Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.

Корень дал дол правило

В первом классе мы учились делать звуко-буквенный разбор слова — но далеко не каждый взрослый с ходу ответит на вопрос «Сколько звуков в слове „веер“?». Чередующиеся гласные настигли нас уже в пятом классе, но мы по-прежнему можем путать корни «мак» и «мок», «ровн» и «равн». Сдуваем пыль со школьного учебника и вспоминаем пары корней, которые учили скороговоркой.

Переходим к сезонным словам — непромокаемым плащам, штанам и вообще всему непромокаемому. При непростом выборе между корнями «мак» и «мок» нужно обратить внимание на значение слова. Так, в глаголах (и производных словах) со значением «погружать в жидкость» в корне следует писать букву «А»: «макать кисточку», «макание». В словах со значением «пропускать жидкость» уже пишем в корне «О»: «непромокаемые штаны», «обувь промокает».

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.
Мы сделали все, чтобы помочь ученикам освоить правило в полной мере и довести выбор букв при чередовании до автоматизма, а также не путать корни с чередованием с похожими корнями.

А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.

Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица

В корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-, -КАС-/-КОС-, -СКАК-/-СКОЧ- пишется буква А, если после корня следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква о.

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза ? , козёл — ко ? зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза ? , козёл — ко ? зий, ко ? злик.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О:

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

Чередование гласных О—А в корне слова

12.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс— а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Читайте также:  Где Получить Выписку из Егрп в Новосибирске • Что такое егрп

Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.

Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) — О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.

— Однокоренные ли это слова? Почему? — Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.

Интересное: Социальная стипендия для молодой семьи

На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — (-я-) чередуется с —им— или — ин-, например: сажать – сж имать, примять – прим инать, начать – начинать, снять – снимать; —им— или —ин— пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс —а-. Но сочетать, сочетание.

Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..

стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..

мать,

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый.
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет.

Обратите внимание! 1) Слово долина является однокоренным со словом дол; слово преподаватель – со словом дать; слова одолеть, преодолеть – со словом доля.

2) Имена существительные кампания и компания различаются по значению.

Правописание слова «долина»: грамматика, примеры употребления и значение

Оздоровительные учреждения готовы встретить посетителей круглый год. Конечно, предпочтение отдается именно летнему сезону, когда дети свободны от учебы и могут вдоволь насладиться развлечениями или оздоровительными процедурами.
Получить льготные путевки в лагерь для детей или санатории можно разными способами.

Если день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. В нем, в частности, сказано, что не будет считаться прогулом использование работником дней отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов, если работодатель отказал в их предоставлении (подп. Первичная специализированная помощь взрослым: нефрология. Желательно, чтобы в расписке был указан четкий график, согласно которому будет погашаться долг.

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме.

есть суффикс а , пиши в корне и: у бир а ть , блист а ть , нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

  • есть суффикс а , пиши в корне а: кас а ться , кас а ние ,
  • нет суффикса а, пиши о: кос нуться , при кос новение

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки , «равенство», пиши а: у равн ять в правах , равн осторонний .

без ударения, пиши о: гор и ? т , клон и ? лся , твор и ? ть , под ударением, пиши, как слышишь: за га ? р , кла ? н яться , тво ? р чество , тва ? рь .

Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Буквы е и и в корнях с чередованием.)

– Записываем тему урока.

Какую цель мы поставим на урок?

Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и

— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?

1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».

2.
Научиться находить орфограмму в словах.

3. Отработать способ проверки орфограммы.

4. Оценить свои знания.

— Как вы думаете, какая будет первая задача?

Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.

– Определите вид глаголов.

– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.

– Посмотрите внимательно.

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

ать — за бЕр ёшь)

  • -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

Надо слова с корнями «дал » и «дол».

12.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс — а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.

Написание зависит от суффикса –а-
-бер-бирА–дер-дирА–мер-мирА–пер-пирА–тер-тирА–блест-блистА–жег-жигА–стел-стилА–чет-читА-исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) -касА- если после корня стоит суф.-а- прикасаться; -кос- если нет суф.-а-коснуться -лагА- если после корня стоит суф. –а-прилагательное;-лож- если нет суф. -а- предложениеисключения: полог -а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)-пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять,понимАть-понять,запоминАть-память

Рассмотрим ещё один тип корней с чередующимися гласными а-о.

Повторим: нельзя проверять ударением безударный гласный в корне -гор- («а» пишется только под ударением: угар, угарный, загар, нагар, огарок, разгар – таких слов мало).

Нет смысла искать суффикс -а- после корня. Но даже если вы его найдёте, знайте – он не влияет на выбор буквы «а» (подгорать, выгорать, пригорать).

Вы просто обязаны выучить слова-исключения!

Написание зависит от согласного

-раст-рос-ращ-

выращенный, растение

исключения: росток, росточек, рост, выросток, выростковый, подростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

-скак-скоч-

перед -к- напишем -а, перед -ч- напишем –о: скакать, выскочить

исключения: скачок, скачу

-лаг-лож-

перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить

исключения: полог

Корни с чередованием: правописание, примеры

Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

Корень с чередованием дал дол

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.

Корни с чередующимися гласными

-бер- -бир-, -дер- -дир-, -мер- -мир-, -пер- -пир-, -тер- -тир-, -блест- -блист-, -жег- -жиг-, -стел- -стил-, -чет- -чит-: перед суффиксом —А— пишется И (собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е (блЕстеть, зажЕчь).

  • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
  • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);

Гласная зависит от ударения

В корнях -гар- и -гор-, -зар- и -зор-, -клан- и -клон-, -твар- и -твор- правописание гласной в корне зависит от ударения.

В корнях -гар- и -гор- под ударением пишется буква а, без ударения — о, например:

зага́р – загоре́ть.

В корнях -зар- и -зор- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — а, например:

Читайте также:  Минимальный трудовой стаж для пенсии в России

заря́ – зо́ри.

Исключения: зоря́нка, зорева́ть.

В корнях -твар- и -твор-, -клан- и -клон- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — о, например:

творе́ц – тва́рь – твори́ть,

клони́рование – кла́няться – покло́н.

Прикасаться — прикосновение

Положить — полагать

Тварь — вытворять

Заря — зори

Скакать — выскочить

Растение — росток

Пригорать — гарь

Вымирать — умереть

Отдирать — отдерёшь

Блистать — блестеть

Вытирать — вытереть

Упомянуть — упоминать

Корни с чередованием. Все правила

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е:

  • -бир-а // -бер- (собИрать — забЕрёшь)
  • -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть)
  • -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)
  • -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)
  • -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)
  • -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)
  • -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)
  • -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти)
  • -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)

Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне

В кор­нях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, блест-/блист- отме­тим без­удар­ные глас­ные «е» или «и» в зави­си­мо­сти от при­сут­ствия суф­фик­са -а-, напри­мер:

  • изб и р а́ ть — изб е рёшь;
  • отп и р а́ ть — отп е ре́ть;
  • сд и р а́ ть — сд е ру́, сд е рёт;
  • раст и р а́ ть — раст е ре́ть;
  • обж и г а́ ть — обж ё гший;
  • заст и л а́ ть — заст е ли́ть;
  • забл и ст а́ ть — забл е сте́ть;
  • выч и т а́ ние — вы́ч е ты.

В кор­нях с эле­мен­та­ми им-, -ин-, за кото­ры­ми сле­ду­ет суф­фикс -а-, пишет­ся бук­ва «и».

Примеры:

  • пред­прин и м а ть;
  • пред­прин и м а тель;
  • пон и м а ть;
  • пон и м а ние;
  • прим и н а ть;
  • зан и м а ть;
  • зан и м а тель­ный.

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]