Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Калькулятор для пенсионера. Как рассчитывается пенсия в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Калькулятор для пенсионера. Как рассчитывается пенсия в Беларуси
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | 2020 (август-октябрь) | 2020 (май-июль) | |
Средняя пенсия по возрасту | 512,78 | 512,78 | с ноября: 457,93 с декабря: 482,62 |
456,81 | 447,55 |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 276,36(68,32+208,04) | 273,76 (65,72+208,04) | 260,82 (64,53+196,29) | 260,32 (64,03+196,29) | 257,96 (61,70+196,26) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Как рассчитать пенсию самому в беларуси в 2021 году
Сложности в самостоятельном расчете своей будущей пенсии могут возникнуть из-за индивидуального коэффициента заработка.
«Размер пенсии зависит от продолжительности стажа и величины индивидуального коэффициента заработка. Самым сложным является исчисление индивидуального коэффициента заработка. Для этого и в целом для расчета пенсии применяется программное обеспечение», — отмечали ранее в Минтруда.
Для расчета выплат по возрасту мы взяли следующие данные: женщина с индивидуальным коэффициентом заработка 2,0 и стажем работы 33 года, которая не работает на пенсии. В таком случае пенсия составит около 375 рублей. При индивидуальном коэффициенте 0,6 и при таком же стаже пенсия получается около 235 рублей.
Если же белоруска при стаже работы в 33 года с индивидуальным коэффициентом заработка в 2,0 продолжает трудиться на заслуженном отдыхе, то ее пенсия будет меньше — не 375 рублей, если бы она не работала, а 341 рубль.
А вот при таком же стаже, но с индивидуальным коэффициентом заработка в 0,6, пенсия у работающей пенсионерки составит все те же 235 рублей, что и неработающей. Это связано с нюансами пенсионного обеспечения.
Так, работающие на заслуженном отдыхе пенсионеры могут получать полную пенсию только в том случае, если их индивидуальный коэффициент заработка не превышает 1,3. Если этот показатель больше, то пенсия будет урезана на время работы.
Мужчина со стажем работы в 33 года и с коэффициентом в 0,6, который продолжает работать на заслуженном отдыхе, получит пенсию в 218 рублей, если не работает — столько же. При таком же стаже, но коэффициенте в 2,0, пенсия работающего составит 316 рублей, неработающего — 347 рублей.
Напомним, белорусы, которые достигают пенсионного возраста, но продолжают трудиться, могут рассчитывать на премирование за отложенный выход на пенсию. Главное условие — неполучение пенсии в период работы.
Напомним, средний размер назначенных пенсий в Беларуси в мае составил 331,18 рубля. Эта сумма на 16,4 рубля больше, чем в апреле. Этот рост обусловлен плановым повышением трудовых и социальных пенсий с 1 мая.
С 1 мая в Беларуси выросли трудовые пенсии — в среднем на 5,4%, а также подняли минимальные трудовые и социальные пенсии, которые зависят от размера бюджета прожиточного минимума.
В планах правительства на этот год — довести показатель до 40% от средней зарплаты по стране. В марте этот показатель составлял 34%.
К примеру, в Гомельской области данное соотношение равно 39%, а в Брестской — 38,2%.
Средний размер назначенных пенсий по возрасту в мае составил 340,53 рубля. Это на 17,37 рубля больше, чем в апреле. Средние пенсии по инвалидности, по прогнозам Минтруда, в мае составят 291,2 рубля, а по случаю потери кормильца — 231,5 рубля.
Самые большие пенсии в среднем получают минчане, а меньше всего выплаты в Брестской области.
Напомним, социальную пенсию сейчас получают почти 72 тысячи белорусов. «В основном это дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и инвалиды с детства. Размеры социальной пенсии зависят от категории получателей и тяжести инвалидности (степени утраты здоровья).
Так, у инвалидов 3-й группы размер этой пенсии составляет 154,94 рубля. У инвалидов 1-й группы — 227,24 рубля, в таком же размере выплачивается пенсия детям-инвалидам с четвертой степенью утраты здоровья, — отмечали ранее в Минтруда.
— Как и другие лица с невысоким доходом, получатели социальной пенсии вправе обратиться за государственной адресной социальной помощью».
В Беларуси с января 2017 года началось поэтапное на полгода в год повышение общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. В этом году выйти на трудовую пенсию по возрасту могут мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.
Главной функцией калькулятора является разъяснение порядка образования страховых выплат, а к тому же наглядно показать, как влияют на размер пособия следующие параметры:
- Величина заработной платы.
- Сумма дохода, полученного самозанятым.
- Вариант обеспечения, который выбран гражданином.
- Величина трудового стажа.
- Служба в войсках, отпуск для ухода за детьми до достижения полуторагодовалого возраста и прочие особенные периоды.
- Выход на пенсию позже возраста, который установлен законодательно.
Результаты, получающиеся в процессе подсчета, не показывают действительный уровень ваших пособий и являются условными. Чтобы подсчет был проще, используются постоянные условия. Например, считается, что вы получали постоянную зарплату, формирование выплат происходило на условиях 2020 года и тому подобное.
С помощью данного графика можно выяснить, когда выйдут на пенсию женщины и мужчины. I полугодие — с 1 января по 30 июня; II полугодие — с 1 июля по 31 декабря.
Для женщин
Дата рождения | Выход на пенсию | В возрасте |
---|---|---|
II полугодие 1960 года | в день рождения 2019 года | 59 лет |
I полугодие 1961 года | II полугодие 2020 года | 59 лет 6 месяцев |
II полугодие 1961 года | в день рождения 2021 года | 60 лет |
I полугодие 1962 года | II полугодие 2022 года | 60 лет 6 месяцев |
II полугодие 1962 года | в день рождения 2023 года | 61 год |
I полугодие 1963 года | II полугодие 2024 года | 61 год 6 месяцев |
II полугодие 1963 года | в день рождения 2025 года | 62 год |
I полугодие 1964 года | II полугоди�� 2026 года | 62 года 6 месяцев |
II полугодие 1964 года | в день рождения 2027 года | 63 года |
С 1 января введут изменения по расчету пенсий
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
ноябрь 2020 – январь 2021 | 2020 (август-октябрь) | 2020 (май-июль) | 2020 (февраль-апрель) | ноябрь 2019 – январь 2020 | |
Средняя пенсия по возрасту | 456,81 | 447,55 | 446,84 | 446, 84 | |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 260,82 (64,53 + 196,29) | 260,29 (64,03 + 196,29) | 257,96 (61,70 + 196,26) | 245,12 (59,97 + 185,15) | 243,11 (57,96 + 185,15) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов
В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»
Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
Как рассчитываются пенсии в Беларуси: подробный рассказ
Из-за того, что минимальный страховой стаж, который нужен для получения пенсии, увеличился достаточно резко (в 2013 году он составлял всего 5 лет), многие люди попали в так называемую пенсионную ловушку. Получается, набрать нужное количество трудового стажа они смогли, а страхового — нет. По данным Минтруда, сейчас таких около 3,5 тысячи человек.
Чтобы сгладить ситуацию, власти снизили страховой стаж для некоторых категорий. Например, военным и силовикам, которые не отслужили нужное время и не могут получать пенсию за выслугу лет, достаточно 10 лет страхового стажа. Тем, кто ухаживал за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или человеком старше 80 лет, тоже достаточно 10 лет страхового стажа. Но при этом для них заметно увеличился общий трудовой стаж: он составляет уже 40/35 лет, а не 25/20.
Если страхового стажа не хватает, то и права на трудовую пенсию не будет. В такой ситуации назначают социальную пенсию. Она равна 50% бюджета прожиточного минимума, сейчас это 115,92 рубля (бюджет прожиточного минимума пересматривают раз в квартал, вместе с ним чуть прирастает и пенсия). Также стоит учитывать, что оформить социальную пенсию можно позже, чем обычную трудовую: для мужчин — в 65 лет, для женщин — в 60.
Здесь тоже придется довольствоваться социальной пенсией: 115,92 рубля. Назначат ее тоже позже: в 65 лет для мужчин и 60 — для женщин.
В России существовали последовательно три пенсионные системы: сначала пенсия рассчитывалась из соотношения средней зарплаты к средней по стране, потом – делением всех страховых взносов (пенсионного капитала) на число месяцев ожидаемой продолжительности жизни, а затем все взносы начали переводить в условные баллы. И все эти системы нужно было как-то связать между собой.
С 2002 по 2014 годы в стране действовала система с пенсионным капиталом. Но чтобы учесть все права до 2001 года, законодатели придумали такой механизм:
- человеку рассчитывают условную пенсию на 31 декабря 2001 года;
- эту пенсию умножают на количество месяцев дожития на тот период (за минусом базовой часть в 450 рублей);
- полученная сумма (расчетный пенсионный капитал) прибавляют к остальным страховым взносам.
Однако, как оказалось, такая система несколько ущемляет права тех, кто имел длительный стаж до 2001 года – из-за низких официальных зарплат такие люди получали слишком низкие пенсии. А так как деньги в бюджете уже были, власти решили учесть интересы всех и в 2010 году провели валоризацию.
Весь стаж после 2002 года подтверждать не нужно – с тех пор в России работает система персонифицированного учета. Но вот с подтверждением стажа до 2001 года включительно могут быть проблемы.
Итак, стаж подтверждается разными способами:
- трудовая книжка. Если документ заполнен четко и понятно, печати не размыты и не закрывают важные данные, сотрудник Пенсионного фонда без проблем примет такие данные даже без подтверждающих документов. Увы, это бывает редко;
- справки с места работы или архива. Это самый распространенный способ – справку о трудоустройстве можно запросить у соответствующего работодателя. Если предприятие с тех пор ликвидировалось, нужно искать данные в архивах. Все документы передаются в архивы, поэтому нужно определить, в какой именно архив попали нужные документы;
- показания свидетелей. Если в трудовой книжке ничего не разобрать, предприятие закрылось и не передало данные в архив, можно обратиться за помощью к бывшим коллегам. Нужны показания минимум 2 свидетелей, причем у них с подтверждением периода работы на том месте проблем быть не должно. Показания могут быть устными или письменными, человек должен подтвердить что видел заявителя на работе, и тот там работал;
- косвенные документы и суд. Часто бывает так, что не подходит никакой вариант – тогда остается только идти в суд. Доказать стаж можно разными способами – например, одна женщина доказала наличие страхового стажа благодаря партийному билу. Дело в том, что в билет вписывали суммы взносов, которые рассчитывались от зарплат – поэтому в суде удалось отстоять свои права.
Еще проблемы могут возникнуть у бывших или действующих ИП – данные за 90-е годы могли потеряться. Если не удастся найти квитанции об оплате страховых взносов через банк, то это будет хороший вариант.
Всем остальным лучше позаботиться о своих документах заранее – запросить справки с бывших мест работы, сходить на «макет» пенсии, где назовут ее примерную сумму и подскажут, какие документы нужно собрать дополнительно.
Трудовой стаж необходимый для начисления пенсии в России подтверждается документально.
Если гражданин официально работает, зарегистрирован в государственных органах, от его дохода начисляются платежи в пенсионный фонд, то усилий по доказательству трудового и страхового стажа может не потребоваться. Все данные учитываются «в реальном времени» в рамках персонифицированного учета.
Однако не все организации, особенно частные, передают достоверную информацию в государственные органы. Имеют место неплатежи в Пенсионный фонд, исчезновение информации за прошлые периоды. Это особенно неприятно, когда приходится доказывать минимальный трудовой стаж для начисления пенсии, то есть подтверждать само право на получение трудовой, а не минимальной социальной пенсии.
Здесь могут быть полезны такие документы:
- трудовая книжка;
- трудовые договора, контракты, договора подряда, договора на выполнение сезонных и разовых работ;
- справки, удостоверенные работодателями или уполномоченными государственными органами;
- приказы о назначении и надлежащим образом оформленные выписки из таких приказов;
- ведомости на получение заработной платы.
Если не могут быть предоставлены оригиналы документов, следует искать копии и стремиться подтвердить их любым способом.
Задаваться вопросом «сколько лет нужно отработать, чтобы иметь трудовой стаж для начисления пенсии» лучше заранее, так как кроме выхода на пенсию по достижении установленного законом возраста, возможен и досрочный выход на пенсию. Но трудовой и страховой стаж будет влиять на размер пенсии при любых обстоятельствах.
В 2020 году минимальный стаж для начисления пенсии составляет 11 лет.
Начиная с 2015 года, в процессе проведения пенсионной реформы, Россия повышает минимальный страховой стаж для начисления пенсии по старости. Теперь он зависит от года назначения пенсии.
Дата начисления пенсии по возрасту | Минимальный стаж, позволяющий претендовать на пенсию по возрасту, полных лет |
---|---|
2015 г. | 6 |
2016 г. | 7 |
2017 г. | 8 |
2018 г. | 9 |
2019 г. | 10 |
2020 г. | 11 |
2021 г. | 12 |
2022 г. | 13 |
2023 г. | 14 |
2024 г. и далее | 15 |
Теперь пожилые белорусы смогут претендовать на трудовую пенсию даже если срок их страхового стажа не дотягивает до необходимого показателя. Правда, актуально это только для тех, кто 10 лет платил в ФСЗН. Пенсия в таком случае предоставляться будет не в полном объеме: она составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за последние 10 лет. С 1 ноября 2020-го его размер – 195,15 рубля. Напомним, минимальный срок страхового стажа, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту, с 2017-го ежегодно увеличивается на 6 месяцев. В 2021 году его уровень поднимется до 18 лет ровно.
Если я продолжу работать после выхода на пенсию, она станет больше?
Все зависит от того, отказались ли вы от получения пенсии, когда решили продолжить работать. Если вы хотите получать и зарплату, и пенсию, сумма выплат в будущем не изменится (несмотря на то, что в это время с вашей зарплаты по-прежнему будут выплачиваться взносы в Фонд соцзащиты). Еще для работающих пенсионеров есть ограничение по пенсионному коэффициенту — 1,3. Если ваш коэффициент больше, во время работы пенсию все равно будут платить по коэффициенту 1,3, а после окончательного выхода на заслуженный отдых вы начнете получать полную сумму.
А можно отказаться от пенсии на время работы и в будущем получить к ней прибавку.
— В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т.д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер в 1,5−1,8 раза, — объясняли в Минтруда.
В роли индивидуального коэффициента в начислении пенсии выступают баллы, положенные гражданину за работу в календарном году.
Справка! Расчет ИПК (общий) = (ИПКс + ИПКн) × К. ИПКс – коэффициент, полученный до начала 2015 г., ИПКн – коэффициент, начисленный после 01.01.2015. К – повышающий коэффициент, предусмотренный для отсроченного заявления на пенсию.
Объем ИПК за конкретный год варьируется с учетом перечислений взносов от работодателя в ПФР. Для подсчетов используют формулу: ИПК = (СВ/НСВ) × 10, в которой СВ – взносы, перечисленные работодателям, а НСВ – норма страховых взносов. Норма рассчитывается умножением предельной величины базы по взносам на 16 %. Предел выводится правительством РФ на каждый год.
Почему ваша будущая пенсия будет меньше: примеры расчета
Открыть накопительный счет в страховой компании за рубежом с недавнего времени стало проще. Для этого уже не нужно получать разрешение Национального банка. Но большинство иностранных страховых компаний не работают с иностранными гражданами напрямую, а только через посредников — финансовых консультантов. Они проходят обучение в консалтинговых компаниях, сдают экзамен и получают сертификат, после чего могут представлять интересы одной компании или стать независимыми консультантами. Такой специалист за отдельную плату (в среднем от 60 рублей до $500) поможет выбрать подходящий план накоплений, исходя из ваших финансовых возможностей.
Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 27 лет (324 месяца) работы подряд (или меньше, если проработали меньше 27 лет). С 1 января 2022 года его поднимут на один год — до 28 лет (336 месяцев). Ежегодно этот период повышается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы, следует из информации на сайте Минтруда.
Допустим, мужчина выходит на заслуженный отдых в 2022 году, он трудился без перерывов. В таком случае для расчета пенсии возьмут его заработок за последние 28 лет. Если же был период, когда он не работал в эти 336 месяцев, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. Важный момент: непрерывный стаж на размере пенсии не сказывается, никаких бонусов за него не дают.
С 1 января 2022 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение.
Так, в 2022 году пенсионный возраст для мужчин составит 63 года, а для женщин — 58.
Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
По правилам статьи 56, если ИК меньше 1,3 и заработок получается меньше 130% средней зарплаты (905,94), то для расчета берется не десять частей по 10 процентов от 130% средней зарплаты, а пропорционально меньшее количество частей. Чтобы узнать, какое, мы делим сумму заработка по ИК на 130% средней зарплаты. Получаем соотношение.
Анна Ивановна вышла на пенсию по возрасту в 2007 году. Всю жизнь работала делопроизводителем, общий стаж 37 лет. Сегодня женщина получает пенсию в 340 руб.
Наталья Дмитриевна вышла на пенсию по возрасту в 2013 году. Общий стаж 36 лет, большую его часть работала оператором связи. Сегодня женщина получает пенсию в 293 руб.
Дмитрий Никифорович вышел на пенсию по возрасту в 2022 году. Общий стаж 35 лет, работал электромонтером на одном и том же предприятии. Сегодня мужчина получает пенсию в 330 руб.
Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20%, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах, — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.
При индивидуальном коэффициенте заработка 0,80978 и применяемой для корректировки фактического заработка вышеуказанной средней заработной плате работников откорректированный заработок составляет 534,900 руб. (660,55 × индивидуальный коэффициент 0,80978). Заработок, применяемый для исчисления пенсии, будет равен 858,715 руб. (660,55 × 130%). Далее указанный заработок ограничивается по правилам части второй статьи 56 Закона:
Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | 2020 (август-октябрь) | 2020 (май-июль) | |
Средняя пенсия по возрасту | 512,78 | 512,78 | с ноября: 457,93 с декабря: 482,62 |
456,81 | 447,55 |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 276,36(68,32+208,04) | 273,76 (65,72+208,04) | 260,82 (64,53+196,29) | 260,32 (64,03+196,29) | 257,96 (61,70+196,26) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.