Должностные преступления — за что и как могут наказать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные преступления — за что и как могут наказать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно законодательству, под злоупотреблением должностными полномочиями подразумевается использование лицом своих служебных возможной для извлечения материальной или другой выгоды. Действие должно быть совершено из корыстных мотивов и ведет к нарушению законных прав граждан или организаций. Как видно, формулировка недостаточно четкая, и под нее могут подпадать многие действия. Кроме того, в уголовном кодексе есть очень похожее правонарушение – превышение служебных полномочий, и нужно разграничивать эти преступления.

Ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами

Ответственность за преступление, квалифицируемое как злоупотребление служебными полномочиями, для государственных служащих предусматривается ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Поскольку подобные действия считаются общественно опасными, подрывают авторитет государственной власти и экономику страны, за них предусмотрено достаточно серьезное наказание:

  • если действия совершены без отягчающих обстоятельств – штраф до 80 тысяч рублей или в размере средней зарплаты за полгода, принудительные работы на срок до 4 лет, ограничение свободы на такой же срок. Кроме того, приговор может включать запрет занимать ряд должностей на срок до 5 лет;
  • те же действия, если они совершены лицом, которое занимает государственную должность Российской Федерации или ее субъекта, или является главой местного самоуправления – штраф до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты за 2 года, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, а также запрет занимать те или иные должности;
  • если действия, совершенные в рамках первой или второй части статьи, привели к тяжким последствиям – лишение свободы на срок до 10 лет и запрет занимать определенные должности на тот же срок или пожизненно.

Какое наказание предусматривается за самоуправство?

Санкции за данный вид правонарушения предусматриваются как в Кодексе об административных правонарушениях, так и в Уголовном кодексе.

Административная ответственность предусмотрена статьёй 19.1 КоАП РФ. В ней содержатся следующие виды взысканий:

— предупреждение;

— на граждан может быть наложен штраф от 100 до 300 руб.;

— на должностных лиц может быть наложен штраф от 300 до 500 руб.

Наказания, конечно, по тяжести совсем небольшие. Но и ответственность данного типа предусматривается только, если правонарушение причинило лишь незначительный ущерб или убытки и не повлекло за собой серьёзных негативных последствий.

Если же, в результате самоуправства вред можно характеризовать как существенный. В дело вступает статья 330 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает такие виды наказаний:

— штраф до 80 тысяч рублей либо, если такой размер штрафа для главы района, по мнению суда, будет слишком незначителен ввиду его высоких доходов, к нему может быть применено наказание в виде штрафа суммы его дохода в срок за шесть месяцев;

— обязательных работ до 480 часов;

— исправительных работ до двух лет;

— до полугода ареста.

В случае же, если глава района совершил самоуправство с применением насилия или угрожал его применить. То последствия становятся более серьёзными:

— принудительных работ до пяти лет;

— до полугода ареста;

— до пяти лет лишения свободы.

На кого можно пожаловаться

В отличие от превышения должностных полномочий, злоупотреблением принято считать ситуацию, когда лицо не выходит за рамки обязанностей или предоставленных ему возможностей, но использует свое положение только для получения собственной выгоды (или для выгоды близких ему людей), что часто сопряжено с нанесением ущерба учреждению или организации, в которой он трудоустроен. Такая норма закона применяется в отношении представителей власти самого разного уровня, в том числе к:

  • сотрудникам правоохранительных органов любых структурных подразделений. Таким образом, привлечь к ответственности можно не только работника полиции, но и начальника территориального отдела, следователя прокуратуры или ФССП;
  • муниципальным и государственным чиновникам любого ранга и уровня. Каждый гражданин может подать жалобу на работу представителя мэрии, сотрудника администрации города или района, если есть основания полагать, что он злоупотребляет предоставленными ему должностными полномочиями;
  • управленцам любого звена, которые не наделены властью, но руководят вверенными им предприятиями (в первую очередь это касается начальника отдела кадров или хозчасти);
  • присяжным заседателям, так как в ходе судебного процесса они наделены властью влиять на проведение заседаний, и могут этим злоупотребить.

Если виновный своими действиями не только нарушил права гражданина, но и причинил ему материальный или имущественный вред, то в данном случае целесообразно рассматривать дело не только с точки зрения совершения уголовного преступления. В подобной ситуации потерпевший может инициировать судебное разбирательство, чтобы получить компенсацию убытков, подав соответствующий иск в районный или мировой суд (в зависимости от суммы запрашиваемого возмещения).

Образец искового требования на злоупотребление должностными полномочиями можно взять в канцелярии суда, куда необходимо будет подать 3 экземпляра такого документа и дополнительные материалы. Подобные дела рассматриваются только при условии оплаты госпошлины, поэтому истцу необходимо будет заранее побеспокоиться о ее оплате, иначе в принятии иска ему будет отказано.

В исковом заявлении о причинении ущерба от преступления важно указать достоверную информацию о правонарушении, данные чиновника, который явно вышел за рамки полномочий, и сформулировать свои требования, подкрепив их соответствующими ссылками на законодательные акты. Также важно документально обосновать рассчитанную сумму возмещения, иначе суд определит ее на свое усмотрение или вовсе откажет в удовлетворении такого требования.

Читайте также:  Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение

Как подать заявление на главу района?

Стоит понимать, что глава района не имеет никакого иммунитета от административного или даже уголовного наказания за рассматриваемый вид нарушения закона

Для того, чтобы наказать главу района за самоуправство необходимо обратиться в правоохранительные органы (полиция, прокуратура и т.д.). Обращение может быть как в устной, так и в письменной форме. Лучше выбрать второй вариант.

Рекомендации к заполнению заявления:

  • писать необходимо на имя главного руководителя отделения;
  • указать ФИО нарушителя;
  • указать данные о себе: ФИО, номер телефона, место жительства;
  • изложить, в чем заключается правонарушение с указанием подробных деталей;
  • в конце выразить свои требования (например, вернуть свои личные вещи).

Несмотря на то, что глава района считается лицом неприкосновенным, он обязан нести наказание за противоправное деяние (самоуправство) в соответствие с законодательством РФ.

Понятие должностных лиц

Должностными являются лица, которые на постоянной или временной основе наделяются определенными специфическими полномочиями. Они дают возможность выполнять функции представителя государственных властей. Также сюда относятся граждане, реализующие распорядительные, хозяйственные, организационные или административные функции в разных государственных организациях, в местной администрации, муниципальных учреждениях или Вооруженных силах страны.

Должностные лица определяются на основании трех признаков:

  • имеется специфический характер выполняемых трудовых функций, поэтому наделяются граждане особыми полномочиями и обязанностями;
  • у этих функций должно иметься правовое основание;
  • работа должна осуществляться в соответствующих органах, учреждениях или организациях.

Все люди, работающие при таких условиях, должны точно следовать основным правилам работы организаций. Если они нарушаются, то такие действия представлены преступлениями должностных лиц. Они считаются тяжкими правонарушениями, за которые назначается уголовная ответственность.

Сложности с оценкой преступления о самоуправстве

Основная сложность при оценке действий по ст. 330 заключается в трудностях по определению границы между самоуправством и самозащитой своих законных прав. Кроме этого самоуправство зачастую перекликается с кражей имущества или другими преступлениями.

В диспозиции статьи не раскрыта суть самоуправства в полной мере. Это приводит к размытым формулировкам и сложностям при оценке состава преступления. Очень часто вместо самоуправства гражданам вменяют вымогательство, повреждение чужого имущества, кражу, грабеж. Это более тяжелые статьи Уголовного кодекса и не всегда правомерные в конкретной ситуации. Исследования в юридической науке по делам о самоуправстве практически не проводились. Не разработана и специальная методика по правильному установлению вреда, нанесенного пострадавшей стороне. В каждом случае подход индивидуальный и во многом зависит от мнения судьи.

В итоге получается следующая ситуация: гражданин С. вытащил у гражданина В. мобильный телефон из чехла, висевшего на поясе, чтобы принудить последнего к возврату долга. Изначально следствие инкриминировало гражданину С грабеж, однако при более тщательном разбирательств суд должен был переквалифицировать такое действие на ст. 330 самоуправство.

Все эти разночтения являются следствием неудачной формулировки диспозиции статьи и ярко проявляются в противоречивой судебной практике.

Несмотря на то, что деяния, предусмотренные статьей 330 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к преступлениям небольшой и средней тяжести, в совокупности они представляют значительную общественную опасность. Повышенная общественная опасность самоуправства заключается в том, что действия лиц, совершивших самоуправство в разных направлениях имущественного оборота, служат благоприятной почвой для развития организованной преступности и, как следствие, напряженности в социуме. В связи с тем, что проблема самоуправства достаточно не изучена в Российской Федерации, она является очень важным направлением для изучения для законодателей и правоприменителей.

Каждый случай индивидуален, но в любом контексте свои права необходимо отстаивать законным методом.

  • Если вы считаете, что вам нанесли ущерб и признаки самоуправства налицо, то необходимо сразу обратиться в вышестоящую профильную структуру. Если там игнорируют заявление и не предпринимают никаких действий, то жалоба подается в полицию или прокуратуру. Прокуратура обязана рассматривать все заявления граждан, которые касаются нарушения закона и их прав. Также можно составить заявление в полицию в свободной форме. К нему желательно прикрепить документальные доказательства правонарушения.
  • Если у вас требуют вернуть долг «нетрадиционным методом», то такие требования приобретают преступный характер только в следующих случаях:
  • вы знаете, что требования к вам как к должнику незаконны;
  • произошла передача чужого имущества или прав насильно без вашей воли;
  • существует угроза насильственных действий или повреждение чужого имущества.
  • Пострадавшей стороне важно помнить, что в случае реального нарушения прав гражданина, могут пострадать обе стороны. Например, если одна организация возвела постройку в неположенном месте, а вторая ее снесла, то при подаче заявления о самоуправстве второй стороны, может быть подан встречный иск о незаконных постройках. В итоге будет в суде рассматриваться два дела и оба участника могут понести ответственность за нарушение закона.

Куда можно обратиться став жертвой правонарушения со стороны полицейских

Если вы столкнулись с хамским или грубым отношением со стороны сотрудника полиции, то есть несколько путей решения проблемы, но начать действовать нужно как можно раньше, как говорится «по свежим следам».

  1. В первую очередь вспомните о том, что РФ есть такая структура, как УСБ. Сюда, в Управление собственной безопасности, можно подать письменную жалобу на конкретного полицейского или обратиться, позвонив на горячую линию для своего региона.
  2. В ситуации, когда узнать, куда звонить, если полиция превышает полномочия, нет ни возможности, ни времени, можно не боясь набрать «02» и оставить обращение. Дело в том, что все звонки на данный номер фиксируются. А это станет в дальнейшем безапелляционным доказательством того, что вы обращались за помощью и жаловались на неправомерные действия полицейских.
  3. Еще одна инстанция, в которую можно обратиться, — это прокуратура. Именно на этот орган возложена ответственность контроля за соблюдением законности при соблюдении должностных обязанностей сотрудниками полиции. Столкнувшиеся с хамским обращением, пишут жалобу, а те граждане, которые стали жертвами рукоприкладства, вымогательства и более серьёзных нарушений, должны подавать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту такого преступления, как превышение должностных полномочий полицейским.
  4. Также можно подать заявление в суд. В документе описать подробно ситуацию, приложить имеющиеся доказательства, свидетельские показания.
Читайте также:  Как из-за коронавируса вернуть деньги за авиабилеты: новые правила 2020

Важно! В любом документе (жалоба это или заявление) текст должен быть лаконичным, изложенным по существу, без лишних эмоций или некорректных выражений в отношении должностных лиц.

Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям

Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина. Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» не стала причиной «пожара» — с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» — адвокат по должностным преступлениям.

Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:

  1. Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно. Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства. Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание.

  2. Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния. Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее. А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.

  3. Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».

  4. Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой субъект по сути принуждается к совершению преступления должностных лиц, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.

Нестабильная экономическая ситуация, сложности, возникающие при поиске нового рабочего места, полностью привязывают человека к его текущему работодателю. Иногда ему трудно перенести напряженность на работе, неблагоприятные условия труда, которые непосредственно влияют на его производительность. Напряженные отношения с руководителем являются одним из важнейших факторов, усложняющих положение сотрудника. Существует множество причин, по которым начальники унижают человеческое достоинство подчиненного, но ни одна из них не станет для закона основанием для предоставления ему права на такое поведение.

Если возникла такая ситуация, на первом этапе необходимо провести переговоры с непосредственным или вышестоящим начальством. Если же они не привели к позитивному результату, нужно обращаться за поддержкой закона, в трудовую инспекцию, прокуратуру, полицию, суд.

Существенный вред при самоуправстве

В качестве обязательного признака объективной стороны самоуправства законодатель предусматривает причинение существенного вреда. Является причиненный вред существенным или нет, зависит от особенностей конкретного случая самоуправства. К такому вреду в судебной практике относят причинение существенного вреда гражданам, юридическим лицам и организациям, не являющимся юридическими лицами. Закон определил четкий порядок отнесения преступления к уголовным: если произвол гражданского лица сопровождался насилием (либо же имела место угроза его применения), то такой состав преступления предполагает уголовную ответственность.

Ст. 330 УК РФ предусматривает за него наказание – штраф до 80 тыс. руб. либо же принудительные работы до 2 лет. Данный порядок представляет собой совокупность норм и правил поведения, предусмотренных действующими на момент совершения преступления законодательными и иными нормативно-правовыми актами.

При этом ст. 330 УК РФ в определенной мере следует считать бланкетной, так как для правильной квалификации содеянного правоохранительным органам необходимо обозначить, какие именно нормативные акты были нарушены преступником. К такому вреду в судебной практике относят причинение существенного вреда гражданам, юридическим лицам и организациям, не являющимся юридическими лицами. Вред может быть признан существенным, если он выражен в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, в виде побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст. Самоуправство — преступление против порядка управления. предусмотренное ст.

330 УК РФ и представляющее собой самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный. Согласно правовым нормам существенным вредом могут быть признаны следствия действий по нарушению конституционных прав и свобод человека, аварийной ситуации, остановки деятельности организации, разорения субъектов коммерческой деятельности, а также результаты причинения каких-либо расстройств здоровью человека, легкой или средней степени тяжести. Поэтому при оценке причиненных потерь, прежде всего, устанавливают статус пострадавшего, в частности, физическое или юридическое лицо, уровень доходов, ценность объекта вреда и долю повреждений или нарушений.

Статья 327. Самоуправство

Статья 327 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за самоуправство.

Объектом преступления является порядок управления. В качестве дополнительного объекта выступают законные права и интересы граждан, юридических лиц.

С объективной стороныпреступление характеризуется ря­дом признаков: деяние в виде самовольного, вопреки установ­ленному законодательству порядку осуществления своего дей­ствительного или предполагаемого права, правомерность кото­рых оспаривается другим лицом или организацией, если таки­ми действиями причинен существенный вред.

Под самовольностью понимается совершение действий, на­правленных на осуществление своего права, помимо установленного порядка, то есть не в том порядке, как это установлено законодательством.

Действительное право — это право, принадлежащее лицу на законном основании, но которое оно осуществляло, не соблю­дая установленного для этого порядка.

Предполагаемое право — это право, которое фактически за­конно не принадлежит лицу, но на которое оно рассчитывает, ошибочно считая его своим законным.

Преступление совершается только путем действий. Данные действия могут выражаться как в реализации своих прав, так и в исполнении своих юридических обязанностей. И те, и другие реализуются самовольно. Правомерность этих действий оспа­ривается организацией или гражданином. Оспаривание возмож­но до, в процессе или после совершения таких действий, так как они носят не правовой характер.

Читайте также:  Внутренние переводы: оформляем правильно

Если права и обязанности реализуются самовольно, но их правомерность никем не оспаривается, состав преступления отсутствует. Точно также он отсутствует, когда действия кем-то оспариваются, но реализация прав и исполнение обязаннос­тей осуществляется в соответствии с действующим законода­тельством.

Деяние окончено, когда в результате самовольных действий гражданину или организации причиняется существенный вред, т.е. носит материальный характер.

Причинение существенного вреда является оценочной ка­тегорией, устанавливаемой органами расследования с учетом фактических обстоятельств совершенного преступления. Дан­ный вред может быть причинен как физическим, так и юриди­ческим лицам, а также организациям. При этом оспаривать пра­вомерность действий виновного можно и в пользу третьих лиц.

По характеру преступных последствий существенным мо­жет быть признан имущественный вред в виде прямого реаль­ного ущерба либо упущенной выгоды, нарушении законных прав и интересов граждан или, если действия виновного повлек­ли наступление существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, выразившиеся в причи­нении значительного материального ущерба, нарушении кон­ституционных прав граждан на свободу передвижения, пользо­вания жилой площадью и т.п.

Субъективная сторонапреступления характеризуется пря­мым или косвенным умыслом, т.е. умышленной формой вины.

Виновный сознает, что он самовольно, вопреки установленно­му порядку совершает действия, правомерность которых оспа­ривается, предвидит, что причиняет существенный вред, и же­лает его причинить (прямой умысел) или сознательно его до­пускает либо безразлично относится к возможности eго наступ­ления (косвенный умысел).

Субъектом преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Аналогичные действия должностных лиц с использованием своего служебного поло­жения образуют состав злоупотребления должностными пол­номочиями, влекущий ответственность по ст. 307 УК РК.

Квалифицирующим видом самоуправства признается его совершение с применением насилия или с угрозой его приме­нения (ч. 2). Характер насилия в законе не раскрывается, одна­ко с учетом санкции за преступления против личности, предус­мотренные ст. ст. 103,104 УК РК, можно заключить, что в дан­ном случае имеется в виду насилие, не соединенное с причине­нием тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпев­шего. В этом случае содеянное должно квалифицироваться по совокупности как самоуправство и по ст. 104 УК РК (причине­ние легкого вреда здоровью, а также связанные с угрозой убий­ством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего будет охватываться данным признаком).

Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество

Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.

Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.

Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:

  • В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
  • В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
  • В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
  • В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
  • В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.

Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.

Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]