FOB Incoterms 2010 (Free On Board)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «FOB Incoterms 2010 (Free On Board)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разница между условиями поставки FOB и CIF — в обязанности перевозки товара на судне до порта назначения и страхования.
Простыми словами по условиям поставки FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.
По базису поставки CIF Инкотермс 2010: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки до порта разгрузки.
Отличия условия поставки FOB от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.

Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности

Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.

Условия поставки FOB Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FOB указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

Оплата по предоставлению информации

По запросу Продавца Покупатель должен предоставить ему информацию и документы, если это не коммерческая тайна. Для сотрудничества будет полезно отправить оплаченные Покупателем копии документов, если предполагается, что эти документы должны иметься у обеих сторон.

Со стороны Продавца должна быть предоставлена помощь в получении документов и информации, но расходы на это несет покупатель, кроме экспортной очистки и соответствующих документов. INCOTERMS FOB — отличный базис, служащий помощью в организации международных перевозок. Но, несмотря на это, контракт все равно должен быть подробно и просто прописан.

Стоит избегать запутанных формулировок. Любая попытка усложнить договор не идет в пользу ни одной стороне, а скорее вызывает недоверие.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Понимание разницы между доставкой и отправкой при доставке на условиях FOB

При международной доставке транспортные расходы начисляются в разной сумме.

Грузоотправители должны правильно учитывать эти расходы, чтобы соответствовать международным правилам, положениям и стандартам доставки.

Существует две основные классификации фрахтовых расходов при доставке FOB, а именно: фрахт-вход и фрахт-аут.

Фрахт-в относится к тому, когда покупатель несет ответственность за доставку (происхождение FOB).

В этом случае покупатель несет расходы по доставке, а также регистрирует их как фрахт.

Когда продавец несет ответственность за доставку (пункт назначения FOB) и несет расходы по доставке, это считается вывозом.

Для продавца эта стоимость является операционным расходом и отражается в его отчете о прибылях и убытках.

Читайте также:  Препараты йода для здоровья щитовидной железы

Различия между Freight-In и Freight-Out довольно очевидны.

Принципы бухгалтерского учета требуют, чтобы продавцы регистрировали операционные расходы, когда они несут за них ответственность.

С другой стороны, покупатели могут включить те же расходы в себестоимость товаров.

Однако, если покупатель не включает товары в запасы, он должен соответственно списать стоимость.

При согласовании условий продажи обе стороны должны согласовать свои обязательства.

Они должны выяснить, кто будет нести ответственность за доставку.

Пожалуйста, обратите внимание, что фрахт-в- и фрахт-аут во время доставки FOB должны быть соответствующим образом классифицированы.

В противном случае это может повлиять на валовую прибыль вашего бизнеса.

При доставке на условиях FOB, как и при других формах международной доставки, всегда важно учитывать, как расходы относятся на расходы.

Как продавец, вы всегда должны учитывать расходы как операционные расходы.

С другой стороны, покупатель должен учитывать эти расходы в себестоимости проданных товаров (COGS).

То есть, если вы включаете товары в инвентарь.

Рассмотрим основные обязанности и связанные с ними риски продавца и покупателя.

1. Обязанности и риски продавца

К главным обязанностям продавца следует отнести составление товарной документации и представление самого товара, привоз и погрузку груза в порту. При этом ответственность лежит только на продавце Обязанности по доставке товара в порт прописываются в соответствующей установленной форме, однако важным моментом является уведомить покупателя, о прибытии товара, оплатить пошлины и другие налоговые выплаты. Также поставщик несет ответственность за упаковку и маркировку продукта.

Документация включает в себя:

  • лицензирование и сертификация груза;
  • коммерческий счет-инвойс;
  • коносамент.

2. Функции и риски покупателя

К функциям покупателя относятся: оплата фрахта судна, выгрузка в портовом терминале, выполнение импортного оформления с выплатой таможенных пошлин, а также доставка груза в место назначения. Покупатель отвечает также за:

  • получение импортной лицензии или сертификата, если необходимо;
  • уплату госпошлины, налогов и сборов, по тарифам страны ввоза;
  • обеспечение размещения груза;
  • фрахтовку товара вовремя;
  • страхование.

Если зафрахтованное судно вовремя не доставлено в место назначения или, если потребитель не предупредил продавца, на какое судно следует погрузить товар, то все это отразится на издержках покупателя.

Таким образом, обязательства по экспорту возлагаются на продавца, а по импорту на покупателя.

Договор поставки на условиях FOB – это установленная форма, с которой можно ознакомиться и скачать в свободном доступе и состоит из:

  • предмета договора и периоды поставки;
  • особенностей доставки груза;
  • обязанностей сторон;
  • упаковки и маркировки товара;
  • рисков условий FOB;
  • распределений расходов;
  • цены;
  • ответственности сторон;
  • сроков и порядков действия договора;
  • порядка изменения и расторжения соглашения.

Круг обязанностей получателя согласно FOB Инкотермс 2010

Получатель (покупатель) не обязан составлять договор о страховании, но должен заключить контракт на транспортировку. Кроме того, в круг обязанностей получателя входят:

  • Выплата поставщику положенной за товар суммы по договору.
  • Получение лицензии и прочих документов для провоза груза через транзитные государства, а также для ввоза (импорта) продукции в страну получателя.
  • Прием груза от поставщика.
  • Прием всех рисков по обеспечению сохранности груза на себя в момент перехода его через поручни указанного судна, в указанном порту, и в заранее оговоренное время (при его соответствии заявленным характеристикам и внешнему виду, наличии маркировки и т.п.).
  • Прием рисков на себя при истечении срока доставки в случае невыполнении условия извещения поставщика о приемке, или по вине перевозчика, не обеспечившего своевременный приход транспортного судна в порт.
  • Обеспечение оплаты всех работ, связанных с оформлением ввоза, таможенных и иных пошлин, а так же ситуаций, связанных с несвоевременным приходом судна в порт.
  • Отправка уведомления поставщику о времени, порте погрузки и наименовании судна.
  • Прием доказательств отправки груза от поставщика.
  • Инспектирование груза за собственный счет кроме случаев требования инспекции со стороны государства отправителя.

В случае, если покупатель пользовался услугами продавца cогласно FOB Инкотермс 2010, по которой данные услуги не должны предоставляться в обязательном порядке, он должен возместить сумму расходов продавцу. В целом, данный способ транспортировки и распределения рисков и затрат является простым, понятным и полностью прозрачным.

Не подошли данные условия поставок? Весь перечень терминов Инкотермс 2010.

Распределение расходов и ответственности согласно FOB

Расходы на погрузку и перевозку, а также на импорт и экспорт отталкиваются от франко-места. Все, что до доставки на эту точку, осуществляется Продавцом, а после погрузки на судно все обязанности берет на себя Покупатель. С возможными рисками также: до поступления груза на борт они принадлежат продающей стороне, а после — Покупателю.

Если с грузом что-то случается во время погрузки, то судно может не принимать на борт такой груз. В этом случае ответственность остается на Продавце. Если поврежденный груз принят, то ответственность переходит на Покупателя, который теперь будет вынужден сам разбираться с транспортной компанией.

Читайте также:  Как написать заявление о переносе отпуска

Как рассчитать таможенные сборы

Специалисты используют определённую формулу, которая позволяет легко рассчитать размер таможенных сборов при оформлении ввозимых товаров. Для этого учитывают коды конкретной продукции, стоимость и страну, где она была произведена. Формально расчёты выглядят следующим образом: берут таможенную стоимость товара, к ней прибавляют сумму сбора за оформление, из полученного значения вычисляют НДС.

На примере рассмотрим подсчёт платежей при импорте яблочного сока из Болгарии в Россию. Исходные данные:

  • код товарной номенклатуры ВЭД: 2009719909;
  • общий объём импорта: 20 тысяч литров;
  • процент пошлины на ввоз: 8%;
  • НДС: 18%;
  • стоимость продукции: 4000 евро;
  • курс евро: 120 руб.

Не все товары облагаются таможенной пошлиной. Уточнить является ли декларируемый вами товар таковым, можно по коду ТН ВЭД. Как мы уже говорили, существуют пошлины при экспорте и импорте товаров. Кроме того, пошлины дифференцируют в зависимости от способа их расчета:

  • адвалорная ставка: начисляется в процентах от заявленной вами таможенной стоимости (например, импортная пошлина на природный жемчуг с кодом ТН ВЭД 7101100000 составит 10%);
  • специфическая ставка: начисляется в денежном выражении за единицу товара (например, пошлина при импорте резиновых сапог с кодом 6401100000 составит 0,75 евро за пару);
  • комбинированная ставка: сочетает в себе принципы расчета адвалорной и специфической ставок (например, экспортная пошлина на семена рапса, не предназначенные для посева, с кодом 1205109000 составит 6,5%, но не менее 11,40 евро за тонну. То есть если даже 6,5% от таможенной стоимости за тонну рапса составят менее 11,40 евро, вам все равно придется заплатить эту ставку).

Также величина импортной таможенной пошлины зависит от страны происхождения. Базовая ставка пошлины составляет 100%, для товаров из развивающихся стран она составит уже 75%, а для товаров из наименее развитых стран и вовсе будет 0%.

Важный момент: импортеры и экспортеры пытаются снизить стоимость товаров для таможни, минимизируя таким образом пошлину. Учтите, что для товаров, облагаемых пошлиной, таможня в большинстве случаев попросит предоставить калькуляцию стоимости с предоставлением всех подтверждающих документов (договоров, счетов-фактур, актов, товарных накладных и т.д.) Если возникают сомнения в достоверности предоставленной информации, стоимость корректируется в сторону увеличения — соответственно, растет и пошлина.

Общая характеристика условия поставки FOB Инкотермс 2010

Условие поставки FOB означает, что продавец поставляет товар на борт судна, назначенного покупателем в согласованном порту отправления, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара.

Риск утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя, когда товар находится на борту судна, и с этого момента покупатель несет все расходы. Продавец обязан либо поставить товар на борт судна, либо обеспечить предоставление поставленного таким образом товара для отгрузки. Иными словами, товар грузится на корабль покупателя. Указание на обязанность по предоставлению товара для отгрузки учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые применяются часто в торговле сырьевыми товарами.

Используя FOB, покупатель налагает на себя максимум ответственности и расходов. Продавец обязуется предоставить в распоряжение покупателя груз, прошедший все таможенные формальности, поставив его на борт судна в согласованном порту отправления. Данный термин обязывает продавца уплатить экспортные таможенные пошлины, доставку товара в порт и портовые сборы в порту отправления. В таком случае покупатель несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в порт назначения и уплатой портовых сборов в порту назначения.

Данный термин подлежит использованию только для морского и внутреннего водного транспорта. Характеристика термина FOB представлена в таблице.

Таблица. Характеристика термина FOB (свободно на борту (название порта отправления))

Характеристика Условия поставки
Применяемые виды транспорта Морской и внутренний водный транспорт
Оплата основной перевозки (морской) Покупатель
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин Продавец
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин Покупатель
Погрузка в порту отправления / разгрузка в порту назначения Продавец / Покупатель
Переход рисков утраты или повреждения товара от продавца к покупателю Когда товар поставлен на борт судна в порту отправления либо предоставлен таким образом в распоряжение покупателя

Круг обязанностей получателя согласно FOB Инкотермс 2010

Получатель (покупатель) не обязан составлять договор о страховании, но должен заключить контракт на транспортировку. Кроме того, в круг обязанностей получателя входят:

  • Выплата поставщику положенной за товар суммы по договору.
  • Получение лицензии и прочих документов для провоза груза через транзитные государства, а также для ввоза (импорта) продукции в страну получателя.
  • Прием груза от поставщика.
  • Прием всех рисков по обеспечению сохранности груза на себя в момент перехода его через поручни указанного судна, в указанном порту, и в заранее оговоренное время (при его соответствии заявленным характеристикам и внешнему виду, наличии маркировки и т.п.).
  • Прием рисков на себя при истечении срока доставки в случае невыполнении условия извещения поставщика о приемке, или по вине перевозчика, не обеспечившего своевременный приход транспортного судна в порт.
  • Обеспечение оплаты всех работ, связанных с оформлением ввоза, таможенных и иных пошлин, а так же ситуаций, связанных с несвоевременным приходом судна в порт.
  • Отправка уведомления поставщику о времени, порте погрузки и наименовании судна.
  • Прием доказательств отправки груза от поставщика.
  • Инспектирование груза за собственный счет кроме случаев требования инспекции со стороны государства отправителя.
  • Перевозчик будет выбран на усмотрение отправителя. Как импортер Вы не сможете решить, какой перевозчик будет отвечать за транспортировку партии товара. Для отправителя единственным параметром при выборе отправителя будет цена. Скорость доставки, безопасность груза, качество сервиса не принимаются во внимание. Расчет стоимости производится на основании многих параметров, нужно принимать во внимание время контейнера в пути, количество погрузок и разгрузок ну пути следования.
  • Условия в порту будут стандартными. В первую очередь речь идет о времени хранения груза в контейнере. Стандартными правилами установлен срок нахождения продукции в контейнере после прибытия в порт на протяжении 7 дней. Каждый последующий день должен оплачиваться по тарифу. Это важный момент, т.к. не всегда есть техническая возможность забрать товар в полном объеме и перевезти его на собственный склад.
  • Замораживание активов, потери на конвертации. Выбор базиса CIF предполагает следующие условия оплаты: 30% от общей цены партии товара в качестве предоплаты и оставшиеся 70% после прибытия в порт. Вам придется заранее переводить денежные средства, которые могли бы быть пущены в оборот. Период доставки иногда составляет до 60 дней, поэтому такой длительный период негативно сказывается на финансовом положении небольших компаний.
  • Сложности документооборота. Привести конкретные цифры в этом случае не представляется возможным, но именно этот пункт считается главным недостатком базиса CIF. Важность правильного и своевременного оформление документов для прохождения таможенного контроля понимают все, но существуют трудности. Они связаны с особенностями общения с отправителем, очень много времени приходится тратить на согласования. Добиться соблюдения сроков и дисциплины при оформлении документов очень трудно.

Поставка CPT — Фрахт/ перевозка оплачены до….

Означает, что продавец поставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берёт на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику.

Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара на попечение первого из них. По условиям термина CPT на продавца возлагается обязанности по таможенной очистки товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности

Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.

Условия поставки FOB Инкотермс

не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FOB указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

Оплата по предоставлению информации

По запросу Продавца Покупатель должен предоставить ему информацию и документы, если это не коммерческая тайна. Для сотрудничества будет полезно отправить оплаченные Покупателем копии документов, если предполагается, что эти документы должны иметься у обеих сторон.

Со стороны Продавца должна быть предоставлена помощь в получении документов и информации, но расходы на это несет покупатель, кроме экспортной очистки и соответствующих документов. INCOTERMS FOB — отличный базис, служащий помощью в организации международных перевозок. Но, несмотря на это, контракт все равно должен быть подробно и просто прописан.

Стоит избегать запутанных формулировок. Любая попытка усложнить договор не идет в пользу ни одной стороне, а скорее вызывает недоверие.

Сделка благополучно состоится, если договор будет грамотно составлен, и ни одна сторона не будет и не сможет использовать уловки, омрачающие сотрудничество.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]