Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право политического убежища в России. Досье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.
Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.
Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.
Как получить статус политического убежища в РФ в 2022 году
Порядок, по которому предоставляется политическое убежище в РФ определяется в соответствии с Положением (Указ Президента №746 от 21.07.1997). В соответствии с Положением порядок предоставления убежища подразумевает обращение в миграционные органы, подачу заявки, анкетирование, прохождение собеседования экспертизы. Обратиться за получением такого статуса следует обратиться в миграционный орган при МВД. Такой орган проводит первичный прием документов и решает вопрос о присвоении статуса. При положительно принятом решении документы направляются в Комиссию, занимающуюся вопросами гражданства при Президенте. После рассмотрения всех данных комиссией, в них вносятся предложения и передаются в дальнейшем Президенту РФ. Основное решение по предоставлению политического убежища находится в компетенции Президента. Определенные сроки по рассмотрению возможности предоставления политического убежища не предусматриваются. Если рассмотрением запроса занимается УВМ, то принятие решения и передача обращения занимает около 5 дней. Остальные органы затрачивают на эту процедуру около месяца. Срок, который занимает рассмотрение этого вопроса Президентом и комиссией при нем не установлен.
За что могут лишить политического убежища в России
Лишение права на указанный вид защиты осуществляется в случае противоправных действий беженца. Таких причин, установленных законодателем, немного:
- действия лица или его пребывание в РФ создает угрозу национальной безопасности;
- лицо осуществляет деятельность, которая противоречит целям и основным принципам ООН;
- беженцем совершено уголовное преступление, что подтверждается вступившим в силу приговором российского суда (если он подлежит исполнению, т.е. лицо не освобождается от отбытия или исполнения наказания).
Инициатором лишения в указанных случаях выступает сама Российская Федерация, которая вправе прибегать к такой процедуре лишь в узко ограниченном перечне случаев.
Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.
Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование. Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.
Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.
Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:
- страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
- страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
- страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).
Замечание 2
Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).
Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле. Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ. Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.
Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.
Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам. В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы). Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.
Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.
Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.
Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.
Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права. В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России. Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.
Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.
Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства. Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.
Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища. В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством. Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.
Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им ��ернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.
Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством. Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ. Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.
В РФ политическое убежище не может предоставляться:
- если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
- если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
- когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
- если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
- когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
- если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
- если человек представил заведомо ложную информацию;
- если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.
Какими законами регулируется предоставление статуса беженца?
Получение политического убежища – это особое право гражданина, которое закрепляется в Конституции и в иных нормативных актах. Россия, как субъект международного права имеет полномочия, как предоставлять политическое убежище заявителям, так и отказать в этом.
Вопросы по предоставлению убежища регулируются в Конституции России (ст.63 и 89). В данных статьях указано:
- российская сторона может предоставлять политическое убежище иностранцам и людям без гражданства на основании норм международного права;
- Россия не выдает лиц другими государствам, если они преследуются по политическим мотивам и за иные действия, которые не признаны в РФ преступлениями.
Более детально вопросы по предоставлению убежища урегулированы в Указе Президента от 21.07.1997 года. В этом нормативном акте в основном акцентируется внимание на том, что предоставление убежища должно совпадать с интересами РФ. Порядок получения временного убежища регулируется и ФЗ «О беженцах» (ст.12).
Есть еще и государственные договоренности по предоставлению убежища на международном уровне, но они носят только декларативный (рекомендательный) характер.
Право на убежище и его законодательное регулирование
Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.
Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.
Процедура предоставления убежища
Просить об убежище можно при пересечении границы или уже по прибытии в страну назначения. Чем раньше, тем лучше. Если человек уже провёл определённое время за рубежом, а затем попросил о политическом убежище, это заставит власти подозревать, что угроза на родине является мнимой, а заявитель хочет иммигрировать по другим причинам. Важный момент: перелёт/переезд в страну назначения должен происходить напрямую из страны, на территории которой проживал заявитель. Возможность приезда через транзитные государства допускают лишь немногие. Большинство же ссылается на правило, согласно которому убежище должно быть запрошено в первой стране, безопасной для проживания просителя.
Одна из главных составляющих процедуры в любой стране мира — предоставление государству убедительных свидетельств того, что на родине заявителю и его семье действительно угрожала реальная опасность. Обычно именно от этих документов зависит решение миграционных служб о принятии или отклонении заявления заинтересованного лица.
Политическое убежище в российской федерации
Как получить политическое убежище в россии Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Внимание На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа.
Кто предоставляет политическое убежище в рф
РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется. В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Решение о предоставлении П.у.
Нестабильная ситуация в собственном государстве побуждает многих иностранцев бросать дом и искать крышу над головой в чужой стране. Такие люди становятся самой незащищенной частью населения, поскольку у них нет практически ничего, что нужно для нормальной жизни, и обеспечить их всем необходимым становится задачей принимающего государства.
Право политического убежища
Политическое убежище – это предоставление государством лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым он подвергся в стране своего гражданства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».
Выделяют территориальное и дипломатическое убежище.
Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.
Дипломатическое убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В международном праве запрещается предоставление дипломатического убежища. Основание и порядок предоставления политического убежища тем или иным лицам зависят от внутреннего законодательства государства, предоставляющего политическое убежище. Государство может отказать в предоставлении убежища.
В случае предоставления политического убежища государство обязано не выдавать лицо, получившее политическое убежище. Лица, получившие политическое убежище, имеют на территории данного государства статус иностранцев, если им предоставлено гражданство данного государства. Государство, предоставившее какому-либо лицу политическое убежище, приобретает право на оказание правовой защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом, несет ответственность за его деятельность. Согласно положениям ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Нормы международного права закрепляют право государства предоставлять определенным лицам политическое убежище и устанавливают обязанность других государств уважать данное право. Действие политического убежища прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили лицо искать убежище, или если лицо получило гражданство государства, предоставившего ему политическое убежище. В международном праве сложилось правило – убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.
Право политического убежища
Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.
Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.
Право на политическое убежище имеет различные ограничения:
“Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.
Часть 1 статьи 63 Конституции РФ предусматривает предоставление в России политического убежища.
Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяются Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации».
Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России, а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, — Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.
В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.
В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.
Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище).
Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.
Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.
Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.
Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище.
Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.
Данная статья предназначена для тех, кто имеет реально обоснованные опасения для возвращения на родину и рассматривает подачу прошения о предоставлении убежища властям Великобритании.
Мы предостерегаем тех читателей, которые хотят использовать возможность получения убежища по экономическим причинам или по причинам простого нежелания возвращаться домой. Убежище такие лица вряд ли получат.
Некоторых бывшие советские республики, такие как Молдавия и Украина с недавнего времени внесены в список так называемых «белых» стран.
Это означает, что граждане этих стран могут просить убежище, но их иски, скорее всего, будут определены как «явно необоснованные» и эти граждане рискуют быть задержанными и высланными из страны по ускоренному методу без права апелляции на территории Великобритании.
Лица, получившие статус беженца до конца 31 августа 2005 года, могли жить в Великобритании постоянно. Начиная с 1 сентября 2005 года власти страны теперь выдают только временное разрешение на пребывание в стране, действующее 5 лет.
Это означает, что по истечению этих 5 лет ваше дело будет пересмотрено и, если вам все также угрожает опасность, вы можете получить статус постоянного пребывания в стране.
В случае, когда власти решат, что вам уже не угрожает опасность, вас попросят покинуть страну.
В случае, если вы приехали в Великобританию через 3-ю страну, которая является так называемой «безопасной» страной (например, Польша, Италия, Эстония, Германия, США, ЮАР и др.) вас, скорее всего, вышлют в эту страну, так как по нижеупомянутой Конвенции вы должны просить убежище в первой подходящей стране, границу которой вы пересекаете.
Лицу, получившему статус беженца, разрешается привезти в Великобританию своих близких родственников, таких как жену(мужа) и детей до 18 лет.
Правительство в будущем планирует изменить правила предоставления убежища. Это делается для того, чтобы упростить систему и позволить рассматривать иски быстрее, чем это делается сейчас.
Подача заявления о предоставлении убежища
Когда вы обращаетесь за предоставлением убежища в Великобритании, вы просите власти признать вас беженцем в соответствии с положением международного права и Конвенции Организации Объединенных Наций о Статусе Беженцев, принятого в 1951 году.
Подпадаете вы или нет под право на защиту в соответствии с этой Конвенцией, зависит от наличия у вас реально обоснованного страха преследования по причине вашей расовой принадлежности, религиозных взглядов, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или приверженности определенным политическим взглядам.
У вас также могут быть и другие гуманитарные или убедительные причины остаться в Великобритании, в силу которых отклонение ходатайства о предоставлении убежища может нарушить ваши права человека по Европейской Конвенции о правах человека (ECHR).
Ваш адвокат должен объяснить вам, распространяется она на ваш случай или нет. Законодательство в области предоставления убежища и обеспечения прав человека сложное. Поэтому для вас очень важна помощь хорошего адвоката.
После подачи заявления о предоставлении убежища органы власти начинают относиться к вам как к «лицу, добивающемуся предоставления убежища».
- Кто занимается рассмотрением заявлений о предоставлении убежища?
- В Великобритании государственным органом, который отвечает за принятие решение о предоставлении убежища является Отделение миграции и гражданства (IND) при Министерстве внутренних дел (Home Office).
- Как мне обратиться за предоставлением убежища?
- Вы можете обратиться с заявлением о предоставлении убежища
- к сотруднику иммиграционной службы по прибытии в страну — например, в аэропорту или в морском порту. Данный вариант обращения наиболее желателен, т.к. более убедительно указывает на то, что ваши намерения серьезные и вам реально угрожает опасность)
- Вы также можете обратиться за предоставлением убежища лично в ближайшем отделении IND в Croydon или Liverpool после прибытия в Великобританию. Например, вы въехали в страну нелегально или на законных основаниях по студенческой, гостевой или деловой визе. Хотя такой вариант и приемлем, у иммиграционных властей могут возникнуть вопросы, почему вы не обратились с иском о предоставлении убежища при первой возможности, т.е. во время пересечения границы Великобритании.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
|
|
Как получают политическое убежище? — Meduza
Великобритания предоставила убежище исполнительному директору Фонда борьбы с коррупцией Владимиру Ашуркову. Британские власти согласились с тем, что в России Ашуркову грозит преследование по политическим мотивам.
Это право на проживание, которое представляется государством гражданину другой страны, чтобы защитить его от преследования по политическим мотивам. Право на убежище записано во Всеобщей декларации прав человека и Женевской конвенции 1951 года.
Большинство западных стран не выделяют беженцев, которые получили убежище по политическим причинам, в отдельную категорию. Это только одно из оснований, по которым человек может претендовать на статус беженца.
Есть и другие: преследование по признаку расы, полу, национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, военные конфликты. Мы рассмотрим процедуру предоставления убежища на примере Великобритании.
Для начала нужно приехать в Великобританию — просить об убежище с территории другой страны нельзя. Затем надо как можно скорее обратиться в офис британской пограничной службы — если не сделать это сразу, можно лишиться пособия. В офисе за просителем закрепят сотрудника, который будет вести его дело.
Все начинается с простого собеседования — сотрудник уточняет персональные данные просителя, проверяет, не пытался ли он прежде получить убежище в Великобритании или других странах Евросоюза.
Спустя пару недель проситель приходит на другое интервью, во время которого должен объяснить, почему он боится преследования за политические убеждения в своей стране. По сути, это главный этап всего процесса. Если есть документы, подтверждающие, что страхи преследования небезосновательны — надо их предоставить.
Иногда просителя отправляют в депортационный центр и держат под стражей — тогда его заявление рассматривается в ускоренном режиме, за неделю.
Часто никаких документов просители не предоставляют, поэтому сотрудники пограничной службы опираются в основном на устные свидетельства. Сотрудники обращают внимание на нестыковки в рассказах просителей, пытаются сопоставить их слова с тем, что говорят другие беженцы из этой страны.
Если проситель в прошлом уже пытался получить убежище, власти смотрят на прежние решения — от этого многое зависит. Учитывается поведение просителя, нет ли данных о том, что он нарушал закон — например, подделал документы для въезда в страну.
В убежище могут отказать, если окажется, что, покинув свою страну, проситель был в демократических странах, но не попросил там статус беженца. У сотрудников есть инструкции — как проводить собеседование и как принимать решение.
Эксперты считают, что люди из пограничной службы часто слишком формально подходят к вопросу — вместо того, чтобы вникать в истории людей, ищут в инструкции пункт, по которому просителю можно отказать.
Вид на жительство, возможность работать и получать помощь государства. Также беженец может привезти семью — супруга и несовершеннолетних детей.
Нет, на пять лет. Если за это время обстоятельства изменятся — например, в стране, из которой сбежал человек, демократический режим сменит диктатуру, человека могут лишить статуса. По прошествии пяти лет статус в любом случае пересматривается и продлевается, если на то есть основания.
В среднем около 70 человек ежегодно (данные за последние 6 лет). Мы не знаем, сколько среди этих людей политических беженцев. Великобритания — лишь десятая по популярности страна среди российских беженцев. Первая тройка в последние годы такая — Франция, Австрия и Бельгия.
В целом, процесс схожий. Во всяком случае, в Евросоюзе и США. Тем не менее, некоторые детали процедуры в разных странах различаются — даже внутри Евросоюза. Чтобы сравнить эти детали, можно воспользоваться специальным сервисом. Подробности о процедуре получения убежища в США можно найти в разделе «Вопросы и ответы» на сайте службы по делам гражданства и иммиграции.
Очень. В 2013 году о статусе беженца в европейских странах попросили более 40 000 россиян. Больше заявок поступило только от граждан Сирии, где уже несколько лет идет гражданская война и противостояние с «Исламским государством». Из российских прошений рассмотрели только 7130 заявок, большинство отклонили.
Еще 534 россиянина в 2013-м получили убежище в США — это более 2% от всех американских беженцев за год. Мы не знаем, почему среди беженцев столько людей из России. Власти некоторых стран (например, Германии) отмечают, что большинство беженцев из России — это выходцы из Чечни и других республик Северного Кавказа.
У нас нет точных данных, какие причины в основном указывают россияне в своих прошениях — преследование по политическим причинам или какие-то другие.
По закону — да. Но за последние несколько лет лишь 14 человек обратились с такой просьбой к российским властям. Каждое такое решение оформляется указом президента.
В открытом доступе мы нашли только один такой указ — в 1992 году Борис Ельцин предоставил политическое убежище гражданину Северной Кореи.
Важно отметить, что в России, в отличие от многих западных стран, люди, получающие политическое убежище — это отдельная категория. Иностранцы, получающие в России статус беженца, учитываются отдельно.
Основания для получения статуса беженца в Америке
Причинами предоставления политубежища в США являются преследования в прошлом или наличие обоснованных опасений за свою жизнь в будущем. Термин «преследование» не имеет конкретного определения, однако он тесно связан с иммиграционным законодательством Соединенных Штатов Америки. Преследование происходит, когда нарушения или угрозы в области прав человека носят постоянный или систематический характер, а правительство либо не защищает своих граждан, либо, в некоторых случаях, активно участвует в подобного рода действиях. Это может произойти в связи с одним или несколькими факторами:
религиозным убеждением;
участием в определенных социальных группах;
расовым признаком или национальной принадлежностью;
политическим взглядом.
Можно ли получить убежище в США для семьи?
Вместе с основным заявителем претендовать на присвоение статуса беженца могут супруг/супруга и не состоящие в браке дети возрастом до 21 года, пребывающие на территории Соединенных Штатов. Запрос на предоставление политического убежища для родственников можно внести в основное заявление и подать одновременно с персональным комплектом документов или в любое время до принятия окончательного решения по делу.
Члены семьи в обязательном порядке проходят все этапы получения политического убежища вместе с главным претендентом. Принятое решение касается каждого включенного в заявление иждивенца.
При получении статуса беженца в США лицом, чьи родственники проживают за пределами страны, разрешается подать заявление формы I-730 «Относительное ходатайство о предоставлении убежища»
с целью воссоединения семьи.