Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему предложения с прямой речью?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прямая речь — это чьи-либо слова, передаваемые без изменений, с сохранением индивидуальных и стилистических особенностей речи говорящего (повторы, паузы, вводные слова). Для того, чтобы авторские слова и рассуждения, а также мысли литературных персонажей были правильно поняты читателем, важно грамотно уметь оформлять прямую речь в тексте. Освоив это пунктуационное правило, вы прокачаете свой писательский навык, а вашим читателям не придется ломать голову, пытаясь понять, кто именно произнес ту или иную фразу.
Предложения с прямой речью
О том, что такое прямая речь, как распознать ее в тексте и как правильно оформить при написании, проходят в школе в 5 классе. На уроках говорят, что все предложения с прямой речью можно поделить на две составляющие:
- Авторский текст – сам текст повествования, в котором обозначаются процессы речи или мыслей;
- Прямая речь – слова или мысли, озвученные непосредственно персонажем.
Для авторского теста характерно употребление определенных глаголов:
- Обозначают процесс разговора и размышлений. Например, говорить, сказать, ответить, спросить, шептать, интересоваться, приказать, кричать, думать, просить, решить, вспомнить и так далее.
- Обозначают чувства и действия во время разговора. Например, насторожиться, удивиться, вздохнуть, засмеяться, ужаснуться, огорчиться, обидеться и так далее.
«Держи вора!» — закричал дворник.
Она с грустью подумала: «Этот дождь не закончится никогда».
«Все будет хорошо», — прошептала мама.
Прямая речь перед словами автора | Прямая речь после слов автора | Слова автора внутри прямой речи | Прямая речь внутри слов автора |
---|---|---|---|
«П!» — а. «П?» — а. «П», — а. |
А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». |
«П, — а. — П». «П, — а, — п». «П, — а и а: — П». |
А: «П», — а. А: «П?» — а. А: «П!» — а. А: «П…» — а. |
Слова автора внутри прямой речи
Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.
Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.
Схема«П, — а, — п».
«В весеннем саду, — сказала Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».
Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.
Схемы«П , !? — а. — П».«П , — а. — П !»«П, — а. — П ?»«П , — а. — П…»
Примеры предложений
«Сегодня чудесный день, — сказала Ирина маме.- Я, пожалуй, позвоню подруге и схожу с ней в зоопарк».
«На улице морозный ветер, — сообщила Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»
«Стучатся в дверь! — испугался мальчик. — Кто там?»
«Постой тут…- прошептала она.- А сейчас звони в дверь».
В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора ставится двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы, как представлено на схеме.
Схема«П, — а: — П».
«Я сегодня что-то притомился, — сказал отец и добавил: — Отдохну немного и тогда помогу тебе».
Предложения для синтаксического разбора
1.Ранее весеннее утро, прохладное и росистое.
2.Не отходи от меня, друг мой, останься со мной.
3.Хотелось домой идти одной, но пришлось идти с ребятами, и по дороге спорила, что-то доказывала, горячилась.
4.Вечерами, когда он, опустошенный, с легким нереальным звоном в голове, спускался вниз и пил с женой чай, он думал, что именно это называется счастьем.
5.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
6.Как мало пройдено дорог – как много сделано ошибок!
7.Наконец мы расстались; я долго следил за нею взором, пока ее шляпка не скрылась за кустарником и скалами.
8.Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.
9.В 1944 году М.Пришвин записал в своем дневнике: «Едва ли возможна какая-либо на земле жизнь без греха: невозможна, потому что грех есть бродило сознания. Но это вовсе не значит, что каждый из нас для продвижения по пути сознания должен непременно совершить грех. Напротив, каждый , сознавая ужасный грех человека в прошлом, должен строить свою личную жизнь, обходя всякий грех, по возможности даже и безгрешно.
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Настя шла.
[-=].
Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть. Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член: Настя шла домой.
[-=…].
Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее: Снег.
[-].
Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:
Вечереет.
[=].
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.
Желаю тебе добра.
[=…].
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Настя собиралась домой.
[-=…].
Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:
Настя собиралась идти домой.
[-=…].
И сложное именное:
Настя рада быть полезной.
[-=…].
Знаки препинания в косвенной речи
- Косвенная речь не заключается в кавычки:
Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.
- Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.
Коля подумал, что опять заняли его место.
- Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
прямая речь косвенная речь Долго вам ещё ехать?
– спрашивает Маша.Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать? Что такое «прямая речь»?
Прямая речь передает чужое высказывание, которое сопровождается авторскими словами. Авторские слова устанавливают передачу чужой речи, поясняют, к кому она относится, как и при каких условиях была сказана, к кому была обращена, передает оценку и пр.
«Тихо, тихо, не шумите, детки!» — немного сердито крикнул отец, когда малыши с визгом побежали к столу.Как мы видим, по своей структуре прямая речь распадается на 2 части:
- 1 часть — слова автора;
- 2 часть — собственно прямая речь, слова другого лица, не автора, которые воспринимаются как переданные автором от имени этого лица.
Знаки препинания при диалоге
Диалог в современной литературе оформляется в виде отдельных абзацев, перед каждым из которых ставится тире.
— А вот и дядя наш приехал. Мы думали — совсем нас позабыл.
Виктор осторожно приоткрыл краешек одеяльца, глянул на сморщенное личико:
— Сколько… ему?
— Ей уже два месяца. А дядя даже открытку не прислал.
— Вы тоже хороши. Могли бы дать телеграмму — я бы сразу приехал.
— Как на грех, потеряла твой адрес, — виновато пояснила мать.
Если реплики идут все же в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от следующей тире.
«Ты долго еще будешь у нас?» — Сам не знаю, все будет зависеть от обстоятельств» — Ох уж эти обстоятельства. Плюнь ты на них да порадуй нас хотя бы недельку».
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:
А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Для передачи прямой речи используются определенные синтаксические конструкции.
Прямая речь состоит из двух компонентов: собственно прямой речи и слов автора.
Чтобы понять, как оформляется прямая речь, нужно понимать зависимость собственно прямой речи от слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает собственно прямая речь по отношению к словам автора.
Рассмотрим все варианты отношений прямой речи и слов автора, а также приведем конкретные примеры предложений с прямой речью.
Прямая и косвенная речь
Чужая речь – это высказывание других лиц. Она может передаваться прямой и косвенной речью.
Способы передачи чужой речи:
1) предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет». 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый. 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай. 4) предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения Как сказал дед, хлеб добрые руки любит. Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из 2 компонентов: слов автора и собственно прямой речи.
Как пишется прямая речь? Лучшим средством для запоминания пунктуации являются схематические правила.
Схемы:
После авторских слов Перед авторскими словами Внутри авторских слов А: «П!» А: «П?»
А: «П…»
А: «П».
«П!» – а. «П?» – а.
«П», – а.
А: «П!» – а. А: «П?» – а.
А: «П…» – а.
А: «П», – а.
Прямая речь внутри слов автора
- А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
- А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
- А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.
Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
-
Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора. -
Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.
В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.Похожие записи: