Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что касается вопроса, можно ли курить несовершеннолетним электронные сигареты или кальян, то ответ не так неоднозначен. Согласно закону, запрещено употребление продукции, содержащей табак, а как известно, в вейпах и многих смесях для кальяна табака нет. Значит фактически даже тем, кто не достиг 18 лет, можно покупать и употреблять кальян и электронные сигареты.

Что делать если ребенок курит?

Курение – довольно распространенное занятие среди подростков. Существует множество факторов, провоцирующих несовершеннолетнего попробовать сигарету. Здесь и любопытство, и желание казаться старше, а также выглядеть бывалым и крутым в глазах сверстников.

Заметив симптомы того, что ребенок курит, родителям надо в первую очередь взять себя в руки, чтобы избежать скандалов и наказаний. Это не поможет исправить ситуацию, а во многих ситуациях только усугубит ее. В этом возрасте дети ранимы и упрямы, поэтому подросток продолжит курить назло родителям.

Не стоит пытаться спровоцировать отвращение к курению, например, заставив ребенка выкурить подряд несколько сигарет. Во-первых, это вовлечение несовершеннолетнего в процесс курения, то есть нарушение закона. Во-вторых, таким образом можно нанести серьезный вред здоровью ребенка.

Меры, которые стоит предпринять:

  • поговорить, попытаться выяснить причину того, что ребенок курит;
  • объяснить свое беспокойство, рассказать о вреде курения, проиллюстрировав свой рассказ фотографиями и видеосюжетами;
  • объяснить, что курение выходит из тренда, в моду все больше входят здоровье и спорт;
  • продумать досуг подростка, помочь ему выбрать занятие по душе и загрузить свободное время.

Для ребенка очень важен пример близких людей. Очень странно, если курящие родителя, будут убеждать ребенка отказаться от вредной привычки. Собственный пример станет лучшим аргументом.

Проявив терпение и упорство родителям вполне под силу разрешить неприятную ситуацию и помочь ребенку избавиться от вредной привычки.

Что будет, если несовершеннолетнего задержат за курением?

Несмотря на то, что в России табакокурение запрещено законодательством, по статистике оно продолжает оставаться одной из самых распространенных вредных привычек. При этом практически 47% опрошенных ответили, что начали курить до наступления совершеннолетнего возраста.

Согласно Административному кодексу Российской Федерации и соответствующей статье, до наступления возраста 16 лет, за курение несовершеннолетних полностью несут ответственность родители или опекуны. Поэтому, если подростка поймают в момент потребления табака или табачной продукции, то придется заплатить штраф от 1500-2000.

При соучастии взрослого, угостившего сигаретой, штраф может увеличиться до 3000 рублей.

После 16 лет наложение административного штрафа за курение несовершеннолетних приходится на нарушителя. Он обязан выплатить от 2 до 3 тыс. рублей. При курении в общественных местах, правонарушителя могут задержать и поставить на учет.

Если человека ставят на учет, то в дальнейшем это может привести к следующим последствиям:

  • Подросток попадает под подозрение при возникновении ЧП в школе, районе, в котором учится и живет несовершеннолетний. Он будет в числе подозреваемых.
  • Данные о ребенке при постановке на учет отправляются в школу, в которой учиться ребенок. Это может повлиять на отношение учителей и сверстников, а также попасть в личное дело ученика;
  • Информация также направляется в Военкомат, что в дальнейшем может привести к отсутствию возможности пройти службу в армии и получить военный билет;
  • При подаче документов в Высшее Учебное заведение запрашивается справка о том, что человек не состоит на учете в полиции, что может стать настоящей проблемой при поступлении в престижный институт или университет.

На учет в полицию обычно ставят при многократном нарушении закона. Единично ограничиваются предупреждением.

О запрете курения в общественных местах

Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»

Закон N 15-ФЗ прямо или косвенно затрагивает интересы огромной части населения нашей страны. Эксперты считают, что в России курят более 40% взрослого населения — 43,9 млн. человек.

Около 80% населения РФ ежедневно подвергаются пассивному курению. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения наша страна занимает 1-е место в мире по числу курящих граждан. В России насчитывается 44 млн. курильщиков.

Это почти треть всего населения страны и большая часть взрослого населения.

По подсчетам экспертов, потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин — почти 20%), составляют у мужчин 9 лет, у женщин — 5,6 года. С учетом таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн. руб. или 6,3% ВВП.

Данная ситуация оценивается как угрожающая здоровью населения РФ и требующая принятия неотложных мер.

Согласно статье 1 настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Нормы Конституции РФ закрепляют, что каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41), а также на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). в п. 5 ст. 4 Закона гарантирован приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций.

Граждане, как устанавливает Закон N 15-ФЗ, имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма. Важным элементом защиты этого права является законодательное установление запрета на курение на отдельных территориях и в помещениях.

  • С 1 июня текущего года нельзя курить в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, спорта, в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Также запрещается курение на рабочих местах, воздушных судах, всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метрополитена (а также на открытом воздухе на расстоянии менее 25 м от входов в данные объекты), в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках, пляжах.
  • Еще через год нельзя будет курить в общежитиях и гостиницах, в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, на пассажирских платформах пригородного сообщения, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, на нестационарных торговых объектах.
  • При оказании услуг по перевозкам пассажиров на основании решения собственника имущества допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании.

Согласно Федеральному закону от 23.02.

2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — антитабачный Закон) с 1 июня в России запрещено курить во многих местах: в офисах, образовательных учреждениях, фитнес-центрах и санаториях, на открытых и закрытых стадионах, в организациях, оказывающих лечебные и лечебно-профилактические услуги населению, во всех помещениях, занимаемых органами государственного либо муниципального управления, на всех видах транспорта и внутри вокзалов, портов и аэропортов. Эти ограничения коснулись и территорий пляжей, детских площадок и внутридомовых территорий общего пользования в многоквартирных домах.

Статья 23 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» предусматривает ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

«Антитабачный» закон эффективен, но требует большего контроля

Кутушев напомнил, что в рамках нового закона с 2013 года создают кабинеты по отказу от курения и центры здоровья.

«Эффективность этих центров, я думаю, в настоящий момент не такая, как хотелось бы.

Но почти уверен, что в дальнейшем она будет нарастать.

Те, кто обращаются к нам — это верхушка айсберга, у них тяжелая степень зависимости, а те, у кого средняя или легкая — они либо сами справляются с проблемой по отказу от курения, либо сами обращаются в амбулаторное лечебное звено», — сказал эксперт.

Читайте также:  Штрафы 2020 года: за что придется заплатить владельцам дач

Ранее Кутушев сообщал РИА Новости, что центр профилактики и лечения табачной и нехимических зависимостей, который он возглавляет, с начала года принял более 22 тысяч человек, хотя ожидалось около 15 тысяч человек за весь год.

«С учетом того что закон ограничивает курильщиков, понятно, что у курильщиков должна расти мотивация отказаться от курения. Статистика говорит, что курильщики вообще люди такие, которые бы хотели это сделать.

Поэтому открылись центры здоровья, а в центрах здоровья есть кабинеты по отказу от курения. По Москве это 15 кабинетов по отказу от курения, а центров здоровья — 65 по Москве.

То есть такие кабинеты есть не везде», — сказал он.

А что в других странах?

На сегодняшний день Депутаты Верховной Рады выдвинули парламенту предложение о введении административной ответственности для курящих несовершеннолетних. Этот документ прошёл регистрацию и находится на стадии рассмотрения. Согласно его основным положениям, использование табачных изделий в общественных местах повлечёт за собой штраф в размере 3-10 необлагаемых налогом минимумов доходов (ННМД) — то есть 51-170 грн. Причём не имеет значение, исполнилось ли «ответчику» 18 лет или нет. Если вслед за первым правонарушением последует второе, размер штрафа предлагается увеличить до 10-20 ННМД — 170-340 грн.

Согласно результатам социологических исследований, проведённых в различных городах Беларуси, дети впервые закуривают сигареты ещё в начальных классах. Для профилактики курения среди подростков депутаты предлагают разработать закон, запрещающий родителям использовать табачную продукцию в присутствии своих детей.

С 18.09.2009года в РК действует Кодекс, согласно которому владельцам торговых и развлекательных заведений запрещено продавать табачные изделия лицам младше 18 лет. За нарушение действующего законодательства предусмотрен административный штраф в размере 20 МРП — для ИП, а также 40-60 МРП — для юрлиц.

Если курильщик сомневается в законности действий правоохранительных органов и готов доказывать свою невиновность, то действовать необходимо по установленной законом процедуре.

После составления и вручения копии протокола у гражданина будет 10 дней, чтобы обжаловать документ в судебном порядке. Обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы может быть вполне результативным, особенно если жалоба составлена правильно.

При составлении документа стоит помнить о положениях статьи 1.5, ч. 2 КоАП РФ, в которой говорится о презумпции невиновности. Веские основания правомерности составления административного протокола должны привести именно правоохранительные органы. Иначе говоря, именно на сотруднике полиции лежит обязанность по доказыванию вины нарушителя, а до этого момента лицо считается невиновным.

Об административной ответственности за курение табака

Заядлых курильщиков в России хоть отбавляй и, к сожалению, со временем их не становится меньше. Для борьбы с ними в 2013 году был издан антитабачный закон, строго регламентирующий места, в которых не допускается курить. Таким образом, государственные деятели намеревались оградить от негативного влияния на подрастающую молодежь. Ну и кроме всего прочего, все это делалось ради сохранения здоровья некурящего населения, выступающего в роли пассивных курильщиков. Закон действует уже пятый год, однако до сих пор многие нарушители игнорируют его нормы и вспоминают после того, как был наложен административный штраф за курение в общественных местах.

Согласно закону, круг мест, где нельзя употреблять табак, достаточно широкий. Так, курить не разрешается на целом ряде общественных территорий:

  1. возле учреждений образования, спорта и культуры;
  2. рядом с организациями здравоохранения, включая реабилитационные учреждения и санатории;
  3. на пассажирских морских и воздушных суднах;
  4. в общественном транспорте;
  5. внутри и возле вокзалов, аэропортов, речпортов, станциях метро (курильщик должен находиться от них в 15 метрах и не менее);
  6. в хостелах, гостиницах и любых других помещениях, где временно проживают люди;
  7. в зданиях соцслужб;
  8. в местах расположения органов власти;
  9. на месте труда;
  10. в многолюдных местах жилого дома – возле лифтов и на лестницах;
  11. на площадках для детских игр и пляжных территориях;
  12. на платформах посадки-высадки людей пригородного транспорта;
  13. на автозаправочных станциях.

Прокуратура Калининского района г. Челябинска разъясняет административную ответственность несовершеннолетних за нарушение запрета курения табака, а также лиц, вовлекших несовершеннолетних в процесс потребления табака (на основании письма Прокуратуры Калининского района г. Челябинска от 22.05.2014 № 28-2014 «О разъяснении среди обучающихся законодательства за нарушение запрета курения табака»).

С 15.11.2013 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях РФ /далее КоАП РФ/.

Глава 6 КоАП РФ дополнена следующими статьями:

Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Если человек не выполняет нормы закона, то правоохранительные органы накладывают на него штрафы за курение в общественном месте. Их сумма определяется от типа нарушения. Административный штраф положен в нескольких ситуациях:

  • Если человек курит на запрещенной территории. Представитель власти создает протокол, а также выписывает штраф в сумме 500 – 1500 рублей.
  • За нарушение на детской площадке человеку нужно будет оплатить 2-3 тыс. рублей.
  • Нарушитель привлекает несовершеннолетних к процессу употребления табака. Тогда размер штрафа будет равен до 2 тыс. рублей.
  • Если совершают такие действия родители, то им нужно будет оплатить 2-3 тыс. рублей.

Штраф за курение в общественных местах назначают работники полиции, так как они контролируют за правопорядком. Они действуют по общему правилу обнаружения административных правонарушений. Кроме фиксирования правонарушения принимаются показания очевидцев, съемка. Работник полиции оформляет протокол в 2 экземплярах. Оплатить взыскание надо за месяц с момента заполнения. Сделать это должен сам нарушитель. Чтобы не было недоразумений, желательно сохранять квитанцию.

Где человек не оплачивает средств за нарушение, то возможны следующие ситуации:

  • Подается иск.
  • Начисляются пени.
  • Возникают сложности с посещением других стран.

Но даже полиция не может проконтролировать за всеми нарушителями. Наказание предусмотрено для юридических лиц, хозяев крупных фирм. Штрафы для них действуют в больших размерах. Контроль за исполнением наказания осуществляет Роспотребнадзор и Госпожарнадзор. Эти органы могут выполнять проверки исполнения закона.

Административная ответственность несовершеннолетних за курение

Согласно законодательства РФ, несовершеннолетним считается лицо в возрасте до 18 лет.

Кроме прав, несовершеннолетние имеют обязанности, которые они должны соблюдать. В случае невыполнения ими обязанностей, ответственность за их действия несут родители (или иные законные представители) или опекуны.

К административной ответственности несовершеннолетние могут быть привлечены лишь с 16 лет (ст.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)).

Так согласно ст. 20.22. КоАП РФ, нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосожержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Согласно ст.20.21 КоАП РФ – появление в общественных местах в состоянии опьянения: на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Запрет курения установлен Федеральным Законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» №15-ФЗ от 23.02.2013 г., а размеры штрафов предусмотрены статями 6.23-6.25 КоАП РФ. В случае вовлечения несовершеннолетнего в процесс потребления табака, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Нарушение установленного запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, влечет наложение административного штрафа на граждан от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, на детских площадках – в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая работает и в г. Керчи.

А что в других странах?

На сегодняшний день Депутаты Верховной Рады выдвинули парламенту предложение о введении административной ответственности для курящих несовершеннолетних. Этот документ прошёл регистрацию и находится на стадии рассмотрения. Согласно его основным положениям, использование табачных изделий в общественных местах повлечёт за собой штраф в размере 3-10 необлагаемых налогом минимумов доходов (ННМД) — то есть 51-170 грн. Причём не имеет значение, исполнилось ли «ответчику» 18 лет или нет. Если вслед за первым правонарушением последует второе, размер штрафа предлагается увеличить до 10-20 ННМД — 170-340 грн.

Читайте также:  Расторжение брака: что нужно знать

Согласно результатам социологических исследований, проведённых в различных городах Беларуси, дети впервые закуривают сигареты ещё в начальных классах. Для профилактики курения среди подростков депутаты предлагают разработать закон, запрещающий родителям использовать табачную продукцию в присутствии своих детей.

С 18.09.2009года в РК действует Кодекс, согласно которому владельцам торговых и развлекательных заведений запрещено продавать табачные изделия лицам младше 18 лет. За нарушение действующего законодательства предусмотрен административный штраф в размере 20 МРП — для ИП, а также 40-60 МРП — для юрлиц.

Штрафуют ли родителей?

Да, поскольку на них лежит ответственность за жизнь и здоровье их ребёнка! Кроме того, сам несовершеннолетний не имеет постоянного источника дохода. А это значит, что к нему не могут предъявляться меры административного взыскания. Таким образом, любой штраф за курение на пляже, в школе и других общественных местах автоматически «переадресовывается» лицам, ответственным за поведение, жизнь и здоровье ребёнка!

Мы требуем, чтобы сигареты выпускались из группы продуктов и потребительской корзины. Табачные изделия, безусловно, нуждаются в курильщиках в течение многих десятилетий, но они должны покупать их в специализированных магазинах, где также можно рекламировать отдельные бренды.

Мы рекомендуем юридическое обязательство разместить образовательный плакат в медицинских, районных отделениях с четкой, краткой информацией и фотодокументацией известных негативных последствий курения на организм человека. У курильщиков часто нет реального осознания того, что их здоровье вызывает, и в то же время они больны обществом, поэтому они должны были бы отразить эту тему, и многие наверняка переосмыслили бы курение на эту болезнь и попытались бы избавиться от нее.

Ответственность за организацию незаконной миграции

Действующим законодательством определена ответственность за осуществление незаконной миграции,т.е. перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства РФ касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществления ими трудовой деятельности.

Так, в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию РФ с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, являются незаконно находящимися на территории РФ.

Федеральным законом от 28.12.2004 года №187-ФЗ в Уголовный кодекс РФ введена статья 322.1, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции.

К уголовной ответственности за совершение данного преступления привлекаются физические лица, достигшие возраста 16 лет, которые совершили хотя бы одно из указанных деяний: организовали незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства либо организовали незаконное пребывание данных лиц на территории РФ или их транзитный проезд (т.е. проезд без остановки) через территорию нашего государства.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства находятся на территории Российской Федерации законно, если у них есть вид на жительство, срок действия которого не истек, разрешение на временное проживание, виза или иные, предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право указанных лиц, на пребывание (проживание) на территории нашего государства.

Наказание, предусмотренное за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконного пребывания или транзитного проезда этих лиц через территорию нашего государства, может быть назначено судом в виде штрафа до 300 тыс.руб., либо обязательных работ на срок до 420 часов, либо исправительных работ до 2-х лет, или принудительных работ до 3-х лет с ограничением свободы до 1 года либо без такого ограничения.

Суд может также назначить лишение свободы до 5 лет с ограничением свободы до 2-х лет, либо без такового.
Если незаконная миграция была организована участниками организованный группы или в целях совершения преступления на территории РФ, то наказание будет строже: лишение свободы до 7 лет со штрафом до 500 тыс. руб. либо без него, с ограничением свободы до 2-х лет или без такового.

Дисциплинарная ответственность обучающихся

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ). Новым Законом введено в действие много новшеств, которые ранее не были урегулированы законодательно. Одно из важнейших новелл Закона является применение к обучающимся мер дисциплинарного взыскания.

Более детально регламентирует этот порядок приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка к дисциплинарной ответсвенности могут привлечены быть все обучающиеся образовательных организаций (учащиеся, студенты, аспиранты и т.д.), за исключением: дошкольников, школьников 1 — 4 классов и обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Меры дисциплинарного взыскания к обучающимся могут быть применены за неисполнение или нарушение: Устава образовательной организации; Правил внутреннего распорядка; Правил проживания в общежитиях и интернатах; Локальных нормативных актов (например Правил пользования сетью Интернет, библиотечной системой, Правил поведения обучающихся и т.д. )

Статья 43 Закона об образовании и пункт 4 Порядка устанавливает, что к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление из образовательной организации.

Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Порядком установлено, что до применения меры дисциплинарного взыскания образовательная организация должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. На представление которого, обучающемуся дается 3 дня. Если по истечении трех учебных дней объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт.

Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Руководителем образовательной организации (директором, ректором и т.д.) издается приказ (распоряжение) о применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания. В течение трех учебных дней со дня издания приказа (распоряжения) в обязательном порядке знакомят по роспись обучающегося, а в случае несовершеннолетия обучающегося и его родителей (законных представителей) (пункт 13 Порядка).

Законом предусмотрено право обжалования применения к обучающимся, родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применения к обучающимся.

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Закон обязывает при выборе меры дисциплинарного взыскания образовательной организации учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Что касается применение самой суровой меры дисциплинарного взыскания – отчисление из образовательного учреждения, то Закон допускает применение отчисления обучающегося из образовательной организации как меры дисциплинарного взыскания только за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, и при условии, достижения обучающегося пятнадцатилетнего возраста .

Пункт 10 Порядка предусматривает отчисление несовершеннолетнего обучающегося, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении обучающихся — детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Отдел образования города (района) и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из образовательной организации, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.

Порядок применения меры дисциплинарного взыскания и обжалования в виде отчисления из образовательной организации аналогичен общему порядку изложенному выше.

Читайте также:  Что такое пенсионные накопления простыми словами и кому они положены в основу

Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.

Законность применения к обучащимся мер дисциплинарного взыскания находится на постоянном контроле прокуратуры района.

Прокурор Сернурского района утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении жителя одной из деревень Сернурского района Республики Марий Эл Т. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.119, ч.1 ст.111 УК РФ (угроза убийством, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

В ходе расследования установлено, что Т. 5 ноября 2013 г. в дневное время, находясь у себя по месту жительства в состоянии опьянения, на почве ревности устроил ссору с женой. В ходе ссоры за жену заступился родной брат Т., в связи с чем Т. нанес удар ножом в живот брату, причинив ему тяжкие телесные повреждения. После чего, применяя насилие к жене, стал угрожать ей убийством.

По результатам расследования в адрес председателя собрания депутатов «МО Дубниковское сельское поселение» внесено представление в порядке ст. 158 УПК РФ об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления.

Данное уголовное дело для рассмотрения по существу направлено в Сернурский районный суд.

Мировым судьей в Сернурском районе вынесен приговор в отношении жителя п.Сернур Сернурского района С. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.244 ч.1 УК РФ (повреждение и осквернение надмогильных сооружений).

В судебном заседании установлено, что 8 августа 2013 г. С, находясь в состоянии опьянения, поссорился со своим знакомым. После ссоры, когда он проходил по территории местного кладбища вблизи одной из деревень Сернурского района, С цинично, пренебрегая нормы общечеловеческого поведения, повредил и осквернил 11 надмогильных крестов и памятников умерших.

Подсудимый вину в предъявленном обвинении признал полностью, в связи с чем судебное рассмотрение уголовного дела проведено в особом порядке.

Уголовное дело возбуждено по заявлению потерпевших. Расследование проведено под надзором прокуратуры Сернурского района.

Суд, признал С. виновными в совершении указанного преступления и назначил ему наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 15% заработной платы.

Отбывать наказание С будет в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, в районе своего места жительства.

Запрещение рекламы и продвижения табачных изделий и процесса потребления табака, спонсорства табака

С 1 июня 2013 г. для табачных компаний полностью запрещена любая реклама табачных изделий, спонсорство табака при проведении различных массовых мероприятий, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности (ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Их товары нельзя будет раздавать бесплатно или продавать со скидкой. Сигаретными брендами нельзя будет маркировать другую продукцию (например, зажигалки и другие курительные принадлежности). Производителям сигарет теперь запрещено проведение массовых мероприятий, направленных на рост потребления сигарет (например, промоакций) (пп. «а», «б», «в», «ж» п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Из продажи должны исчезнуть товары, даже внешне напоминающие табачные изделия, например популярные у детей жвачки в виде сигарет (пп. «г» п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

Демонстрировать табачные изделия и курить их нельзя героям фильмов, спектаклей, телепередач и программ, снятых после вступления в силу Закона N 15-ФЗ. Исключение сделано только для случаев, когда режиссер сможет доказать, что такая демонстрация — неотъемлемая часть художественного замысла, а также для социальной рекламы о вреде курения (пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 16, ч. 2, 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Если же демонстрация сигарет и курения происходит в уже снятых фильмах, телепередачах и программах, их показ должен сопровождаться социальной рекламой о вреде курения, идущей перед началом и во время демонстрации таких произведений (ч. 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

Дисциплинарная ответственность работников

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей организация вправе применить к нему дисциплинарные взыскания (ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Значит, работодатель имеет право сделать замечание или объявить выговор работнику, который курит (при полном запрете курения), в т.ч. в неположенном месте или в неположенное время (при наличии специального места и установленного времени перекуров).

Что касается такого вида взыскания (ст. 192 Трудового кодекса РФ), как увольнение, то уволить работника можно только при наличии очень веских оснований, к которым сам факт наличия у работника вредной привычки не относится (ст. 192 Трудового кодекса РФ). Трудовой кодекс РФ не содержит непосредственно такого основания увольнения, как увольнение в связи с тем, что сотрудник курит. Ведь это личное пристрастие человека, не имеющее прямого отношения к трудовым обязанностям.

В то же время работника можно уволить за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности.

При этом надо помнить, что ряд работников нельзя уволить за дисциплинарный проступок, даже если для этого есть соответствующие основания, в частности беременных женщин (ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса РФ), члена профсоюза — без учета мнения профсоюза (ч. 2 ст. 82 Трудового кодекса РФ), несовершеннолетнего сотрудника — без согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 Трудового кодекса РФ).

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен ст. 193 Трудового кодекса РФ.

Административная ответственность организаций и должностных лиц

Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон N 274-ФЗ) в КоАП РФ внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введены новые ст. ст. 6.23, 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53, предусматривающие штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака, за курение табака на запрещенных отдельных территориях, в помещениях и объектах, за спонсорство, стимулирование продаж и рекламу табака, за нарушение ограничений и запретов при продаже табачных изделий (см. таблицу 1).

Как видно из таблицы 1, непосредственно работодателей касаются нормы ст. 6.25 КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Датой совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]