Почему не стоит продавать автомобиль перекупщикам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему не стоит продавать автомобиль перекупщикам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2023 года чтобы купить, продать, подарить или обменять автомобиль в Беларуси, нужно будет заключать договор купли-продажи, мены или дарения в письменной форме. Нововведение касается как физических лиц, так ИП и юридических лиц. Причем сделки между физическими лицами можно будет либо зарегистрировать в ГАИ, либо нотариально удостоверить в нотариальных конторах и бюро.

«Перекупы» останутся?

Единственным вариантом легальной деятельности перекупщиков останется фактически оформление сделок по договору комиссии, где перекупщики будут выступать в качестве комиссионера. Тот факт, что комиссионер заключает договоры от своего имени, означает, что он становится полноправной стороной такого договора со всеми вытекающими из этого последствиями.

Адвокат поясняет, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента/продавца) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Тем не менее, в специализированной юридической консультации города Минска предупреждают: как и прежде, гражданам стоит быть внимательными при продаже и покупке автомобилей. Нельзя исключать того, что недобросовестные посредники продолжат свою деятельность с применением новых нелегальных схем.

«Так, к примеру, перекупщик, пусть даже действуя как комиссионер, может предложить покупателю оплатить часть стоимости машины безналичным способом, указав эту сумму в договоре, а часть взять наличными. В результате реальная стоимость машины по договору будет занижена, комитент (продавец) получит сумму меньше той, на которую рассчитывал, а «перекупщик» присвоит разницу, уплаченную наличными, себе», — отмечает собеседник агентства.

По его словам, стоит ожидать, что злоумышленники придумают и иные схемы, основной принцип которых – полностью «выбыть» из сделки, сняв с себя таким образом какую-либо ответственность. Если человек покупает машину по такой схеме, то в случае возникновения каких-либо претензий по качеству автомобиля либо иных вопросов истребовать что-либо у перекупщика, который формально не является стороной сделки, а также у первоначального собственника, который покупателю неизвестен, крайне затруднительно.

В этой связи даже после вступления в силу указа №540 при продаже и покупке автомобилей необходимо проявлять должную внимательность и бдительность, дабы максимально обезопасить себя от мошеннических действий.

«Не доверяйте оформление документов перекупщикам, перепроверяйте, кто является реальным собственником машины, не подписывайте договоры и расписки на чужое имя, не предоставляйте перекупщикам пустые бланки договора купли-продажи с вашей подписью», — советует адвокат.

И добавляет: если есть сомнения в правомерности сделки, целесообразно обратиться к адвокатам, которые проанализируют документы, проконсультируют по правовым вопросам и обезопасят от обмана мошенников.

Перекуп, это человек, который прежде чем принести в дом хлеб, должен «нагреть» как минимум двух человек: продавца и покупателя. Продавцу напеть, якобы его ведерко ничего не стоит, покупателю наоборот – пустить пыль в глаза. Цель одна – заработать. Успешный перекупщик – это психологически подкованный человек, который умеет общаться и ненавязчиво что-то доказывать. Своего рода менеджер личного автосалона.

Главное оружие перекупщика – легенда, а точнее откровенное враньё.

Рассказы о том, что машину ему на продажу оставил друг, брат, сват и т.д, о том, что номер двигателя теперь не смотрят и о том, что оригинальный ПТС испортил ребенок – действенные орудия против кошелька неразобравшегося в автомобильном мире зеваки. Очень часто перекупы врут с объемом двигателя, типом привода, годом выпуска, в общем, всем тем, что обыватель может попросту не заметить. Сможете визуально отличить Kia Rio 1.4 от Kia Rio 1.6 без подглядывания в ПТС и номер двигателя? То-то же.

Как проверить информацию о машине?

Перед приобретением автомобиля важно собрать о нем как можно больше сведений: участвовал ли он в ДТП, сколько у него было владельцев, есть ли ограничения от ГИБДД и иную полезную информацию. Узнать ее можно в мобильном приложении Автокод. Для этого достаточно вбить номер машины. Через 5 минут сервис выдаст исчерпывающие данные об автомобиле, и перекупщику не удастся скрыть ничего.

Можно заказать и выездную проверку. Для этого нужно зайти на сайт Автокода, найти поле «Оставить заявку» и заполнить все необходимые поля. Сертифицированный специалист приедет в оговоренное время и тщательно осмотрит машину, выявив все ее недостатки.

Покупатель сам решает, брать ли автомобиль у перекупщика. Но если учитывать все нюансы такой сделки и сохранять бдительность, то можно быстро найти достойное авто по адекватной цене.

На чем зарабатывает перекуп или как «поднять цену»

Вот каждый думает, что дело перекупщика – накрутить 20% к цене и сидеть ждать продаж. От чего, собственно, к вам и такой негативный настрой. Вы делаете именно так или, помимо уже описанных ранее технических доводок, как-то еще увеличиваете стоимость автомобиля?

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году и какие условия получения

Если бы все было так просто, как думаю многие – мы бы озолотились. Но машин, на которые можно просто поднять цену и продать – одна на три десятка. Например, когда выкупаешь у наследников стоявшую пару лет почти новую машину умершего пенсионера. Такие машины – на вес золота, потому как там именно «накинуть цену» и можно больше ничего не делать.

В остальных же случаях приходится искать баланс.

Пример: Берем «Приору», на которой ездил молодой парень. Машинка прилично оснащена, затюнингована – музыка хорошая, усилитель, литые диски, какие-нибудь светодиодные стопари и так далее. И здесь два варианта – если машина с большим пробегом и при этом технически убита настолько, что привести ее в адекватное состояние малой кровью нет возможности, то все это остается для того, чтобы «накинуть цену».

Если же тачка нормальная, легко приводится в порядок – часть ништяков «уезжает» на другие машины, более печальные по своему пробегу и техническому состоянию. Для лоска и пускания пыли в глаза.

Покупатель обращает внимание на мелочевку. Наполированный кузов, новая «оплетка» на руле, дешевая LED-подсветка салона, магнитола с удобно выведенным USB-портом и так далее. Покупатель, особенно молодняк, не особо «шарящий» в машинах, писается от восторга.

А то, что в пороге дырка с пятирублевую монету и не одна – мелочи жизни. Хотя за эти же деньги можно взять машину безо всякой мишуры, но в более достойном виде!

Или другой пример: берем, скажем, ВАЗ 2110 за 70 тысяч. Гниловата, пробег бешеный, капремонт движка на подходе. Зато стоит акустики на 15 тысяч. Акустика идет на отдельную продажу, машина чуть-чуть шаманится и уходит за 80-85 тысяч, акустика продается за 10-12. Итого «прикур» 20-25 тысяч. Как-то так.

«Часть машин, которые продаются в автокомиссионках, принадлежит «перекупам»

По мнению «перекупа», предпочтения белорусов по автомобилям особо не меняются. Люди по-прежнему любят дизельные универсалы, минивэны и микроавтобусы.

«Минивэны в пределах 4-6 тысяч продаются очень хорошо, только «живых» машин с каждым годом остается все меньше. Например, хороший VW Sharan 1998-1999 годов выпуска можно продать за 4500 долларов, хотя этим машинам уже более 20 лет. А вот Passat B3/B4 последнее время сильно подешевел. Вероятнее всего, цены на них упали из-за отсутствия “соляровозов”.

Если говорить в целом, то машины, находящиеся в хорошем состоянии, хорошо продаются независимо от марки. Хорошо сохранившиеся “французы” и “итальянцы” тоже пользуются спросом. Самое главное – состояние, и если оно достойное, то машину заберут быстро, даже по цене выше средней по рынку.

Лично я стараюсь доводить машину до такого состояния, чтобы она продавалась быстро. Конечно, иногда бывает, что автомобиль продается больше месяца, но это уже плохо. Зазор на машинах в этом ценовом сегменте, как правило, небольшой, 300-500 долларов, поэтому для хороших заработков нужен оборот.

Некоторые перекупщики оставляют свои машины на реализацию автохаусам. Часть таких площадок – это бывшие «перекупы», которые просто легализовались и перешли на другой уровень работы. Зачастую автохаусы вызывают больше доверия, поэтому через них продается немало машин, в том числе и в кредит», – откровенничает собеседник.

Как опознать: практические советы

Основной способ действия перекупщиков – покупка авто и подача объявления для дальнейшей его продажи. Поэтому первый вариант распознать перекупа – внимательно посмотреть на текст объявления. Можно выделить несколько характерных особенностей:

  1. Цена на автомобиль установлена относительно невысокая, она меньше средней по рынку.
  2. Автомобиль сфотографирован около автосервиса или мойки.
  3. На фотографии скрыт регион, а иногда и весь номер может быть замазан.
  4. Не указано реальное имя продавца. Вместо этого может быть написано «хозяин», «по Опелю» и т.п.
  5. Текст объявления написан разговорным языком, возможно употребление жаргонных фраз (например, «полный фарш»).
  6. В нескольких объявлениях указан один и то же номер мобильного телефона.

Кроме всего перечисленного, один из верных признаков того, что продавец является перекупщиком, будет его нежелание отвечать по телефону на вопросы покупателя. Он просто предложит подъехать и самому взглянуть на машину.

Стоит ли заключать такую сделку?

Нельзя дать на вопрос однозначного ответа. Все зависит от обстоятельств частного случая. Например: автовладельцу срочно нужны деньги, он владеет дорогой машиной, которая за хорошую цену быстро не продастся. Есть перекупщики, которые специализируются на дорогостоящих моделях. Специализация – это типично для них.

В данном случае можно совершать «сделку». Слово взято в кавычки, потому что не всегда переоформление будет осуществляться по ДКП.

Когда не стоит обращаться к лицам, о которых идет речь в статье:

  • Если нет нужды срочно избавиться от машины.
  • Если нет необходимости быстро получить деньги.
  • Если спрос на авто есть. Как минимум, регулярно поступают звонки от интересующихся.

Подвешенный язык – половина успеха

Алексей, а как происходит «занижение» цены автомобиля? Все, кто хоть единожды общался в качестве продавца с перекупом в курсе, что любой продаваемый автомобиль буквально «раскатают» как реальными, так и надуманными недостатками.

Читайте также:  Как получить региональный материнский капитал

Хороший перекупщик обязан быть хорошим психологом. Понять настроение продавца, определить истинную причину продажи и так далее. Если человек держится равнодушно-пофигистично, никак не реагируя на все, что я ему говорю – продавать машину он не спешит.

И тут у меня выбор – или забрать подороже, если есть варианты «накинуть» цену или же просто обозначить свою цену, оставить номер и уйти.

Большое количество автомобильных бизнесменов на рынке подержанных автомобилей вовсе не означает, что для вас там нет места. Вы всегда можете начать собственный бизнес на перепродаже б/у машин. Только стоит учесть, что техническая грамотность или помощь профессионалов сегодня является достаточно важным критерием успеха. Без понимания тонкостей автомобильной техники или без диагностики специалистами вы не сможете сказать, сколько реально стоит эта машина. В таком случае можно купить кота в мешке, который сильно испортит настроение в будущем.

Также стоит учесть, что вообще без денег в этом деле нечего делать, так как нет возможностей купить и отремонтировать машину. Многие берут в долг и начинают такие предприятия. Но в таком случае вы ставите себя в огромные риск, так как далеко не каждый автомобиль приносит прибыль и вообще продается. Стоит полностью понять принцип работы сделки по продаже подержанного авто. Если вы купить автомобиль дорого, то никак не сможете на нем заработать. А для решения этой проблемы нужно хорошо знать рынок и положение вещей на нем. А вы бы хотели заняться подобным бизнесом в своей жизни?

Как начать деятельность перекупщика подержанных авто?

Первое, что вам нужно сделать в данном случае, продумать схему приобретения машины. Если каждый покупаемый автомобиль вы будете просто ставить на учет, придется платить немало налогов. Если же не будете ставить на учет, оформляя доверенность, можете купить конструктор или машину под арестом. После решения всех нюансов и юридических вопросов следует приступить непосредственно к покупке вашей первой машины в качестве автобизнесмена:

  • выбор автомобиля зависит от вашего бюджета, всегда нужно оставлять немного денег на рекламу авто в интернете, на подачу платных объявлений и прочие ресурсы продажи;
  • следует подобрать машину, которая не нуждается в ремонте, это важный момент, который станет основой вашего успешного бизнеса, стоимость ремонта сложно предусмотреть;
  • некоторую сумму из бюджета все же стоит оставить на хорошую мойку, полировку и приведение всех деталей автомобиля в нормальное состояние, это важная подготовка;
  • все видимые дефекты стоит устранить, также следует поработать с теми поломками, которые не дают нормально эксплуатировать автомобиль, неисправную машину лучше не продавать;
  • иногда придется воспользоваться услугами СТО, на которые также нужно иметь деньги, но для первой машины лучше выбрать нечто полностью исправное, провести диагностику.

Продажа автомобиля без купли-продажи

Случаются ситуации, когда машина была отдана новому владельцу без договора купли-продажи. Иногда это происходит из-за спешки, иногда из-за невнимательности. В любом случае это может привести к не самым приятным последствиям как для продавца, так и для покупателя.

Продавец может столкнуться со следующими неприятностями:

  • все штрафы, налоги и издержки будут по-прежнему приходить на его имя;
  • в случае если машина окажется на штрафстоянке, именно с вас будут взыскиваться задолженность.

У покупателя могут возникнуть следующие проблемы:

  • он не сможет поставить автомобиль на учет;
  • продавец в любой момент может заявить об угоне авто и покупатель останется и без денег, и без автомобиля, так как никаких подтверждений о собственности у него нет.

Покупать ли машину у перекупов?

Думаю, вы уже поняли, что покупать машину у перекупов – это повышенный риск. Да, часто перекупы автомобилей продают и вполне годные экземпляры, но стоит ли полагаться на удачу? Зачем рисковать, зная, что именно через перекупов реализуется большинство проблемных авто? Но дело даже не в риске, ведь косячную машину можно купить и у первого хозяина. Важнее то, что в случае проблем, шансы вернуть деньги уплаченные перекупу близки к нулю. Именно поэтому перекупщики авто не хотят светиться в ДКП – чтобы не отвечать за проданную машину.

Но что если вам реально зашла машина, которую продает перекуп? Покупать ли машину у перекупов и как снизить риск? Если уж покупать машину у перекупа, то делать это надо на своих условиях.

Как распознать перекупщика машин?

Вычислить перекупов можно по нескольким признакам, так как они составляют похожие объявления о продаже. Обратите внимание на следующие детали:

  • стоимость машины чуть ниже среднерыночной;
  • государственный номер на фотографии закрыт или замазан в простом графическом редакторе белым (чёрным) цветом;
  • часто вместо «владельца» в объявлении встречается слово «хозяин»;
  • автообъявление составлено в максимально простом и естественном стиле с большим количеством жаргонизмов и фраз вроде «полный фарш», «n-литровый движок», «ничего не гремит» и т.д.;
  • при просмотре объявлений на веб-ресурсах встречается один и тот же номер сотового телефона;
  • автомобиль сфотографирован на автомойке или рядом с ремонтной мастерской;
  • продавец шаблонно отвечает на вопросы по телефону, предлагая сразу встретиться и обсудить всё на месте.

Федеральные палки в колёсах

Нет возможности производить своё – значит на рынок надо пусть импорт. Формально Минпромторг этим занимается: создан список автомобильных марок, которые разрешены к параллельному импорту. Только вот параллельного импорта автомобилей у нас нет – поясняет Антон Шапарин.

Читайте также:  Стоимость оформления наследства у нотариуса в 2023 году

— У нас нет параллельного импорта автомобилей, он не существует в природе. Для параллельного импорта вам нужно получить разрешительную документацию от самого автопроизводителя (таковы правила Техрегламента Таможенного союза – прим. ред.). Понятно, что никто такие документы нашим импортерам не дает. Второй вариант — на каждую машину оформить 22 протокола испытаний на полигоне в Дмитрове, а больше нигде нельзя. Естественно, это невозможно. Поэтому за счет инструментов параллельного импорта приехало считанное количество — меньше ста автомобилей. И то исключительно потому, что есть коррупционная возможность добыть разрешительные документы. Не от производителей, а, так сказать, в обход.

В итоге параллельный импорт у нас заключается в завозе автомобилей в частном порядке с оформлением преимущественно на физических лиц. Если машина ввозится под заказ, то «таможится» сразу на владельца, а если для последующей продажи, то оформляется на подставное лицо. Оттого бурный поток импорта, который люди так ждали, выродился в скромный ручеёк таких «серых» схем. Если сравнить число регистраций новых автомобилей в ГИБДД за 9 месяцев 2022 года от «Автостата» с данными о продажах официальными дилерами от АЕБ за тот же период, получается, что за это время обходными путями в страну попали только 4,4% от всех новых машин: из 475 тыс. автомобилей только 21 тыс. была ввезена в Россию в обход официальных поставок.

Мало, потому что тоже дорого. И с точки зрения расходов у импортёров нет стимулов переводить импорт на юридическое лицо, увеличивать объёмы поставок и платить налоги. Возьмём, к примеру, импорт столь любимого в России «Volkswagen Tiguan» с двигателем объёмом 2 литра стоимостью 30 тыс. долларов.

При растаможке по текущему курсу 60,37 рублей за доллар на физическое лицо придётся заплатить пошлину по единой таможенной ставке 48% (888 тыс. руб.), 8530 рублей за таможенное оформление и 3400 рублей утилизационного сбора. Итого таможенное оформление автомобиля стоимостью порядка 1,8 млн рублей по текущему курсу обходится в 881530 рублей! При растаможке на юрлицо пошлина составит 15% или 271750 рублей, акциз по ставке 511 рублей за 1 л.с. выйдет в 91980 рублей, НДС 20%–435080 рублей, утилизационный сбор обойдётся в 178400 рублей и таможенное оформление 8530 рублей. Итого набегает 985740 рублей. Серые схемы с оформлением на подставное физическое лицо получаются выгоднее.

Прогноз развития вторичного авторынка в России

По сравнению с 2019 годом увеличиваются продажи подержанных автомобилей через официальных дилеров. Так, если в 2019 году общий объем продаж составил порядка 700 тыс. автомобилей, то уже в 2020 году, несмотря на закрытие весной 2020 года большинства дилерских центров в связи с пандемией, через официальных дилеров было реализована 789 тыс. авто с пробегом. Это на 14% больше предыдущего года. По сути, каждый 7 подержанный автомобиль реализуется через официальных дилеров.

Отметим, что у дилеров более 85%, или 690 тыс. автомобилей с пробегом, приходится на марки массового сегмента, которые в 2020 году показали рост на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом автомобили с пробегом премиум-класса показали отрицательную динамику продаж в 2020 году, сократившись на 12% по сравнению с 2019 годом.

Итоги первых трех месяцев 2021 года показывают, что цены на подержанные автомобили растут быстрее, чем на новые.

Согласно данным Авто.ру, за первые три месяца 2021 года подержанные автомобили подорожали на 5,2%. Цены на новые выросли на 3,8%. Представители дилеров отмечают более высокий рост цен. Так, в «Рольфе» говорят о подорожании машин в возрасте до 10 лет на 10,7% в I квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, в «Прагматике эксперте» — 20% за I квартал.

Дилеры связывают рост цен на подержанные автомобили с дефицитом новых машин и их постоянное удорожание. Соответственно, при отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены.

Самыми востребованными на рынке остаются автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином. Их покупают практически сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. По мнению дилеров, покупатели стали менее охотно расставаться с автомобилями из-за сокращения доходов.

Рост цен на вторичном рынке ускорился еще в 2020 году. И, если общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2020 году, как было сказано выше, вырос на 1,7%, то в I квартале 2021 года — на 3,3% до 1,2 млн штук. Продажи новых автомобилей в этот же период падали.

Специалисты Авто.ру составили прогноз развития рынка подержанных автомобилей до 2023 года в России (рис.12).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]