Налоговые и валютные резиденты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые и валютные резиденты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
Читайте также:  Как получить налоговый вычет за обучение — оформление

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Кто такие нерезиденты?

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

  • для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Налоговое резидентство

Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

Также могут использоваться следующие критерии:

  • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
  • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
  • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

Валютное резидентство

Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.

Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).

Так, валютными резидентами признаются:

  1. Граждане России;
  2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
  3. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
  4. Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
  6. Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.

Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:

  1. Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
  2. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
  3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.

Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.


Налоговый резидент

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.

Читайте также:  Выплату по уходу за инвалидом поднимут с 1 января 2023 года

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерац��и.

Такими документами могут являться:

— проездные документы о въезде и выезде из РФ;

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

Какие налоги платят налоговые резиденты и нерезиденты РФ

Из самого определения становится понятно, что налоговый резидент Российской Федерации обязан подавать декларацию на прибыль и платить налоги по Законам РФ. Однако мало кто понимает, что, потеряв статус налогового резидента РФ, обязательства по налогам в некоторых случаях сохраняются.

НДФЛ для резидентов на прибыль от источников за рубежом и в РФ начисляются по следующей схеме:

  • 13% на доход до 5 млн. рублей.
  • 15% или 650 тысяч рублей на прибыль, которая за год превышает 5 млн. рублей.

НДФЛ для нерезидентов РФ начисляется только с доходов от источников, расположенных на территории России. При этом налоговые вычеты для нерезидентов НЕ положены:

  • 30% – ставка для всех видов дохода с источником в России;
  • 15% – на дивиденды от российских компаний.

Для подробного изучения информации о том, кем являются резиденты и нерезиденты, рекомендуется изучить Федеральный закон «О валютном контроле и регулировании». Согласно изложенному, резидентами можно назвать следующих лиц:

  • иностранцы, которые живут в России и имеют вид на жительство;
  • граждане РФ;
  • юр лица, зарегистрировавшие организации согласно законодательству России (исключение – это зарубежные компании);
  • субъекты РФ, а также муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые контролируются Федеральным законодательством и другими законодательными актами;
  • консульства РФ и другие официальные российские представительства, работающие в других странах.

Нерезидентами называют граждан других стран или компании, которые постоянно находятся и зарегистрированы на территории другого государства, а также:

  • подразделения иностранных фирм и иностранные представительства в России;
  • аккредитованные в РФ дипломатические организации и консульства других стран;
  • межправительственные и межгосударственные представительства.

Для физ. лиц определение звучит несколько иначе. В Налоговом Кодексе граждан также делят на резидентов и нерезидентов. Налоговым резидентом считается человек, находящийся в пределах РФ не меньше 183 дней на протяжении года.

Кроме этого, налоговыми резидентами являются граждане, состоящие на военной службе в России, а также в других странах и работники государственных органов власти, органов на местах, которые находятся в командировке. При этом, фактическое время пребывание на территории РФ значения не имеет.

Налогообложение резидентов и нерезидентов по НДФЛ

Согласно закону, для всех физлиц на территории государства предусматривается единая ставка НДФЛ. Для резидентов она составляет тринадцать процентов заработка, для нерезидентов – тридцать процентов. Это весьма существенная разница и в процентах, и в полученных цифрах. Притом, что для налоговых резидентов страны, трудоустроенных в компаниях России официально, предусматриваются стандартные виды льгот. К примеру, родители, имеющие одного или двух наследников, за каждого получают 1 тысячу 400 рублей, за третьего ребёнка и последующих – 3 тысячи рублей. На эти суммы уменьшается объём исчисленного НДФЛ. Нерезиденты же, несмотря на процент налога, в 2,3 раза бОльший, лишены и этих послаблений. Рассмотрим на примерах.

Пример №1 Пример №2
Иван Константинович Сонин является резидентом России и зарабатывает ежемесячно 25 тысяч рублей, с которых выплачивает 3 тысячи 250 рублей подоходного налога. А Сергей Петрович Варфоломеев резидентом страны не является, но работает на том же предприятии и зарабатывает те же 25 тысяч рублей, но уплачивает с них уже 7 тысяч 500 рублей НДФЛ. Месячная разнице в налоговой сумме для резидента и нерезидента составляет 4 тысячи 250 рублей, за год — 51 тысяча рублей, что очень существенно. Марина Ивановна Тропина зарабатывает 50 тысяч ежемесячно, воспитывает двоих малолетних детей и имеет статус резидента страны. За стандартным «детским вычетом» (1 тысяча 400 рублей за первого ребёнка и столько же за второго) облагаемая налогом зарплата Тропиной составляет 47 тысяч 200 рублей, а сумма ежемесячного налога – 6 тысяч 136 рублей. Её коллега Ирина Степановна Кузнецова без статуса резидента, но также с двумя детьми, заплатит НДФЛ в сумме 15 тысяч рублей по 30-ти процентной ставке и без налоговой льготы.

Основное отличие резидента и нерезидента

Чтоб понять, в чем отличие юридического лица-резидента от нерезидента, важно разбираться в особенностях налогообложения, предусмотренных российским налоговым законодательством. По факту, резиденство определяет страну, в которой такая компания будет уплачивать все предусмотренные ее законодательством налоги:

  • так, все компании, независимо от их места прописки, если они имеют статус резидента РФ, будут обязаны платить налоги на прибыль и имущество независимо от страны, в которой они были получены, сделок, по которым были получены, валюты и иных особенностей;
  • компании-нерезиденты РФ, зарегистрированные за пределами России, обязаны платить в российский бюджет лишь налоги с прибыли и имущества, полученного ими от российских источников. Таковыми будут признаны не только коммерческие, но и так называемые пассивные доходы, в том числе дивиденды, проценты по кредитным договорам, пени от российских резидентов, доходы от реализации имущества и имущественных прав.

Налоговое резидентство юридических лиц

В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).

Какие отличия в налогах компании резидента и нерезидента

Согласно НК РФ, компании-резиденты докладывают о всех имеющихся доходах в органы налогового обложения и выплачивают с них определенный процент, а нерезиденты платят налоги только на ту прибыль, которая была получена с активов, находящихся на территории России. При этом процентные ставки выплат значительно отличаются.

Читайте также:  Как рассчитать земельный налог в 2022 году

Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.

В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)

Статус юридического лица Ставка, % Дивиденды, %
Компания-налоговый резидент РФ 20 9
Компания-нерезидент РФ 30 15

При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.

В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.

Операции, подлежащие валютному регулированию

По последним изменениям правил Центрального Банка, к операциям валютного регулирования можно отнести:

  1. Проведение договор, которые осуществляются между нерезидентами и резидентами, а так же при проведение операций между открытыми счета резидентов.
  2. Агентские договора при внешнеторговлей и вывоза товар за пределы РФ.
  3. При покупке или продаже горючего топлива.

К валютному регулированию относят сделки, которые имеют отдельные торговые суммы:

Импорт 3 млн. рублей
Экспорт 6 млн.рублей

Сумма конвертации происходит по курсу Центрального Банка на момент заключения договора.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ

Для того чтобы подтвердить резидентство, формируется пакет документов и направляется в инспекцию.

По результатам рассмотрения выдается одна из следующих бумаг:

  • справка, оформленная согласно форме, рекомендуемой в РФ, подписанная должностным лицом, скрепленная гербовой печатью.
  • если предусмотрено, то оформление происходит по правилам и формам, действующим в иностранном государстве, для которого выдается бумага. Такой вариант возможен только тогда, когда оно уведомило российскую сторону о наличии таких форм.

Выдается всего лишь 1 копия справки, кроме случаев:

  • когда по закону другой страны необходимо 2 и больше экземпляров (если компетентные органы своевременно уведомили своих российских коллег);
  • когда заявителю требуется справка для каждого контрагента, то она выдается по количеству последних.

Можно получить подтверждение за предыдущие годы. Для этого необходимы соответствующие документальные подтверждения. Если срок составляет более 3 лет (например, за 4-й год от текущего), то дополнительно направляются письменные свидетельства уплаты налога (к примеру, декларация с отметками о принятии и квитанции об уплате).

Можно ли делать налоговые вычеты нерезидентам

Любые вычеты по закону положены только резидентам РФ. Если Марат утратил этот статус для 2022 года, то и по расходам в этом году вычеты ему не положены. Если на 31.12.2022 вдруг окажется, что работник — нерезидент, но уже успел возместить часть подоходного через бухгалтерию, деньги придётся вернуть в бюджет.

В то же время с вычетами есть пара нюансов.

Для социальных, стандартных и профессиональных вычетов: право на них привязано к году, в котором человек понёс расходы. Допустим, Марат потратил деньги на обучение в 2021 году — для этого года он навсегда резидент. А значит, и право на вычет по расходам в 2021 году у него никто не отберёт.

Во-вторых, вычет можно заявить в течение трёх лет. То есть по расходам в 2021 году можно сэкономить на налогах и в 2022-м, и в 2023-м. И неважно, какой у Марата налоговый статус в том году, в котором он попросил вычет.

Правда, у работодателя можно оформить только вычет за текущий год, для прошлых лет нужно готовить 3-НДФЛ и запрашивать возмещение НДФЛ через налоговую.

Для имущественных вычетов важен налоговый статус в году, когда заявлен вычет, а не когда были расходы. Допустим, Марат купил квартиру в 2021 году, но право на вычет не использовал. В 2022 году он уехал жить в Казахстан и стал нерезидентом — заявить право на вычет теперь нельзя.

Если в январе 2023-го Марат вернётся в РФ и до июля не уедет, то снова станет резидентом и сможет оформить имущественный вычет за 2021 год. Даже через работодателя.

  1. Если сотрудник уехал из РФ, для работодателя важны две вещи: когда он станет нерезидентом и какое место работы написано в трудовом договоре.
  2. Если место работы в России, бухгалтер удерживает НДФЛ сначала по ставке 13% с резидента, а потом 30% как с нерезидента. Когда сотрудник становится нерезидентом, сумму налога надо пересчитать по ставке 30% за весь год, а потом насчитать и удержать долг.
  3. Если в качестве нового места работы указывается не РФ, с момента переезда начисление налога прекращается независимо от налогового статуса. Когда работник станет нерезидентом, НДФЛ снова надо будет пересчитать по ставке 30%, но только за месяцы, пока место работы было в России.
  4. Если удерживать налог с нерезидента как с резидента, налоговая может придумать проблем: взыскать недостающий налог с работодателя, начислить пеню и оштрафовать. Вернуть эти деньги в порядке регресса с работника не получится.

Резиденты и нерезиденты страны — кто это, Финансовый гений

Эти понятия очень актуальны во многих финансовых сферах, например, в банковском обслуживании, при уплате налогов, выводе средств за границу, оформлении наследства и в других случаях, поэтому нужно очень четко понимать, кто такой резидент, кто такой нерезидент, и в чем между ними разница. Об этом, применительно к физическим лицам, и пойдет речь в сегодняшней статье.

Начать хочу с того, что, скажем так, “средний обыватель”, далекий от финансовых вопросов, когда слышит понятия резиденты и нерезиденты, полагает, что резиденты – это граждане страны, а нерезиденты – это иностранцы. Так вот, это очень серьезная ошибка! На самом деле понятие резиденства имеет определенную связь с понятием гражданства, но при этом имеет и существенные отличия. То есть, резидент – это не обязательно гражданин страны, а нерезидент – это не обязательно иностранец. Далее – подробнее.

Определения резидентов и нерезидентов даются в законодательных актах каждого государства, и могут иметь определенные отличия для разных стран.

Мало того, в России, например, понятие резидента и нерезидента даже отличается внутри страны: при осуществлении валютного контроля действуют одни определения, а при налоговом контроле – другие.

Эти определения могут меняться, путем внесения соответствующих изменений в законодательную базу, поэтому всегда нужно для верности просматривать законы с последними внесенными изменениями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]