Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие правила наложения административного наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующее в России законодательство наделяет сотрудников ФССП серьезными полномочиями. Это распространяется и на взыскание в рамках административной или уголовной ответственности, и на самостоятельно наложение на должника санкций в ходе ИП. Что наглядно демонстрируют примеры из судебной практики.
Комментарии к ст. 3.5 КОАП РФ
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В другом эквиваленте он применяться не может. В письме Минфина России от 2 апреля 2003 г. N 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, что обусловило его широкое применение. Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже — с другими видами административного наказания.
2. Комментируемая статья определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц — одного миллиона рублей. Однако Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения к юридическому лицу административного штрафа за административные правонарушения по ст. ст. 14.40 — 14.42 Кодекса в повышенном размере — до 5 млн. руб. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).
При исчислении административного штрафа следует иметь в виду норму ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой за совершение административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц. Законодатель отказался от перечня административных правонарушений, совершение которых было основанием для установления и применения административных штрафов в повышенном размере. В технико-юридическом плане такая норма не была стабильной, и указанный перечень постоянно дополнялся. Действующая редакция ст. 3.5 КоАП РФ устанавливает общие пределы рассматриваемого вида административного наказания, в рамках которых в санкциях Особенной части КоАП РФ конкретизируются размеры административного штрафа за определенные виды административных правонарушений.
Кроме исчисления размера административного штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель установил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. В соответствии с комментируемой статьей административный штраф может выражаться в величине, кратной:
— стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества (см. Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ);
— сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Максимум для рассматриваемого вида административного штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: нарушение валютного законодательства (ч. ч. 1, 5 ст. 15.25), незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и др.;
— сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ согласно примечанию к ст. 14.31 (см. комментарий к этой статье) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ;
— сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. В этом случае размер административного штрафа не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений, например, нарушение порядка ценообразования;
— начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении указанного заказа для нужд этого учреждения;
— сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования информации и (или) манипулирования рынком.
Таким образом, при конструировании санкций за отдельные виды правонарушений законодатель комбинирует различные способы исчисления административного штрафа.
3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (см. ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).
Особые обстоятельства применения административной ответственности
Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.
Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.
Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:
- руководители и сотрудники организаций;
- члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
- лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
- ИП.
Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.
Возмещение причиненного правонарушителем ущерба или вреда
Одним из способов, смягчающих размер и вид административного штрафа или другого типа наказания, является возмещение причиненного ущерба. Если правонарушитель добровольно не выполнил это действие, наказание не смягчается, а устранение возникшего вреда становится обязательной мерой.
Согласно статье 4.7 КоАП РФ, судья вправе обязать нарушителя возместить причиненный ущерб, если у сторон отсутствуют разногласия в этом вопросе. Если размер или порядок возмещения вреда является спорным, судебный орган должен при разрешении дела исходить из норм гражданского законодательства.
Контроль за процессом выплаты компенсации за ущерб или за иным процессом возмещения лежит на отделе судебных приставов по взысканию административных штрафов.
Комментарий к ст. 32.2 КоАП РФ
Комментируемая ст. 32.2 КоАП РФ устанавливает порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
Административный штраф — денежное взыскание, которое:
а) выражается в рублях и устанавливается для граждан и юридических лиц в размере, установленном положениями ст. 3.5 КоАП РФ в зависимости от совершенного правонарушения;
б) подлежит уплате не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
По общему правилу лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее 60-ти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, ст. 32.2 КоАП РФ).
Частями 1.1 — 1.4 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрены особенности уплаты штрафов, установленные за совершение ряда правонарушений, а также в зависимости от субъектного состава правонарушителей.
Наказание за несколько совершенных правонарушений
Законодатель устанавливает порядок применения административных санкций в случае совершения лицом нескольких преступных действий.
Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ при совершении двух и более административных правонарушений назначается наказание за каждое из них. А при совершении действия (бездействия), содержащего раскрытие нескольких преступлений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями, наказание применяется в виде наиболее строгой взыскания.
В этом случае наложение административной санкции может осуществляться с применением дополнительных административных санкций, предусмотренных каждой из соответствующих санкций.
Общие правила назначения взыскания
Административная санкция за совершение правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, налагается в установленных законом пределах в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении наказания за эти действия учитываются обстоятельства, которые могут смягчить или усугубить ответственность, личность преступника и его финансовое положение.
При наличии исключительных обстоятельств с учетом баланса обвиняемого и характера совершенного деяния судья может наложить санкцию в виде денежной взыскания, размер которой ниже минимального размера, установленного законом закон. Так, для граждан это не менее 10 000 рублей, для должностных лиц — не менее 50 000 рублей, а для юридических лиц — не менее 100 000 рублей. В этом случае размер наложенной денежной взыскания не может быть менее половины минимальной санкции, установленной законом.
Если гражданин нарушил закон о наркотических средствах, психотропных или других опасных веществах, суд может назначить ему обязательное медицинское обследование, профилактику или лечение от наркозависимости.
Одно и то же лицо, юридическое лицо за совершение одного и того же преступления не может быть наказано дважды.
Применение административной взыскания не освобождает лицо от обязанности совершить те действия, за неисполнение которых на него наложена соответствующая взыскание.
Назначение административных наказаний
Порядок назначения административного наказания лицу, виновному в совершении административного правонарушения, урегулирован главой 4 раздела I КоАП. Названная глава посвящена основным правилам назначения административных наказаний. В ней также, кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.
Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов РФ.
Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.
Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:
- в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
- в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;
- за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;
- назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;
- законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.
Наложение административного наказания
Этому вопросу посвящена отдельная глава 4 КоАП РФ. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушениях.
Прежде всего сформулированы общие правила наложения наказаний за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться судьи, органы, должностные лица при назначении наказаний за любое административное правонарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию назначения наказаний. Наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему административной ответственности и совершившему административное правонарушение. Ему возможно назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается назначение наказания ниже низшего предела.
Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состояния борьбы с ним; личности виновного (его предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т.д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении наказаний, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штраф, лишение специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.
При выявлении и фиксировании административного правонарушения в области дорожного движения с помощью технических средств административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере, наименьшем в пределах санкции применяемой статьи КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение.
При назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.
В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 4.2, 4.3).
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение им последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение правонарушения: а) группой лиц; б) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; в) в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающее наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым в том смысле, что орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом учитывается характер совершенного правонарушения.
Однако данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за его совершение.
Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначено одно основное либо основное и дополнительное наказания,
предусмотренные за данное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными правовыми актами.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.
Порядок назначения административных наказаний различается также в зависимости от того, совершено ли лицом а) несколько административных правонарушений либо б) одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей). В первом случае административное наказание назначается за каждое совершенное правона��ушение; во втором, при условии подведомственности рассматриваемого дела одному и тому же судье, органу, должностному лицу, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. Лишь в этом случае административное наказание назначается: а) в пределах санкции, не предусматривающей назначение наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; б) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. При этом могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
В целях повышения эффективности административных наказаний законом установлены сравнительно небольшие сроки для их назначения.
Давность привлечения к административной ответственности определяется периодами времени, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об административных правонарушениях. Их продолжительность установлена в зависимости от особенностей, характера административных правонарушений, наказаний за их совершение, способов определения начала течения сроков. Под этим углом зрения можно выделить общий и специальные сроки давности привлечения к административной ответственности. Общий срок установлен в два месяца. Он исчисляется со дня совершения административного правонарушения. По истечении этого срока постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.
Специальные сроки более длительны по сравнению с общим и установлены прежде всего применительно к административным правонарушениям, имеющим особый характер, нередко сложный фактический состав, установление которого требует в том числе и значительного времени. Давность в один год установлена для привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном мореконтинентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе.
При длящемся административном правонарушении вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения данные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.
В каких случаях выносится постановление об административном правонарушении?
В соответствии с законом, вынесение постановления является конечным итогом стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Исхода может быть два. Сотрудник государственной службы выносит постановление о назначении наказания либо о прекращении.
Дело об административном проступке может быть возбуждено только на основании КоАП (кодекс об административных правонарушениях). Если законом деяние не считается нарушением, то санкции к вам применяться не могут.
Например, курение на детской площадке является противоправным деянием. Санкция за него предусмотрена ст. 6.24 КоАП. Поэтому сотрудник полиции имеет право возбудить административное дело и оштрафовать курильщика на сумму от двух до трех тысяч рублей. А если вы захотите днем на этой же площадке спеть, то вас за это наказать не смогут. Даже если ваш творческий порыв никому не понравится. Так как в нашей стране пение не считается административным правонарушением.
Кроме самого состава преступления, для начала производства по делу должны быть соблюдены определенные условия. Так, для вынесения постановления об административном правонарушении и привлечения к ответственности человека обязательно наличие двух факторов: его вменяемость и достижение им 16-летнего возраста. Также должна быть доказана вина и умысел правонарушителя.
Когда имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, а оно все таки возбуждено, то оформляется постановление о прекращении. Например, если нарушитель совершил проступок при крайней необходимости или умер. Также дело должно быть прекращено, если истек срок привлечения к административной ответственности. Полный список обстоятельств, при которых оформляется такой документ, вы можете посмотреть в конце статьи.
Постановление о назначении наказания за правонарушение или о прекращении производства оформляют сразу же после окончания рассмотрения дела. В течение трех дней оно должно быть направлено нарушителю, пострадавшей стороне и должностному лицу, которое составило протокол об административном проступке.
Для того, что бы определить наказание для виновного лица должно быть возбуждено дело об административном правонарушении, на основании следующих поводов:
- выявление сотрудниками государственных или муниципальных органов, обладающих правом составлять протоколы, факта совершения правонарушения;
- информация правоохранительных органов и иных государственных органов и органов местного самоуправления о событии административного правонарушения;
- заявления граждан и организаций, материалы СМИ о совершенном правонарушении;
- данные, полученные с автоматизированных систем слежения, на основании произведенной фото и видеосъемки;
До составления протокола о нарушении уполномоченный орган или должностное лицо обязаны провести проверку по поступившим сведениям и выявленным фактам и в случае наличия признаков нарушения законодательства возбудить дело в соответствии с положениями КоАП РФ.
КоАП. Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
1. Адм. наказание за совершение адм. правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное адм. правонарушение, в соответствии с КоАП.
2. При назначении адм. наказания физ. лицу учитываются характер совершенного им адм. правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие адм. ответств-ть, и обстоятельства, отягчающие адм. отве-ть.
3. При назначении адм. наказания юр.лицу учитываются характер совершенного им адм. правонарушения, имущественное и финансовое положение юр. лица, обстоятельства, смягчающие адм. ответственность, и обстоятельства, отягчающие адм. ответственность.
4. Назначение адм. наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой адм. наказание было назначено.
5. Никто не может нести адм. ответственность дважды за одно и то же адм. правонарушение.
Обстоятельства смягчающие адм. отв-ть: раскаяние виновного; добровольное сообщение о совершении правонарушения; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельства отягчающие отв-ть за адм.правонарушение: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).
При совершении одним лицом нескольких адм. правонарушений наказание за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение.
Порядок оплаты административного штрафа
Наложенный штраф подлежит уплате в срок не позднее 30 (тридцати) суток со дня вступления постановления в законную силу(п.1 ст. 893 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).
При этом, если у Вас нет возможности произвести оплату штрафа в установленный законом для добровольной оплаты срок, то Вы можете подать заявление в проверяющий орган, вынесший постановление о наложении штрафа, об отсрочке либо рассрочке уплаты штрафа (ч. 1 ст. 888 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»). В случае положительного ответа уплата штрафа может быть отсрочена на срок до 1 (одного) месяца, рассрочка — на срок до 3 (трех) месяцев.
Штраф, наложенный за выявленные в результате проверки нарушения, вносится (перечисляется) в государственный бюджет с обязательным последующим уведомлением в письменной форме проверяющего органа, вынесшего постановление о наложении штрафа (п.2 ст. 893 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).
Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нарушенного права.
Административное право, предусматривая основания привлечения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.
1. Предупреждение — это мера административного наказания, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совершении административного правонарушения лицо.
2. Административный штраф — это принудительное денежное взыскание с виновного в административном правонарушении лица.
3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — это вид принудительного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расходов на его изъятие и реализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или предмет совершения административного правонарушения рыболовные или охотничьи снасти.
4. Конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения — это принудительное, безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из гражданского оборота вещей (данный перечень установлен законодательством Российской Федерации). Конфискация производится только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или предмет совершения административного правонарушения рыболовные или охотничьи снасти.
5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:
а) охотников, для которых охота является основным и законным источником средств существования;
б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным законодательством) .
6. Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда. Гуманность данного наказания осуществляется в том, что оно не применяется:
а) к беременным женщинам;
б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;
в) к лицам до восемнадцати лет;
г) к инвалидам первой и второй групп.
е) гражданам, призванным на военные сборы,
ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — это принудительное и контролируемое перемещение только иностранных граждан или лиц без гражданства через государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.
8. Дисквалификация. Это наказание предусматривает принудительное лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, в совете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться арбитражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.
При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного и его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, и так далее.
Административное право вводит элемент принципа законности. То есть никто не может нести административную ответственность дважды, за одно и то же административное правонарушение.
Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении административного правонарушения лицо должно быть привлечено к административной ответственности. Общий срок установлен в течение двух месяцев, а за административные правонарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента совершения административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.
Назначение административного наказания
Общие правила назначения административного наказания:
- Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное правонарушение;
- При назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественно положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность;
- Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
- Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.