Список стран Шенгена в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список стран Шенгена в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

Создание Европейского союза

В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.

Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).

Общая численность населения стран-членов ЕС превышает 510 миллионов человек. То, что раньше было чисто экономическим союзом, с годами превратилось в мощный политический альянс, решающий вопросы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и другие. Основополагающие принципы ЕС базируются на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, включая рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав человека и человеческого достоинства. Функционирование ЕС обеспечивается 7 основными институтами:

  1. Европейский парламент.
  2. Европейский совет.
  3. Европейская комиссия.
  4. Совет Европейского Союза.
  5. Суд Европейского Союза.
  6. Европейский суд аудиторов.
  7. Европейский центральный банк.

Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны доминируют в союзе. К 2021 году, например, 4 страны — Германия, Франция, Италия и Великобритания — внесли более половины общего бюджета ЕС. Для сравнения, совокупная доля стран Балтии — Литвы, Латвии и Эстонии — составила менее 1 процента. После Brexit ситуация начинает меняться.

Многие государства-члены ЕС получают значительные средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые намного превышают их первоначальные взносы. Таким образом, они теряют часть своего суверенитета и возможность влиять на важные решения в рамках Европейского Союза. На протяжении многих лет Германия была политическим и экономическим лидером ЕС.

Все было предопределено

— Каковы же эти глубинные причины?

— Тридцать лет прошло со времени распада СССР, который ознаменовал конец биполярной эпохи, а споры о том, кто проиграл холодную войну, не утихают ни в России, ни на Западе. Есть определенная путаница в понятиях. Окончание холодной войны между горбачевским Советским Союзом и Западом ознаменовалось принятием Парижской хартии для новой Европы в ноябре 1990 г. Однако оно не означало окончание биполярности, которое произошло спустя год с распадом СССР. Близость по времени этих двух событий воспринимается многими как одно явление. Во всяком случае, сложилось мнение, что проиграв холодную войну, Советский Союз был обречен, то есть, если СССР распался, то он и есть проигравшая сторона, а потому Западу – ЕС, НАТО/США — ничего не надо менять в их политике на российском направлении. Представляется, что Советский Союз проиграл не холодную войну, которая была его естественной средой обитания, а разрядку, показавшую неэффективность советской экономической и политической модели в нормальных, невоенных и неконфронтационных условиях. Что же говорить о постсоветской России, которая была главным бенефициаром распада СССР?!

Вопрос о том, кто проиграл холодную войну, а кто ее выиграл, имеет не только теоретическое и философское значение, но напрямую связан с эволюцией постбиполярных международных отношений, прежде всего отношений России с основными центрами силы Запада – ЕС, НАТО/США. История свидетельствует, что обычно мировые войны, а холодная война была мировой войной двух систем, заканчивались мирными конгрессами, на которых страны-победительницы устанавливали новый мировой порядок. Страны Западной Европы и США считали себя по умолчанию победившей стороной в холодной войне, а Россию проигравшей. Идея необходимости нового мирового порядка после крушения двусторонней конфронтации не значилась в повестке дня ни ЕС, ни НАТО, ни США. Более того, Хельсинский деколог, десять знаменитых принципов Хельсинского заключительного акта, стали восприниматься в Европе и США как анахронизм. То есть, не стало общих правил международно-политического поведения держав, соблюдение которых в годы двустороннего противостояния являлось гарантией предотвращения конфликтов в Европе.

Читайте также:  Льготная пенсия по вредности в 2023 году

Таким образом, сегодняшний конфликт был в большой степени предопределен, несмотря на почти двадцатилетнее кажущееся благополучие.

Страны, не входящие в ЕС

Страна Статус
1 Албания Кандидат
2 Андорра
3 Армения
4 Азербайджан
5 Беларусь
6 Босния и Герцеговина Потенциальный андидат
7 Ватикан
8 Великобритания Вышла из состава ЕС
9 Грузия
10 Исландия
11 Косово Потенциальный андидат
12 Лихтенштейн
13 Молдова
14 Монако
15 Норвегия
16 Россия
17 Сан-Марино
18 Северная Македония Кандидат
19 Сербия Кандидат
20 Турция Кандидат
21 Украина
22 Черногория Кандидат
23 Швейцария

Создание Европейского союза

Идея об образовании организации возникла после окончания Второй мировой. Для предотвращения таких ситуаций в будущем министр иностранных дел Франции в 1950 году предложил соединить сталелитейную и угольную европейскую промышленность.

В 1951 году 6 стран – Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Италия, Германия и Франция – после подписания Парижского соглашения, образовали, крупное объединение стали и угля. Быстрое развитие торговли в 1957 году привело к формированию крупного сообщества Европы.

Настоящий ЕС был создан 1 ноября 1993 года на основе Маастрихтского соглашения, что стало причиной возникновения евро. Далее в соглашения Европейского союза вносились корректировки на основе договоров, заключенных в Амстердаме, Ницце и Лиссабоне.

Создание европейского союза

Ужаснувшись разрушениям Второй мировой войны, Роберт Шуман, глава МИД Франции, выступил с предложением объединения угольной и сталелитейной промышленностей Европы. По его мнению, такой шаг позволил бы максимально связать экономически страны между собой и избежать подобных катастрофических событий в будущем.

В 1951 году шесть стран подписали Парижский договор, ознаменовав создание Европейского объединения угля и стали. В числе подписантов:

  • Франция;
  • Королевство Бельгия;
  • Италия;
  • Западная Германия;
  • Королевство Нидерландов;
  • Великое Герцогство Люксембург.

Благодаря стремительному росту торговых отношений в марте 1957 года были подписаны Римские соглашения, которые заложили фундамент для создания современного Европейского союза. Список дополнили Ирландия и Великобритания. В 1973 году – Датское Королевство, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия.

Основой для создания Европейского союза в современном представлении послужил Маастрихтский договор, заключенный в ноябре 1993 года. На основании договора ввели единую европейскую валюту – Евро.

В 1995 году членство ЕС пополнили Швеция, Финляндия и Австрия. В 2004 году количество участниц увеличилось на 10 стран:

  • Эстония;
  • Чехия;
  • Венгрия;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Республика Кипр;
  • Словения;
  • Словакия;
  • Мальта;
  • Польша.

С пополнением к ЕС присоединялись территории, которые политически относятся к стране-участнице, но располагаются вне материка. Франция обогатила организацию Французской Гвинеей, Майоттой, Гваделупой, Мартиникой, Сен-Мартеном, Реюньоном. С Испанией к ЕС присоединились Канарские острова, провинции Сеута и Мелилья. Португалия пополнила объединение Азорскими островами и Мадейрой.

Что такое Европейский Союз (ЕС)?

Европейский Союз (ЕС) — это нынешнее состояние так называемого «Европейского сообщества», которое сформировалось за последние семь десятилетий после Второй мировой войны, разразившейся на европейском континенте.

Европейский Союз, будь то непосредственно через себя или через свои составные и / или аффилированные органы, стремится регулировать и способствовать экономическому улучшению составляющих его национальных и многосторонних рынков, защищать права человека, обеспечивать гражданскую и социальную справедливость и увеличивать легкость и эффективность перемещения капитала, товаров, услуг и людей через национальные границы государств-членов.

Начиная с «внутренней шестерки» в 1950-х годах, с тех пор ЕС постоянно расширялся, достигнув зенита из 28 стран-членов, которые сократились до 27 после ухода Великобритании.

Страна вышла из состава союза 31 января 2020 года.

Как сформировался (возник) ЕС

В 1945 году закончилась Вторая мировая война.

Многим лидерам в Европе и во всем мире стало очевидно, что это трагическое разрушение в значительной степени явилось результатом многовековых прецедентов укоренившейся ксенофобии и воинствующего национализма.

Действительно, и Муссолини в Италии, и Гитлер в Германии смогли увидеть, как их приход к власти осуществился только путем распространения страха и недоверия среди своих соотечественников по отношению к другим странам и даже к представителям не доминантных культур меньшинств в своей собственной.

В результате несколько национальных лидеров со всей этой новой Европы после Второй мировой войны начали работать вместе, чтобы найти решения, которые укрепили бы сотрудничество и доверие между другими европейскими странами.

В то же время, однако, Советский Союз и другие Социалистические республики по всей Европе и за ее пределами все больше выступали против капиталистических стран в новой «холодной войне», войне идеологий между рыночной экономикой и коммунизмом.

Государства-основатели Европейского Союза

После Второй мировой войны интеграция Европы рассматривалась как единственное решение проблемы крайнего национализма, который почти уничтожил континент.

Это включало создание нескольких европейских ассоциаций до основания Европейского Союза, включая Совет Европы и Международное европейское движение.

В 1957 году шесть стран подписали Римский договор, который вступил в силу в 1958 году и фактически создал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС):

  • Франция,
  • Италия,
  • Западная Германия,
  • Нидерланды,
  • Бельгия,
  • Люксембург.
Читайте также:  Фокус-покус. Как государство ежегодно уменьшает ваши пенсии?

В 1967 году Договор о слиянии был подписан теми же шестью странами, которые объединили три сообщества: Европейский экономический совет (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС) под единой совокупность институтов, вместе именуемых Европейскими сообществами.

Беглый экскурс по основным вехам истории ЕС

Изначальный Европейский союз не имел такого политического влияния, как сегодня, даже на своих членов. Его усиление происходило поэтапно на протяжении семи десятилетий. Ключевыми для интеграционных процессов в ЕС были следующие даты:

  1. 1951 – Парижское соглашение, фиксировавшее учреждение ЕОУС (Европейского объединения угля и стали) первыми шестью европейскими странами – Францией, Западной Германией, Бельгией, Италией, Нидерландами и Люксембургом;
  2. 1957 – Римский договор, регулирующий учреждение ЕЭС (Европейского экономического сообщества) теми же шестью странами и сообщества Евратом;
  3. 1965 – договор о слиянии, фиксирующий создание единого Совета и объединенной Комиссии для трех вышеперечисленных сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома);
  4. 1973 – первое присоединение новых членов (Великобритании, Дании, Ирландии);
  5. 1978 – создание Европейской валютной системы;
  6. 1979 – первые выборы в Европарламент, осуществленные на общеевропейской основе;
  7. 1985 – подписание Шенгенских соглашений;
  8. 1986 – первое реформирование Римского договора, создание Единого европейского акта (ЕЕА);
  9. 1992 – Маастрихтский договор, фиксирующий создание Евросоюза на основе ЕЭС;
  10. 1999 – введение единой валюты, создание еврозоны;
  11. 2002 – введение евро в наличное обращение;
  12. 2007 – Лиссабонский договор, заменивший собой Конституцию ЕС, которая так и не вступила в силу;
  13. 2020 – Brexit, Великобритания официально перестала быть членом Евросоюза.

В 28 странах-участницах Евросоюза на площади около 4,5 миллионов квадратных километров численность жителей составляет более 500 миллионов человек. Самыми крупными по населению государствами являются Германия – 81 миллион человек, а также Франция – 65 миллионов человек. Национальный состав Европы не менялся веками. Различные нации, живущие бок о бок, давно «притерлись» друг к другу, и знают все о привычках и этнических особенностях своих соседей. Плотность населения в Европе очень высока.

Другой проблемой Европы является высокий средний возраст населения. С каждым годом уменьшается процент трудоспособных европейцев и увеличивается количество иждивенцев.

Казалось бы, беженцы могут помочь, заняв свободные рабочие места, но большинство из них живет на пособия, которые достаточно велики, чтобы не возникала необходимость работать. Многие даже не пытаются выучить язык или получить гражданство приютившей их страны. Пока не выработаны действенные механизмы решения этих демографических проблем.

Как получить гражданство Евросоюза?

Гражданство ЕС дает право беспрепятственно перемещаться по его территории, а также жить в любой из стран, входящих в его состав и вести коммерческую деятельность. Для того, чтобы получить такие возможности необходимо стать гражданином в любой из стран-участниц. Всего их 28 по состоянию на 2018 год.

Соответственно для того, чтобы приобрести гражданство ЕС необходимо выполнить условия его получения в соответствующей стране. Чаще всего это:

  1. Официальное проживание на территории государства определенное количество времени. В каждом государстве сроки установлены свои. Поэтому, если в Бельгии для этого достаточно трех лет, то во Франции срок исчисляется десятилетием;
  2. Найти в своем роду этнические корни. То есть, если ваши дедушка и бабушка или прародители были гражданами выбранного государства, то можно смело подавать документы;
  3. Супружество с гражданином государства ЕС дает право на получение ее гражданства спустя некоторое время проживания на ее территории. Эти сроки также различны;
  4. Рождение детей на территории государства ЕС автоматически дает право новорожденному быть гражданином страны рождения.

Таким образом, при изучении вопроса получения гражданства ЕС необходимо руководствоваться законодательством конкретной страны.

  • Сначала необходимо поехать туда, пожить там некоторое время;
  • После чего получить визу на проживание;
  • При возникновении соответствующих обстоятельств, описанных выше, можно подавать документы на паспорт ЕС.

Страны занявшие нейтральную позицию

  • Азербарджан — По словам помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева, позиция Азербайджана заключается в том, что этот вопрос важно решить политическим, дипломатическим путём, а также на основе диалога, руководствуясь нормами и принципами международного права. В этой связи Гаджиев особо отметил вопрос суверенитета и территориальной целостности государств;
  • Афганистан — Талибан выступил с заявлением, в котором выразили обеспокоенность кризисом на Украине и призвали к «разрешению кризиса путём диалога и мирными средствами»;
  • Бангладеш — Министр иностранных дел А. К. Абдул Момен повторил призывы Бангладеш к мирному разрешению продолжающегося военного конфликта между Россией и Украиной в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций;
  • Бутан — Министр иностранных дел Танди Дорджи заявил, что министерство изучает и оценивает последствия войны для Бутана, а также сообщил, что в Украине нет бутанцев. В статье радиовещательная службы Бутана также отмечено, что «по мере того, как бушует ужасающая война, миллионы людей посылают молитвы и поддержку со всего мира, включая Бутан»;
  • Вьетнам — Представитель министерства иностранных дел Вьетнама Ле Тхи Тху Ханг заявил, что Вьетнам «призывает стороны, заинтересованные в украинском кризисе, проявлять сдержанность, активизировать усилия по диалогу и активизировать дипломатические меры для мирного урегулирования разногласий с уважением Устава ООН и основополагающих принципов международного права, способствуя тем самым обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе и мире»;
  • Казахстан — Министерство обороны Республики Казахстан заявило, что «Конфликт между Россией и Украиной не имеет никакого отношения к Казахстану. Мы не поддерживаем ни одну из сторон. Так что вопросов по этому поводу быть не должно». Позднее первый замглавы Администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов высказался о неприятии именования войны «спецоперацией» и заверил, что Казахстан будет соблюдать наложенные на Россию санкционные ограничения. В то же время он заявил, что официально Казахстан не поддерживает какую-либо сторону конфликта ни в военном, ни в политическом отношении;
  • Катар — Эмир шейх Тамим бин Хамад Аль Тани призвал все стороны в отношении российско-украинского кризиса проявлять сдержанность и разрешить спор путём конструктивного диалога и дипломатическими методами. Он вновь заявил об урегулировании международных споров мирными средствами и предостерёг от действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации;
  • Монголия — Заместитель премьер-министра Монголии Амарсайхан Саинбуян и министр иностранных дел Монголии Батмунхийн Батцэцэг рассказали прессе о вторжении России в Украину. Они изложили планы репатриации монгольских граждан из Украины, но не осудили действия России. Оба назвали вторжение военной операцией и вооружённой борьбой в Украине;
  • Нигерия — Министерство иностранных дел Нигерии заявило, что удивлено вторжением России в Украину. Объявлено о планах по оказанию помощи в эвакуации нигерийских граждан из Украины. Однако МИД Нигерии не стал осуждать действия России и подтвердил её заявления о том, что атаки на Украине «ограничивались военными объектами»;
  • Пакистан — Премьер-министр Пакистана Имран Хан выразил сожаление по поводу сложившейся ситуации и заявил, что конфликт не отвечает ничьим интересам. Он надеялся, что военного конфликта между двумя странами можно было бы избежать с помощью дипломатии. Хан также подчеркнул убеждённость Пакистана в том, что споры должны решаться путём диалога и дипломатии;
  • Таджикистан — Политологи и эксперты отмечают, что, судя по отсутствию официальных заявлений со стороны властей Таджикистана — члена ОДКБ — по ситуации на Украине на данный отрезок времени, Таджикистан, видимо, предпочёл сохранять нейтралитет, чтобы не навлечь на себя гнев мирового сообщества и в то же время не ухудшать и так ставшими прохладными отношения с Украиной после смены власти там в 2014 году. Также отмечается, что Таджикистан одновременно не хочет навлечь на себя гнев со стороны России, поддержав Украину или осудив военные действия России, так как экономика страны крайне зависима от РФ;
  • Таиланд — Министерство иностранных дел Таиланда выразило «глубокую обеспокоенность» и заявило, что поддерживает «продолжающиеся усилия по поиску мирного урегулирования ситуации путём диалога»;
  • Туркмения — Имеющая постоянный статус нейтрального государства Туркмения пока не выразила какой-либо позиции. Киргизский политолог Эмиль Жороев называет отсутствие реакции среднеазиатских государств на российско-украинский конфликт «беззвучным режимом». Туркменские активисты заявляют, что на Украине фактически беззащитными остались не менее пяти тысяч туркменистанцев, но «правительство Туркменистана спасло работников своего посольства и консульства и снова забыло о своих гражданах»;
  • Узбекистан — 17 марта глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов заявил что Узбекистан не признает независимость ЛНР и ДНР, поддерживая территориальную целостность Украины, и желает мирного решения ситуации, но для этого в первую очередь необходимо немедленно прекратить военные действия, насилие. По словам Камилова, Узбекистан в это непростое время оказал гуманитарную помощь Украине и продолжит это дело. Также он отметил, что страна намерена сотрудничать о обеими сторонами конфликта, как это исторически и происходило;
  • Филиппины — 25 февраля министерство иностранных дел Филиппин опубликовало заявление, в котором призывает международное сообщество подтвердить свою приверженность урегулированию международных споров посредством мирного диалога и «больше, чем на словах», и сослалось на Манильскую декларацию Генеральной Ассамблеи ООН о мирном разрешении международных споров. Министр иностранных дел Теодоро Локсин обязался отправиться к украинской границе, чтобы лично проконтролировать репатриацию филиппинцев в Украину;
  • Шри-Ланка — Министр иностранных дел Шри-Ланки заявил, что правительство страны глубоко обеспокоено недавней эскалацией насилия на Украине и призвал все заинтересованные стороны проявлять максимальную сдержанность и работать над немедленным прекращением боевых действий для поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, подчёркивая при этом необходимость согласованных усилий всех заинтересованных сторон для урегулирования кризиса посредством дипломатии и искреннего диалога;
  • Южная Африка — Наледи Пандор, министр Департамента международных отношений и сотрудничества ЮАР, опубликовала заявление, в котором не обвиняет ни Россию, ни Украину, призывая к «инклюзивным переговорам под руководством СБ ООН» и «усиленной дипломатии»;
Читайте также:  Инструкция по смене юридического адреса ООО в 2022 году


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]