Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии банкротства юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.
Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.
Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.
Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.
Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).
Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:
- установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
- предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
- введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
- создании системы мер для возрождения бизнеса;
- создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
- создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
- ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
- сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
- создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.
Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.
Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.
Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).
Закон о банкротстве 1992 г. делил процедуры банкротства на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвидационные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства. Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре процедуры для юридических лиц и две — для должников-граждан. Общими являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествовали наблюдение и внешнее управление. Кроме того, закон содержал указание на то, что в отношении должника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (о банкротстве отсутствующего и ликвидируемого должника), а также о процедуре добровольного объявления должника о своем банкротстве.
Действующий Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру — финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.
Структура Закона «О несостоятельности (банкротства) – Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов. Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде. Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Что такое банкротство юридического лица? Это невозможность отвечать по своим обязательствам в деньгах, в число которых входит:
- перечисление заработной платы;
- уплата обязательных налогов и сборов;
- задолженность контрагентам по поставкам и услугам;
- погашение кредитов, займов и процентов по ним.
Принято выделять 4 вида банкротства предприятия:
- Реальное, когда юридическое лицо не может восстановить финансовое положение даже после финансового оздоровления. У него остаётся один выход — ликвидировать компанию;
- Техническое. Возникает если юридическое лицо имеет просрочку по задолженности, но при этом объём его активов выше, чем сумма долговых обязательств. После проведения оздоровительных процедур и реализации активов компания может выйти из состояния банкротства и продолжить работу;
- Фиктивное, когда юридическое лицо специально подаёт заведомо ложную информацию о своём плохом финансовом положении;
- Преднамеренное. Такое умышленное банкротство подразумевает, что руководство юридического лица специально доводит его до критического состояния, чтобы объявить себя банкротом.
Стадии процедуры банкротства юридических лиц
Процедура банкротства состоит из четырёх основных этапов:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление (санация);
- внешнее управление;
- конкурсное производство.
Последствия банкротства юридического лица
Официальное признание банкротом юридического лица влечет за собой исключение компании-должника из Единого госреестра (ЕГРЮЛ) с полным завершением финансово-хозяйственной деятельности. В процессе банкротства применяются действия по финансовому оздоровлению с целью реанимации компании, погашения долгов и возврата к прибыльному функционированию.
К основным последствиям признания банкротом юридического лица можно отнести:
- Соразмерное погашение предъявленных кредиторами требований;
- Полное списание оставшихся долгов при отсутствии средств для их погашения;
- Ликвидацию фирмы из ЕГРЮЛ.
Когда банкротство единственный выход?
Долгов набрано столько, что расплатиться по ним предприятие не сможет, даже если продаст все свое имущество? Других вариантов, кроме банкротства у руководства ООО нет.
Привести к такому плачевному итогу могут разные причины:
- санкции и последствия экономического кризиса в стране;
- инфляция скушала всю прибыль;
- топ-менеджеры избрали ошибочную стратегию развития;
- руководить компанией поставили не специалиста, а блатника.
Закон описывает несколько признаков несостоятельности, при появлении которых руководство ООО обязано подавать заявление на банкротство:
- общая сумма материальных обязательств перед всеми кредиторами (включая ФНС, ФСС, ПФР) превышает триста тысяч рублей (по отношению к каждому кредитору долг выше десяти тысяч рублей);
- за последние три месяца никому из заимодавцев компанией-должником не было выплачено ни копейки;
- зарплата работникам фирмы, а также прочие полагающиеся выплаты также не производятся длительный срок.
Если признаки банкротства предприятия налицо, а руководство медлит с обращением в арбитражный суд по поводу признания банкротства, оно рискует попасть под действие статей —.
Сколько стоит банкротство юрлица?
Процедуру банкротства ни для физлица, ни для компании дешевой назвать не получится. Выглядит такая ситуация цинично, когда с нищего требуют деньги за официальное признание его таковым. Но это дела не меняет:
- с шестью тысячами рублей сразу придется расстаться юрлицу за оплату госпошлины;
- от 30000р стоят услуги финуправа (в месяц);
- 3000р потребует обязательная публикация сведений о банкротстве в реестре банкротов, плюс 10000-20000р за публикации в «Коммерсанте»;
- довольно весомую сумму в итоге придется отдать за переписку с кредиторами посредством заказных писем, заверение копий документов у нотариуса, оплату услуг независимого оценщика, аудитора и пр.
Минимальная сумма, в которую выльется банкротство юрлица составит порядка 250000р.
Если таких денег на момент подачи заявления о банкротстве у юрлица нет, ему надо приложить к иску ходатайство о рассрочке.
Как происходит банкротство муниципального предприятия
Муниципальное предприятие отличается от обычного тем, что учредителем его выступает муниципалитет, а всю управленческую работу выполняет наемный менеджер. Он не является собственником имущества, а лишь распоряжается им по праву оперативного управления.
Банкротство муниципального предприятия от банкротства частного отличается только тем, что гендиректор первого, в отличие от второго, не может подавать самостоятельно иск о банкротстве. Закон обязывает его уведомить о грядущем банкротстве муниципалитет, т.е. владельца имущества предприятия. Если собственник не возражает против банкротства, то гендиректор отправляется с заявлением в арбитраж. Срок тот же — месяц с момента, когда стало известно о наличии основных признаков банкротства.
Инициатором банкротства при этом считают собственника имущества, а не менеджера.
Банкротство предприятия
Официальное банкротство юридических лиц является единственным способом полностью рассчитаться с кредиторами по долгам путем оздоровления предприятия и осуществления расчетов или через окончательную ликвидацию бизнеса. Согласно нормам действующего российского законодательства, только проведение процедуры несостоятельности предоставляет гарантии должнику и его кредиторам, а также позволяет сохранить часть активов и предотвращает наступление субсидиарной ответственности, которая неизбежна, если фирма закрывается альтернативными способами.
Признать банкротство предприятия можно не во всех случаях, а только при соблюдении ряда обязательных требований. Основания прописаны в Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Разберемся, как проходит банкротство юр лиц, какие этапы включает и кем может быть инициировано.
Кто может объявить себя банкротом
Процедуру банкротства может начать любой гражданин, у которого есть невыплаченные долги. Экономическая сущность задолженности при этом может быть любой — как перед банком, так и перед другими компаниями, государством или частными лицами.
Для инициирования процедуры заемщиком необходимо выполнение ряда условий, которые будут свидетельствовать о финансовой несостоятельности:
- заемщик перестал делать взносы по взятым ранее обязательствам, из-за чего образовалась просрочка,
- официальных доходов заемщика недостаточно даже для оплаты 10% обязательных ежемесячных платежей,
- общий размер задолженности превышает оценочную стоимость имущества заемщика.
- заемщик ранее пытался сам решить проблему с кредиторами. Также он должен быть трудоустроен или быть на учете службы занятости, и не скрывать свои доходы и имущество.
Кроме того, банкротом может стать физическое лицо, у которого есть препятствия для исполнения своих обязательств — например, он был уволен с работы, тяжело заболел, пострадал от стихийного бедствия и др.
Конкурсное производство
Конкурсное производство – это завершающая стадия процесса банкротства организации. Ее основная цель – адекватное удовлетворение требований, выдвигаемых кредиторами.
Базовыми особенностями конкурсного производства являются следующие:
- назначение конкурсного управляющего, который управляет принадлежащим должнику имуществом
- лишение организации-должника права управлять имуществом;
- приостановление делопроизводства по отдельным требованиям кредиторов;
- возможное оспаривание сделок должника, которые были им совершены до введения стадии конкурсного производства;
- создание из имущества, принадлежащего должнику, конкурсной массы;
- использование имущества, входящего в конкурсную массу, требований кредиторов.
Конкурсное производство может быть назначено на 1 год и продлено по решению суда максимум на 6 месяцев.
Полномочия конкурсного управляющего начинаются с момента его назначения судебным органом и завершаются только с окончанием всей стадии конкурсного производства. На этот период он получает исчерпывающий перечень полномочий по распоряжению принадлежащим организации-должнику имуществом.