Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Придомовая территория. Правила содержания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.
Какие плюсы и минусы дает контроль над придомовой территорией
Преимущества в том, что собственники контролируют, какие объекты могут быть на территории, а какие нет: кафе и винные магазины теперь без ведома жильцов в доме не откроют. Также они сами могут решать, как благоустроить территорию, какие детские и спортивные площадки поставить, установить ли шлагбаум, сколько выделить мест под парковку. Жильцы даже могут сдавать в аренду объекты и землю во дворе. То есть это своего рода инвестиция в собственное жилье — при продаже квартиры она будет оцениваться выше. А если дом признают аварийным, то при назначении компенсации жильцам выплатят не только за квартиры, но и за придомовой участок.
Владельцы придомовой территории и их права
Участок возле частного или квартирного дома со всеми располагающимися на нем объектами может находиться в собственности одного человека. Ранее подобными вопросами интересовались немногие, но в последнее время хозяева стараются оформить документацию на владение придомовой территорией. Чтобы получить подробную информацию, нужно обратиться в органы кадастрового учета. Если участок был выкуплен или распределен до 2005 года, а именно до введения Жилищного кодекса, то оформить право собственности можно на бесплатном основании. Если таких документов не имеется у владельца, то можно самостоятельно установить границы, которые должны принадлежать хозяевам.
Придомовая территория с другими объектами коммунальной собственности
Если придомовая территория прописана за определенным собственником, то другие могут пользоваться данным участком с соответствующим разрешением. Фактически третьи лица не могут строить или пользоваться придомовой территорией без разрешения владельца. Относительно многоквартирных домов — придомовой участок должен распределяться между всеми жильцами. Пределы таких границ определяются жилой площадью квартиры.
Некоторые участки придомовой территории могут сдаваться в аренду.
Экологизация городского пространства
Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.
Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:
- шума и ветра,
- солнца,
- выхлопных газов.
Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.
Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.
Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:
- вначале определяется тип двора,
- проводится зонирование площадки,
- вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
- совместно разрабатывается и утверждается проект,
- проект реализуется также совместными силами.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Когда придомовая территория предоставлена ТСЖ, ЖСК, УК на праве пользования, то торопиться с созданием парковок, спортивных площадок и т. п. не стоит. Тем более если в договоре с городом у землепользователей нет такого права. Иначе любой желающий сможет оспорить в судебном порядке любые инициативы жильцов.
В этом случае на общем собрании собственников следует принять решение об оформлении придомовой территории в общедолевую собственность и избрать уполномоченное лицо, которое приступит к сбору необходимых документов. В ТСЖ, ЖСК обычно это члены правления. В УК – специалисты этой организации.
В районных судах Петербурга ежемесячно рассматриваются три-пять дел по оспариванию законности создания парковок. В половине случаев суд встает на сторону истца
Стоит признать, что чиновники не слишком охотно оформляют в общедолевую собственность придомовые участки в центральной части города, а также в районах давно сложившейся застройки – здесь зачастую собственникам предлагается межевать участки под обрез жилого здания. Не исключено, что для дома с историей необходимо будет поднимать множество архивных справок, и придется отстаивать свои права на землю в судебном порядке. Лучше всего в таких случаях прибегнуть к услугами юристов.
Грамотное оформление надела в общедолевую собственность позволит, помимо всего прочего, избежать таких неприятностей, как уплотнительная застройка, вырубка деревьев и т. д. Нюансов в использовании собственниками придомового участка более чем достаточно, но отстаивать свои законные интересы можно и нужно.
Как определяется придомовая территория многоквартирного дома
Размеры придомового участка определяются при строительстве жилого дома на основе нормативных требований Градостроительного кодекса РФ, окружающей застройки, количества квартир и этажей, наличия предусмотренных проектом встроенных помещений общественного назначения, подъездных путей и т.п. Размеры придомовой территории определяют по специальным формулам.
Границы и площадь придомового земельного участка фиксируются в градостроительных планах города, техническом паспорте дома. Перед вводом дома в эксплуатацию все помещения дома и земельный участок проходят инвентаризацию, при этом составляется технический паспорт, а помещения дома и земельный участок ставятся на кадастровый учет.
В реальной практике в силу несовершенного учета объектов недвижимости или недобросовестности исполнителей в субъектах и муниципальных образованиях возникает ситуация, когда план отведенного при строительстве придомового земельного участка оказывается утерян или уничтожен, когда администрация муниципального образования, например, в силу только ей известной “целесообразности”, решила “оптимизировать” земельные участки вокруг многоквартирных домов, обрезав их по край наружной отмостки.
В таких домах права собственников оказываются нарушенными, они утрачивают возможность, предоставленную жилищным законодательством, по распоряжению своим первоначальным участком, ставится под угрозу качество проживания, возникает вероятность, что вблизи дома или даже вместо детской площадки появится торговый киоск, либо под лукавым предлогом развития предпринимательства будет выстроена коммерческая автомобильная стоянка. Соседние многоквартирные дома одного двора, где было создано общее ТСЖ (или могло бы быть создано), оказываются разделенными узкой полоской муниципальных земель, проходящих прямо через детские городки, спортивные площадки, места отдыха. Товарищества собственников жилья в таких домах, как бы хорошо они ни работали, государственная жилищная инспекция закроет при первой же проверке, поскольку дома утратили смежные границы, а это основное требование ст. 136 ЖК РФ при создании многодомных ТСЖ). В ситуации, когда хороших управленцев мало, особенно в малых городах России, такая практика бьет по самому чувствительному – вредит росту активности граждан, становлению ответственного собственника. У жителей исчезает интерес и практическая возможность создания специального счета капремонта. Словом, такая практика муниципального управления наносит ущерб сохранению жилого фонда в надлежащем состоянии и незаконна.
Помимо нарушения нормативных положений Градостроительного кодекса РФ, определяющего размеры земельного участка, для таких домов исчезают и смежные границы земельных участков с соседними домами, что формально приводит к нарушению требований ст. 136 ЖК РФ, установленных для многодомных ТСЖ (ТСН).
Если такое произошло, собственникам необходимо принять все меры для восстановления своих прав на землю.
Нормы обслуживания и благоустройства придомового участка
Обслуживание и благоустройство придомовой территории регламентируется Постановлением Правительства № 491, принятым в 2006 году. В этом нормативном акте разграничена ответственность собственников и управляющих организаций или ТСЖ.
Владельцы квартир в домах, согласно законодательству, вправе ограничивать совет дома в управлении придомовой территорией. Также они вправе делегировать обязанности по обслуживанию товариществу собственников жилья, управляющей компании.
Независимо от того, каким органом осуществляется управление придомовой территорией, осуществляться оно должно в рамках действующего законодательства, устанавливающего нормативы и правила в этой сфере.
Все изменения в конфигурации придомового участка, в том числе возведение и снос строений, должны отражаться на кадастровом плане. Также они подлежат согласованию и документальному оформлению.
Благоустройство придомового участка должно осуществляться управляющей компанией. При этом жильцы дома вправе следить и контролировать ее действия, проверять выполнение и качество тех или иных работ.
В целях благоустройства придомовой территории, как правило, проводятся следующие работы и мероприятия:
- обустройство и ремонт детских, спортивных и развлекательных площадок;
- ремонт и обустройство иных объектов, которые расположены в пределах придомовой территории;
- уборка и иные санитарные мероприятия на участке придомовой территории.
Уборка включает в себя мероприятия, перечень которых различается в зависимости от времени года. Так, в зимний период проводятся следующие работы:
- уборка снега с пешеходных дорожек, а также в зонах проезда автомобилей;
- очистка крыльца от ледяных наслоений;
- обработка пешеходных дорожек песком и иными противоскользящими средствами.
В теплое время года должны проводиться следующие мероприятия:
- уборка листвы, сломанных насаждений;
- посадка растений в клумбы, уход за ними, полив и иные мероприятия по озеленению местности;
- ремонт детских площадок, в том числе покраска и устранение дефектов;
- уборка мусора на придомовой территории;
- обрезка кустарников.
Нарушения использования придомовой территории
Самое распространенное нарушение, связанное с неправильным использованием придомовой территории – ограничение прав других граждан.
При установке заграждений, либо иных ограничивающих доступ устройств важно соблюсти права других граждан. Практике известные случаи, когда пострадавшие от незаконных действий лица обращались в суд и получали крупную денежную компенсацию, выплачивать которую обязаны все жители дома. Решение об установке любого запирающего устройства должно быть принято на собрании жильцов (не менее 2/3 отданных ). Если территория принадлежит сразу нескольким МКД, такое решение принимается совместно. В некоторых случаях часть земли является собственностью органов муниципальной власти, поэтому предварительно нужно получить разрешение в местной администрации. Требования к самим заграждающим устройствам установлены в Приказе Минстроя № 972. Во избежание принудительного сноса необходимо соблюсти данные положения.
👉 Мнение сочувствующих
А я считаю, что надо запрещать вход на детскую площадку для чужих. Пусть каждый играет в своем дворе! Вот у нас установили новую хорошую площадку и сразу появилось полно непрошеных «гостей». Если маленькие дети ничего не портят – поиграют немного и уйдут, то те, кто постарше, постоянно ломают оборудование. Вот недавно сломали лестницу на горку. Почему наши дети должны страдать? Пусть ломают в своем дворе!
— Татьяна, 28 лет, сыну 3 года. Мама в декрете
Какой кошмар. Я прожила столько лет и никогда бы не пришло в голову, что можно выгонять маленького ребенка с мамой с детской площадки. Чем им дети уже помешали? Не понимаю, какой вред этим родителям может причинить ребенок, катясь в горке или сидя в песочнице. Когда нужно отстаивать свои права, эти люди обычно молчат.
— Ольга Александровна, 53 года. Домохозяйка
Читаю и думаю, как хорошо, что у нас квартира в закрытом жилом комплексе. Живем здесь уже три года и площадка, как новенькая. Нам и не хочется с детьми никуда уходить.
— Светлана, 26 лет, мама малышей 3 и 5 лет. Мама в декрете
Можно ли приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома?
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, жильцы дома, владеющие квартирами на основании права собственности, автоматически являются совладельцами всех нежилых помещений и земли под домом, а также вокруг него. Таким образом, приватизация участка как таковая вообще не требуется, это уже сделано. Однако данный момент актуален только для сравнительно новых строений, возведенных после 2005 года.
А вот если дом был построен раньше, есть вероятность, что на него не был оформлен кадастровый паспорт, не было переоформлено право собственности и территория до сих пор принадлежит муниципалитету. В такой ситуации уже придется заниматься данным вопросом, чтобы получить землю в собственность.
К нежилым помещениям, находящимся в общей долевой собственности всех жильцов не относятся те из них, которые предназначаются для обслуживания хотя бы двух квартир. Пример: лифты, лестничные площадки, помещения, отданные под коммуникации, трубы, проводку, электроподстанции и так далее.
Кто может выступить с инициативой приватизации
Относительно земельных участков под многоквартирными строениями, что сформировались до весны 2005 года, или тех, что уже зарегистрированы в Росреестре, они принадлежат владельцам квартир. Собственники выступают совладельцами земли, на которой возведён такой дом и постройки рядом с ним.
Формирование земельного участка под многоквартирным домом, если он не занесён в Росреестр недвижимости, требует активных действий со стороны владельцев квартир. Выступать с инициативой может любой собственник помещения.
Что касается новостроек, оформление кадастрового паспорта и внесение в Реестр участка и дома происходит ещё на этапе отвода надела под строительство. Поэтому на сегодняшний день, покупая квартиру в новостройке, можно быть уверенным, что придомовой участок уже приватизирован.
Можно выделить следующие группы лиц, которым предоставлено право выступить с инициативой приватизации:
- застройщик;
- собрание владельцев жилых помещений;
- лицо или компания, уполномоченные жильцами на представление их интересов и организацию деятельности на участке;
- единоличный собственник или группа владельцев квартир.
Инициатором приватизации может выступить любое лицо, владеющее недвижимостью в многоквартирном доме. На сегодняшний день новостройки ставит на учёт сам застройщик.
Как определяется размер и границы
Под каждым МКД образуются отдельные земельные участки с четко определенными границами. Они не должны нарушать права третьих лиц: например, не допускается, чтобы граница формируемого участка проходила по территории собственника другого участка.
Какие еще есть условия:
- Нежелательно включать в границы участка земли, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общедомовому имуществу.
- В состав формируемого участка не могут входить земли общего пользования.
- Размер формируемой территории устанавливается, исходя из площади МКД, то есть суммарной площади всех квартир и нежилых помещений.
- При определении размера должны учитываться территории, которые нужны для обеспечения нормальной работы инженерных систем. Обязательно соблюдать санитарные нормы, требования пожарной безопасности, нормы градостроительного законодательства.
Определение минимального и максимального размеров
Не устанавливаются строгие нормы по метражу и форме территории. Многоэтажные дома возводят в районах с разными особенностями и условиями, а также на различной площади. Застройщик не во всех случаях может подобрать участок, отвечающий требованиям будущих собственников.
Устанавливается понятие минимального размера, необходимого для обеспечения потребностей проживающих лиц. Он составляет площадь дома. В результате получается, что при выходе из подъезда собственники фактически оказываются не на своей территории.
Максимальная площадь варьируется. Она может ограничиваться только соседними постройками, входящими в межевой план и инфраструктуру дома. Законом не устанавливаются конкретные ограничения.
Жильцов часто интересует, каким образом увеличить площадь территории. Это возможно, обратившись к сотрудникам управляющей компании. Существует два способа реализации этой задумки:
- Аренда соседнего участка. С муниципалитетом заключается официальный договор аренды, за который необходимо вносить регулярные платежи.
- Выкуп участка. Жильцы станут полноправными владельцами и будут распоряжаться новой территорией по своему усмотрению.
Работы по межеванию помогают установить точные границы участков в частном секторе и понять, сколько метров от дома считается придомовая территория частного дома в деревне. Без этого невозможны любые значимые действия с землей (покупка, продажа, аренда). Межевание проводится с учетом прав собственников, а результаты оформляются юридически; к нему прибегают в следующих случаях:
- Если вы собираетесь выкупить участок с оформлением его в собственность.
- При оформлении аренды.
- Когда между соседями возникает спор по поводу границ.
Межевание проводят по следующему плану:
- Заключают соглашение о границах участка со всеми заинтересованными соседями. Лучше оформить его письменно, чтобы кто-то из сторон не смог внезапно изменить свое мнение.
- Специалисты проводят межевание.
- Проводят собрание собственников-интересантов, на котором согласовывают результат межевания. Важно, чтобы все участники знали о месте и времени сбора за 30 дней.
- Составляют Акт согласования границ земельного участка. Если кто-то из заранее приглашенных отсутствует на собрании, межевание все равно будет считаться согласованным.
Пространство придомовой территории: стандартные размеры
Основополагающий вопрос заключается в том, сколько метров от забора считается частной собственностью. Другими словами, какая площадь прилегающего к забору пространства может стать придомовой территорией. В каждом регионе правила разрабатывают самостоятельно, с учетом местной специфики (верхней границы формально не существует).
В среднем увеличить земельный надел за счет прилегающей территории можно не более чем на полтора-два метра от ограды. Хозяин, желающий распоряжаться этой полосой земли, должен сначала оформить ее в собственность или арендовать. После приватизации в кадастровом паспорте появляется соответствующая отметка.
При определении ширины полосы вдоль забора в расчет берут площадь уже имеющихся владений. Иногда такое пространство передается в общее пользование соседям. Что касается многоквартирных домов, придомовой считается территория, которая может передаваться в общее пользование владельцам квартир без ущемления прав жильцов соседних МКД.
Как оформить границы придомовой территории многоквартирного дома: 5 шагов
1. Провести собрание собственников квартир с явкой не менее 50% и выделить лицо, ответственное за подачу заявки.
2. Обратиться в департамент земельных ресурсов и подать заявку.
3. Обратиться в органы местного самоуправления или МФЦ и подать заявку на формирование участка и утверждение проекта границ.
4. Органы МСУ, руководствуясь методическими рекомендациями по формированию придомовых территорий, проводят межевание и устанавливают границы участка. Согласно закону, сформированная территория, поставленная на учет в кадастровой организации, переходит в пользование владельцев квартир.
5. Зарегистрировать участок в Управлении регистрационной службы, чтобы исключить регистрацию третьими лицами.