Понятие и классификация земельных споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и классификация земельных споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему России. Систему этих судов составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные. суды субъектов Федерации. Полномочия названных арбитражных судов указаны в ст. 10, 26, 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Они конкретизированы в постановлении Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/122и изложены также в ст. 22 АПК РФ. Так, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, если они возникают между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Полномочия Конституционного Суда РФ по укреплению земельного правопорядка

Конституционный Суд РФ по жалобам нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (п. 4 ст. 125 Конституции РФ).

В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В, Близинской. Гражданка Т.В. Близинская проживает в поселке Косино города Москвы в жилом доме, расположенном на земельном участке площадью 0,229 га. Имущественные права на этот участок принадлежавшие ее семье с 1824 г., с 1913 г., как следует из представленных материалов, подтверждены документально. В 1963 г. Т.В. Близинская, вступив в права наследства, на законных основаниях приобрела право собственности на дом и право на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком.

При переоформлении права землепользования рабочая комиссия префектуры Восточного административного округа города Москвы решением от 6 июня 1996 г. закрепила за Т.В. Близинской право пожизненного наследуемого владения на 0,06 га. В отношении остальной части участка ей было предложено оформить договор аренды сроком на 49 лет. Преображенский межмуниципальный суд города Москвы, куда Т.В. Близинская обратилась с иском о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в полном размере, решением от 9 сентября 1991 г. в удовлетворении ее требований отказал, сославшись в том числе на Закон города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве». Поданные Т.В. Близинской кассационная и надзорная жалобы оставлены без удовлетворения. Городская комиссия по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию при правительстве Москвы решением от 28 апреля 1999 г. .признала за ней право пожизненного наследуемого владения на 0,12 га. В отношении остальной части земельного участка вопрос остался нерешенным.

В своей жалобе Т.В. Близинская оспаривает конституционность ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы от 16 июля 1997 г. «Об основах платного землепользования в городе Москве» (в ред. от 29 сентября 1999 г.). На основании содержащейся в ней нормы, как утверждается в жалобе, была «реквизирована» часть принадлежащего заявительнице земельного участка, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом и ст. 55 (ч. 2, 3) Конституции РФ, исключающей умаление прав и свобод человека и гражданина и допускающей их ограничение только в конституционно одобряемых целях на основании федерального закона.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является положение ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» (на момент применения содержавшееся в ст. 15), в силу которого гражданам-домовладельцам, постоянно зарегистрированным в принадлежащих им на праве собственности домах, расположенных на земельных участках на территории города Москвы, предоставляется право пожизненного наследуемого владения этими земельными участками, причем в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги размер таких участков ограничивается площадью 0,06 га, а за ее пределами — 0,12 га, сверх же указанных площадей земельные участки предоставляются в аренду.

Согласно ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Раскрывая конституционно-правовой смысл понятия «имущество», использованного в данной статье, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что им охватываются не только право собственности, но и вещные права (постановление от 16 мая 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений подп. 4 ст. 104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и от 3 июля 2001 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений подп. 3 п. 2 ст. 13 ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» и п. 1, 2 ст. 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Следовательно, ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком. Земельный участок является для землепользователя именно «своим имуществом» (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъят иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.

Такой подход, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 мая 2000 г., корреспондирует толкованию понятия «свое имущество» Европейским судом по правам человека, лежащему в основе применения им ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека исходит из того, что каждый имеет право на беспрепятственное пользование и владение своим имуществом, в ��ом числе в рамках осуществления вещных прав, также подлежащих защите на основании указанного Протокола.

Таким образом, по смыслу ст. 17 (ч. 1), 35 (ч. 3) и 55 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи с соответствующими международно-правовыми нормами, в отйошении права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками действует механизм защиты, гарантированный ст. 35, 45 и 46 Конституции РФ.

Положения ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», в соответствии с которым находящийся в пользовании гражданина земельный участок в части, превышающей предельные для города Москвы нормы площади, предоставляемой в пожизненное наследуемое владение, передаются ему по договору аренды, ставит граждан, имеющих большемерные земельные участки, в менее выгодные условия, ограничивая их использование в полном размере сроком аренды и возлагая на этих граждан обязанность нести расходы в виде арендной платы. Тем самым законом субъекта Федерации введены ограничения не только права пользования и владения таким имуществом, как земельный участок, но и конституционной свободы договора, что противоречит ст. 55 (ч. 2, 3) Конституции РФ.

Часть 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не отвечает обращенному к законодателю конституционному требованию определенности правовой нормы, она допускает распространение понятия «предоставления земельного участка» как на случаи первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации права владения и пользования земельными участками для граждан, проживающих в принадлежащих им на праве собственности домах, которые расположены на этих земельных участках. Отсутствие разграничения институтов предоставления земли и изменения титула прав на земельные участки для уже реально владеющих ими граждан на практике приводит к тому, что вопрос о размерах землепользования решается произвольно.

Земельные споры, рассматриваемые судами и арбитражными судами. Подсудность

В зависимости от компетенции судов, споры, возникающие из земельных правоотношений подразделяются на земельные споры, подлежащие рассмотрению:

— судами общей юрисдикции;

— арбитражными судами;

— третейским судом, в который спор передан сторонами на рассмотрение.

Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ (статья 22 ГПК РФ), АПК РФ (статья 27 АПК РФ), а также иными федеральными законами (п. 2 постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

Почему важно обращаться за помощью?

За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.

Читайте также:  Со скольки лет можно покупать и употреблять энергетики?

Вторая сложность связана с обилием правоустанавливающих и иных документов за землевладение. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно иметь компетентное образование и определенный опыт. Да и положения многих нормативных правовых актов допускают двойственное трактование. Если пытаться защитить свои права самостоятельно, можете быть уверены: в споре с государственными или местными органами власти текст НПА будет обращен не в вашу пользу.

Не тратьте время на бесполезные попытки самостоятельно разобраться в тоннах документации. Запишитесь на предварительную консультацию к земельному юристу и введите его в курс дела. Это поможет заранее оценить шансы за успешное разрешение спора и выработать правильную модель поведения в суде.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с такими проблемами, без помощи специалиста которые решить очень сложно, а подчас практически невозможно.

Очень важно, чтобы такая помощь была качественной, полезной и высококвалифицированной. Гарантом успешной работы в юридической сфере является наличие у юриста адвокатского статуса, который в большинстве случаев убережет Вас от случайных недобросовестных людей при урегулировании судебных и иных споров.

Основной принцип моей работы — чуткое и внимательное отношение к людям, полное соблюдение адвокатской тайны, готовность в любое время прийти на помощь, внимательно выслушать пожелания доверителя и в максимально короткие сроки решить его проблемы.

Обратившись ко мне за помощью, Вы получите максимально полный спектр услуг, которые необходимы для решения Вашего вопроса.!

Проведение землеустроительной экспертизы было поручено ООО «Вологодские земельные ресурсы». Экспертом был назначен кадастровый инженер Глуханов С.А.

Суд поставил перед экспертом ряд вопросов:

. Какими объектами искусственного и естественного происхождения обозначена на местности общая граница земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 (собственник Конюхова В.М.) и 35:25:0706065:574 (собственник Девяткова Л.В.), расположенных по адресам: Вологодская область, Вологодский район, с/т «Шограш», улица 9, участок 31 (Конюхова В.М.), улица 8, участок 38 (Девяткова Л.В.);

. Если общая граница земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 (собственник Конюхова В.М.) и 35:25:0706065:574 (собственник Девяткова Л.В.) определена, то указать их координаты для последующего оформления межевого плана;

. Соответствует ли фактическое местоположение общей границы земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 (собственник Конюхова В.М.) и 35:25:0706065:574 (собственник Девяткова Л.В.), сведениям, внесенным в межевой план, составленный кадастровым инженером Козыревой А.Е. 05.09.2016 года, и сведениям, внесенным в межевой план, составленный Романовой О.А. 15.08.2016 года;

. В случае невозможности определения на местности местоположения общей границы вышеуказанных участков или несоответствия координат, внесенных в межевые планы, подготовленные кадастровыми инженерами Козыревой А.Е. и Романовой О.А., определить местоположение данной границы с указанием координат, исходя из сведений о площади, содержащихся в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах, с соблюдением прав и законных интересов сторон;

. Соответствует ли фактическое местоположение вышеуказанных земельных участков их правоустанавливающим документам и имеющимся картографическим материалам, приобщенным к настоящему гражданскому делу.

Работы по проведению землеустроительной экспертизы были выполнены в период с 16 января 2017 года по 8 февраля 2017 года.

Обследование спорных земельных участков, расположенных на них объектов недвижимости, хозяйственных построек, ограждений, проездов и прочих объектов, расположенных в границах спорных земельных участков, а также геодезическая съемка всех указанных объектов, были проведены 21 января 2017 года экспертом — кадастровым инженером Глухановым С.А. и инженером-геодезистом Подшиваловым О.А. Данные работы проводились в присутствии истца и ответчика по данному земельному спору.

В соответствии с межевым паном от 15.08.2016 г. на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0706065:320, смежная граница земельных участков частично проходит по восточной стене хозяйственной постройки (сарая), расположенной на земельном участке истца, т. е. обозначена объектом искусственного происхождения.

Из сведений межевого плана от 05.09.2016 г. следует, что смежная граница спорных земельных участков проходит независимо от местоположения каких-либо объектов искусственного или естественного происхождения.

При анализе сведений, содержащихся в межевых планах, предоставленных сторонами данного дела, выявлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 и 35:25:0706065:574. Такое пересечение границ земельных участков привело к образованию спорной территории площадью 6 кв. м.

Поскольку стороны не могут найти компромиссное решение по определению смежной границы земельных участков, то такие границы должны быть определены исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельных участков при их образовании. Об этом говорится в п. 10 ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 и 35:25:0706065:574 определены экспертом со слов собственников указанных земельных участков.

Из материалов судебного дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 и 35:25:0706065:574 относятся к ранее учтенным объектам права. Они имеют декларированную площадь, размер которой подлежит уточнению.

По сведениям, содержащимся в межевом плане от 15.08.2016 г. и межевом плане от 05.092016 г., границы вышеуказанных земельных участков (за исключением спорной границы), не закреплены объектами искусственного и естественного происхождения. По фактическому использованию площадь земельного участка с кадастровым номером 35:25:0706065:320 составляет 640 кв. м, площадь земельного участка с кадастровым номером 35:25:0706065:574 — 740 кв. м. По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, площадь каждого земельного участка составляет 600 кв. м.

Учитывая интересы правообладателей земельных участков, а также сведения, содержащиеся в документах, определявших местоположение границ земельных участков при их образовании, эксперт предложил вариант установления смежной границы спорных земельных участков, при котором спорная часть земли будет разделена на две части между сторонами спора. В этом случае в границы земельного участка истца будет включена территория площадью 3,8 кв. м, а в границы земельного участка ответчика — территория площадью 2,6 кв. м (рисунок 5).

Таблица 1 — Координаты точек смежной границы спорных земельных участков, в соответствии с вариантом местоположения спорной границы, предложенным экспертом.

Обозначение характерных точек границы

Координаты

X

Y

8

340137,16

2321747,35

7

340137,15

2321748,16

Н 8

340135,82

2321748,15

Н 15

340135,80

2321749,17

Н 6

340132,35

2321749,21

Субъект и объект земельного спора

Объект земельных правоотношений – то, по поводу чего возникают земельные правоотношения.

К объектам земельных правоотношений относятся:

  • Земля – это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особыми свойствами (состав, граница и т.п.);
  • Земельный участок – недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Определяющими признаками земельного участка являются его границы и площадь;
  • Часть земельного участка – становится объектом земельных правоотношений только в 2 случаях:
    а) При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке. В данном случае собственник такого здания приобретает право на использование соответствующей части земельного участка;
    б) В случае установления права ограниченного пользования земельным участком (сервитута);
  • Земельная доля – доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Субъекты земельных правоотношений – граждане, иностранные граждане юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Возможность участия граждан и юридических лиц в земельных правоотношениях зависит от их правоспособности и дееспособности. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных правоотношениях в двух качествах: как властный орган, издающий властные предписание и как собственник земельных участков. Что касается иностранных граждан, то они также могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет ограниченный характер.

Для обозначения категории участника земельных правоотношений используются следующие понятия:

  • Собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • Землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • Арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • Обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  • Правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве предмета земельного спора выступает конфликтная ситуация, которая связана, в большинстве случаев, с размером земельного участка, а также расположением его границ.

Земельные споры связаны с восстановлением прав собственников на земельный участок, которые были нарушены третьими лицами. Как правило, земельные споры возникают при ошибках в регистрации права собственности на землю, при захвате чужих земельных участков, нарушении правил добрососедства, а также в связи с другими причинами.

«По вопросам владения — конфликтная ситуация, связанная с нарушением местоположения границ земельного участка, права подтверждаются выпиской из ЕГРП. По вопросам пользования — конфликт, связанный с нарушением прав правообладателя земельного участка по извлечению дохода от использования земельного участка, нанесение ущерба путем неправильного использования соседнего участка, уничтожение посевов или нанесение вреда, создающего угрозу уничтожения имущества. По вопросам распоряжения — незаконная продажа одного и того же участка двум и более субъектам земельных правоотношений.»[3]

Читайте также:  Жизнь без барьера: как государство помогает людям с инвалидностью

Довольно часто земельные споры вызваны желанием их участников признать незаконными действия государственных органов, которые определяют принципы раздела земельных участков и оформления различных сделок ними. Также причиной возникновения земельных споров могут стать конфликты, возникающие из-за конфискации земли, ее отвода, землеустройства и наследования земельных участков.

Часто причиной возникновения земельных споров является некачественно подготовленная землеустроительная документация. Так, например, предприниматель, получивший земельный участок без оформления необходимых документов или в случае неправильного их оформления, может впоследствии его лишиться и потерять все сделанные в участок инвестиции, и это повлечет его длительный земельный спор с государством, тем более досадный, если на этом участке уже были произведены какие-то работы.

Поэтому для сокращения риска возникновения земельных споров необходимо следить за качественным и полным оформлением документов на землю. Так, например, в землеустроительном акте должны быть закреплены границы земельного участка, а сам земельный участок дожжен быть внесен в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще более несправедливой и опасной для предпринимателя может стать ситуация, когда земельный спор возникает из-за документации, неправильно оформленной по вине самих же землеустроительных органов. Поэтому важно, чтобы оформлением права собственности на земельный участок занимался юрист, специализирующийся на вопросах земельного права.

Только такой подход может уменьшить риск возникновения земельного спора, который может повлечь за собой потерю земельного участка и значительных вложений в него.

«Решение земельного спора является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей и арендаторов, который урегулирован нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.» [4]

Государство может участвовать в разрешении споров в лице местных администраций и судебных органов. Тем самым оно осуществляет охранительную функцию при государственном регулировании земельных правоотношений.

Для разрешения земельных споров применяется судебный порядок. При этом Земельный кодекс предусматривает разрешение земельных споров путем привлечения третейского судьи.

Составитель искового заявления по предмету земельного спора также имеет полное право обратиться не только в суд, но и в орган государственной или муниципальной власти, вышестоящий по отношению к тому органу, который вынес решение, не удовлетворившее инициатора рассмотрения земельного спора.

Для обжалования такого решения по земельному спору в вышестоящем органе закон отводит срок в 10 дней. Исполнение решения, послужившего причиной возникновения земельного спора, приостанавливается на срок, в течение которого жалоба рассматривается в вышестоящем органе.

При рассмотрении земельного спора в судебном порядке используются общие правила судебного производства. В случае признания нормативного акта органа государственной власти незаконным и недействительным, данный орган должен возместить убытки владельцу земельного участка.

Спорные земельные дела, как и любые другие судебные дела, невозможно урегулировать без необходимой информации и документов. К таким документам можно отнести:

1. Свидетельство о праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок — документ, который удостоверяет проведение государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество. «Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.» [5] Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости — форма предоставления общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Выписки предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав по запросам любых лиц. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в о��ношении данного объекта недвижимости.

3. Кадастровый паспорт — представляет собой выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.

4. Межевой план — результат кадастровых работ, представляющий собой документ, в котором воспроизведены сведения:

· Об образуемом земельном участке (земельных участках), при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка (земельных участков);

· «О части (частях) земельного участка при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части (частей) земельного участка;» [6]

· Новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке (земельных участках) при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка (земельных участков).

5. Землеустроительное дело — результат проведения землеустроительных работ. Включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства, а также другие материалы, касающиеся таких объектов. Утверждение землеустроительного дела является результатом межевания.

6. Кадастровое дело — совокупность скомпонованных и систематизированных документов, на основании которых внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости об объектах недвижимости. Кадастровое дело объекта недвижимости формируется после присвоения объекту недвижимости кадастрового номера. Формирование кадастрового дела осуществляется в органе кадастрового учета по месту принятия решения о кадастровом учете.

7. Иные документы — документы, из которых можно получить сведения о земельных участках при отсутствии или недостаточности перечисленных выше документов. К таким документам относятся:

· записи в инвентаризационных описях;

· правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.);

· решение о предоставлении земельного участка;

· записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;

· записи в похозяйственных книгах;

· сведения в материалах инвентаризации земель;

· сведения в проектах межевания территории;

· записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю.

Общая характеристика и виды земельных споров

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)

    «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

    «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

Определение понятия «земельный спор» можно встретить в юридической литературе и судебной практике.

Приведем ряд предложенных дефиниций понятия «земельный спор».

«Земельный спор — это регулируемое нормами земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права и разрешаемое дозволенными законом методами правоотношение между двумя и более равноправными сторонами по поводу притязаний на земельные права и обязанности. Характерным здесь является постоянство притязаний двух или более сторон на один и тот же земельный участок» (Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 53 – 54).

Земельные споры в Российской Федерации: понятие и классификация (Умеренко Ю.А.)

В зависимости от компетенции судов, споры, возникающие из земельных правоотношений подразделяются на земельные споры, подлежащие рассмотрению:

— судами общей юрисдикции;

— арбитражными судами;

— третейским судом, в который спор передан сторонами на рассмотрение.

Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ (статья 22 ГПК РФ), АПК РФ (статья 27 АПК РФ), а также иными федеральными законами (п. 2 постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Читайте также:  Нужно ли платить налог при дарении недвижимости

В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]