Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До 2011 года за подобные преступления, если они совершались в крупных размерах, предусматривалось только уголовное наказание. В УК РФ была ст. 188, в первой части которой рассматривались вопросы, связанные с перевозкой через границу нашего государства товаров и иных материальных ценностей, во второй — случаи, когда перемещается особый груз (наркотики, оружие, взрывчатка, стратегически важное сырье). Однако она прекратила свое действие.
Меры по борьбе с контрабандой
Контрабанда в России относится к числу особо опасных деяний, поэтому государство постоянно ужесточает контроль за ввозом и вывозом товаров через границу. Меры выявления, противодействия и пресечения контрабанды можно разделить на группы:
экономические, предусматривающие взаимодействие приграничных государств;
организационные, устанавливающие порядок лицензирования международных перевозок, определение квот;
технические, объединяющие компьютеризированные средства контроля, специальные маркировки и упаковку;
информационные, заключающиеся в своевременной и оперативной передаче данных сотрудникам таможенных органов.
Все эти способы борьбы с контрабандой направлены на ее обнаружение.
Когда факт совершения преступления установлен, виновному лицу грозит наказание.
Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий: объективные признаки (Лопатина Т.М.)
Как вы понимаете, от количества ввезенных товаров, и будет зависеть вариант ответственности. Нарушение установленных норм в малых количествах — штрафные санкции денежного эквивалента, крупные размеры ввоза несанкционированных продуктов — наказание в виде лишения свободы.
Высокие параметры налогов на табачные изделия провоцируют высокое потребление контрабанды. Контрабандисты стараются сгружать контейнеры с табачными изделиями исключительно из стран, где формируются низкие параметры ценовой политики. Если ввоз осуществлять законным путем, придется платить существенный сбор таможенного типа, производить лицензирование, что существенно повысит стоимость конечного продукта. Использование методов контрабанды позволяет ввозить товары с минимальными финансовыми потерями, что формирует существенную прибыль.
От уровня стоимости ввозимой продукции будет зависеть и вид наказания, применяемый по указанной статье. По статистике можно определить, что один контейнер с сигаретами может контрабандистам принести прибыль около миллиона долларов США. Соответственно, уровень контрабанды, которая касается табачных изделий — очень значительный, что провоцирует необходимость жестких мер наказаний за осуществление таких деяний.
Не менее остро стоит вопрос с контрабандой алкоголя. Государство из-за таких действий несет весьма существенные экономические потери, что стало основой составления данного законодательства. По статистике в России в 2014 году доля нелегальной продукции данного типа составила 50%.
Второй комментарий к Ст. 200.2 УК РФ
1. Предметами выступают:
1) алкогольная продукция и (или)
2) табачные изделия;
3) и те, и другие в крупном размере.
2. Объективная сторона заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза предметов преступления, совершенном в крупном размере.
3. Крупный размер составляет стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей. При этом при расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.
4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.
5. Субъект — любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
6. В ч. 2 статьи установлены квалифицирующие, а в ч. 3 статьи — особо квалифицирующие признаки.
Криминальный рынок сигарет и алкоголя
В соответствии с Концепцией внешней политики РФ (2013 г.) сегодня на первый план в современной международной политике выходят имеющие трансграничную природу новые вызовы и угрозы, стремительно возрастают их уровни, диверсифицируются их характер и география. В качестве одной из угроз названа транснациональная организованная преступность (п. 17) .
Как показывает практика, контрабандой табачных изделий и алкогольной продукции занимаются в основном крупные преступные формирования с коррупционными и международными связями.
По оценкам Всемирной таможенной организации, совокупный объем мирового табачного рынка оценивается в 5,7 трлн сигарет в год, а каждая десятая выкуриваемая сигарета является либо контрабандой, либо контрафактом. В странах Евросоюза на подделки известных табачных брендов приходится две трети всего нелегального оборота табачных изделий. Экономический ущерб только европейским странам от контрабанды сигарет оценивается в 10 млрд евро в год. Доходы от одного контейнера вместимостью 10 млн сигарет, реализованного в странах ЕС, оцениваются аналитиками в 2,3 млн долл. с учетом себестоимости товара, затрат на перевозку и оплату нелегальных таможенных схем. Бюджетные потери государства от продажи одного такого контейнера контрафактных сигарет достигают 2 млн евро. Нелегальный сигаретный бизнес является основой для формирования преступных групп, цель которых — получение сверхприбыли от лжепредпринимательства с последующей легализацией преступных доходов, нанесение прямого ущерба интересам государства в виде снижения налоговых и акцизных платежей .
Основные потоки контрабандных и контрафактных сигарет идут из Польши, Беларуси, Украины и России (рис. 1). Ситуацию усугубляет еще и существенный ценовой разрыв между регионами: в среднем цены в Восточной Европе в восемь раз ниже, чем в Западной Европе. Дешевле всего пачку сигарет «Marlboro» можно купить в Беларуси (1,08 евро), а дороже всего она обойдется в Норвегии (13,18 евро) .
Полоцкий А. ЕС борется с контрабандой табачной продукции // РБК-Daily. 2013. 19 ноября.
Ответственность за недекларирование товара
Что будет если вас остановили и нашли при вас (в кармане, машине, сумке и т.д.).
За недекларирование или недостоверное декларирование, а также несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз указанных товаров наступает ответственность, предусмотренная статьями 16.2 и 16.3 КоАП РФ.
Ответственность по статье 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров …», влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1000 (одной тысячи) до 2500 (двух тысяч пятисот) рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
- на должностных лиц — от 5000 (пяти тысяч) до 20000 (двадцати тысяч) рублей;
- на юридических лиц — от 50000 (пятидесяти тысяч) до 300000 (трехсот тысяч) рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Ответственность по статье 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров», влечет следующее административное наказание:
- влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 (одной второй) до 2 (двукратного) размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
- на должностных лиц — от 10000 (десяти тысяч) до 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Контрабанда в крупном размере
Крупным размером считается, если стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий превышает 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Уголовная ответственность за контрабанду – это разновидность уголовной ответственности вообще, особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства.
Выделение контрабанды в отдельную норму целесообразно только в том случае, если в обществе уже сложились и успешно функционируют четкие правила поведения при перемещении товаров через границу, для поддержания стабильности которых одних лишь экономических мер все еще не достаточно.
Меры предупреждения контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и (или) табачных изделий специального характера
Внешнеэкономические отношения России, связанные с перемещением товаров через Таможенную границу ЕАЭС, осуществляются в области таможенного дела. Таким образом, правовое регулирование и организация таможенного дела выступают важнейшим направлением деятельности государственных органов, на чем должны быть сфокусированы нормы таможенного, налогового, уголовного и административного законодательства. Стратегическими задачами, реализуемыми в настоящее время соответствующими органами государственной власти, являются следующие.
Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется по взаимосвязанным направлениям, соответствующим стратегической цели и приоритетам таможенной политики:
– совершенствование таможенного регулирования;
– совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;
– совершенствование реализации фискальной функции;
– совершенствование правоохранительной деятельности;
– содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;
– совершенствование системы государственных услуг;
– совершенствование таможенной инфраструктуры;
– совершенствование информационно-технического обеспечения;
– укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;
– развитие социальной сферы;
– совершенствование организационно-управленческой деятельности225.
В рамках исследуемой темы необходимо отметить, что основными стратегическими задачами, реализуемыми в области таможенного дела, состоят:
– в обеспечении в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности Российской Федерации и других государств – членов ЕАЭС;
– в осуществлении в соответствии с международным договором государств – членов ЕАЭС мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов ЕАЭС, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
– в защите российского рынка от контрабанды контрафактных товаров и товаров, ограниченных в обороте, наносящих существенный ущерб экономике России, отдельным гражданам.
Следует акцентировать внимание на выявлении не отдельных случаев контрабанды предметов преступлений, предусмотренных ст. 2001 и 2002 УК РФ, а направить усилия на пресечение организованных форм преступной деятельности. Одним из главных инструментов противодействия незаконному обороту денежных средств, алкогольной и табачной продукции является усиление работы оперативно-розыскных подразделений. Так, в 2017 г. по оперативной информации ФТС возбудила свыше 1,9 тыс. уголовных дел, при этом более 90 % преступлений выявляется при оперативно-розыскной деятельности. Противодействие внешнеэкономической и трансграничной преступности должно осуществляться в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой, Центральным банком России и зарубежными таможенными органами. Нормативной основой взаимодействия между ними должно стать принятие Соглашений между Федеральной таможенной службой Российской Федерации и таможенными службами (уполномоченными органами) государств, не являющихся членом Евразийского экономического союза, по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций.
Такие соглашения направлены на регламентацию:
а) обмена информацией и (или) документами, которые могут способствовать выявлению сомнительных финансовых операций, в том числе по установлению фактов незаконного вывода финансовых средств за рубеж:
– о практике сторон в области выявления сомнительных финансовых операций;
– о получении участниками внешнеэкономической деятельности государств-сторон финансовых средств на свои счета в банке, расположенном на территории соответствующего государства;
– о незаконных финансовых операциях, а также о назначенных административных и (или) уголовных наказаниях за их совершение;
– об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности участником внешнеэкономической деятельности или о его отсутствии по месту государственной регистрации;
– о банкротстве, ликвидации и приостановлении деятельности участника внешнеэкономической деятельности;
– об иных обстоятельствах, повлекших невыполнение обязательств в рамках внешнеторговых (внешнеэкономических) контрактов, в том числе носящих форс-мажорный характер;
– об участниках внешнеэкономической деятельности государства одной стороны, не исполнивших условия внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с участниками внешнеэкономической деятельности государства другой стороны, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, местонахождение которых, принадлежащее им имущество, а также сведения о принадлежащих им денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, установить не представляется возможным;
б) проведения совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы в области предупреждения, выявления и пресечения совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций.
Следует также расширять практику профилактики коррупционных преступлений в таможне, для чего требуется нарабатывать положительный опыт работы комиссии ФТС России по профилактике коррупционных правонарушений, которая обеспечивает:
1) разработку системы предупредительно-профилактических мер по обеспечению эффективного функционирования таможенных органов, включающей в себя комплекс организационных, административных и оперативно-розыскных мероприятий по устранению причин и условий, негативно влияющих на деятельность таможенных органов и способствующих совершению коррупционных правонарушений должностными лицами таможенных органов, а также осуществление контроля за выполнением указанных мер;
2) выявление и анализ решений уполномоченных должностных лиц таможенных органов (приказы, распоряжения, поручения (указания), письма, докладные записки, служебные записки), принятых ими при осуществлении функций, связанных с решением конкретных организационных задач, которые могут создавать коррупционные риски и не соответствовать интересам экономической безопасности Российской Федерации;
3) принятие мер по корректировке либо отмене ранее принятых решений и минимизация негативных последствий;
4) сбор и оценка информации о состоянии и тенденциях коррупционных проявлений, эффективности работы по предупреждению коррупции в целях последующей выработки решений по координации и осуществлению организационно-практических мероприятий в сфере противодействия коррупционным проявлениям.
Слайд 9: Ситуация с контрабандой табачных изделий в 2020 году
Регулярные сообщения СМИ и интернет-каналов о пресечении деятельности табачных контрабандистов и нелегальных табачных производств свидетельствуют о том, что теневой рынок табака в России приобрел гигантский масштаб. Об этом же говорят и падающие показатели официального производства сигарет, а также оптимистичные отчеты Минздрава о снижении потребления табака в стране. Недавнее задержание в аэропорту Воронежа крупной партии контрабандных сигарет, прибывших из Армении, стало еще одним напоминанием о том, что именно эта страна является одним из главных игроков теневого табачного рынка постсоветского пространства. Всего за несколько дней до этого еще один нелегальный табачный груз из Армении весом около 40 тонн был задержан в аэропорту Краснодара. Сам факт, что контрабандисты не прекращают свою деятельность даже в условиях, когда большинство рейсов в российских аэропортах отменены из-за коронавируса, говорит о многом: без прикрытия влиятельных лиц как в России, так и в Армении переправлять такие крупные партии через пустые аэропорты попросту невозможно.
Контрабанда алкогольной продукции[ / ]
Алкогольная продукция — один из первых товаров, который стали нелегально провозить и продавать. Так, ещё в древнем Риме купцы привозили вина в провинцию и потом, маскируя вино под оливковое масло, провозили его на территорию города. Расцветать контрабанда начала после XVII века[10]. Государства несут огромные экономические потери из-за контрабанды алкогольной продукции. Например, бюджет Казахстана теряет около 3 млрд тенге[11]. В Эстонии в 2007 году контрабандного алкоголя было около 1,1-1,8 млн литров, потери государства от недополученного налога составили почти 96 млн крон[12]. В России по данным РАР, в 2014 году доля нелегального алкоголя достигала 50 %: это заводская водка, при производстве которой не уплачен акцизный сбор, суррогаты (например, самогон) и контрабанда из стран Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана, где водка значительно дешевле, чем в России[13].
Читайте: Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов
Ну, кто в детстве не любил захватывающие истории из жизни отважных контрабандистов или пиратов. Только с возрастом приходит осознание того, что такая деятельность является не просто преступной, а может наносить колоссальный урон и отдельным гражданам, и в целом стране. Контрабандисты не просто игнорируют внесение сборов, пошлин и налогов. Их действия могут подрывать экосистему целых регионов, как в случаях с вывозом представителей уникальной флоры и фауны из страны, где они обитают. Такие деяния могут приводить к гибели тысяч людей, когда речь идет о контрабанде наркотиков, оружия или людском трафике.
История контрабанды, начинается почти сразу с момента появления границ даже не государственных, а удельных. Если обратиться к возникновению русского государства, то первое упоминание о борьбе с контрабандой относится к Х веку. В ряде документов того периода можно встретить упоминание о «промыте» – двойном налоге, которым облагались купцы, пытавшиеся ввезти на территорию Руси товары с применением «ухищренных» способов. Речь здесь, скорей всего, идет о попытках обойти ввозные пошлины.
Предмет контрабанды[ / ]
Предметом контрабанды в России, согласно разъяснению Пленума Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 6 от 27 мая 2008 года «О судебной практике по делам о контрабанде», в соответствии с п. 3 указанного Постановления, может являться любое перемещаемое через государственную границу движимое имущество, признаваемое товаром Таможенным ексом Российской Федерации. Предметом контрабанды могут быть и иные не являющиеся товарами предметы (например, рукопись научной статьи или не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, промышленный образец). Также предметом контрабанды может выступать валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внутренние и внешние ценные бумаги в документарной форме.
Определение контрабанды, как уголовно-наказуемого деяния
Термин «контрабанда» пришёл в Россию из итальянского языка, и является сочетанием двух слов: contra и bando, что можно перевести, как вопреки правительственному указу. В широкой трактовке, контрабандой называется несанкционированное перемещение через госграницу товаров в обход таможенного контроля.
Если говорить о наиболее распространённых способах ввоза контрабандной продукции, можно выделить следующее:
- перемещение объекта преступления в тайниках, сокрытие среди партий легально ввозимых товаров;
- ложное декларирование продукции или отсутствие декларации;
- подделка таможенной документации.
Вообще, в качестве контрабандного товара может выступать практически любое недвижимое имущество: продовольственная продукция, драгметаллы, наркотические вещества и лекарственные препараты, оружие, денежные средства, антиквариат. Отдельной строкой идут предметы интеллектуальной собственности, например, рукописи или изобретения.
Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 200.2 УК РФ
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2022 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
- Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
- Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2022 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2022 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
- Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2022 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
- Решение Верховного суда: Определение N 38-АПУ17-2 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №38-АПУ17-2 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 марта 2022 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда…