ЖАЛОБА В ФАС. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ В ФАС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЖАЛОБА В ФАС. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ В ФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

Порядок рассмотрения спора

ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.

За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:

  • необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
  • обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.

ЖАЛОБЫ В ФАС НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ.

  1. Жалоба в ФАС на отклонение заявки по формальным основаниям, не относящимся к предмету закупки.
  2. Жалоба на ошибочное отклонение заявки (Техническая ошибка заказчика)
  3. Жалоба на неправомерное отклонение по основаниям отсутствующим в законодательстве о закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
  4. Жалоба на неполное или неверное составление и размещение протокола оценки и/или сопоставления заявок участников закупки.
  5. Жалоба на отсутствие обоснования при отклонении заявки, в протоколе имеется только ссылка на статью закона.
  6. Жалоба на создание искусственных барьеров для подачи жалобы.

Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе рассмотрения заявок -жалоба в УФАС на неправомерное отклонение заявки участника закупки и противозаконный недопуск к закупке.

В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИК ТАКЖЕ МОЖЕТ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАКУПКАХ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.

  1. Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
  2. Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
  3. Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
  4. Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
  5. Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
  6. Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
  7. Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
  8. Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
  9. Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.

В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.

Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.

У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.

Решение Омского УФАС России от 25 июля 2019 г. № 055/06/69-630/2019 (закупка № 0152200004719000941)

Комиссией УФАС установлено, что в составе заявки на участие в электронном аукционе заявителем был представлен договор субподряда, который не может являться подтверждением наличия соответствующего опыта выполнения работ, установленного постановлением Правительства РФ № 99.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

П. 1 ст. 706 ГК РФ предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ – это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком.

Из указанных норм следует, что постановлением Правительства РФ № 99 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика. Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой и практикой УФАС.

Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:

  • выбрать основания для обжалования;
  • собрать доказательства нарушения норм закона;
  • подготовить обращение;
  • передать бумаги в ФАС.

Шаг 1. Определите основания для обжалования.

В первую очередь вам нужно понять:

  • какие ваши права нарушены в процессе торгов;
  • какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
  • не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.

Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.

Шаг 2. Соберите доказательную базу.

Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:

  • закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
  • подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
  • разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  • судебной практики: решений и постановлений;
  • опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.

Досудебный (ведомственный) порядок обжалования

К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.

Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.

В ведомственном порядке можно оспаривать:

  1. Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
  2. Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.

Не получится оспорить в административном порядке:

  1. Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
  3. Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.

Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила

Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.

Читайте также:  Как вернуть подоходный налог за лечение зубов

1. Антимонопольная служба запустила новый сервис

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.

До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

срок обжалования аукциона — 10 дней

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

3.33. Комиссия при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки заслушивает пояснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц, а также передает копии пояснений и возражений на жалобу, представленных в письменной форме, представителям сторон и заинтересованных лиц, присутствующим на заседании Комиссии, испрашивает необходимые документы для ознакомления.

Комиссия вправе получать объяснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц по фактам, изложенным в жалобе, а также иным вопросам, связанным с размещением заказа, совершать иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки.

3.34. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комиссии.

При этом необходимо учитывать, что жалоба должна быть рассмотрена в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня ее поступления в контролирующий орган. Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит пять рабочих дней, не допускается.

При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с того момента, на котором заседание было прервано.

В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии или на заседание Комиссии явилась одна из сторон (Заказчик, оператор электронной площадки, заявитель), отсутствовавшие на заседании до объявления перерыва, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.

Обжалование по 44‑ФЗ: спорные вопросы

Само возражение на жалобу отправляется в ФАС. Следует знать, что в досудебном порядке на подачу заявления обжалования решения ФАС дается один месяц, а в судебном — три месяца. В досудебном разбирательстве санкции ФАС продолжают работать, в случае судебного разбирательства штрафные санкции замораживаются. Кроме того, досудебное обжалование направляется в вышестоящую структуру ФАС, а в при судебном — в арбитражный суд.

Документ можно оформить как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Жалоба будет отклонена, если текст составлен неряшливо, безграмотно, неразборчиво оформлен, содержит некорректные выражения и угрозы.

Прежде чем приступать к подготовке заявления заказчику потребуется учесть все правила согласно с которыми происходит оформление необходимых документов, указанных в ч 2 ст 106 44 ФЗ.
Сам ответ на претензию в ФАС должен быть создан на фирменном бланке со стороны заявителя и он обязан внести необходимые данные, к которым будут относиться:

  • данные организации-заказчика;
  • реквизиты по закупке;
  • информация об организации;
  • доказательства, которые подтвердят регламентированность и законность действий организации-заказчика.

Сам текст заявления включает в себя претензии, которые поступили в ФАС.
Но помимо этого от заказчика потребуется разбавить данный текст и внести в него пункт, в котором будут иметься доказательства совершенных собой действий.

К самом заявлению могут быть прикреплены приложения, к которым будут относиться:

  • документация к закупочной процедуре;
  • заявки, которые подавались участниками;
  • протоколы подведения результатов закупки и рассмотрения заявок;
  • видео и аудиозаписи, если они имеются;
  • остальные документы, которые могут понадобиться по требованию уполномоченных органов согласно с ч 3, 4 ст 106 44 ФЗ.

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), в связи с вступившими в силу 31.12.2017 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а также поступающими запросами о разъяснении применения норм Закона о закупках и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений части 10 статьи 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

1. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Читайте также:  Пенсионное обеспечение для жителей Самары и Самарской области в 2022 году

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона защите конкуренции.


Даны некоторые разъяснения по вопросу обжалования действий (бездействия) заказчиков в рамках Закона о контрактной системе.

Так, указано, что жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов. На основании последних комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной. При этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба на положения документации о закупке, поступившая от лица, не подававшего заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок оставляется без рассмотрения.

Заявитель направляет жалобу в антимонопольный орган согласно гл.6 ФЗ №44[1], Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2014 года. Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы)[2].

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов[3].

Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу. Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб. Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки). Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.

По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.

— заказчик исполнил предписание в полном объеме.

— заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.

— заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.

Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму. Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме. При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик

Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы. Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем. А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.

На практике это правило почти никогда не исполняется: в предписании указывается один срок, не позднее которого заказчик должен успеть выполнить предписание и отчитаться о его выполнении. Допустим, что заказчик выполнил все, что требовало предписание, отправил материалы в ФАС, отправил также туда письмо с просьбой об ускорении разблокирования, но нет ни ответа, ни привета.

Читайте также:  Льготы по оплате электроэнергии в 2020 году

Этому бездействию можно найти объяснение.

Этот специалист может уйти в отпуск, заболеть, умереть или погибнуть, наконец. И как тогда добиться разблокирования процедуры, если письмо о разблокировании не приходит и телефон выделенного специалиста не отвечает? А в подразделениях (или филиалах) ждут с нетерпением поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг. Да и победитель бесится. Он уже не верит, что договор (контракт) когда-либо будет заключен, не знает закупать ли ему товар для поставки или нет; начинать ли исполнение работ (указание услуг) под честное слово заказчика. А если еще окажется, что заказчик не выполнил предписание ФАС должным образом, победитель может беспокоиться, что тогда контракт вообще будет аннулирован. На самом деле этого не произойдет. Если предписание ФАС не предполагало отмену процедуры, а устранение нарушений, то даже при повторном неисполнении предписания она не будет отменена. Но в этом случае заказчик не минует суда, а руководитель его организации будет дисквалифицирован сроком на один год.

Они могут написать коллективную жалобу в прокуратуру (на ФАС можно подавать жалобу только в генеральную прокуратуру) в суд или в центральный аппарат (ФАС России). Генеральная прокуратура, скорее всего передаст жалобу в ФАС России, ФАС России постарается замять дело, поскольку проштрафилось его подразделение. И процесс разблокирования не ускорится. Подача жалобы на бездействие ФАС в арбитражный суд – вероятнее всего окажется самой эффективной. Заказчику не следует забывать, что если он пожалуется куда-либо на свою территориальную ФАС, то отношения с ней будут надолго испорчены. Да и победителю тоже, если он часто участвует в процедурах, проводимых заказчиками того же города, где проводилась обжалуемая процедура. Поэтому в случае если подписание контракта затянется по вине ФАС, автор советует проявить терпение. Даже если с момента публикации решения и предписания истек установленный законом срок – один месяц. Рано или поздно ответственный специалист появится на работе и разблокирование процедуры состоится. А срок действия договора (контракта) будет продлен с учетом дней просрочки и победитель успеет его исполнить.

  1. ФАС. Состав последовательность и сроки выполнения административных процедур
  2. ОТКЛОНЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАЯВОК
  3. ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
  4. Обязательная регистрация в ЕИС участников электронных процедур
  5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖАЛОБЩИКИ
  6. ЖАЛОБА ПОДАНА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОДАЧИ ЗАЯВОК
  7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В УФАС
  8. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В ФАС
  9. Как составить содержательную часть жалобы в ФАС на действия (бездействие) уполномоченного органа
  10. ПИСЬМО ФАС РФ ОТ 12.09.2019 № ИА/79982/19

Заявление об отзыве принимают в письменном виде, также участник закупки вправе отозвать жалобу на заседании комиссии УФАС.

Её можно отозвать в течение 5 дней: с момента её подачи вплоть до принятия решения комиссией контролирующего органа.

2 дня длится первичная обработка, в это время можно направить уведомление об отзыве, указав наименование заявителя, номер процедуры и дату направления жалобы.

По истечении двух дней документ уже поступает в работу, ему присваивается уникальный номер, назначается время и место для рассмотрения по существу. В таком случае тоже можно воспользоваться законным правом на отзыв, направив заявление в ФАС, либо дождаться рассмотрения и заявить о своём желании прекратить производство прямо во время комиссии.

Законодательное регулирование порядка отзыва жалобы из ФАС по 44-ФЗ

Законодатель в ст. 105 закона «О контрактной системе…» от № 44-ФЗ разъясняет, что лицо, подавшее жалобу в контролирующий орган (более подробно об этом органе можно прочитать в статье «Кто является контрольным органом в сфере закупок?»), в том числе ФАС, вправе отозвать документ до того, как он будет рассмотрен по существу и будет принято соответствующее решение.

Для того же, чтобы определить срок отзыва, необходимо обратиться к п. 5.7 методических рекомендаций, приведенных в письме ФАС РФ от № АЦ8325, где указано, что срок рассмотрения поданных жалоб не должен превышать 5 рабочих дней с момента их поступления. Соответственно, заявление должно быть подано в течение данного срока.

Подать заявление об отзыве гражданин/организация может как в письменном виде (путем передачи документа в ФАС), так и устно (на самом заседании). В последнем случае ходатайство будет занесено в протокол.

ВАЖНО! После отзыва жалобы заявитель теряет право обращаться в контролирующий орган по аналогичному основанию. Несмотря на то что законом установлен безусловный запрет на обращение с повторной жалобой, в нем ничего не говорится о судебном обжаловании действий/бездействия участников закупок. Таким образом, заявитель может подать иск в порядке главы 24 АПК РФ.

После принятия ходатайства об отзыве жалобы ФАС не позже 2 рабочих дней обязан уведомить других участников спора о том, что производство по жалобе прекращено. Данные сведения также должны быть размещены в единой информационной системе и доступны для ознакомления.

ВАЖНО! Несмотря на отзыв жалобы заявителем, ФАС в порядке, предусмотренном законом № 44-ФЗ, вправе провести внеплановую проверку, если в жалобе было указано на нарушение законодательства, заслуживающее внимания.

Образец заявления об отзыве можно скачать здесь.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю. Подписаться С условиями обработки персональных данных согласен

Зачем отзывать жалобу?

Пример: вашу заявку, по вашему мнению, незаконно отклонили на каком-либо из этапов закупки. Не разобравшись в причинах и следствиях, или из-за банальной юридической неграмотности, вы написали жалобу и отправили её, и уже после того, как вы это сделали, поняли, что отклонили вас все-таки абсолютно законно.

Пример: вы подали запрос на разъяснение документации, но Заказчик не ответил вам на ваш запрос в регламентированное время. Однако, после того как вы отправили жалобу, вы поняли, что Заказчик все-таки уложился в срок и ответил на запрос.

Согласитесь, совсем не хочется выглядеть глупо на заседании, обжалуя очевидно законные действия. Кроме того, следует помнить о том, что если вы Поставщик, то ваша жалоба не обязывает вас ровным счетом ни к чему, в то время как сторона, на которую вы подали жалобу, обязана явиться на Заседание под угрозой крупного штрафа. Вы, как податель жалобы, конечно, можете вообще не явиться на заседание комиссии ФАС, но репутационные потери, если они для вас что-то значат, в таком случае неизбежны.

Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:

  1. Через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]