Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чего ждать от закона о рекламе и как готовиться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
За соблюдением законодательства о рекламе следят федеральная антимонопольная служба (ФАС) и органы местного самоуправления, причем, ФАС может аннулировать разрешение, уже выданное местной администрацией.
При выявлении рекламной конструкции, размещенной с нарушениями, эти госорганы направляют рекламодателю предписание о ее демонтаже. Если лицо, установившее незаконную рекламу, не выявлено, то предписание получает собственник недвижимости, на которой размещена эта реклама. В месячный срок после получения предписания наружная реклама должна быть демонтирована. Обжаловать в суде решение о выдаче предписания можно только в течение трех месяцев.
Установка рекламной конструкции без разрешения или ее эксплуатация с нарушением требований технического регламента влечет наложение штрафа по статье 14.37 КоАП:
- на обычных физических лиц — от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- на руководителей организаций и ИП — от 3 до 5 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей.
Как видите, штрафы такого размера для организации могут оказаться разорительными уже на старте бизнеса. Не рискуйте и при любом сомнении в том, является ли ваша вывеска рекламной конструкцией, обращайтесь за разъяснениями в местную администрацию.
Комментарии к ст. 14.37 КОАП РФ
1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правила установки рекламной конструкции, регламентированные Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.). Эти правила предусматривают получение разрешения на установку рекламной конструкции (ч. ч. 9 — 24 ст. 19), а также необходимость соблюдения требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19).
При этом к рекламной конструкции, установка которой должна соответствовать указанным требованиям, относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»).
2. Объективная сторона состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в комментируемой статье, состоит в установке рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку, которое уполномочен выдавать орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа либо орган внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на подведомственной территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти этих субъектов РФ.
Разрешение выдается по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Разрешение на установку рекламной конструкции выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с ч. ч. 5.3 и 5.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» (ч. 9.1 ст. 19).
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа либо органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или уполномоченного органа государственной власти указанных субъектов РФ, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). Одновременно с этим лица, виновные в установке рекламной конструкции без разрешения, привлекаются к административной ответственности по настоящей статье.
Получение разрешений не требуется на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики (ч. 23 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). В случае установки рекламы на них без разрешения административная ответственность по комментируемой статье не применяется.
Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит также в нарушении требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе») при установке рекламной конструкции.
Основанием для однократного применения административной ответственности по данной статье является либо установка рекламной конструкции без разрешения, либо установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению, либо оба указанных нарушения одновременно.
Административная ответственность по комментируемой статье не применяется в случаях установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов, установки рекламных конструкций в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги. Административная ответственность за эти административные правонарушения наступает в соответствии с ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ, на что особо указывается в диспозиции настоящей статьи.
3. Субъектами указанных в комментируемой статье административных право нарушениях являются физические лица, юридические лица и должностные лица, а именно: рекламораспространители — владельцы рекламных конструкций, их законные, уполномоченные представители или работники.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляетс�� владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) определяется в указанной норме как собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями, в частности, при совершении их юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — судьями арбитражных судов (ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Кто должен передавать информацию
Закон распространяется на всех – рекламодателей, агентства, системы и площадки. Конечно, основные перемены ждут именно рекламные системы и агентства, так как они будут передавать данные и смогут избавить от этой обязанности рекламодателей.
При этом законом пока четко не очерчено, какие обязанности у каждого участника схемы. Предполагается, что они должны договориться между собой. Отправлять информацию может кто-то один за весь контракт, если у него есть необходимые данные.
Важно. По умолчанию отчитываться должен каждый из них по соответствующей части. Если конечный рекламодатель может делегировать обязанность и ответственность агентству, то площадки и сами агентства далее в цепочке могут оказывать друг другу только техническую помощь в передаче данных, собственные обязанности они передавать не могут.
Если вы раньше запускали рекламу через Директ или РСЯ, для вас как для исполнителя в теории мало что изменится. Нужно перезаключить договоры и зарегистрировать их в системе, ОРД будет передавать данные автоматически.
Основные перемены затронут компании, которые договаривались с блогерами и фрилансерами на создание рекламы. Им нужно будет оформлять отношения и каждый креатив, а также передавать о нем данные.
Если компания договаривалась напрямую с сайтами о размещении рекламы, теперь придется готовить заметно больше документации.
Коротко о том, как действовать рекламодателям:
- Перезаключать договоры со своими рекламораспространителями и ОРС, проверять наличие необходимых пунктов.
- Присваивать токен каждому объявлению либо следить, чтобы он присваивался автоматически.
- Проверять, передаются ли данные в ОРД и ЕРИР в личном кабинете.
- Помнить об ответственности за неверное, неполное, некорректное или позднее предоставление данных.
Желательно начать менять привычные правила поведения на новые уже сейчас – так будет проще. До сентября у КОРД есть время и возможность консультировать в полном объеме и отвечать на все вопросы. Потом будет сложнее добиться ответов.
В целом новый закон касается изменений документации и необходимости отчитываться за креативы и кампании, но у всех есть время, чтобы перестроиться на новые рельсы.
Виды незаконной рекламы
Основываясь на российском законодательстве, можно классифицировать виды незаконной рекламы следующим образом:
- недобросовестная. К данной категории относятся публикации, дискредитирующие конкурентов или иных лиц, а также рекламирование товаров или услуг запрещенным способом и/или в запрещенном месте
- недостоверная. Поводом убрать афишу или объявление может стать размещение в них сведений несоответствующих действительности. К этому же виду можно отнести заведомо ложную и скрытую рекламу. Заведомо ложной является реклама, умышленно вводящая покупателя в заблуждение. Скрытая имеет место быть тогда, когда потребитель не знает, что видит перед собой рекламный контент
- неэтичная. Нарушение общепринятых норм и моральных ценностей неприемлемо в любом случае, в том числе и в рекламных кампаниях
- запрещенная. Законодательством РФ запрещена демонстрация процессов курения, употребления алкогольной продукции, использование бранных слов и выражений в рекламе какого-либо продукта, полностью запрещена пропаганда наркотиков и иных продуктов, распространение которых является преступлением на территории нашей страны
Возможности легализации дохода
Государство предлагает блогерам несколько вариантов легализации доходов.
Уплата налога в качестве физического лица:
Это самый дорогой режим налогообложения для блогера, предполагающий разовые выплаты по договору оказания услуг.
Блогер подает декларацию о доходах и платит 13% с полученного дохода как любое другое физическое лицо (для резидентов НДФЛ 13%, нерезидентов — 30% согласно п. 1, 3 ст. 224 НК РФ). Открывать юридическое лицо необязательно.
Такой вариант оптимален для начинающих блогеров или тех, кто не имеет постоянного дохода от этого вида деятельности.
Сложности могут возникнуть при работе с брендами. Крупный бизнес избегает работать сотрудничества с блогерами, как с физическими лицами. И это понятно — стоимость договора для компании возрастает на сумму страховых взносов.
Регистрация ИП:
Когда доходы на счет поступают систематически и блоггинг становится предпринимательской деятельностью, целесообразно выбрать статус индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В качестве ИП блогер должен встать на учет в налоговый орган (п. 2 ст. 116 НК РФ).
ИП имеет три режима налогообложения на выбор.
- Общая система налогообложения (гл. 2 ст. 13-15 НК РФ)
- Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2. НК РФ)
- Налог на профессиональный доход — НПД (Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
За ведение нелегального бизнеса предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность.
Налоговики по суду добиваются от владельца нелегального бизнеса компенсации налогов, которые по вине последнего государство недополучило. Наказание для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность предполагает выплату НДФЛ на сумму доказанного дохода и пени за просрочку.
Кроме того, за уклонение от налогов полагаются штрафы:
- 10% суммы извлечённого от незаконной предпринимательской деятельности дохода, но минимум 20 тысяч рублей, составит штраф для предпринимателя, который не подал в ИФНС заявление на регистрацию собственного бизнеса;
- 20% суммы дохода, но минимум 40 тысяч рублей, заплатит предприниматель, который ведёт нелегальный бизнес более 90 дней;
- На 5 тысяч рублей штрафуют предпринимателей за просрочку регистрации бизнеса.
Статья 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штрафные санкции. Размер штрафа за незаконное предпринимательство без регистрации ИП или ООО — от 500 до 2000 рублей;
Если нелегальный бизнес нанёс ущерб государству или гражданам, предприниматель рискует понести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Под статьи Уголовного кодекса подпадает извлечение незаконного дохода в крупном размере от 1,5 млн рублей.
За незаконную предпринимательскую деятельность УК РФ предполагает следующие наказания:
- за причинение ущерба в крупном размере — штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за два года. Наказанием для физического лица могут стать 180-240 часов обязательных работ или лишение свободы на срок 4-6 месяцев;
- за причинение ущерба в особо крупном размере — штраф до 500 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за три года, а также лишение свободы на срок до пяти лет и штраф до 80 тысяч рублей или в размере шестимесячного дохода.
Шаги согласования вывески
Для согласования вывески необходимо сделать следующие действия:
- Если планируется разместить любую вывеску на многоэтажном жилом доме, то понадобится, в первую очередь, провести соответствующий опрос среди жильцов.
- Создать макет будущей вывески. Сфотографировать место установки. Совместить изображения и макет при помощи компьютерного монтажа.
- Получить предварительное согласование проекта в КГА и КГИОП для Петербурга, в «Москомархитектуре» для Москвы, ГБУ СО «ЦРР» для Самары или в профильном комитете в вашем городе.
- Подготовить все необходимые бумаги, а также собрать проект. Из документов вам понадобятся копии паспорта, ИНН, ОГРН, заявление по официальной форме, копия правоустанавливающего документа на использование товарного знака, концепция фасада здания и прочее — актуальный на момент подачи заявления пакет документов необходимо уточнить у специалиста.
- Подать заявление через портал «Госуслуги» с уплатой госпошлины в размере 5000 руб.
- Ожидать результат в течение 60 дней.
Реклама на знаках, столбах или асфальте
Предприниматели часто используют методы «партизанского» маркетинга, размещая объявления, где только можно – на столбах, дорожных знаках и даже на дорожном полотне. За подобные действия предусмотрена ответственность. Штраф за наружную рекламу для ИП назначают из-за того, что листовки, граффити и другие виды объявлений портят внешний вид города, делают непригодными для использования некоторые виды муниципального и частного имущества (столбы, скамейки, двери).
Штраф за рекламу без разрешения для ИП составляет минимум 10 тыс. руб. (ст.14.38 КоАП РФ). Исключением является размещение объявлений на асфальте – законодатель не определяет такую деятельность как несанкционированную. Однако власти на муниципальном уровне пытаются восполнить этот пробел. Они самостоятельно устанавливают штраф для ИП за незаконную рекламу на дорогах.
Штрафа за размещение наружной рекламы без разрешения можно избежать, если сделать все согласованно в соответствии с законодательством.
Если вывеска будет расположена на фасаде здания, необходимо согласовать ее размещение с владельцем данной недвижимости. Между компанией, которая имеет лицензию на установку, и владельцем строения должен быть заключен договор. Срок его действия устанавливаются в зависимости от местных нормативных актов субъекта. Он может варьироваться от 5 до 10 лет.
Если здание принадлежит государственной организации или муниципалитету, согласование должно проходить через конкурс. Сложнее всего получить разрешение на установку рекламы на стене многоквартирного дома. Для этого нужно организовать собрание жильцов. Получив согласие от жильцов в письменном виде, можно обращаться с заявлением в органы местного самоуправления.
Для согласования необходимо подать заявление с приложением технических характеристик. Это должен быть эскизный проект продукции, его размеры и способы установки.
За незаконное или неправильное размещение рекламы автовладельцев наказывают рублем. Штрафы предусмотрены не только для физических, но и должностных и юридических лиц. Размеры штрафа указаны в статье 14.38 КоАП РФ.
Вид нарушения |
Размеры штрафов |
||
Для граждан |
Для должностных лиц |
Для юридических лиц |
|
Использование машины преимущественно в качестве передвижной рекламы |
3-5 тыс. р. |
30-50 тыс. р. |
500-1 000 тыс. р. |
Переоборудование ТС для распространения рекламы с частичной или полной утратой функций машины |
3-5 тыс. р. |
30-50 тыс. р. |
500-1 000 тыс. р. |
Переоборудование кузова с целью придания ему формы рекламируемого объекта |
3-5 тыс. р. |
30-50 тыс. р. |
500-1 000 тыс. р. |
Установка рекламы на специальном транспорте (автомобилях оперативных служб, федеральной почтовой связи и т.п.). |
2-2,5 тыс. р. |
5-10 тыс. р. |
50-200 тыс. р. |
Установка на авто рекламы, ограничивающий обзор водителю и др. участникам движения |
2-2,5 тыс. р. |
10-20 тыс. р. |
200-500 тыс. р. |
Использование звуковой рекламы на авто |
2-2,5 тыс. р. |
4-7 тыс. р. |
40-100 тыс. р. |
Штрафа за размещение наружной рекламы без разрешения можно избежать, если сделать все согласованно в соответствии с законодательством.
Если вывеска будет расположена на фасаде здания, необходимо согласовать ее размещение с владельцем данной недвижимости. Между компанией, которая имеет лицензию на установку, и владельцем строения должен быть заключен договор. Срок его действия устанавливаются в зависимости от местных нормативных актов субъекта. Он может варьироваться от 5 до 10 лет.
Если здание принадлежит государственной организации или муниципалитету, согласование должно проходить через конкурс. Сложнее всего получить разрешение на установку рекламы на стене многоквартирного дома. Для этого нужно организовать собрание жильцов. Получив согласие от жильцов в письменном виде, можно обращаться с заявлением в органы местного самоуправления.
Для согласования необходимо подать заявление с приложением технических характеристик. Это должен быть эскизный проект продукции, его размеры и способы установки.
Наказание за объявление на столбах и асфальте
Порядок размещения наружной рекламы представлен в ст. 19 Закона.
Наказание за размещение объявлений на столбах зависит от вида правонарушения.
Так, ч. 3 ст. 19 Закона прямо запрещает клеить рекламные листовки на знаки автомобильного движения и их опоры, а также на любые другие приспособления, предназначенные для регулирования транспортного движения.
За нарушение данного требования ответственность наступит по ч. 1 ст. 14.38. КоАП (далее – АК (Административный Кодекс)):
В иных случаях ответственность наступит только, если столб будет признан рекламной конструкцией. Перечень таких конструкций указан в ч. 1 ст. 19 Закона – это щиты, стенды, электронные табло и прочие средства постоянного территориального размещения.
Скорее всего, столб будет признан как рекламная конструкция, и, соответственно, ответственность за нарушение правил эксплуатации рекламной конструкции наступит по ст. 14.37. АК:
Что касается рекламы на асфальтовом покрытии, то в Законе ничего по этому поводу не сказано. Равно, как и в АКе отсутствует статья, указывающая на меры наказания за рекламу на асфальте. Однако санкции за данное нарушение могут быть установлены на региональном уровне.
Жаловаться на незаконную, недобросовестную или иным образом нарушающую права граждан и иных лиц рекламу можно в:
- саморегулируемую организацию (СРО) в сфере рекламы, осуществляющую деятельность на основании 315-ФЗ от 1 дек. 2007 года “О саморегулируемых…”;
- непосредственно в орган, осуществляющий государственный надзор в сфере рекламы, то есть в ФАС и ее региональные подразделения.
Также жалобу можно направить и в иные инстанции, занимающиеся рассмотрением подобных дел:
- Роспотребнадзор;
- ФСКН (в случае, если обнаружена реклама наркотических средств);
- территориальное подразделение МВД.
При незаконной расклейке объявлений в лифтах или на стенах подъездов многоквартирных домов рекомендуется направлять жалобу участковому или в управляющую компанию.
Расклейка объявлений: закон и законность размещения
Расклейка объявлений закон и законность размещения волнует многих, как рекламодателей так и промоутеров. Ведь сегодня, одним из наиболее популярных способов распространения информации о товарах и услугах является такой вид рекламы, как раздача листовок. Метод часто используют для того, чтобы завлечь покупателя в магазин, либо сообщить ему о появлении нового товара на рынке. Его преимущества заключаются в низкой стоимости производства или покупки листовок, при высокой эффективности самой акции. Процесс раздачи листовок достаточно прост и не подразумевает владения особыми навыками. Главное в данном процессе строго придерживаться норм действующего законодательства, и тогда никаких проблем с распространением рекламы не возникнет.
Согласно действующему законодательству РФ, раздача листовок на улицах не запрещена. При этом распространение рекламы в неположенных местах, как и расклейка СПб , может стать причиной штрафа.
Как избежать наказания
Штрафных взысканий за установление наружных информационных конструкций можно избежать, если делать согласованные с законом действия.
Когда вывеску предполагается разместить на стене здания, то нужно обязательно согласовывать это собственником строения. Между фирмой, которая имеет разрешение на монтаж, и хозяином здания заключается договор. Период действия этого документа устанавливается в соответствии с местными нормативными документами субъекта. Он варьируется — от пяти до десяти лет.
Когда здание находится в собственности госпредприятия или муниципального органа, согласование достигается путём конкурса. Самое сложное, это получение одобрения на установку информационной конструкции на многоквартирный дом. Иначе, можно получить штрафы за вывеску. В этом случае необходимо провести собрание жителей. Собрать письменное согласие людей, затем отправить заявку в администрацию.
Для разрешительных документов, нужно написать заявление, приложить технические характеристики. Представить эскиз вывески, с размерами и способами монтажа.