Как составить схему предложения с прямой речью?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему предложения с прямой речью?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прямая речь — это чьи-либо слова, передаваемые без изменений, с сохранением индивидуальных и стилистических особенностей речи говорящего (повторы, паузы, вводные слова). Для того, чтобы авторские слова и рассуждения, а также мысли литературных персонажей были правильно поняты читателем, важно грамотно уметь оформлять прямую речь в тексте. Освоив это пунктуационное правило, вы прокачаете свой писательский навык, а вашим читателям не придется ломать голову, пытаясь понять, кто именно произнес ту или иную фразу.

Предложения с прямой речью

О том, что такое прямая речь, как распознать ее в тексте и как правильно оформить при написании, проходят в школе в 5 классе. На уроках говорят, что все предложения с прямой речью можно поделить на две составляющие:

  1. Авторский текст – сам текст повествования, в котором обозначаются процессы речи или мыслей;
  2. Прямая речь – слова или мысли, озвученные непосредственно персонажем.

Для авторского теста характерно употребление определенных глаголов:

  1. Обозначают процесс разговора и размышлений. Например, говорить, сказать, ответить, спросить, шептать, интересоваться, приказать, кричать, думать, просить, решить, вспомнить и так далее.
  2. Обозначают чувства и действия во время разговора. Например, насторожиться, удивиться, вздохнуть, засмеяться, ужаснуться, огорчиться, обидеться и так далее.

«Держи вора!» — закричал дворник.

Она с грустью подумала: «Этот дождь не закончится никогда».

«Все будет хорошо», — прошептала мама.

Прямая речь перед словами автора Прямая речь после слов автора Слова автора внутри прямой речи Прямая речь внутри слов автора
«П!» — а.
«П?» — а.
«П», — а.
А: «П!»
А: «П?»
А: «П…»
А: «П».
«П, — а. — П».
«П, — а, — п».
«П, — а и а: — П».
А: «П», — а.
А: «П?» — а.
А: «П!» — а.
А: «П…» — а.

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делит­ся на две части, если автор­ские сло­ва нахо­дят­ся в её середине.

Если пря­мая речь пред­став­ля­ет собой одно пред­ло­же­ние, кото­рое раз­ры­ва­ет­ся сло­ва­ми авто­ра, то после пер­вой её части ста­вит­ся запя­тая и тире, а сло­ва авто­ра пишут­ся с малень­кой бук­вы. После них сно­ва ста­вит­ся запя­тая и тире. Прямая речь про­дол­жа­ет­ся со строч­ной бук­вы. В кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий цели или инто­на­ции пред­ло­же­ния пунк­ту­а­ци­он­ный знак.

Схема«П, — а, — п».

«В весен­нем саду, — ска­за­ла Лена, — лепест­ки цве­тов ябло­ни как розо­вое облако».

Если пря­мая речь состо­ит из несколь­ких пред­ло­же­ний, а сло­ва авто­ра рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду ними, то зна­ки пре­пи­на­ния после пер­вой части пря­мой речи те же. После слов авто­ра ста­вит­ся точ­ка и тире. Следующее пред­ло­же­ние пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак препинания.

Читайте также:  Как вступить в наследство без завещания после смерти

Схемы«П , !? — а. — П».«П , — а. — П !»«П, — а. — П ?»«П , — а. — П…»

Примеры пред­ло­же­ний

«Сегодня чудес­ный день, — ска­за­ла Ирина маме.- Я, пожа­луй, позво­ню подру­ге и схо­жу с ней в зоопарк».

«На ули­це мороз­ный ветер, — сооб­щи­ла Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испу­гал­ся маль­чик. — Кто там?»

«Постой тут…- про­шеп­та­ла она.- А сей­час зво­ни в дверь».

В сло­вах авто­ра могут быть два гла­го­ла со зна­че­ни­ем речи или мыс­ли. Первый гла­гол отно­сит­ся к пер­вой части пря­мой речи, а вто­рой вво­дит вто­рое пред­ло­же­ние. Тогда после слов авто­ра ста­вит­ся двое­то­чие и тире. А вто­рая часть пря­мой речи пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, как пред­став­ле­но на схеме.

Схема«П, — а: — П».

«Я сего­дня что-то при­то­мил­ся, — ска­зал отец и доба­вил: — Отдохну немно­го и тогда помо­гу тебе».

Предложения для синтаксического разбора

1.Ранее весеннее утро, прохладное и росистое.

2.Не отходи от меня, друг мой, останься со мной.

3.Хотелось домой идти одной, но пришлось идти с ребятами, и по дороге спорила, что-то доказывала, горячилась.

4.Вечерами, когда он, опустошенный, с легким нереальным звоном в голове, спускался вниз и пил с женой чай, он думал, что именно это называется счастьем.

5.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

6.Как мало пройдено дорог – как много сделано ошибок!

7.Наконец мы расстались; я долго следил за нею взором, пока ее шляпка не скрылась за кустарником и скалами.

8.Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

9.В 1944 году М.Пришвин записал в своем дневнике: «Едва ли возможна какая-либо на земле жизнь без греха: невозможна, потому что грех есть бродило сознания. Но это вовсе не значит, что каждый из нас для продвижения по пути сознания должен непременно совершить грех. Напротив, каждый , сознавая ужасный грех человека в прошлом, должен строить свою личную жизнь, обходя всякий грех, по возможности даже и безгрешно.

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть. Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член: Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее: Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Желаю тебе добра.

Читайте также:  Срок лишения водительских прав

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

    Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

    Коля подумал, что опять заняли его место.

  3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
    прямая речь косвенная речь
    Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша. Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать?

    Что такое «прямая речь»?

    Прямая речь передает чужое высказывание, которое сопровождается авторскими словами. Авторские слова устанавливают передачу чужой речи, поясняют, к кому она относится, как и при каких условиях была сказана, к кому была обращена, передает оценку и пр.
    «Тихо, тихо, не шумите, детки!» — немного сердито крикнул отец, когда малыши с визгом побежали к столу.

    Как мы видим, по своей структуре прямая речь распадается на 2 части:

    • 1 часть — слова автора;
    • 2 часть — собственно прямая речь, слова другого лица, не автора, которые воспринимаются как переданные автором от имени этого лица.

    Знаки препинания при диалоге

    Диалог в современной литературе оформляется в виде отдельных абзацев, перед каждым из которых ставится тире.

    — А вот и дядя наш приехал. Мы думали — совсем нас позабыл.

    Виктор осторожно приоткрыл краешек одеяльца, глянул на сморщенное личико:

    — Сколько… ему?

    — Ей уже два месяца. А дядя даже открытку не прислал.

    — Вы тоже хороши. Могли бы дать телеграмму — я бы сразу приехал.

    — Как на грех, потеряла твой адрес, — виновато пояснила мать.

    Если реплики идут все же в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от следующей тире.

    «Ты долго еще будешь у нас?» — Сам не знаю, все будет зависеть от обстоятельств» — Ох уж эти обстоятельства. Плюнь ты на них да порадуй нас хотя бы недельку».

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

    А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    Для передачи прямой речи используются определенные синтаксические конструкции.

    Прямая речь состоит из двух компонентов: собственно прямой речи и слов автора.

    Чтобы понять, как оформляется прямая речь, нужно понимать зависимость собственно прямой речи от слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает собственно прямая речь по отношению к словам автора.

    Рассмотрим все варианты отношений прямой речи и слов автора, а также приведем конкретные примеры предложений с прямой речью.

    Прямая и косвенная речь

    Чужая речь – это высказывание других лиц. Она может передаваться прямой и косвенной речью.

    Способы передачи чужой речи:

    1) предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».
    2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.
    3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.
    4) предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.

    Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из 2 компонентов: слов автора и собственно прямой речи.

    Как пишется прямая речь? Лучшим средством для запоминания пунктуации являются схематические правила.

    Схемы:

    После авторских слов Перед авторскими словами Внутри авторских слов
    А: «П!»

    А: «П?»

    А: «П…»

    А: «П».

    «П!» – а.

    «П?» – а.

    «П», – а.

    А: «П!» – а.

    А: «П?» – а.

    А: «П…» – а.

    А: «П», – а.

    Прямая речь внутри слов автора

    • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
    • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
    • А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.

    Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

    1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
      запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
    2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
      тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

    В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
    тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]