Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первоначальная постановка граждан на воинский учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.
Как вести карточки по воинскому учёту
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
- личные данные сотрудников;
- сведения о воинском учёте;
- сведения о приёмах и об увольнениях.
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).
Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:
- которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
- снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.
Что необходимо сделать организациям
Если в компании до сегодняшнего дня не налажено ведение воинского учета работников, следует это сделать. Положительным моментом является то, что если организация никогда не вела воинский учет, но с определенной даты начала: оформила необходимые документы и стала подавать соответствующие сведения – само по себе не ведение воинского учета до этой даты не является основанием для привлечения организации к административной ответственности.
С проверкой ведения воинского учета прийти в любую организацию, даже если она никогда не заявляла о себе в военкомате. И если организация заявила о себе – это вовсе не значит, что к ней непременно придет такая проверка. На работников, подлежащих воинскому учету необходимо оформить карточки гражданина, подлежащего воинскому призыву, по форме № 10, провести сверку документов воинского учета.
Предоставление информации в военные комиссариаты
Каждая организация обязана ежегодно представлять в военные комиссариаты следующие сведения в следующие сроки:
Описание сведений | Форма представления | Срок представления |
Сведения о приеме на работу (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету (пп. “а” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “а” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение № 9 к Методическим рекомендациям | В течение 2-х недель с даты приема на работу и увольнения с работы |
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (пп. “б” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “б” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение N 10 к Методическим рекомендациям | В течение 2-х недель с даты получения запроса из соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления |
Список граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (пп. “в” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “в” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение N 11 к Методическим рекомендациям | Ежегодно, до 15 сентября |
Список граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (пп. “в” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “в” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение N 11 к Методическим рекомендациям | Ежегодно, до 1 ноября |
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания (в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания), состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете (пп. “е” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “е” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение N 2 к Порядку информирования военных комиссариатов (Приложение N 13 к Методическим рекомендациям) | В течение 2-х недель |
Порядок и особенности первоначальной постановки молодого человека на воинский учет
Чаще всего, старшеклассники еще до окончания школы начинают планировать свое будущее, которое далеко не всегда связано с армией. Некоторые, выбрав профессию, собираются продолжать образование, поступив в ВУЗ, либо колледж и получив отсрочку.
Определенная категория школьников вместе с родителями прорабатывает стратегию «откоса», изучая всевозможные пути и способы, позволяющие избежать службы.
Получив повестку и узнав о необходимости встать на первоначальный учет, многие воспринимают предстоящую процедуру, как первый этап призыва, после которого юноша точно отправится в армию. Существующее мнение ошибочно.
На самом деле, цель данного мероприятия, это внесение юноши в базу данных, анализ полученной информации о потенциальном новобранце и составление заключения о его годности или напротив, не годности к службе.
Военкоматом в предусмотренный законом период, создается специальная приписная комиссия, которая принимает предварительное решение о возможности призыва или необходимости последующего освобождения от несения воинской обязанности.
Категории годности к военной службе
В результате проведения военно-врачебной экспертизы (в рамках комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет) каждому гражданину присваивается категория годности к военной службе.
Каждая категория, как и расписание болезней, подробно расписана в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее — Положение).
Согласно п. 2 приложения к Положению всего есть 5 категорий годности:
- А — гражданин годен к службе;
- Б — у гражданина есть незначительные ограничения по военной службе;
- В — граждане не служат в мирное время, но в военное их призовут;
- Г — по состоянию здоровья в настоящее время гражданин служить не может, но по истечении определенного срока снова будет проходить ВВК;
- Д — гражданин абсолютно не годен к военной службе ни в мирное, ни в военное время.
Как происходит процедура постановки на воинский учет
В пункте 53 Положения о воинском учете сказано, что военнообязанные граждане должны лично приходить в военкомат для постановки и снятия с воинского учета.
Для этого юноше следует подать заранее подготовленное заявление в двух экземплярах о постановке на учет в отдел делопроизводства военкомата.
Первый подписанный экземпляр подается должностному лицу. Второй подписанный экземпляр подается для выставления на нем отметки о принятии, после чего его должны вернуть заявителю. Это будет подтверждением того, что вы пришли в военкомат в этот день для постановки на воинский учет.
После подачи заявления сведения о новом призывнике будут внесены в учетные документы военного комиссариата. Сейчас нормативно-правовой акт, регулирующий формы этих учетных документов, утратил юридическую силу, а новый акт пока не выпустили. Ранее сведения вносились в учетно-алфавитную книгу.
Индикатором успешной постановки на воинский учет будет отметка в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В соответствующем разделе ставится угловой штамп с наименованием военного комиссариата и датой постановки на учет.
После успешного прикрепления к военкомату гражданину могут вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Обязанности граждан РФ по воинскому учету
Лица, подлежащие ВУ в Российской Федерации, обязаны:
- Быть зарегестрированными в военном комиссариате по месту жительства, в органах местного самоуправления в населенных пунктах, где нет комиссариатов, в Службе внешней разведки России или органах ФСБРФ в случае, если гражданин является офицером или пребывает в запасе данных структур. Для становления на ВУ обычных граждан производится первоначальная постановка на воинский учет в 16 лет.
- Являться по вызову в орган, реализующий воинский учет, в назначенное время, взяв с собой военный билет или удостоверение лица, подлежащего призыву на службу, паспорт и водительские права (при их наличии).
- В случаях увольнения в запас явиться в комиссариат по месту проживания для постановки на ВУ на протяжении 2-х недель с момента отчисления из списков граждан, входящих в личный состав воинской части.
- Сообщать в орган, производящий воинский учет, сведения о смене семейного положения, места работы, занимаемой должности, образования, места проживания в пределах района, города, не имеющего районного деления или муниципального образования, не позднее 2-х недель с момента их наступления.
- Производить снятие с ВУ при переезде на другое место жительства или пункт пребывания на срок более 3-х месяцев, при выезде заграницу на период более 6-ти месяцев, а также становиться на учет на территории нового места нахождения не позднее 2-х недель с момента прибытия или возвращения в Россию.
- Сохранять военный билет в хорошем состоянии, а в случае его утраты на протяжении двух недель обратиться за его восстановлением в комиссариат.
Кого будем учитывать?
Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями, а за его состояние отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения).
Первым делом определим, кто подлежит воинскому учету. В соответствии с п. 14 Положения это:
А) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);
Б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные):
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас;
— успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные учреждения;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу.
Кроме этого, необходимо учитывать женщин, имеющих военно-учетные специальности согласно приложению к Положению (оператор ЭВМ, метеоролог, синоптик, фельдшер, фельдшер-лаборант, младший фармацевт, фармацевт, зубной врач, зубной техник, рентгенолаборант и пр.).
К сведению. Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций).
В то же время п. 15 Положения установлены категории граждан, которые не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях:
1. Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ.
2. Проходящие военную службу.
3. Отбывающие наказание в виде лишения свободы.
4. Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности.
5. Постоянно проживающие за пределами РФ.
6. Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.
Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организации
Обязанности работника, осуществляющего воинский учет в организации, устанавливаются как Положением, так и Рекомендациями. Так, в соответствии с п. 30 Положения лица, осуществляющие воинский учет в организациях, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы должны:
1. Проверять у граждан, принимаемых на работу:
— наличие в паспортах отметок об их отношении к воинской обязанности;
— наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
— наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).
2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.
3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществлять контроль за их исполнением.
4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета.
Обратите внимание! Работники, ответственные за ведение воинского учета, определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на такой учет, а также ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет (п. 28 Рекомендаций).
Кроме этого, ответственные за ведение воинского учета на основании п. 32 Положения для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках и документах воинского учета:
— направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений);
— в случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представляют ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (по форме приложения 11 к Рекомендациям), а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (по форме приложения 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 );
— сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Примечание. Переписка по воинскому учету работников должна храниться в организации в течение трех лет (ст. 690 Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558).
К сведению. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка по форме, установленной в приложении 14 к Рекомендациям (п. 30 Рекомендаций).
Примечание. Вышеназванные обязанности работника, ответственного за ведение воинского учета, обязательно включаются в его должностную инструкцию и трудовой договор.
Отметим, что формы отчетов, списков и уведомлений, предоставляемых работниками организации в военкоматы, а также иных документов, необходимых для работы лица, ответственного за ведение воинского учета, приведены в приложениях к Рекомендациям. Например, сообщение о приеме и увольнении сотрудников, подлежащих в��инскому учету, ответственный за ведение воинского учета должен составить по форме, установленной приложением 9 к Рекомендациям. Такое сообщение составляется в двух экземплярах: один направляется в военкомат по месту жительства работника, а второй помещается в дело по переписке с военкоматом.
Сообщения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения, должности, места жительства составляются по форме приложения 13 к Рекомендациям, регистрируются в журнале исходящей документации и направляются в военкомат заказным письмом с уведомлением о вручении.
К сведению. При приеме сотрудника на работу кадровик обязан проверить документы воинского учета (военные билеты, временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу) на соответствие их паспортным данным. При обнаружении неточных или неверных сведений владельца документа отправляют в военкомат.
Необходимо заполнить раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма Т-2 ГС (МС)). Затем в двухнедельный срок нужно сообщить о приеме военнообязанных граждан в военкомат.
Повторим, что в каждой организации должна быть картотека личных карточек на военнообязанных работников. Как заполнять такие карточки, рассказывать не будем, это предмет отдельной статьи. А вот порядок их хранения требует уточнения.
Итак, личные карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы отдельной картотеки:
Первый раздел — личные карточки на офицеров запаса;
Второй раздел — на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
Третий раздел — на военнообязанных запаса женского пола;
Четвертый раздел — на призывников.
Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, составляется по алфавиту.
Если в учреждении состоят на воинском учете более 500 граждан, возможно выделение дополнительного, пятого раздела — для личных карточек военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах об их вручении. Этот раздел составляется по командам (партиям) на основании данных пп. «а» п. 7 раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки, а в командах — по алфавиту.
Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе. При этом в п. 8 раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек данных граждан ставятся соответствующие отметки:
— «снят с воинского учета по возрасту» — у граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе;
— «снят с воинского учета по состоянию здоровья» — у граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья.
При увольнении граждан с работы личные карточки военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.
Лица, подлежащие воинскому учету, при получении повестки из комиссариата обязаны лично явиться в указанное место в назначенное время. В случае неявки предполагается привлечение к административной ответственности и выплате штрафа в размере 500 руб.
В течение двух дней с момента исключения из списка личного состава (в связи с увольнением или зачислением в запас ВС РФ) необходимо явиться в военкомат для постановки на военный учет. Если вы решили изменить место проживания, об этом нужно сообщить в течение двух недель в орган местного самоуправления, в компетенции которого проведение учета.
Потеряв военник или удостоверение, в обязанности гражданина входит обратиться для восстановления документов (выдают новые взамен потерянным) в ту же структуру самоуправления (в двухнедельный срок с момента обнаружения потери).
Если на момент призывной кампании мужчины, подлежащие призыву, покидают страну на срок более 3 месяцев, нужно снова отправиться в комиссариат либо в другой исполнительный орган власти, в полномочия которого входит проведение учета.
Итак, если вы состоите на воинском учете, и, получив повестку, думаете не явиться в военкомат, высок риск того, что ваше личное дело окажется в органах местного контроля. На них будет возложена задача розыска «уклониста».
Самым частым видом нарушений, которые квалифицируются, как неисполнение обязанностей по военному учету, является неявка по требованию военного комиссариата. Вторым по популярности нарушением считается просрочка при постановке на общий воинский учет. Зачастую граждане не ставят перед собой цель умышленного нарушения закона, поэтому интересуются, каковы меры наказания за тот или иной поступок.
Прежде всего, каждый обязан знать, что существуют уважительные причины, которые представители военного комиссариата рассматривают в персональном порядке. Это тяжелое заболевание, увечье, похороны близкого родственника, препятствие непреодолимой силы или ряд причин, которые согласуются индивидуально.
В зависимости от степени нарушения к призывнику могут быть применены меры административного или уголовного наказания. Это штраф установленного размера, штраф, равный 18 размерам МРОТ, лишение свободы.
Какие преимущества даёт военный билет?
Если у гражданина есть на руках военный билет рядового запаса, это означает, что он уже не подлежит призыву на срочную военную службу, службу в резерве. Это очень важное отличие в случае зачисления в запас до достижения 27 лет по состоянию здоровья.
Злоумышленники могут прибегать к самым коварным уловкам с целью изъять военный билет у такого гражданина. Обман, гипноз, запугивание и даже физическое воздействие — всё это может быть применено к доверчивому рядовому запаса с целью лишить его основного достоинства!
Граждане, зачисленные в запас по состоянию здоровья (рядовые запаса с НГМ), могут найти на странице 19 военного билета сведения о том, когда и каким решением призывной комиссии они были признаны негодными и зачислены в запас. Эти сведения не будет лишним записать где-нибудь или сфотографировать, в частности, дата принятия решения призывной комиссии позволит определить точную дату, с которой можно будет проходить переосвидетельствование, если нет освобождения от него.
Если рядовой запаса освобожден от прохождения переосвидетельствования, то никаких записей об этом, включая запись о сроке проведения следующего переосвидетельствования, в военном билете быть не должно (иногда в нарушение порядка заполнения военного билета такие записи вносятся).
«У меня есть военный билет, потому что я военнообязанный» — верное утверждение, «Я военнообязанный, потому что у меня есть военный билет» — неверное. Потеряв военный билет, вы не перестанете являться военнообязанным, а лишь потеряете документальное подтверждение данного статуса (в связи с чем вам придется срочно обращаться в военкомат с заявлением для выдачи дубликата военного билета либо временного удостоверения).
Документы для ведения воинского учета
Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:
- Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
- Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
- Запросите документы:
- у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
Также:
- Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
- Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
- Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.
Обязанности граждан после зачисления на воинский учет
Основным положением о воинской обязанности, утвержденным соответствующим Федеральным законом, предусмотрены обязанности граждан по воинскому учету. Их можно сформулировать в виде отдельных статей.
- Каждый гражданин, который состоит на учете в военном комиссариате или в наделенных полномочиями органах административного управления обязан по требованию являться в указанный срок. Вызов осуществляется вручением повестки с указанием цели.
- После увольнения из списка личного состава и отправления в запас, а также после окончания срока отбывания наказания гражданин должен явиться в военный комиссариат, где будет принято решение о его постановке на учет. Это касается и тех, кто получил гражданство, а также женщин, освоивших военно-учетную специальность. Для постановки отводится две недели.
- Гражданин своевременно должен сообщать в органы, занимающиеся воинским учетом, всю информацию, связанную с изменением семейного статуса, переходом на новую должность, отъездом, получением дополнительно специальности.
- При отъезде для проживания на постоянной основе в другое место, если оно находится вне границ района обслуживания военного комиссариата, а также при отъезде, длящемся более 3 месяцев или выезде за пределы РФ на срок более 6 месяцев военнообязанный должен предварительно оповестить военкомат или прочие наделенные полномочиями органы.
- Военный билет можно назвать вторым по важности документом. Его необходимо хранить соответствующим образом. Если произошла утеря, то следует незамедлительно обратиться в муниципальный отдел военного комиссариата для восстановления документа, то же касается и приписного свидетельства.
- Если в период призыва призывник намеревается покинуть пределы муниципального образования, то этот вопрос необходимо лично согласовать с органами, занимающимися вопросами первичного учета.