании предпочитают не возиться с ворохом документов и предпочитают заплатить налог. В некоторых случаях это действительно более целесообразно, т. к., если вы не занимаетесь экспортом постоянно, объем партии небольшой, либо это просто разовая поставка, то временные и денежные издержки могут значительно превысить сумму уплачиваемого налога.
Отказаться от нулевой ставки и возврата НДС можно при экспорте в любое государство, за исключением стран Таможенного Союза. По мимо России в него также входят: Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия При заключении экспортных контрактов с компаниями данных государств ставка 0% является обязательной. В данном случае оформление таможенной декларации не потребуется. Необходимы лишь следующие виды документов:
- договор с покупателем;
- сопроводительные документы;
- заявление о ввозе и уплате косвенных налогов (данные бумаги готовит сам покупатель в своей стране).
Порядок подтверждения
Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.
Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.
Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.
НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС
Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).
Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Особенности уплаты НДС при импорте в ЕЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская республика, РФ).
Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
Приложением № 18 к Договору о ЕЭС утвержден протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Правила ЕАЭС предусматривают право экспортера на корректировку (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) налоговой базы по НДС по реализованным товарам. Причинами изменения стоимости могут быть в том числе следующие (п. 11 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014):
- изменение (увеличение или уменьшение) цены товаров;
- уменьшение количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.
Таким образом, Протокол о порядке взимания косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014) не рассматривает возможность увеличения налоговой базы по экспортной операции в связи с увеличением количества отгруженных на экспорт товаров.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
- договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее ‒ заявление).
- транспортные (товаросопроводительные) документы.
Расчет «импортного» НДС изменился
Налоговую базу по «импортному» НДС надо определять на дату принятия на учет импортированных товаров (Пункты 2, 4 ст. 2 Протокола о товарах ТС). А считать НДС надо со стоимости ввезенных товаров, увеличенной на сумму акциза (если это подакцизные товары). Она должна определяться как цена сделки, подлежащая по условиям контракта уплате вашему поставщику (Пункт 2 ст. 2 Протокола о товарах ТС).
Внимание! «Импортный» НДС надо считать только с цены товара и суммы акциза, без учета транспортных и других дополнительных расходов.
Новое правило весьма выгодно импортерам белорусских товаров — ведь раньше «импортный» НДС приходилось платить с суммы, в которую, помимо стоимости приобретенных товаров и акцизов, включались (Пункт 2 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов (Приложение к Соглашению с Беларусью)):
— затраты на доставку товаров, в том числе транспортировку, погрузку и экспедиторские услуги;
— страховая сумма;
— стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если эта тара — единое целое с товаром;
— стоимость упаковки, включая стоимость работ.
Примечание
Базу по договорам на изготовление товаров, договорам лизинга, товарообменным договорам, а также договорам товарного кредита (товарного займа) надо определять в особом порядке (Пункты 2, 3 ст. 2 Протокола о товарах ТС).
При экспорте товаров российской организации – ставка 0% (изменения по НДС для экспортеров с 1 октября 2020 года)
включает в себя перечень документов, которые понадобятся налогоплательщику для подтверждения ставки НДС 0%. Так, если речь идет об операциях, имевших место с 1 октября 2020 года при продаже товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, пакет документов может включать контракт с иностранным лицом или с российской организацией на осуществление поставки товаров ее обособленному подразделению (агентству, конторе, бюро, отделению, представительству, филиалу), расположенному за рамками таможенной территории ЕАЭС.
Ранее (а именно до 1 октября 2020 года) применение ставки 0% по НДС при экспорте товаров российскому покупателю не было предусмотрено налоговым законодательством по причине того, что комплект документов должен был включать договор или контракт с иностранной организацией. Но с 1 октября 2020 года действуют поправки в тексте , и экспорт товаров по договорам с российскими ООО облачается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке. Новый порядок распространяется и при подтверждении ставки 0% при:
- продаже товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной экономической зоны;
- вывозе припасов из России ();
- реэкспорте товаров, перечисленных в тексте .
Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка
Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.
После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.
В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:
- наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
- присутствие лицензионной и разрешительной документации;
- своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.
Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.
Как обосновать правомерность нулевой ставки при экспорте
Комплект документов, которые помогут обосновать пересечение товаром национальных границ, зависит от страны контрагента. Если продажа товара осуществляется в страны-участницы таможенного союза — в Казахстан, Армению, Белоруссию или Киргизию — то действует льготный режим налогообложения и НДС при экспорте рассчитывается по ставке 0%. При торговле внутри ЕАЭС нужно предоставить следующие документы:
- внешнеторговый контракт, подписанный сторонами;
- транспортные и сопроводительные документы сделки;
- таможенные документы на ввоз товара на территорию страны;
- подтверждение импортером косвенных налоговых платежей.
Если пакет документов не собран вовремя
В п. 9 ст. 165 НК РФ также прописано, что если по истечении 180 дней с даты выпуска товаров на экспорт региональными таможенными органами организация-экспортер не сможет собрать и представить в налоговую инспекцию вышеуказанные документы, она обязана исчислить НДС с осуществленной экспортной операции по ставкам 10 или 18% соответственно — в зависимости от того, какая ставка НДС должна применяться к вывезенным на экспорт товарам согласно п. п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ.
При этом, согласно п. 9 ст. 167 НК РФ, в подобной ситуации моментом определения налоговой базы считается день отгрузки. Следовательно, в случае, если пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, операции по реализации данных товаров подлежат включению в декларацию по ставке 0% за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. Данные разъяснения даны и в Порядке заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденном Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н.
Таким образом, если на 181-й день полный пакет документов не собран, необходимо подать уточненную декларацию за тот месяц, в котором была произведена отгрузка данных товаров на экспорт — а было это полгода назад. При этом нужно также учитывать, что уточненные декларации следует подавать не по форме, которая действует в момент подачи декларации, а по форме, которая действовала в том периоде, за который подается уточненная декларация.
Исчисление НДС с авансов, полученных от иностранных покупателей
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров. Следовательно, с полученных авансов и предоплат организация обязана уплачивать НДС. Это касается и авансов, получаемых от иностранных покупателей.
Правда, есть одно исключение — не нужно уплачивать НДС с авансов, полученных в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, если они включены в Перечень, утвержденный Правительством РФ. В частности, в настоящее время действует Перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602. Тем же документом утвержден и Порядок определения налоговой базы в подобных случаях, в котором указано ограничение на применение данной льготы. Не уплачивать НДС с полученных авансов имеют право только те экспортеры, которые либо сами производят подлежащие экспорту товары, длительность производственного цикла которых составляет более шести месяцев, либо финансируют их производство в рамках реализации соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств.
Последний срок для доказательства нулевой ставки
Нужно подтвердить нулевую экспортную ставку не позже чем через 180 календарных дней с даты нанесения таможенного штампа на документы. Если не соблюден данный крайний срок, то компании придется не только оплачивать НДС по единым тарифам, но и подавать декларацию «объяснения». А также уплачивать штрафы за несвоевременную уплату налога. Аналогичное относится к положению, если по какой-нибудь причине на документах отсутствую таможенные штампы.
Касательно вычета входного НДС, даже если сроки соблюдены, а пакет документов соответствует требованиям закона, это не гарантирует, что нулевая ставка НДС при экспорте будет доказана. А налоговый орган примет решение о возмещении НДС. До настоящего времени мы говорим только о факте доказательства экспорта. Конечная цель еще далека: налоговым органам нужно провести проверку оригинальности документов, корректности их заполнения и выполнение условий закона. Необходимо проверить, чтобы экспортер не был в долгу перед бюджетом.