Программа утилизации автомобилей в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа утилизации автомобилей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.

Требования к автомобилю

В госпрограмме утилизации в 2022 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:

  • автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
  • на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
  • старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
  • ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
  • авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
  • автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
  • ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
  • автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.

Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.

Плюсы и минусы утилизации транспортного средства

Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.

К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.

К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.

Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин

Категория транспортного средства При сдаче на утилизацию, т. р. при сдаче по Trade-In, т.р.
Легковой сегмент 50 тысяч руб. 40 тысяч руб.
Внедорожники 90 тысяч руб. 75 тысяч руб.
Грузовики 2,5- 3,1 тонны 120 тысяч руб. 100 тысяч руб.
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны 175 тысяч руб. 145 тысяч руб.
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны 200 тысяч руб. 165 тысяч руб.
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн 350 тысяч руб. 300 тысяч руб.

Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.

Количество позиций в списке

Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Перечень включает следующие виды товаров:

  1. Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
  2. Каучук, резина и изделия из них;
  3. Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
  4. Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
  5. Прочие химические продукты;
  6. Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
  7. Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
  8. Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
  9. Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
  10. Первичные элементы и первичные батареи;
  11. Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
  12. Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
  13. Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
  14. Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
  15. Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
  16. Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
  17. Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
  18. Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).
Читайте также:  Декретный отпуск: входит ли он в трудовой стаж для начисления пенсии?

На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров

Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:

  1. производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
  2. производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
  3. производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
  4. физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
  5. импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
  6. производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
  7. импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
  8. импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Требования к автомобилю для проведения утилизации

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.

Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Чем ее заменили позже?

К программе утилизации старых автомобилей было много вопросов. Например, многие сдавали по ней старую «классику» от АвтоВАЗа и покупали практически те же морально устаревшие модели. А из 176 фирм по утилизации практически все были «кустарными» производствами, которые не могли в достаточной степени переработать старый автомобиль (вероятно, об этом и говорил Белоусов сейчас).

На смену программе утилизации власти ввели скидки за сдачу старых авто в trade-in, но и эта мера оказалась не очень эффективной.

И с лета 2017 года были запущены новые программы – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В отличие от старой программы, по ним льготы были совсем иными:

  • клиент мог купить новый автомобиль только в кредит;
  • скидка составляла 10% от цены продажи (на Дальнем Востоке – 25%);
  • в программе участвовали не все модели – они должны были быть произведены в России, набирать достаточно баллов по локализации производства и быть не дороже 1-1,5 миллионов рублей;
  • так как клиент покупал авто в кредит, он автоматически покупал полис Каско, что снижало всю выгоду;
  • программа периодически останавливалась и перезапускалась – в зависимости от выделенных на нее денег.

В 2020 году программу расширили – покупать автомобили со скидкой разрешили еще и медработникам (помимо тех, для кого авто было первым, или кто покупал его для семьи с детьми).

В 2021 и 2022 годах программа не работает – Минпромторг считает, что возобновлять программу стимулирования спроса нет смысла, потому что спрос и без того крайне высок. Автопроизводители и автодилеры сталкиваются с дефицитом новых автомобилей, а преодолеть его удастся еще не скоро.

Читайте также:  Справка о составе семьи. Срок действия формы 9

Необходимые документы

Участнику процедуры нужно предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина (физлицам, лизинговым компаниям или юрлицам – лицензию);
  • доверенному лицу – нотариально подтвержденную доверенность;
  • правоустанавливающие на ТС документы;
  • техпаспорт ТС (ПТС копия) с указанием срока нахождения в собственности;
  • бумага о снятии регистрации МРЭО (ПТС со специальной отметкой / карта учета / справка от ГИБДД)
  • оригинальный акт / нотариально заверенная копия передачи ТС.

Список универсальный, касается всех марок, включая грузовые и специализированные авто.

Сдача ТС в утиль через дилеров

Утилизировать автомобиль можно самостоятельно и через автодилеров. В первом случае нужно самому искать организацию, занимающуюся приемом таких ТС. Это обойдется недорого, но зато хлопотно. Если действовать через дилера, придется оплатить его услуги. Но никаких беспокойств и беготни, всё законно.

В общем виде утилизация через дилера представляет собой следующий процесс:

  • ТС владельцем передается дилеру, который проверяет полноту комплектации автомобиля. Стоить напомнить, что только имеющие на месте все необходимые элементы, вроде руля, КПП, сидений и двигателя, машины принимают участие в госпрограмме;
  • если все в порядке дилерский центр заключает договор с клиентом, а клиент оплачивает услуги дилера;
  • в перечень обязательных услуг входит не только поиск компании для утилизации, но и доставка машины туда. Это выполняется за счет дилера, его усилиями;
  • по итогам заказчик получает на руки свидетельство об утилизации автомобиля (или, как его иначе называют, сертификат), а уже потом – право на скидку, которой можно воспользоваться при покупке новенького авто;
  • последний этап – договор на приобретение машины с использованием сертификата;

Чтобы пройти все указанные этапы, от автовладельца потребуется не только автомобиль, но и определенные документы, в частности:

  • паспорт автовладельца – для заключения договора с дилером и оформления иных бумаг;
  • ПТС на сдаваемое транспортное средство, подтверждающее владение машиной в течение последних шести месяцев.

Перечень обязательных документов стоит предварительно уточнить у того автодилера, к которому планируется обращение. Что касается документального подтверждения снятия ТС с учета в ГИБДД, то статья 19 (пп.2 п.1) закона №283-ФЗ от 03.08.18г. указывает, что снять с регистрации авто разрешено по заявлению автовладельца либо уполномоченной на утилизацию организации, но лишь после самой утилизации ТС.

Сколько стоит сдать машину в утиль через дилера? В среднем по стране вознаграждение составляет 10000 рублей. Но все зависит от «аппетита» автоцентра и от региона его пребывания.

Размер скидок по типам автомобилей

Стоимость купона напрямую зависит от марки машины.

Марка Модель Величина компенсации (руб.)
ВАЗ Без ограничений 50 000
ГАЗ Только грузовая 350 000 (175 за коммерческое)
Опель Meriva, Insignia, Corsa 40 000
Astra 80 000
Antara 100 000
Mokka 140 000
Пежо 4008,408 и Boxer 50 000
Рено Логан и Сандеро 25 000
Хендэ Солярис и Крета 50 000
Ниссан Terrano 50 000
Teana 100 000
Almera 60 000
Шкода Фабиа 60 000
Рапид 80 000
Октавиа 90 000
Фольксваген Джетта и Поло 50 000
Ситроен С4 50 000
Mitsubishi Pajero Sport 75 000
Outlander 40 000
Форд Фокус, С-Макс, Гэлэкси, Мондео 50 000
Куга, Экоспорт 90 000

Рассмотрим на практическом примере, как это работает.

Гражданин купил автомобиль «Лада Приора» в 2010 году. В 2018 он решил сдать ее по утилизации, чтобы получить скидочный купон на приобретение «Лады Ларгус». Для этого он обратился в дилерский центр, представил транспорт на оценку для определения стоимости — 60 000 руб.

Ввиду наличия ограничений по сумме, скидка была предоставлена только на 50 000 руб. Гражданин не хотел тратить время на самостоятельную продажу машины, поэтому такой вариант оказался для него наиболее удобным.

Способы утилизации авто

Для того, чтобы избавиться от своего старого транспортного средства (ТС) и больше не платить за него транспортный налог его можно либо продать либо сдать на утилизацию. Если авто в таком состоянии, что продать его проблематично, то сдача в утиль и последующее снятие с государственного учета практически единственный выход. Существует несколько способов этой процедуры:

  • Сдать ТС в утилизационный пункт самостоятельно, доставив ее туда своим ходом или на эвакуаторе, и получить документ (свидетельство, акт) необходимый для снятия с учета в ГИБДД. Следующий шаг – посещение МРЭО и снятие с госучета.
  • Связаться с организацией, которая занимается вывозом и утилизацией ТС, ее сотрудники сами могут забрать вашу старую машину , а вам предоставить требуемые документы. Чаще всего такие организации предлагают сделать это бесплатно. Этот вариант будет оптимальным. если авто не на ходу).
  • Сдать старое авто в автосалон для покупки нового по программе утилизации.

Кроме соблюдения условий, которые предъявляются к грузовому авто, для участия в программе нужно:

  • обратиться к официальному дилеру, оформить соглашение и доверенность на представление интересов физического лица в программе утилизации;
  • заплатить ему установленную договором цену (около 10 000 рублей в среднем) за услуги;
  • сдать автомобиль в дилерский центр.
Читайте также:  Кто выходит на пенсию в 2023 году: возраст, стаж, условия оформления

По завершению формальной части, бывшему хозяину грузовика выдается свидетельство об утилизации старого и сертификат на скидку для покупки нового транспортного средства.

Грузовые машины начали принимать на утилизацию только с 2014 года, в 2022 программа также работает.

Есть два способа участия:

  • Сдача старых машин для полной утилизации: разбор, переработка и т. п.;
  • Программа обмена trade-in.

Для полной утилизации нужно снять транспортное средство с учета в ГИБДД. Процедура:

  • обратиться лично или через представителя по доверенности (нотариальную оформлять не нужно) в уполномоченный государственный орган;
  • понадобится паспорт или иной документ для подтверждения личности;
  • при наличии необходимо сдать в ГАИ – регистрационные госзнаки, документы на машину (ПТС, свидетельство и т. д.);
  • оплатить государственную пошлину;
  • получение документального подтверждения снятия автомобиля с учета.

Как снять машину с учета для утилизации, обязательно ли наличие самого автомобиля, номеров и документов для процедуры?

Снять с учета автомобиль на утилизацию можно в отделении ГИБДД. Потребуются следующие бумаги:

  1. письменное заявление;
  2. паспорт РФ;
  3. ПТС (если есть);
  4. Свидетельство, подтверждающее регистрацию (если есть);
  5. регистрационные знаки (если есть);
  6. генеральную доверенность и ее нотариально заверенную копию, если авто сдает в утиль доверенное лицо.

После того, как все необходимые документы предоставлены, автовладелец получает квитанцию на уплату госпошлины, оплачивает ее и ждет выписки о снятии с учета.

Из данного перечня понятно, что наличие номерных знаков и документов на машину не обязательно, чтобы осуществить снятие авто с учета по программе утилизации. Это так же реально, как утилизировать автомобиль без автомобиля. Достаточно представить в МРЭО вместе с заявлением пояснительную записку о том, что машина уже утилизирована.

Если автомобиль непригоден для дальнейшего использования, чтобы снять его с учета нужно:

  1. Приехать в ближайший межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД со всеми необходимыми документами.
  2. Заполнить заявление на утилизацию, в котором указать необходимость снятия авто с учета в связи с его списанием в утиль.
  3. Написать объяснительную записку по образцу примеров, висящих на доске информации МРЭО.
  4. Сдать бумаги.
  5. Получить справку о снятии с учета.

Если при утилизации машины некоторые элементы планируется снять для последующей продажи, необходимо написать в МРЭО соответствующее заявление о выдаче акта на них, предъявить элементы для осмотра и сдать заявку с пояснениями в приемное окно. Сотрудники МРЭО выдадут свидетельство на изъятый агрегат вместе с выпиской о снятии с учета.

Подводя итоги, необходимо сделать вывод о том, что программа утилизации предназначена для тех, кто является обладателем старого авто, которым никто не пользуется. За фактическую утилизацию машины можно получить довольно большую сумму выплат. Но так как в рамках данной программы авто нужно предъявлять дилеру, то вопрос, как утилизировать автомобиль без автомобиля, не рассматривается.

Власти говорят, что программа может быстро закончиться, но точной информации, когда это произойдет, не дают. Поэтому имеет смысл начать участвовать в ней как можно раньше. При этом нужно брать во внимание тот факт, что правительство выделило на реализацию этой программы 10 млрд рублей. То есть она будет работать, пока есть деньги. А если вступить в программу сейчас, то можно также успеть получить скидку на покупку нового автомобиля.

Купили или продали утилизированный автомобиль – можно восстановить без хозяина?

А это уже зависит от цели покупателя. Очень часто такие машины берут на запчасти или на иные цели, а не восстанавливать их регистрацию и ездить по дорогам.

Если же покупатель планирует восстановить утилизированное авто, то это плохая идея. Причина здесь вновь кроется в сложившейся в 2022 году практике – в ГИБДД очень часто отказывают в постановке на учёт машин в утиле, ссылаясь на то, что это уполномочен сделать только тот, кто подал заявление на снятие с регистрации в связи с этим. Поэтому фактически восстановить авто в утиле без хозяина зачастую невозможно.

Логика инспектора здесь, как правило, однозначна – в МРЭО остались только бумажные документы, а дата последней регистрации значится на прошлом владельце. И неизвестно, на каком основании продавец передал покупателю утилизированное транспортное средство.

Почему это незаконо, понять очень просто: основание передачи авто – это, как правило, договор купли-продажи. И восстанавливать регистрацию ТС вправе текущий собственник автомобиля без прежнего хозяина, независимо от того, кто его снимал с учёта. Иного просто не предусматривает закон.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]