Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы обновленного Кодекса о земле, которые вступают в силу 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Как разметить границы земельного участка для установки забора самостоятельно
В случае отсутствия споров с соседями и наличия более раннего межевания, установить границы земельного участка можно и самостоятельно. Для этого вы можете воспользоваться несколькими способами:
- Установление границ своего земельного участка на местности. При этом вы можете отыскать следы межевания – колышки, обозначающие повороты, и по ним полностью восстановить разметку;
- Установить границы земельного участка, используя его план. На нем нанесены все постройки и габариты, что позволяет путем замера проложить межу с точностью до 5 см;
- Обратиться к плану застройки. Зная кадастровый номер своего участка, на карте в интернете вы сможете отыскать и его границы, размеры.
Как уточнить границы участка?
Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.
Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.
Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.
После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Самовольное строительство
Проектом закона «Об изменении кодексов» для более четкого регулирования вопросов самовольного строительства излагается в новой редакции ст. 223 ГК.
Согласно ей самовольное строительство – деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, реставрации, капитальному ремонту, сносу объекта строительства, его части, если она осуществлена:
-
на самовольно занятом земельном участке;
-
на самовольно занятой части земельного участка в случае, когда такое занятие выразилось в нарушении границы земельного участка, предоставленного лицу, осуществившему самовольное строительство;
-
на земельном участке, используемом не по целевому назначению;
-
на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по его результатам, и (или) с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование;
-
без получения разрешительной документации на строительство и (или) без проектной документации в случае, когда обязательность получения и разработки такой документации предусмотрена законодательством, и (или) с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство.
Дачные участки — по сложившимся границам (если соседи не против)
Ряд вопросов решится по садоводческим товариществам, потому что с годами изменились технологии и подходы к оформлению таких земельных участков. Когда в 90-е годы образовывались товарищества, делались планы организации территории с размещением всех участков, нанесением проездов, детских площадок, пожарных водоемов. Со временем изначально заявленная разметка сместилась, и сегодня фактические границы не совпадают с планом организации территории: в документ необходимо вносить изменения, а это значительные денежные затраты.
С принятием обновленного кодекса этого делать не надо: если нет споров с соседями, земельный участок будет оформляться по фактически сложившимся границам.
Это даст человеку уверенность, что при наследовании, дарении или осуществлении сделок купли-продажи не возникнет лишних вопросов. Таким образом, будут сэкономлены время, деньги и нервы людей, отметила специалист.
Землепользователи в садовых товариществах — это зачастую пенсионеры. У них нет свободных средств, чтобы оплатить внесение изменений в план организации территории, как и нет понимания, почему это необходимо делать — столько лет подряд пользовались этой землей. Например, такие обращения были по Могилевскому и Осиповичскому районам. Теперь люди ждут вступления закона в силу, когда все решится просто и экономически не затратно.
Выкуп участков в собственность с льготой
Раньше отмечалось, что будет введена льгота по выкупу земельных участков в частную собственность.
— Так, у многих людей находятся земельные участки на праве пожизненного наследованного владения либо в пользовании (не оформлены, то есть у граждан нет правоудостоверяющих документов). Теперь их можно выкупить на льготных основаниях: для областных центров и Минска с коэффициентом 0,8 по кадастровой стоимости, для иных территорий — 0,5, — пояснила Ирина Петрученя. — Например, кадастровая стоимость 10 соток в поселке Буйничи Могилевского района составляет 12,86 тысячи рублей. Со вступлением в силу изменений сумма сократится в два раза. Таким образом, государство позволит сэкономить человеку деньги и использовать их на иные цели — например, строительство или благоустройство своего участка.
Дачные участки — по сложившимся границам (если соседи не против)
Ряд вопросов решится по садоводческим товариществам, потому что с годами изменились технологии и подходы к оформлению таких земельных участков. Когда в 90-е годы образовывались товарищества, делались планы организации территории с размещением всех участков, нанесением проездов, детских площадок, пожарных водоемов. Со временем изначально заявленная разметка сместилась, и сегодня фактические границы не совпадают с планом организации территории: в документ необходимо вносить изменения, а это значительные денежные затраты.
С принятием обновленного кодекса этого делать не надо: если нет споров с соседями, земельный участок будет оформляться по фактически сложившимся границам.
Это даст человеку уверенность, что при наследовании, дарении или осуществлении сделок купли-продажи не возникнет лишних вопросов. Таким образом, будут сэкономлены время, деньги и нервы людей, отметила специалист.
Землепользователи в садовых товариществах — это зачастую пенсионеры. У них нет свободных средств, чтобы оплатить внесение изменений в план организации территории, как и нет понимания, почему это необходимо делать — столько лет подряд пользовались этой землей. Например, такие обращения были по Могилевскому и Осиповичскому районам. Теперь люди ждут вступления закона в силу, когда все решится просто и экономически не затратно.
Уточнение местоположения границ земельных участков
- УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
- Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.
- ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ
Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:
- а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или
- б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или
- в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.
Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.
При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».
В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.
Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.
- ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
- Документы, на основании которых проводится уточнение границ
- Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных
- частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
- пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
- пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.
- Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
- К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:
- 1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:
- Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
- Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.
Этапы изменения границ
В большинстве случаев весь процесс межевания вместе с утверждением плана местности официально осуществляется не менее, чем три месяца. Этого периода достаточно, чтобы все тщательно перепроверить и уточнить межи участка. Для измерения все действия выполняются в несколько этапов:
- Подготовка. Данный процесс начинается с заключения договора с геодезической компанией. Составляется список собственников смежных участков, подготавливается план работы по отношению к земле заявителя.
- Полевые работы. В данный этап включается геодезическая съёмка, в ходе которой уточняется площадь участка, устанавливаются межевые знаки. Все измерительные работы проводятся с помощью профессионального оборудования, обязательно указываются особенности рельефа, тип почвы, прочие особенности, которые фиксируются на участке (впадина, холм, наличие естественного или искусственного водоема). Все зафиксированные объекты обязательно фиксируются на плане на бумаге.
- Заключение. Это последний этап, в который входит обработка полученной информации специалистами геодезической компании, они же проводят консультацию со смежными владельцами и уточняют согласны ли те с проведенными измерениями. Только после этого все данные переносятся в официальный документ (кадастровый паспорт), внесенные корректировки подтверждаются печатью и подписью исполнительного органа.
Все этапы проводятся в строгой последовательности. Что касается согласования с соседями, то решение этого вопроса может быть длительным. Данный процесс тоже можно разделить на несколько пошаговых действий.
Может оказаться, что в реальности участок больше, чем по документам. Тогда потребуется провести оформление этой увеличившейся площади, и в нём есть свои тонкости. Для этого должно быть в наличии основание. Законными основаниями считаются следующие:
- Перечисленные в статье 29.28 Земельного кодекса – она касается участков в государственной и муниципальной собственности, если соседствующим с вашим оказался именно такой.
- Исправление кадастровой ошибки.
- Объединение смежных участков вследствие их приобретения в собственность.
В рассматриваемом случае главным образом подходит второй вариант – исправление кадастровой ошибки, но и при остальных двух оформление проходит схожим образом. Разница будет в том, что при увеличении участка за счёт поглощения соседних потребуется дополнительно оформить эту землю в собственность, а вот при кадастровых ошибках это не нужно.
Но не во всех случаях увеличение участка возможно, оно не будет допущено, если при этом в него должны быть включены:
- земли общего пользования;
- земля, относящаяся к другой категории по сравнению с основным участком.
Невозможным увеличение может оказаться и по иным причинам:
- участок уже достиг максимального разрешённого размера;
- соседи имеют утверждённый межевой план, и составленный для вас ему противоречит – тогда остаётся решать дело в суде;
- земля, которая должна быть включена в границы участка, изъята из оборота.
Для начала нужно определиться со значением этой процедуры для владельца земли, ответив на следующие вопросы:
Межеванием земельного участка называют уточнение его местоположения. Это кадастровые работы, которые проводятся специалистом – кадастровым инженером, и данные о которых включаются в ЕГРНт (о том, что такое межевание земельного участка и для чего оно нужно, а так же как проводят работы по определению границ территории, читайте тут).
ВАЖНО! Для хозяина проведенное межевание означает, что с его земли снимаются ограничения по распоряжению.
То есть он может начинать строительство дома и совершать любые сделки с землей:
- продавать (узнать о том, обязательно ли межевание земельного участка при продаже и покупке земли, можно здесь);
- дарить;
- передавать по наследству.
Цели восстановления границ земельных участков и перечень работ
Необходимый порядок и перечень землеустроительных работ по установлению границ земельного участка в Республике Беларусь предусмотрен к проведению в следующих случаях:
- предусмотренных законами о землепользовании и охране земель;
- земельных споров;
- принятых судебных актах и заявлениях граждан, организаций, являющихся правообладателями участков.
Основными целями проведения таких работ являются следующие:
- определение расположения участков и их геометрических размеров;
- в случае частичной или полной утраты межевых знаков и приграничных линий;
- в спорных ситуациях между землепользователями.
Сам процесс проведения землеустроительных работ по восстановлению границ земельного участка должен осуществляться в присутствии землепользователя или его законного представителя. Сведения о времени и дате проведения работ по установлению (восстановлению) и закреплению границ земельных участков на местности передаются их исполнителем всем лицам, которые могут быть заинтересованы в этом вопросе любыми возможными способами. Процесс ознакомления с произведенными работами заключается в визуальном осмотре на местности.
Как изменить границы участка?
Изменение (уточнение) контура земельного участка – это процедура документирования отклонений от составленного ранее межевого плана, которая может быть проведена двумя способами. Первый – это пересмотр конфигурации контурной линии, которая определяет участок, но с сохранением его площади. Таким образом, в одном месте часть площади уменьшается, в другом, соответственно, увеличивается. Но общая площадь, указанная в кадастровом паспорте, остается неизменной.
Второй вариант – это процедура изменения (уточнения) межи с изменением и конфигурации границ, и общей площади надела. Может проводиться при исправлении ошибки, которая попала в кадастровый учет, или при добавлении определенной бесхозной территории, но не большей площади, которая определена в Земельном кодексе. В противном случае проводить межевание нового участка необходимо отдельно (как, например, при покупке).
Как изменить границы земельного участка после межевания?
Изменение границ после завершения процедуры межевания вносятся в государственный реестр, но только если в течение отведенного законодательством срока от заинтересованных лиц не поступало новых заявлений об уточнении. В случае, если границы нужно изменить после межевания, собственник обращается в Росреестр и получает ожидаемый отказ, так как порядок предыдущего межевания не был нарушен.
Получив отказ, владелец должен обратиться в суд, где его заявление и приложенные документы рассмотрят и установят правомерность пересмотра границ участка. Если правомерность подтверждена, владелец может обратиться в организацию, предоставляющую услуги инженерно-геодезических изысканий, и инженер выполнит все работы по составлению нового межевого плана. С этим планом и с постановлением суда собственник вновь обращается для внесения изменений в кадастр.
История об установлении границ участка
Разделение границ земельных участков началось в далеком 1765 году, когда возникла острая потребность в определении точных владений населенных пунктов и отдельных крестьянских поселений. Также происходило массовое распределение земель, которые принадлежали церкви. Определение точной информации набирало актуальности во время проведения споров между владельцами земельных участков.
Собственники земли самостоятельно договаривались с соседями о границах, при этом устанавливая на ней столбы или обустраивая проселочную дорогу. При полюбовном разрешении конфликта никаких документов предъявлять не стоило. В противном случае возникшие споры и конфликтные ситуации решались в судебном порядке, а в случае отсутствия соответствующих документов допускалось лишение ключевого объекта (земельного участка). На сегодняшний день согласование и восстановление границ участка регулируется ФЗ: «О государственном кадастре недвижимости» и «О землеустройстве».
Как видно из п. 1 ст. 43 Закона о регистрации недвижимости, основанием для уточнения границ является отсутствие или несоответствие этих сведений требованиям, которые установлены для них законом.
В тоже время, в законе нет какой-то одной статьи, в которой после фразы «Сведения об описании местоположения границ земельного участка должно отвечать следующим требованиям:» был бы приведен перечень этих требований. Всё как всегда размыто и туманно.
В первую очередь, к таким требованиям относится п. 8 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости, который предписывает определять границы земельных участков посредством определения координат характерных точек таких границ.
Далее п. 13 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости отсылает нас к Приказу Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» (начал действовать с 01.01.2021 г.).
Этот приказ имеет специализированное описание и термины, поэтому выдержки из него цитировать не буду. Скажу лишь, что к определению координат характерных точек предусмотрен ряд требований по методам и точности их определения.
В третью очередь нужно понимать вообще любые нормы права, которые в разные периоды становления земельного законодательства определяли порядок образования и установления границ на местности.
На практике основания для уточнения границ земельных участков сводятся, как правило, к следующим случаям:
- Если участок стоит на кадастровом учете, но сведения о его границах в ЕГРН отсутствуют;
- Если внесенные в ЕГРН сведения о границах земельного участка являются недостоверными;
- Если внесенные в ЕГРН сведения о границах участка, определены в нарушении порядка образования участка, определения границ на местности, уточнения границ и т. п.;
- Если в сведениях о границах участка имеется реестровая (кадастровая) ошибка;
- Если координаты характерных точек границ участка определены с точностью ниже нормативной, либо сведения о точности координат в ЕГРН отсутствуют вообще;
- Если внесенные в ЕГРН сведения о координатах одной из характерной точки не позволяют однозначно вынести ее на местность.
Рассмотрим эти случаи подробнее.
Уточнение контура надела заключается в документировании отклонений полученных данных от тех, которые содержатся в составленном ранее межевом плане.
Фактически смена границ может заключаться в таких действиях:
- Изменение конфигурации контурной линии, определяющей область земли при сохранении значения первоначальной площади.В такой ситуации при внесении данных часть площади в определенном месте образованной фигуры уменьшается, в другом – увеличивается, и в общем величина остается идентичной той, что указана в кадастровом паспорте.Параллельно с этим отсутствие процедуры затрагивания значения площади может заключаться в том, что фактически площадь остается той же, а изменяться будут только данные в межевом плане, который по ряду причин содержит ошибочную информацию;
- Изменение межи с одновременным уточнением значений его площади. В такой ситуации могут исправляться имеющиеся ошибки кадастрового учета или проводиться изменения межи непосредственно на местности при одновременном добавлении бесхозной территории в качестве «прирезки» в допустимом Земельным кодексом размерах.