Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в России в 2023 году для женщин и мужчин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Пенсионные выплаты для работающих
При наличии желания и возможности некоторые граждане пенсионного возраста продолжают осуществлять трудовую деятельность (в качестве ИП либо на основе трудового договора), одновременно выплачивая страховые взносы и получая полагающуюся по статусу пенсионную выплату.
Размер такой выплаты пересчитывается в этом случае соответственно накопленным пенсионных коэффициентам. Эта ежегодная акция осуществляется в автоматическом режиме 1 августа, поэтому подачи особого заявления не требует. Необходимость в оформлении и подаче касающегося перерасчета заявления возникает лишь в двух ситуациях: когда изменяется группа инвалидности либо получатель выплаты в связи с работой на территории Крайнего Севера получил требуемый для повышения ее уровня стаж.
Что касается индексации пенсии, то ее фиксированную часть, равно как и страховую, работающим пенсионерам не пересчитывают.
Пенсионные коэффициенты
Этот показатель (ИПК или индивидуальный пенсионный коэффициент) напрямую влияет на размер пенсвыплаты. Начисляется он за каждый соответствующий трудовой (или иного порядка) деятельности год, учитывающийся при расчете выплаты.
ИПК может быть представлен несколькими вариациями, которые в итоге складываются. При минимальном количестве стажа и ИПК пенсвыплата будет иметь страховую направленность, при этом накопленное количество ИПК обнуляется.
При расчете общего размера пенсвыплаты страховой категории фиксированная часть дополняется стоимостью ИПК, при этом стоимость одного ИПК в ежегодном порядке (относительно 2022 года – 107,36 рубля) пересматривается.
Проверить наличие накопленных ИПК можно на портале Госуслуги (ЛК) либо в ПФР (выписка из ЛС).
Надбавки и коэффициенты
Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
Для этого им надо отработать на определённых должностях не менее 30 лет. Всего же право на сельскую надбавку имеют представители более 500 профессий.
Кроме того, различные доплаты и повышенные коэффициенты индексации положены инвалидам, ветеранам и участникам войны, героям труда, героям СССР и РФ, лицам, подвергшимся воздействию радиации, опекунам инвалидов.
Кто имеет право на повышение пенсии вне графика
В России есть несколько льготных категорий граждан, которым положен повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Самый простой пример – это пожилые люди старше 80 лет, которые получают ее в двойном размере. При достижении такого преклонного возраста пенсия автоматически увеличивается как раз за счет повышения фиксированной выплаты.
Тем, кому в 2023 году исполняется 80 лет, со следующего после дня рождения месяца будут платить пенсию на 7 567,33 руб. больше.
А все потому, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости у 80-летних граждан в 2023 году составит уже не 7 567,33 руб., а 15 134,66 руб. в месяц (с учетом индексации на 4,8% с января 2023г.).
Есть и иные жизненные ситуации, в которых можно получать повышенные выплаты.
В частности, право на внеочередное повышение пенсии имеют следующие категории граждан:
✓ Получатели страховых пенсий по старости, если в прошлом месяце им исполнилось 80 лет.
✓ Пенсионеры, у которых появились несовершеннолетние иждивенцы.
✓ Пенсионеры, которые уволились и, соответственно, перешли в категорию неработающих. При условии, что им не индексировали ранее пенсии, как работающим. В таком случае им восстановят все недополученные индексации.
✓ Получатели страховых пенсий, переехавшие в прошлом месяце на постоянное место жительства в местность с повышенным региональным коэффициентом.
С 1 января 2018 года детям, чьи родители не установлены, назначена социальная пенсия. Данная норма закреплена в ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 18 июля 2017 г. № 162-ФЗ.
У таких детей в свидетельстве о рождении данные о родителях (обоих) отсутствуют (стоят прочерки).
Свидетельство о рождении в таких случаях выдается на основании заявления о рождении, поданного:
1. ОВД.
2. Органом опеки и попечительства.
3. Организацией, куда ребенок был доставлен: медицинской, воспитательной.
Размер выплат составит 12082 руб. ежемесячно. Выплачивать пенсию будут до 18-летия ребенка или до 23 лет, при условии обучения в образовательных учреждениях на дневном отделении.
В случае усыновления ребенка выплата пенсии будет прекращена.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Реализация основных направлений долгосрочного развития пенсионной системы России в новых пенсионных законах
Основные направления долгосрочного развития пенсионной системы России закреплены в таком акте как Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524 — р. Стратегия разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом бюджетных посланий Президента РФ и Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Необходимость разработки Стратегии была обусловлена экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной пенсионной системой. Цель Стратегии, как это указано в названном выше акте Правительства, — определение направлений и задач по обеспечению развития в России пенсионной системы с тем, чтобы она была адекватной современному экономическому развитию страны и соответствовала международным стандартам. Стратегия определяет на период до 2030 г. социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации. Основными целями развития пенсионной системы являются: 1) гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения; 2) обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
Виды пенсий и основные сущностные признаки современной пенсионной системы
Система государственного пенсионного обеспечения гарантирует следующие виды пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии, которые с недавнего времени также дифференцируются на виды: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Государственные пенсии назначаются в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Кроме того, Федеральными законами «О Прокуратуре Российской Федерации» в ред. 17 ноября 1995 г. № 168 — ФЗ и «О Таможенной службе Российской Федерации» нормы и условия пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г., распространены также на прокурорско-следственных работников и работников таможенной службы.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанными выше законами. Данная пенсия предоставляется в связи с прекращением соответствующей деятельности гражданам из числа государственных гражданских служащих, космонавтов, работников летно-испытательного состава, военнослужащих, имеющим установленную законом продолжительность выслуги; либо гражданам из числа военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий служащих, признанных инвалидами; либо инвалидам из числа участников ВОВ; другим гражданам, из числа пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, признанным инвалидами или достигшим пенсионного возраста (а в случае их смерти — членам их семьи); либо нетрудоспособным лицам, не имеющим права на трудовую (страховую) пенсию, в целях предоставления им источника средств существования.
Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим; гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава; военнослужащим и другим, приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям служащих, указанным в Законе РФ от 12 февраля 1993 г.
Государственная пенсия по старости назначается только гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Пенсия по инвалидности назначается: военнослужащим и космонавтам; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а их семьям — пенсия по случаю потери кормильца.
Участникам ВОВ, признанным инвалидами, пенсия по инвалидности назначается в дополнение к страховой (трудовой) пенсии по старости или по случаю потери кормильца.
Социальная пенсия назначается другим нетрудоспособным гражданам (детям-инвалидам; детям, потерявшим одного или обоих родителей; престарелым, инвалидам, не имеющим права на трудовые пенсии, и некоторым другим категориям граждан).
Пенсионная система России
Сложившаяся к настоящему времени пенсионная система в России представляет из себя совокупность юридических норм и правовых, экономических и организационных институтов, позволяющая гражданам иметь регулярное материальное обеспечение в виде пенсий. Под пенсиями подразумеваются не только выплаты гражданам, достигшим пенсионного возраста, но и выплаты гражданам, имеющим право на это по другим основаниям (инвалиды, иждивенцы и другие категории граждан).
Юридическую основу пенсионной системы РФ составляют нормативно-правовые акты (НПА). В основе всего массива НПА находятся шесть Федеральных законов. Именно они определяют понятие и виды пенсий. На них и выстроено вся система пенсионного обеспечения в России.
Названия этих шести законов приведены на схеме ниже.
Система пенсионного характера
Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.
Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:
- обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
- пенсионное обеспечение государственной направленности;
- дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.
Стоит отметить, что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы выступают специальные подсистемы:
- определенная подсистема финансирования;
- управленческая подсистема;
- подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
- подсистема обеспечения различных видов;
- подсистема правового характера.
Индексации пенсий в 2002-2009 годах
В 2002 году была начата крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в плавном переходе от распределительной пенсионной системы к распределительной пенсионной системе. Пенсия была разделена на три части: базовая (гарантированная государством), страховая (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и выплачиваются в качестве обеспечения после выхода на пенсию) и накопительная (реальные деньги на личном счете, которые можно вкладывать в ценные бумаги до выхода на пенсию и другие ресурсы). Тогда же появилась социальная пенсия – так называются регулярные выплаты гражданам, признанным инвалидами (инвалидами), сиротам, а также некоторым группам граждан, достигшим пенсионного возраста, но не застрахованным по всем причинам и цели выхода на пенсию.
Базовая часть трудовой пенсии с 1 января 2002 г установлена в размере 450 руб. (Для категории пенсионеров по возрасту и неоплачиваемых пенсионеров). За период до 2009 г включительно он увеличился в 15 раз – до 2 562 рубля (5,69 раза). В 2007 году базовая часть проиндексировалась трижды, в 2006 и 2008 годах – один раз. Наибольший разовый рост произошел 1 марта 2003 г. – на 36%.
Страховая часть пенсии за тот же период проиндексировалась 15 раз – не менее 6,2% (с учетом доработок), из них 3 раза – в 2007 году. Максимальный размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.
С 2001 по 2010 год размер назначенных пенсий увеличился в 7,5 раза с 823,4 рубля в 2001 году (28,23 доллара США) до 6177,4 рублей в 2010 году (203 доллара США).
Стоимость пенсионного балла по годам до 2024 года (таблица)
Ежегодная индексация цены пенсионного коэффициента в период 2019-2024 годов будет осуществляться согласно ч. 7 ст. 10 Закона от 03.10.2018 No 350-ФЗ. В этом положении закона указаны точные значения пенсионного балла, который будет применяться при исчислении пенсии – они представлены в следующей таблице:
2019 г | 87,24 |
2020 г | 93.00 |
2021 г | 98,86 |
2022 год | 104,69 |
2023 г | 110,55 |
2024 г | 116,63 |
Следует отметить, что изменение стоимости коэффициента распространяется только на безработных пенсионеров. Что касается работающих граждан, то значение балла «замораживается» в размере, установленном законом на дату назначения пенсии.
Однако после увольнения пенсионера пенсия пересчитывается с учетом установленной законодательством приведенной стоимости балла на дату такого пересчета. Если пенсионер снова получит работу, стоимость PKI будет «заморожена» и не будет индексироваться до тех пор, пока он снова не уволится.
Фиксированная выплата к пенсии в период 2019-2024 г.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, которая будет установлена в 2019-2024 годах, законодательно закреплен в ч. 8 ст. 10 Закона № 350-ФЗ. Для других видов страхового покрытия стоимость PV определяется следующим образом:
- фиксированная часть пенсии по инвалидности 1 категории составляет 200% пенсии по возрасту;
- для 2 группы инвалидности – 100% пенсии по возрасту;
- при инвалидности 3 группы и потере домовладельца – 50% ИП в старости.
С 2019 по 2024 год размер фиксированного взноса будет устанавливаться согласно данным в таблице:
2019 г | 10668,38 | 5334,19 | 2667,10 |
2020 г | 11372,50 | 5686,25 | 2843,13 |
2021 г | 12088,96 | 6044,48 | 3022,24 |
2022 год | 12802,20 | 6401,10 | 3200,55 |
2023 г | 13519,12 | 6759,56 | 3379,78 |
2024 г | 14262,68 | 7131,34 | 3565,67 |
Приведенные в таблицах значения PV действительны только для неработающих пенсионеров. Для граждан, продолжающих работать, фиксированная часть не индексируется и остается неизменной со дня регистрации пенсии.
Пенсионная система СССР
Теперь рассмотрим, как была устроена пенсионная система СССР, которая является родоначальницей всех пенсионных систем постсоветских республик. Первые пенсии по старости были установлены в 1928 году, тогда же был определён возраст выхода на пенсию для мужчин в 60 лет, а для женщин в 55, который и сохранялся до недавнего времени в большинстве республик. Поначалу пенсионная система охватывала не всех граждан. Лишь к 1965 году, с включением в неё колхозников (пенсионным обеспечением до этого периода занимались сами колхозы), она стала всеобщей. Размер пенсии зависел в первую очередь от уровня зарплаты. Кроме того, существовали различные надбавки за вредность труда. В итоге максимальная пенсия в 160 рублей превышала минимальную пенсию в 50 рублей немногим более чем втрое. кроме того, существовала система специальных пенсий, как то: союзного значения (за заслуги перед государством), которая составляла 200 рублей, республиканского значения, которая составляла 120 рублей, и местного значения — 60 рублей. К тому же существовали различные надбавки за награды, научные степени, творческие звания и т. д. Средняя пенсия достигала к 1980-м годам около 90 рублей.
Важной особенностью пенсионной системы было то, что финансировалась она за счёт средств государственного бюджета социального страхования, который формировался за счёт взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы. Кроме того, пенсия не облагалась никакими налогами. Средний коэффициент замещения (то есть соотношение средней пенсии со средней зарплатой) составлял около 40 %, что соответствует современным рекомендациям Международной организации труда. Естественно, для пенсионеров были предусмотрены различные льготы: коммунальные, оздоровительные, транспортные. Кроме того, существовала и социальная пенсия, которая полагалась лицам, которые не имели необходимого общего трудового стажа в 25 лет (20 для женщин).
Таким образом, согласно современной классификации в СССР существовали нулевая, первая и четвёртая компоненты пенсионной системы. Учитывая, что перераспределение материальных благ в СССР проводилось в том числе не рыночными методами, что трудно отразить в современной классификации Всемирного банка, данная пенсионная система, вероятно, предоставляла средний по мировым меркам уровень пенсионного обеспечения.
В 1990 году, накануне распада СССР, произошло существенное реформирование пенсионной системы. Был создан Пенсионный фонд, который и аккумулировал средства, получаемые от предприятий. Ещё важнее стало введение третьей компоненты пенсионного обеспечения. Отныне любой желающий мог заключить договор с Госстрахом для формирования накопительной части пенсии. Кроме того, предприятия могли заключать договоры с сотрудниками для компенсации им индивидуальных пенсионных отчислений, что, по сути, является аналогом современных корпоративных пенсий. В данной реформе изменился также и подход к определению размера пенсий. Ранее он был жёстко привязан к уровню зарплат и чем выше была средняя зарплата в период трудовой деятельности, тем меньший процент от неё гражданин получал на пенсии. Выходило так, что уровень обеспечения граждан уравнивался и исчезал стимул к более квалифицированному и производительному труду. Согласно реформе за каждый дополнительный год стажа, который сопровождался и ростом зарплаты, повышался и процент, выплачиваемый на пенсии от зарплаты в период трудовой деятельности. Одновременно это стимулировало граждан позже выходить на пенсию, если они имели желание увеличить собственное пенсионное обеспечение.