«Налог на яйца»: кто в СССР должен был платить за то, что не имеет детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Налог на яйца»: кто в СССР должен был платить за то, что не имеет детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Готовясь к очередному судебному заседанию, я перелопачивал нормативно-правовую базу, изучал судебную практику и вот на какой наткнулся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

Им было установлено, что налогом облагаются одинокие и семейные, не имеющие детей, граждане: мужчины в возрасте свыше 20 до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 до 45 лет.

Освобождались от обложения налогом:

— военнослужащие и их жены;

— учащиеся средних и высших учебных заведений мужчины в возрасте до 25 лет и женщины в возрасте до 23 лет;

— пенсионеры;

— лица обоего пола, если им или их супругам по состоянию здоровья, в соответствии с решением врачебной комиссии, противопоказано деторождение.

Размер «налога на яйца» в СССР

Заработки в советские годы были не особенно большими, хотя курс рубля был более твердым. На рубль можно было накупить авоську продуктов, при том, что средний заработок составлял 120 руб. граждане работали на полставки или на пониженной ставке и пр. Исчисление налога на бездетность в СССР происходило по такому алгоритму:

  1. При зарплате до 70 руб. советские налогоплательщики освобождались от сбора за бездетность.
  2. Если заработок составлял 71-90 руб., то «налог на яйца» составлял 5% от зарплаты.
  3. Если ежемесячный доход составлял более 91 рубля, то бездетные отдавали из зарплаты 6% в пользу государства.
  4. Также 6% бездетного сбора советские граждане «культурно-искусственных» профессий вроде художников, актеров и прочей творческой богемы.

Некоторым предоставлялись различные льготы, освобождение или рассрочка выплат:

  • в период несения службы в вооруженных силах налоговая повинность снималась с военнослужащих и их вторых половин;
  • награжденные за боевые заслуги или лишившиеся детей в период ВОВ не платили бездетный налог;
  • страдающим патологиями мочеполовой системы, психическими отклонениями или генетическими аномалиями, физической неспособностью к зачатию либо вынашиванию ребенка.

Спустя 4 года после завершения войны подсчитали тот демографический ущерб, который был нанесен военными действиями. Также определили какие слои страны больше всех пострадали. Ими стали люди, живущие в деревнях и селах потому как фашисты, передвигаясь по стране заходили туда в надежде поживиться. Они сметали практически все на своем пути, а также убивали местное население.

Учитывая данную ситуацию власти в 1949 году внесли в проект налога несколько изменений. Они касались непосредственно жителей небольших населенных пунктов. Уроженцы деревень и сел, которые не имели продолжителей рода, обязывались выплачивать государству 150 рублей. Более того, те семьи, которые имели хотя бы одного ребенка также платили. Их налог составлял 50 рублей. Два ребенка в семье позволяли уменьшить выплаты до 25 рублей.

Кто был освобожден от налога?

Несмотря на политику экономического равенства, в Советском Союзе некоторые лица не облагались налогом на бездетность. Так, были освобождены от оплаты лица, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропавшими на полях сражений во время Великой Отечественной войны.

Кавалеры Ордена Славы трех степеней, Герои Советского Союза и лица, проходящие обучение, также обязаны были платить налог, однако для них существовала особая система льгот. Не облагались налогом лица, которые по состоянию здоровья не могли иметь детей.

От налога были освобождены лица, только что вступившие в брак, но эта поправка была внесена лишь в 80-х годах. Освобождение это действовало со дня регистрации брака в течение одного года. Если за год у семьи не рождался ребенок, налогообложение возобновлялось.

При рождении в семье ребенка родители освобождались от уплаты налога на бездетность. Лица, взявшие ребенка на усыновление, также не платили его. Однако в случае смерти или гибели ребенка от несчастного случая обязанность выплачивать налог для родителей возобновлялась.

Если ребенок рождался у родителей, которые не состояли в официальном браке, то от уплаты освобождалась только мать. Отец не облагался налогом лишь в случае наличия совместного заявления родителей в органы ЗАГСа, или вопрос решался в судебном порядке.

С какого возраста налог на бездетность начинал действовать?

С момента введения и до отмены действия побора его ставка не менялась. Незначительно изменялась лишь суть налога. Главным вопросом был возраст лица облагаемого налогом, а также сколько процентов налог на бездетность составлял от дохода лица, не имеющего детей.

Было решено из заработной платы взимать 6 %. Возраст лиц для уплаты налога также был четко установлен. Уплата налога ложилась на плечи бездетных мужчин от 20 и до 50 лет. В отличие от мужчин женщины его платили с 20 до 45 лет. Если в документах, удостоверяющих личность, не стоял месяц и день рождения, то первое взимание налога производилось в январе того года, когда человеку исполнялось 20 лет. Последнюю выплату налога человек производил в декабре того года, когда ему исполнялось 50 (для мужчин) или 45 (для женщин) лет.

Для подпадающего под действие налога населения ставка налога на бездетность зависела от размера заработной платы. Так для тех, кто зарабатывал в месяц менее 91 рубля, действовала пониженная ставка. Те же, чья зарплата не превышала 70 рублей, налогом не облагались вообще.

Кто поддерживает налог на бездетность?

Разговоры о введении побора для бездетных родителей ведутся давно. В 2013 году протоиерей Дмитрий Смирнов заявил, что обязательная плата в казну государства позволит улучшить материальное положение многодетных семей. Напомним, священник предложил собирать деньги с бездетных и отдавать им семьям, где есть дети.

Председатель Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев считает, что в России нужно возродить налог на бездетность, как это было во времена советского союза. Новая мера позволила бы повысить рождаемость в стране.

Сегодня молодое поколение сначала стремится сделать карьеру, а уже потом задумывается о женитьбе и рождении детей. По словам политика, на первом месте должна стоять семья.

Так или иначе, российские власти всегда отвергали предложения о введении налога для бездетных. Несколько лет назад Дмитрий Медведев назвал эту тему закрытой. Поэтому россияне, которые еще не успели завести ребенка, могут быть спокойны. Им не придется платить налоги за то, что у них нет детей.

Налог на бездетность в СССР

Этот вид налога появился с Советском Союзе в 1941 году. В чем же состояла суть закона? Одинокие мужчины в возрасте 20 – 50 лет, а также женщины от 20 до 45, которые не имели детей, должны были отдавать государству 6% от своего дохода.

Читайте также:  Как правильно сдать квартиру в аренду? Официально и по закону

От оплаты налога освобождались:

  1. Граждане, месячный доход которых составлял менее 70 рублей.
  2. Люди, страдающие бесплодием.
  3. Граждане, дети которых умерли или пропали без вести во время войны.
  4. Семьи, которые усыновили ребенка.
  5. Незамужние девушки.

Для некоторых категорий граждан существовали льготы. Они должны были оплачивать налог, но его сумма была значительно ниже.

  • Граждане, зарплата которых находилась в пределах 70-91 руб. в месяц.
  • Студенты в возрасте до 25 лет.
  • Герои СССР.
  • Граждане, которые имели три степени ордена Славы.
  • Военнослужащие и члены их семей.

Правда ли, что в 2021 году будет введен налог на бездетность

Соответствующая инициатива принадлежит главе общественной организации «Союза матерей» Татьяне Буцкой. По ее мнению, бездетные граждане должны платить обязательный налог, пока они не родили ребенка.

С таких людей Буцкая предложила взимать ежемесячную плату в размере до 500 рублей. При этом налог должны платить не только мужчины, но и женщины.

После обнародования предложения руководителя «Союза матерей» на нее обрушится шквал критики. Против налога на бездетность выступили не только рядовые граждане, но и многие политики.

Сегодня россиянам беспокоиться не надо. Деньги за отсутствие детей они платить не будут. Налог отменили в январе 1992 года, когда не стало СССР. Советское поколение не было избавлено от подобной необходимости. Холостяков и семьи, в которых дети отсутствовали, налогом обложили в 1941 году. Война стремительно сокращала численность россиян, и новорожденные были необходимы, как и деньги для экономики борющейся с врагом державы.

Прошло 76 лет. Изменилась стоимость рубля и жизненные ценности. Товаров стало больше. Теперь трудно оценить значимость выплачиваемой в то время государству суммы. Ее размер зависел от зарплаты гражданина. Ставка по налогу за бездетность составляла 6%.

Платить были обязаны:

  • не воспитывающие детей мужчины от 20 и до 60 лет;
  • женщины, не родившие ребенка, 20–45 лет.

Введение дополнительного сбора не приводит население в восторг. Государственные цели простого человека не интересуют. Расходы на отсутствие детей понижают жизненный уровень и заставляют работать напряженнее или отказываться от удовольствий.

Вот мотивы, по которым бездетные граждане не хотели платить:

  • отсутствие минимальных жилищных условий для создания семьи;
  • небольшой доход;
  • возрастные расхождения между мужчинами и женщинами при определении плательщика;
  • естественное нежелание человека делать что-либо против воли.

Потенциальные налогоплательщики получали льготы. Они платили по сниженной ставке при зарплате до 91 рубля. Получавшие меньше 70 рублей вовсе освобождались от уплаты, как и граждане, которым родить не позволяло здоровье.

Кроме перечисленных категорий граждан льготы предоставлялись:

  • получающим высшее образование людям (вплоть до 25 лет);
  • заслужившим звание Героя Советского Союза;
  • награжденным орденами гражданам;
  • проходящим военную службу и всей их семье;
  • потерявшим детей на фронтах Великой Отечественной войны.

Уплачивали налог с 20-летнего возраста независимо от пола. Вносить его обязывали не только при отсутствии детей, но и после смерти единственного рожденного ребенка. Взимать налог прекращали, если у человека появлялись дети. Произошло это после усыновления или рождения собственного ребенка значения не имело.

Со временем вводились дополнительные льготные условия уплаты. В 1980 году вступившие в брак люди и не успевшие обзавестись детьми при перечислении налога на бездетность получали скидку. Правда, действовала льгота только в течение первого года супружеской жизни.

Постепенно налог снижался и более обеспеченным советским гражданам. Налоговую ставку уменьшили для зарплат до 150 рублей. Перестали брать его с замужних женщин, невзирая на отсутствие в семье детей.

Во времена Советского Союза действительно существовал налог на бездетность. Граждане платили сумму размером 6% от заработной платы. Выплачивать налог должны были:

  • мужчины без детей, возраст которых составлял 20-50 лет вне зависимости от того, имеется ли у них жена;
  • женщины без детей, возраст которых составлял 20-45 лет, и при этом они были замужем.

Этот налог существовал на протяжении 50-ти лет (С 1941 года по постановлению «О налоге на мужчин без жены или без детей» по 1992 год, в январе которого Советский Союз окончательно распался).

Специалисты провели исследование, которое показало, что многие россияне готовы платить 6% с заработной платы, так как это было для них куда выгоднее, нежели заводить потомство.

Налог на бездетность в России — существует ли сейчас?

Мы не знаем, какой именно вариант концепции отправил Юрий Крупнов президенту Путину, но, судя по присутствующим в сети черновым вариантам, лидеру страны предстоит вечер увлекательного чтения: по жанру этот законопроект ближе всего к классическому роману-утопии. Вы можете судить об этом сами – загляните под спойлер.

Концепция федерального закона

«О статусе многодетных семей в Российской Федерации»

В ситуации острого демографического кризиса в Российской Федерации и дальнейшего обезлюживания страны, когда при сохранении существующей демографической политики численность российского населения к концу столетия уменьшится вдвое, единственным инструментом преодоления данного кризиса является существенное, в несколько раз, увеличение количества многодетных семей.

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей. Это является своего рода категорическим демографическим императивом для российского государства и общества.

Несмотря на культивируемые до настоящего времени установки на малодетность, более того, поддержание состояния фактически принудительной малодетности, указанный целевой рост числа многодетных семей вполне возможен. В любом случае, главным инструментом и драйвером демографии в России является направленное наращивание числа многодетных семей с помощью всех возможных культурных, гуманитарных, социальных и финансово-экономических усилий государства и общества.

По существу это предполагает перевод социального слоя (страты) многодетных семей из состояния только объекта социальной защиты в состояние элитного социального слоя России. Однако для этого необходимо законодательно определить и обеспечить по аналогии с федеральными законами «О статусе военнослужащих» (N 76-ФЗ) или «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (N 3-ФЗ) особый статус многодетных семей как национального достояния и главного ресурса позитивной демографии.

Именно введение специального статуса многодетных семей как элиты российского населения составляет суть и новизну предлагаемого законопроекта.

Концепция федерального закона «О статусе многодетных семей» разрабатывается в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях кардинального повышения статуса многодетных семей, превращение их в привилегированный социальный слой, что позволит к 2030 году преодолеть ситуацию национальной демографической катастрофы и от суженного коллапсирующего отрицательного воспроизводства перейти как минимум к простому воспроизводству населения, а также создать наилучшие условия для воспитания и социализации детей как в многодетных семьях, так и в тех семьях, что на данный момент являются малодетными, однако готовы к рождению новых детей и перехода в статус многодетной семьи.

Главными заказчиками предлагаемого закона предлагается сделать Минобороны и Минэкономразвития России, поскольку закон призван в государственной перспективе содействовать также и решению проблемы достаточности национальных трудовых и человеческих ресурсов в интересах обеспечения конкурентоспособности и обороноспособности страны.

Читайте также:  УНИАН: украинцев оставили без индексаций зарплат и пенсий

Ключевыми параметрами реализации предлагаемого законопроекта станет увеличение количества рождаемых гражданами РФ детей в год и повышение к 2035 году суммарного коэффициента рождаемости до 2,5.

Следует отметить, что в Государственную Думу РФ в 1990-2000-е годы вносился федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей», был принят ей 17.11.99, затем одобрен Советом Федерации 23.12.99, но отклонен Исполняющим обязанности Президента РФ 03.01.2000 (N Пр-30) в связи с тем, что та версия Федерального закона не имела собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже была на тот момент урегулирована Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и другими законами, а кроме того, ряд положений Федерального закона противоречил требованиям Конституции РФ о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации.

Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину предъявили плановую версию положения федерального законодательства «О состоянии семей с большим количеством детей в стране». Кроме того, этот проектный документ предлагает добавить налог для семейных пар с малым числом детей. Как сказано в газете «Известия», начальник Института демографии и регионального развития Юрий Крупнов переслал Владимиру Владимировичу Путину документ модернизации государственного закона, который представляет собой ряд решений, помогающих и поддерживающих многодетных. Те, кто разработали эту инициативу, дополнили свое мнение предложением ввести налог на бездетных (не по медицинской причине), а также имеющих всего лишь одного ребенка. Размера суммы налога до сих пор не было объявлено.

Сегодня из-за уже существующего налога семьи без детей или с одним-двумя детьми платят государству куда больше, нежели многодетные. По данным из российской статистики:

  • семьи без детей, которые зарабатывают в месяц 72 400 рублей, налог списывает 9 410 рублей;
  • родители, у которых есть три или более детей платят государству 7 900 рублей, то есть на 1 500 рублей меньше.

Удерживаемый налог попадает на бюджет страны и региона (в пропорциях 85%/15%).

Сумма тратится на:

  • социальную поддержку;
  • образование;
  • строительство дорог;
  • медицину;
  • другие отрасли.

Разработчик этого нововведения планирует отправлять деньги в ныне неработающий «Государственный фонд помощи многодетным семьям», финансы которого будут тратиться исключительно на поддержку многодетных семей (сюда же входят пособия, выплачиваемые им каждый месяц).

Во времена Советского Союза действительно существовал налог на бездетность. Граждане платили сумму размером 6% от заработной платы. Выплачивать налог должны были:

  • мужчины без детей, возраст которых составлял 20-50 лет вне зависимости от того, имеется ли у них жена;
  • женщины без детей, возраст которых составлял 20-45 лет, и при этом они были замужем.

Этот налог существовал на протяжении 50-ти лет (С 1941 года по постановлению «О налоге на мужчин без жены или без детей» по 1992 год, в январе которого Советский Союз окончательно распался).

Специалисты провели исследование, которое показало, что многие россияне готовы платить 6% с заработной платы, так как это было для них куда выгоднее, нежели заводить потомство.

Обсуждения введения налога для бездетных россиян актуализируется из года в год, но реализации они не получают. 12 октября 2020-го с идеей выступила общественная организация «Совет матерей» в лице ее председателя Татьяны Буцкой. По мнению организации, мужчины и женщины репродуктивного возраста, которые по тем или иным причинам отказываются рожать детей и поддерживать демографию страны в целом, должны платить налог за свою свободу. Буцкая даже назвала сумму налога — 500 рублей в месяц за право не становиться родителям. От налога будут освобождены бесплодные и те, кто не может иметь детей по другим причинам.

Налог на отсутствие детей предложили ввести в России

В России периодически пересматривается демографический вопрос. Государство всячески пытается изменить сложившееся положение и простимулировать высокую рождаемость искусственно.

Не так давно Депутат Московской гордумы выступил с предложением к Президенту РФ воскресить некогда существовавший в советский период налог на бездетность в России. По логике законодателей такой налог необходимо ввести для поддержки семей с детьми.

Президенту РФ представили проектный вариант концепции ФЗ «О статусе многодетных семей». Помимо всего прочего такой нормативный акт предполагает ввести в нашем государстве налог на малодетность .

По сведениям газеты «Известия», главой Института демографии, миграции и регразвития Ю. Крупновым президенту РФ был направлен проект модернизированного федерального законодательства, который предлагает целый комплекс мер, направленных на поддержку многодетных семей.

По мнению разработчиков такой нормотворческой инициативы, дополнительным налогом следует облагать бездетных не по медицинским критериям семейные пары, а также семьи, у которых всего лишь один ребенок .

Конкретные размеры предполагаемого к введению налога никто до сих пор не озвучивал.

Так, ст. 218 этого кодифицированного федерального закона говорит, что налоговые льготы (в виде стандартных налоговых вычетов) предусмотрены лишь для людей, у которых есть дети. Остальные же уплачивают налоги в полном объеме .

Так, при исчислении ежемесячного подоходного налога налоговая база может уменьшаться:

  • на 1,4 тыс. руб. при наличии 1-го ребенка ;
  • на 2,8 тыс. руб. — на 2-х детей;
  • еще по 3 тыс. руб. сверху на 3-го и каждого последующего ребенка (то есть, 5,8 тыс. руб. на 3-х , 8,8 тыс. руб. на 4- х и т .д .);
  • за каждого ребенка-инвалида или обучающегося очно инвалида 1 — 2 гр. в возрасте до 24 лет:
  • на 12 тыс. руб. — родителю и его супругу, усыновителю;
  • на 6 тыс. руб. — при воспитании детей семьей опекунов, попечителями, приемными родителями.

Указанные суммы вычитаются из общей налогооблагаемой массы, поскольку они не подлежат обложению 13-процентным налогом.

Ввиду чего ежемесячно человек, у которого есть хотя бы 1 ребенок , обладает прибавкой к заработной плате в размере 182 руб. (13% × 1,4 тыс. р.).

Следовательно, с бездетных россиян такая сумма, наоборот, постоянно удерживается. Иными словами, такая система налоговых расчетов является современным аналогом «налога на бездетность».

Что такое налог на бездетность

Инструкция

Налог на бездетность, который выплачивали холостые, одинокие и бездетные граждане, был введен в действие Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.11.1941г. Он представлял собой дополнительный сбор к подоходному налогу. После принятия Постановления ВС РСФСР от 07.12.1991г., налог на бездетность был отменен, а граждане начали платить налог на доходы физических лиц НДФЛ, в который такой дискриминационный сбор уже не входил.

Однако в последнее время все чаще можно услышать предложения о его возврате. С инициативой ввести сбор для всех бездетных граждан старше 20 лет выступили челябинские депутаты, а за ними и глава синодального Отдела РПЦ высказался о необходимости введения налога на бездетных и малодетных. Такие выплаты протоиерей Димитрий Смирнов называет компенсацией за нежелание или физическую невозможность «идти на подвиг рождения детей».

На самом деле, в завуалированной форме такой сбор взимается по-прежнему, поскольку у тех граждан, которые имеют детей, есть законное право получать налоговый вычет за каждого ребенка. Сумма этого вычета, правда, такова, что пользуются им только те родители, у которых буквально каждая копейка на счету. За одного и двух детей родители освобождаются от уплаты НДФЛ с суммы 1400 рублей, за троих – с суммы 3000 рублей, что составляет 182 и 390 рублей в месяц. Но, тем не менее, бездетные граждане таких льгот не имеют и исправно оплачивают налог на доходы в полном объеме.

Читайте также:  Повторная приватизация/расприватизация

Необдуманные предложения о налоге на бездетность могут нарушить конституционные права многих граждан, в том числе и тех супружеских пар, а число их составляет 15% от общего количества, которые просто не могут иметь детей по медицинским показателям. Он носит откровенно дискриминационный характер, разделяя граждан на две группы – тех, кто имеет детей, и тех, у кого их нет. Кроме того, он ограничивает право гражданина на свободу выбора – иметь или не иметь ребенка. Этот выбор, в том числе, может быть обусловлен и низкими доходами, которые после введения налога станут еще ниже.

Кроме того, этот налог станет дополнительным финансовым бременем для тех из бездетных супружеских пар, кто пытается родить ребенка с помощью достаточно дорогой процедуры ЭКО. В случае его принятия, чтобы избежать налоговых выплат, им также придется представлять медицинские документы, подтверждающие их неспособность иметь детей. А это прямое нарушение ст.23 Конституции 23, устанавливающей право граждан на неприкосновенность тайны их личной жизни. Юридическая безграмотность подобных популистских решений подтверждается многими противоречиями с действующими законами, в том числе ФЗ «О персональных данных» и ст.13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гарантирующей сохранность врачебной тайны.

А как обстоят дела в других странах?

Заметим, что данный вид сбора вводился еще в Древнем Риме. Также Болгария в 1909 году ввела на своей территории вычет с холостяков. В 2010 году к президенту Украины обратились депутаты тернопольского городского совета с предложением вернуть налог на бездетность в Украине (причем только для мужчин), но данное предложение так и не рассмотрели. Однако в феврале 2012 года на рассмотрение был вынесен законопроект, в котором предлагалось разделить ставки на доходы физических лиц, в зависимости от количества детей, для граждан достигших тридцатилетия.

Современный человек сознательно подходит к проблеме создания семьи и рождения ребенка. При этом он руководствуется своей собственной системой ценностей и той картиной мира, которая была предложена ему другими людьми (имеется в виду по мере его взросления и формирования). Но может ли кто-то решать вместо человека, когда он должен сделать этот шаг? Как оказалось, может. Естественно, насильно заставить миллионы людей жениться и родить наследников было бы очень трудно. Но у государства есть собственный механизм решения этой проблемы – налоги. Попытки ввести налог на бездетность уже были сделаны неоднократно, причем в разных странах и в разное время. Повторить этот опыт многие государства не против и сейчас.

Предложение протоиерея

В 2013 году протоиерей Дмитрий Смирнов сделал заявление. По его мнению, налог на бездетность в России необходимо вернуть. Священнослужитель уверен, что бездетные семьи должны выплачивать определенную сумму их своего бюджета, но она пойдет не просто в пользу государства, а на поддержку тем семьям, которые воспитывают приемных детей. Необходимо сказать, что сам отец Дмитрий на протяжении длительного времени опекает три детских дома.

Такое предложение вызвало массу откликов. Некоторые называли такой закон безнравственным. Другие утверждали, что невозможно будет проконтролировать, идут ли уплаченные деньги по назначению. Кроме того, многие высказывали мнение, что в случае, когда благотворительность становится обязательной, она перестает быть благотворительностью.

Кто был освобожден от налога?

Несмотря на политику экономического равенства, в Советском Союзе некоторые лица не облагались налогом на бездетность. Так, были освобождены от оплаты лица, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропавшими на полях сражений во время Великой Отечественной войны.

Кавалеры Ордена Славы трех степеней, Герои Советского Союза и лица, проходящие обучение, также обязаны были платить налог, однако для них существовала особая система льгот. Не облагались налогом лица, которые по состоянию здоровья не могли иметь детей.

От налога были освобождены лица, только что вступившие в брак, но эта поправка была внесена лишь в 80-х годах. Освобождение это действовало со дня регистрации брака в течение одного года. Если за год у семьи не рождался ребенок, налогообложение возобновлялось.

При рождении в семье ребенка родители освобождались от уплаты налога на бездетность. Лица, взявшие ребенка на усыновление, также не платили его. Однако в случае смерти или гибели ребенка от несчастного случая обязанность выплачивать налог для родителей возобновлялась.

Если ребенок рождался у родителей, которые не состояли в официальном браке, то от уплаты освобождалась только мать. Отец не облагался налогом лишь в случае наличия совместного заявления родителей в органы ЗАГСа, или вопрос решался в судебном порядке.

Помимо общеизвестных позитивных и негативных моментов в жизни населения СССР, существует ряд тех, из-за которых не утихают споры экспертов до сих пор. К ним относят и принятие так называемого налога на бездетность. Несмотря на то, что о нем сейчас знают не многие, в свое время он существенно ударил по населению как в финансовом, так и в моральном отношении.

Введение этого налога произошло в ноябре 1941 года, спустя пять месяцев с начала Великой Отечественной войны. Именно военные действия считают основной причиной возникновения столь странного побора, поскольку потери, которые несла советская армия в первые несколько месяцев войны, были колоссальными и значительно сокращали численность населения республик. Руководство СССР отчетливо понимало, что после окончания войны, ослабленное государство будет за гранью демографического кризиса и на восстановление численности населения уйдут десятки лет. Поэтому стояла острая необходимость всеми возможными способами заставить женщин рожать больше детей. И не только во время войны, но и после ее окончания.

Налог на бездетность в СССР

В прошлом налог на бездетность уже существовал в нашей стране во времена СССР и назывался «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан», введён налог на малосемейных граждан был с ноября 1941 года на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 г. (раздел IV «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР») с последующими дополнениями и изменениями, действующими в том или ином виде вплоть до 1991 года.

Согласно действующему в период с 1941 по 1991 годы законодательству бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет обязаны были отчислять налог на бездетность государству в виде 6% от заработной платы. При этом налоговая ставка была гибкой и при зарплате менее 91 рубль в месяц она снижалась, а при зарплате меньше 70 рублей налог на холостяков и вовсе не взимался. Полностью освобождались от налога на малосемейных граждан женщины и мужчины, не имевшие возможности завести детей по состоянию здоровья. Освобождались от уплаты налога на бездетность и лица, у которых дети умерли, погибли, или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]