Утильсбор на спецтехнику могут повысить с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утильсбор на спецтехнику могут повысить с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Количество позиций в списке

Перечень включает следующие виды товаров:

  1. Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
  2. Каучук, резина и изделия из них;
  3. Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
  4. Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
  5. Прочие химические продукты;
  6. Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
  7. Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
  8. Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
  9. Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
  10. Первичные элементы и первичные батареи;
  11. Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
  12. Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
  13. Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
  14. Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
  15. Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
  16. Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
  17. Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
  18. Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).

На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров

Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:

  1. производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
  2. производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
  3. производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
  4. физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
  5. импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
  6. производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
  7. импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
  8. импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение (до оформления ПТС или электронного паспорта). То есть импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления. А производители – до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.

Крупнейшие производители должны заплатить сбор в течение 45 календарных дней с даты представления расчета в налоговую инспекцию. А за III квартал – в течение 90 календарных дней, следующих за кварталом.

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Если крупнейший производитель не заплатит сбор или заплатит не в полном объеме, налоговая инспекция взыщет платеж принудительно. Порядок взыскания тот же, что и для налогов (гл. 8, 10, 11 НК, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Как он влияет на цены

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

Читайте также:  Как узаконить дачный дом после отмены дачной амнистии

«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

В результате, считает эксперт, вместо рабо��ающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.

Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.

Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

О видах складской техники, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

Разделом VI Перечня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20 и 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС.

С учетом переходных ключей между ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 сообщается, что утилизационный сбор:

  • уплачивается в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой,
  • не уплачивается в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 августа 2018 г. N СА-4-3/16055@

ОБ УТИЛИЗАЦИОННОМ СБОРЕ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмоМинистерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.08.2018 N МА-51322/07 по вопросу необходимости уплаты утилизационного сбора на складскую технику.

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 августа 2018 г. N МА-51322/07

ОБ УТИЛИЗАЦИОННОМ СБОРЕ НА СКЛАДСКУЮ ТЕХНИКУ

В связи с неоднократным обращением в адрес Минпромторга России импортеров складской техники по вопросу необходимости уплаты за данную продукцию утилизационного сбора сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор взимается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним. При этом согласно пункту 2указанной статьи виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 81) утвержден переченьвидов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее — Перечень).

Разделом VIПеречня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности Евразийского (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) экономического союза по кодам 8427 10, 8427 20и 8429 51.

Необходимо отметить то, что в соответствии с Переходными ключами между ТН ВЭД ЕАЭСи Общероссийским классификаторомпродукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее — ОКПД2), размещенными на официальном портале Минэкономразвития России в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее — переходные ключи), установлено следующее соответствие кодов классификации:

  • код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 10″- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя:» соответствует коду ОКПД2 28.22.15″Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций»;
  • код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 20″- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие:» соответствует коду ОКПД2 28.22.15″Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций»;
  • код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51″— погрузчики одноковшовые фронтальные:» соответствует коду ОКПД2 28.92.25″Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные».
Читайте также:  Можно ли вернуть телефон в магазин

Принимая во внимание изложенное отмечаем, что в рамках постановленияN 81 требование об уплате утилизационного сбора установлено в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой, в связи с чем в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, уплата утилизационного сбора не требуется.

Куда уплачивать сбор при ввозе авто из-за границы?

Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:

  1. Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
  2. ПТС на машину, по которой производятся платежи.
  3. Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
  4. Договор купли-продажи на ТС.
  5. Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
  6. Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.

ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.

Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин

Категория транспортного средства При сдаче на утилизацию, т. р. при сдаче по Trade-In, т.р.
Легковой сегмент 50 тысяч руб. 40 тысяч руб.
Внедорожники 90 тысяч руб. 75 тысяч руб.
Грузовики 2,5- 3,1 тонны 120 тысяч руб. 100 тысяч руб.
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны 175 тысяч руб. 145 тысяч руб.
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны 200 тысяч руб. 165 тысяч руб.
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн 350 тысяч руб. 300 тысяч руб.

Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.

Когда не нужно платить утилизационный сбор

В Федеральном законе № 89-ФЗ содержится ряд исключений, когда платить утилизационный сбор не нужно. Эта льгота дается:

  • для личного транспорта лиц, въезжающих в РФ по программам переселения соотечественников, признанных беженцами или вынужденными переселенцами;
  • для автотранспорта дипломатических и консульских органов, их сотрудников и членов семей;
  • для транспортных средств, чей год выпуска старше 30 лет, если они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму, реставрированы или сохранены до оригинального состояния;
  • для автомобилей младше трех лет, которые ввозятся на территорию свободной экономической зоны Калининградской области (кроме ТС международной перевозки);
  • для автомобилей, ввозимых на территорию РФ на период менее 6 месяцев (подразумевается, что это транзитный транспорт).

Автотранспорт, освобожденный от утилизационного сбора по первым двум основаниям, впоследствии может неоднократно продаваться. Первый покупатель машины будет обязан заплатить сбор по общим правилам.

Еще один важный нюанс касается машин, произведенных или ввезенных в РФ до 2012 года. До этого времени утилизационный сбор не взимался, поэтому ПТС не будет стоять соответствующего штампа. Не придется платить сбор и последующим покупателям такого автомобиля. Если же машина выпущена или ввезена после 2012 года, а в ПТС отсутствует штамп, сбор придется платить покупателю.

Как он влияет на цены

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Какое отношение он имеет к утилизации

О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).

Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.

Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:

Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.

В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.

В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.

Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).

В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.

На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.

Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.

В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:

Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.

Читайте также:  Как правильно составить завещание без нотариуса по образцу

Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.

Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».

В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:

Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.

Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.

Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но тогда на сертификат можно не рассчитывать, вы получите немного денег за стоимость автолома. Дальше на площадке сливаются все технологические жидкости, снимаются колеса, сиденья. Если компания крупная, то в их распоряжении имеетс�� шредерная машина, в процессе работы которой, автомобиль измельчается, и его части делятся на цветной и черный лом, также отделяется пластик и мусор. Лом при такой переработке выглядит как шарики диаметром 10-15 см.

Если компания мелкая (около 85% в России), то автомобиль разбирается вручную и «голый» кузов попадает в пресс. При такой утилизации на пункте приема лома попросят от собственника документы о собственности либо решение суда (для брошенных автомобилей). При этом будет выдана справка об утилизации по форме Минпромторга.

Практика утилизации автомобилей широко распространена по всему миру. В развитых странах имеются целые сети по приему ТС, где владельцы старых и аварийных авто имеют возможность сдать их на металлолом.

Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на общеизвестных сайтах.

Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.

Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.

Кто освобождается от уплаты

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

Таблица и ставки утилизационного сбора

В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:

Виды и категории транспортных средств Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора
Новый автомобиль Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска)
Для физических лиц:
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 1,42 5,3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 1,42 5,3
1001-2000 куб.см 2,21 8,26
2001-3000 куб.см. 4,22 16,12
3001-3500 куб.см 5,73 28,5
свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя 0,17 0,26
Для юридических лиц:
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 0,83 0,88
2,5-3,5 тонны 1,32 2,06
3,5-5 тонн 1,65 2,64
5-8 тонн 1,82 4,56
8-12 тонн 2,21 6,91
12-20 тонн 2,43 10,06
20-50 тонн 4,79 11,8

Когда можно не платить

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

В соответствии с законодательством, плательщик обязан сам предоставить необходимые документы и произвести перевод денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации (КБК) на счет органа Федерального казначейства.

Утилизационный сбор (сумма сбора, уплаченного за самоходные машины и прицепы к ним, произведенные, изготовленные в Российской Федерации) 182 1 1200 120
Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты сумм утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) 182 1 1200 120

Форма и формат расчета сбора размещены на сайте ФНС в разделе «Утилизационный сбор». Но помните, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей!

Сроки уплаты утилизационного сбора

Утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство в следующие сроки:

1. не позднее двух рабочих дней, следующих за днем отгрузки (передачи) транспортного средства, произведенных или достроенных на территории РБ.

При этом днем отгрузки (передачи) транспортного средства признается:

  • при отгрузке (передаче) транспортного средства покупателю (получателю, перевозчику), заказчику – дата отгрузки (передачи) транспортного средства;
  • в иных случаях – дата оформления производителем (изготовителем) документа, подтверждающего производство (изготовление) транспортного средства в Республике Беларусь.

Платежная инструкция на уплату утилизационного сбора оформляется по каждому транспортному средству, и заверяется отметкой банка, подтверждающей его уплату.

2. до выпуска транспортного средства, ввезенного в РБ для личного пользования, в свободное обращение или помещения транспортного средства, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

3. до государственной регистрации в соответствии с законодательством транспортного средства, если утилизационный сбор уплачивается:

  • в отношении транспортного средства, ввезенного в РБ с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащее государственной регистрации на территории плательщиком (организацией или физическим лицом), приобретающим в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство ввезенное ранее в РБ, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]