Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правило двух секунд — вы про него помните?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.
Ответственность за несоблюдение дистанции
За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.
Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.
В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.
Дистанция между автомобилями: ПДД
В ПДД термин «Дистанция / Боковой интервал» встречается трижды:
- Пункт 9.10: Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства (ТС), которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
- Пункт 9.11: Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель ТС, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель ТС (состава ТС) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди ТС такую дистанцию, чтобы обгоняющие его ТС могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.
Если исключить крупногабаритную технику, то для водителей остальных авто данное положение ПДД становится актуальным только при буксировке прицепа. В любом случае требование, сформулированное в пункте 9.11, не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. При этом понятие «интенсивное движение» никак не регламентируется.
- Пункт 3.16: «Ограничение минимальной дистанции». Запрещается движение ТС с дистанцией между ними меньше указанной (в метрах) на знаке.
Запрещающий знак 3.16 устанавливается на сложных участках дорог (перед мостами, эстакадами, путепроводами, ледовыми переправами, тоннелями и пр.) и действует до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта или до места установки знака 3.31 «Конец всех ограничений».
ПДД о безопасном расстоянии между автомобилями
Принято считать, что на сухой дороге или на асфальте после дождя безопасная дистанция между автомобилями по ПДД должна составлять минимум 2 секунды. Если асфальт грязный и на нем много глины или пыли, то дистанция должна соответствовать 3 секундам. В случае если снег укатанный, то подойдет дистанция и в 3 секунды, однако опытные водители советуют новичкам выдерживать большую дистанцию. Если на дорогах прошел снег с дождем и все осадки за ночь замерзли, то самой безопасной дистанцией будет расстояние минимум в 5 секунд.
- скорость движения – чем таковая выше, тем больше промежуток;
- характеристики транспорта;
- время суток – в ночное время следует увеличить интервал;
- погодные условия, например, гололед требует добавления к соблюдаемому промежутку нескольких метров;
- состояние дороги и прочие моменты.
Тем не менее, пробки опасны рассеиванием внимания. Потянулись переключить трек, ответить на сообщение или открыть бардачок? Лучше дождитесь полной остановки. Пока вы смотрите в сторону, а не на дорогу, передняя машина может затормозить, а вы этого не увидите; это чревато в лучшем случае резким торможением, а в худшем — столкновением, из-за чего соседи по затору вам «спасибо» не скажут. Когда дело дойдёт до ДПС, вы среди прочего будете платить тот самый штраф за несоблюдение дистанции. Не стоит до такого доводить.
В начале самостоятельных поездок водитель-новичок должен периодически задавать себе вопрос: “А смогу ли я вовремя остановиться в случае резкого торможения той машины, за которой я сейчас еду?” В то же время, не стоит провоцировать других водителей на лишнее для них перестроение у себя перед носом из-за неоправданно большой дистанции. Иными словами, для каждого конкретного случая дистанция должна быть адекватной!
Штрафы за несоблюдение дистанции
Проезд не по предписаниям знака 3.16 рассматривается как административное нарушение. Штраф назначается в размерах до 1500 рублей.
Повторное «злодеяние по КоАП влечет увеличение санкций до 3000 рублей. А кто так и не разобрался в правилах ПДД, рискует потерять водительские права.
Статья КоАП 12.15 предполагает подобные действия в отношении автолюбителя, нарушившего пункт 9.10. Всякий маневр, совершенный при движении по проезжей части, может быть зафиксирован на видеорегистратор или камеры наблюдения.
Также любое неправильное действие, которое привело к ДТП, влечет опять же назначение штрафа и по статье 12.15.
Эффективный промежуток выбирает сам водитель. Согласно Правилам ПДД 9.10 он должен быть установлен такой, чтобы избежать столкновения.
Рекомендуемые расстояния в городской среде при скорости 60 км/ч – 3-4 метра, на трассе, при разгоне до 80 км/ч -15-20 метров.
О понятии дистанции в ПДД
В правилах дорожного движения отсутствует расстояние в метрах, которого должны придерживаться водители. Тем не менее, двигаясь в общем потоке, автомобилист обязан соблюдать:
- дистанцию до ТС, движущегося впереди;
- боковой интервал.
Чтобы точно определить безопасное расстояние до едущей впереди машины, необходимо учитывать скорость и тормозной путь. Как правило, понимание этого приходит с опытом, в до тех пор водителю лучше держаться подальше от других авто.
Кроме того, на дистанцию оказывают влияние следующие факторы:
- техническое состояние машины;
- погодные условия;
- качество дорожного покрытия и т. д.
Какую дистанцию нужно держать по ПДД
В ПДД нет точного указания касательно того, какое расстояние должно быть между автомобилями. Это объясняется тем, что оно зависит от множества факторов, включая погодные условия, качество дорожного полотна, технические характеристики транспортного средства, скорость движения и т.д.
Исключением из данного правила являются участки дорог, на которых размещен дорожный знак 3.16, ограничивающий минимальную дистанцию.
Однако несмотря на отсутствие точных ограничений, в ПДД указано, что промежуток между автомобилями должен защитить их от столкновения. Так, на светофоре автомобили не должны быть прижаты друг другу, поскольку это может привести не только к ДТП, но и закипанию мотора.
Требуемая дистанция и тормозной путь
В идеале дистанция между автомобилями по ПДД равна скорости автомобиля, разделенной на два. Например, если водитель движется быстро (100 км/час), то расстояние между впереди идущим автомобилем должно быть не меньше 50 метров. Также допустим вариант, когда расстояние между автомобилями равно скорости передвижения ТС.
Чтобы понять, насколько важно соблюдать дистанцию, существует наглядная таблица, в которой показан тормозной путь передвигающейся машины на различных скоростях.
Скорость ТС перед торможением | Расстояние, пройденное ТС (быстрая реакция водителя за 1 с), м | Тормозной путь в зависимости от покрытия, м | Расстояние до полной остановки ТС, м | ||||
сухое | мокрое | обледенелое | сухое
(гр. 2 + гр. 3) |
мокрое
(гр. 2 + гр. 4) |
обледенелое
(гр. 2 + гр. 5) |
||
30 км/ч | 8 | 6 | 9 | 17 | 14 | 17 | 25 |
40 км/ч | 11 | 11 | 15 | 31 | 22 | 26 | 42 |
50 км/ч | 14 | 16 | 24 | 48 | 30 | 38 | 62 |
60 км/ч | 17 | 23 | 35 | 69 | 40 | 52 | 86 |
70 км/ч | 19 | 31 | 47 | 94 | 50 | 66 | 113 |
80 км/ч | 22 | 41 | 62 | 123 | 63 | 84 | 145 |
90 км/ч | 25 | 52 | 78 | 156 | 77 | 103 | 181 |
100 км/ч | 28 | 64 | 96 | 192 | 92 | 124 | 220 |
В ПДД не указано количество метров, которые водители обязаны соблюдать. Принято считать, что безопасная дистанция — это половина величины скорости автомобиля, который двигается в потоке машин с одинаковой скоростью.
Например, при движении 40 км/час дистанция должна составлять 20 м. На практике нет величины дистанции, раз и навсегда устанавливающей расстояние для определенной скорости и дорожных условий.
В ПДД существует понятие эффективного расстояния — это безопасная дистанция между машинами. Согласно ПДД, эффективное расстояние следует увеличить, если:
- автомобили едут по трассе с некачественным дорожным покрытием;
- за рулем машины находится новичок;
- дождь сменился снегом, на трассе появились препятствия и обзор стал хуже;
- водитель резко увеличивает скорость;
- водитель перестроился в конец автомобильной очереди, в которой больше 5 транспортных средств.
Дистанцию требуется увеличить еще сильнее, если водитель едет:
- по мокрому асфальтобетонному покрытию;
- по обледенелой дороге;
- по мокрой грунтовой дороге;
- по заснеженной дороге.
Понятие безопасной дистанции и бокового интервала
Два этих термина очень важны при вождении автомобиля по автомагистрали либо в черте города. Они отражены в ПДД и за их игнорирование, предусмотрена административная ответственность.
Человек, находящийся за рулем, обязан соблюдать безопасную дистанцию, которая бы дала возможность ему избежать столкновения – п. 9.10 правил дорожного движения.
Научная литература еще трактует это понятие как определенное расстояние до ближайшего автомобиля, позволяющее экстренно остановить транспортное средство, не создавая угрозу столкновения.
Пункт 9.10 ПДД также предписывает придерживаться определенной дистанции с автотранспортом, двигающимся рядом, т. е. так называемый, боковой интервал. Дословно – это расстояние до рядом едущей машины, которое позволяет беспрепятственно совершать на трассе любые маневры, не повышая риск возникновение аварий.
Таким образом, в случае перестроения или обгона, сбоку должен быть безопасный зазор для манипуляций по снижению угрозы столкновения.
Рекомендуется обратить внимание на еще один фактор – скорость. В соответствии с п.10.1 ПДД управлять автомобилем его владелец, должен в скоростном режиме, с учетом установленных Правилами ограничений
При управлении автомобилем учитывается:
- плотность потока автомобилей и динамика их передвижения;
- состояние асфальтового или грунтового покрытия;
- видимость и погодные условия;
- масса перевозимого груза.
Проанализировав все эти факторы, водитель обязан обеспечить полный контроль над складывающейся ситуацией на дороге, выполнить указания, предписанные ПДД, и не допустить возникновения аварии.
Можно сделать вывод, что ехать по магистрали нужно в таком режиме, чтобы была возможность экстренно затормозить, либо без проблем сделать маневр, уйдя от предполагаемого столкновения.
Поэтому когда один водитель въехал в машину сзади – это происходит из-за несоблюдения скоростного режима либо дистанции.
Дистанция и боковой интервал во время движения на автомобиле
Безопасность во время движения зависит в том числе и от того, какую дистанцию привыкли соблюдать водители. Некоторые опасаются приближаться к другим машинам и стараются держать большой интервал, а другие порой дышат в затылок и ощущают себя вполне комфортно. Данный вопрос регулируется пунктом 9.10 ПДД. При этом, правильная дистанция должна соблюдаться не на цифрах, а при обстановке на дороге. Если автомобилист не стал участником ДТП, значит она была безопасная.
Дистанция не соблюдается. Но как тогда водителям расценивать обстановку, если другой автомобилист сильно прижимается, но аварии не происходит. Получается, что он ничего и не нарушает? И означает ли это то, что при столкновении виновником всегда будет задний автомобиль? В большинстве случаев, так оно и происходит. Но в любом правиле есть исключения, которые рассмотрим ниже. Один из таких случаев связывается с пунктом 10.1 ПДД, когда автомобилист обязан выбирать такую скорость, чтобы можно было произвести быструю остановку при необходимости.
Если автомобиль впереди не движется. Данная ситуация расценивается по пункту 10.1 ПДД. Если водитель не заметил автомобиль впереди и не смог вовремя остановиться, то сотрудник ГИБДД будет оформлять протокол. И именно здесь будет указано, что водители ехали с такой скоростью, которая не позволила произвести экстренную остановку.
Боковой интервал. На некоторых сайтах можно увидеть «точные» данные о боковом интервале во время движения. Однако, в ПДД этой информации нет. Здесь указано только то, что боковое расстояние должно обеспечивать безопасность во время движения. Определять такой интервал нужно с учетом многих факторов. В запасе всегда должно быть расстояние на случай, если возникнут следующие факторы:
увод автомобиля во время замедления;
увод в сторону из-за дефектов дорожного полотна;
внезапный поток ветра.
Итог. Интервал во время движения влияет на безопасность. Несмотря на то, что в ПДД не указано точных цифр, определить данный параметр можно и самостоятельно.
Какая дистанция должна быть между транспортными средствами?
Несоблюдение дистанции является частой причиной столкновения транспортных средств. Дистанция определяется расстоянием между автомобилями, следующими друг за другом. Чем выше скорость движения, тем она должна быть больше.
Предлагаем ознакомиться: Договор на перевозку легкового автомобиля
Средний тормозной путь легковой машины, которая едет по сухому ровному покрытию со скоростью 60 км/час, равен 15 м. Однако в городских условиях выдерживать эту дистанцию невозможно.
Плотный поток машин стартует сразу после зеленого сигнала светофора, при этом расстояние составляет меньше 2 метров. Каждый водитель рассчитывает, что идущая перед ним машина не затормозит. Чтобы не надеяться на случай, нужно знать безопасное расстояние до следующего автомобиля.
Допустимое расстояние между авто
Плотное движение автомобилей приводит к следующему:
- нет возможности совершить обгон машины, которая внезапно решила остановиться. При этом сдать также не осуществимо, так как автомобиль подпирают другие;
- нет хорошего обзора дороги;
- недостаточно места для совершения экстренного торможения;
- невыполнимо большинство манёвров.
Предлагаем ознакомиться: Апелляционный суд по уголовному делу
Поэтому дистанция между автомобиля по ПДД в метрах позволяет совершить необходимую остановку, маневр, избежав столкновения с другим транспортным средством. При разных ситуациях должны применяться особые условия по дистанции.
Чаще всего аварии происходят в черте города. Дело в том, что в городских условиях рекомендованное расстояние сложно соблюсти из-за пробок, необходимости быстро перестроиться.
Водители-новички обычно стараются держать дистанцию в более 5 м., что является ошибкой. Так, между автомобилями в городе большая дистанция также может приводить к аварийным ситуациям. Эксперты рекомендуют придерживаться расстояния около две трети длины транспортного средства, обычно это 3-4 м. Водители с большим стажем могут сокращать эту цифру до 2 м., так как обладают более быстрой реакцией.
На трассе допустим большой скоростной режим, это в свою очередь является причиной увеличения расстояния между автомобилями. Дистанция определяется состоянием дороги, поэтому водители для преодоления дистанции до впереди шедшего авто должны иметь:
- 2 секунды – при отсутствии препятствий на дороге, загрязнений, ремонта;
- 3 секунды – при езде на качественном дорожном покрытии ночью, или после атмосферных осадков, при наличии незначительных препятствий, опавших веток, небольших ям, которые легко поддаются объезду;
- 4 секунды – когда на дорожном покрытии имеет снег, иней, а движение осуществляется днём;
- 5 секунды – во время езды на ночной заснеженной дороге, при наличии льда, плотно укатанного снега;
- 6 секунды – при гололёде, заснеженной дороге, наличии тонкой водной плёнки, после мокрого снега.
Правила не дают четкого представления об оптимальной величине дистанции между автомобилями. Водитель самостоятельно решает, какое расстояние будет оптимально, он обязан ехать аккуратно.
Так, дистанцирование в 5 метров сзади на городских дорогах считается «неосмотрительной глупостью». Три метра хватит «с лихвой». Иначе – будет пробка из-за аккуратности и осмотрительности одного из водителей. Все-таки по правилам ПДД необходимо двигаться со скоростью автомобильного потока.
Другие особенности российского законодательства:
- Пункт 9.11 ПДД обязует любого «медленного» участника дорожного движения пропустить машины, двигающие по левой полосе и перестроиться на крайнюю правую полосу.
- Минимальный промежуток между транспортными средствами определяется в области действия знака 3.16. Его зона действия распространяется либо до конца (начала) населенного пункта, либо до следующего перекрестка.
Также этот знак активно используется на мостах, где конструктивные особенности предполагают ограничение по максимальной нагрузке на опоры.
Таким образом, у данной величины устанавливаются и максимально допустимые значения.
Способы определения расстояния
Известно, что соблюдать дистанцию водитель учится с опытом. Но получение этого бесценного опыта можно ускорить тренировками.
Вариант практики, которая поможет с уверенностью и без боязни ездить по российским дорогам, следующий:
- Шаг 1. Пристройтесь на безопасное на ваш взгляд расстояние за едущим впереди автомобилем.
- Шаг 2. Найдите на обочине или на самой дороге предмет, который будет выступать точкой отсчёта (столб, разметка).
- Шаг 3. После того, как движущаяся впереди машина минует эту точку, высчитайте, за какой время доберётесь до неё вы. Если это время покажется достаточным для того, чтобы в экстренной ситуации успеть затормозить, можно считать такое расстояние безопасным.
Ездить в плотном потоке автомобилей, особенно в пробке, значительно труднее, поскольку выше шанс торможения автомобиля спереди. В солнечную сухую погоду дистанция может быть небольшой, около двух метров, особенно если невысока средняя скорость движения.
Правила не дают четкого представления об оптимальной величине дистанции между автомобилями. Водитель самостоятельно решает, какое расстояние будет оптимально, он обязан ехать аккуратно.
Так, дистанцирование в 5 метров сзади на городских дорогах считается «неосмотрительной глупостью». Три метра хватит «с лихвой». Иначе – будет пробка из-за аккуратности и осмотрительности одного из водителей. Все-таки по правилам ПДД необходимо двигаться со скоростью автомобильного потока.
Другие особенности российского законодательства:
- Пункт 9.11 ПДД обязует любого «медленного» участника дорожного движения пропустить машины, двигающие по левой полосе и перестроиться на крайнюю правую полосу.
- Минимальный промежуток между транспортными средствами определяется в области действия знака 3.16. Его зона действия распространяется либо до конца (начала) населенного пункта, либо до следующего перекрестка.
Также этот знак активно используется на мостах, где конструктивные особенности предполагают ограничение по максимальной нагрузке на опоры.
Таким образом, у данной величины устанавливаются и максимально допустимые значения.