Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности формирования пенсии летчикам гражданской авиации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нашей стране работники не смогут получать выплаты, превышающие 75 процентов от среднего заработка. Предположим, что гражданин всю свою жизнь получал зарплату в размере трёхсот тысяч рублей. Тогда размер его пенсии составит 225 тысяч рублей.
Список получателей пенсий, предназначенных для лётчиков (лётный состав гражданской авиации)
Существует постановление Правительства РФ, где указано, какие именно должностные лица могут получать данную пенсию. Это могут быть:
- члены лётного состава;
- специалисты, которые работают на приравненных должностях.
Если рассматривать подробнее этот вопрос, в перечень получателей данной пенсии входят следующие специалисты:
- Лётный состав гражданской авиации:
- командиры;
- наставники;
- инспекторы;
- лётчики;
- первые, вторые пилоты;
- штурманы (бортовые, инспекторы, наставники, главные штурманы, флаг-штурманы);
- бортовые инженеры и механики (в том числе и авиатехники);
- радисты летательных аппаратов;
- сотрудники кабинного экипажа (бортпроводники, а также бортоператоры);
- директоры;
- ректоры и т.д.
- Приравненные должности:
- парашютисты;
- специалисты-спасатели;
- десантники;
- специалисты парашютно-десантных групп (однако важно, чтобы было соблюдено одно условие, – они должны работать на расстоянии десяти метров и более от земли).
Порядок оформления пенсии представителями лётного состава гражданской авиации
Вопрос расчёта пенсионной выплаты члену лётного состава гражданской авиации мы рассмотрели выше. Чтобы её получить, необходимо предварительно пройти оформление пенсии. Для этого нужно собрать необходимые бумаги и направить их в ПФ РФ по месту жительства. В их число входят следующие:
- заявление, где указано, что гражданин просить начислить ему выплату;
- бумаги, подтверждающие трудовой стаж – трудовая книжка (даёт основание для доплаты);
- бумаги, где отмечено число лётных часов (лётная книжка, также подойдёт справка Ространснадзора);
- бумага, где указана средняя зарплата (либо за пять лет непрерывного трудового стажа, либо за последние два года на выбор специалсита).
После этого документы рассмотрят. Как только все процедуры будут завершены и начисление выплат одобрено, переводить их будут за счёт взносов от предприятия, где работал специалист. То есть авиакомпании оплачивают не только единый соцналог, но и 14 процентов страхового взноса в ПФ РФ.
Какие пенсионные выплаты положены летчикам
У пилотов гражданской авиации размер выплат будет большим. Все дело заключается в высоких зарплатах и нереальных условиях работы. Ведь суть заключается в том, что приходится принимать решения, быстро реагировать на ситуацию и нести ответственность за людей. А это подразумевает наличие стрессоустойчивости и постоянно подтверждение состояния своего здоровья. Не говоря уже о получении новых навыков и знаний. Средняя заработная плата составляет 300 тысяч рублей.
Сейчас на официальном сайте Аэрофлота в объявлении при наборе на работу значится заработная плата в размере 400 000 рублей. Хотя сами же летчики заявляют о том, что средняя зарплата, на самом деле, ниже. Вместе с тем сайт Pilot Jobs Network также гласит, что доход сотрудников находится на уровне 6 000 долларов, что меньше, нежели на сайте авиакомпании. У мировых перевозчиков тарифы могут иметь самый различный вид. Отчисления будут проводиться в соответствии с законодательной базой то страны, в которой человек работает.
Понятие о лётно-испытательном составе. Стаж.
Особенности начисления: господдержка оказывается и военным, и гражданским пилотам. Но есть ряд особенностей для разных категорий. В связи с особенностями трудовой деятельности лиц, занятых при эксплуатации и испытаниях летательных аппаратов – высокой опасностью для жизни и здоровья – эти граждане имеют право рассчитывать на заслуженный отдых раньше, чем остальные российские труженики. Кто входит в группу лётно-испытательного состава:
- пилоты, штурманы, бортмеханики – непосредственные участники воздушного движения, управляющие самолётами и вертолётами; космонавты; лётчики-испытатели и инструкторы;
- конструкторы и инженеры, занимающиеся практическими полётами;
- руководители, инспекторы указанной сферы.
Как оформить правильно выход на пенсию
После увольнения пилот подает заявку на оформление пенсии.
Для этого нужно:
- Приехать лично в ПФР.
- Принести пакет документов в МФЦ.
- Подать заявку через «Госуслуги».
- Обратиться к руководству авиакомпании.
В качестве основного пакета документов предоставляется (на «Госуслуги» только сканы):
- Паспорт.
- Заявление.
- Трудовая книжка пилота.
- Книжку летчика с указанием общего стажа.
- СНИЛС, ИНН.
- Документы, подтверждающие состояние здоровья или инвалидность.
Кому положена доплата
Согласно пенсионному законодательству, данный вид доплаты положен как дополнительная гарантия в сфере соцобеспечения для членов летных экипажей воздушных судов, поскольку их работа отличается особым характером.
Надбавка – это самостоятельная социальная выплата, поэтому начисленная сумма не зависит от размера и вида пенсии, к которой она установлена.
- Самый вероятный способ заражения коронавирусом, по мнению ученых
- Как резать арбуз правильно
- Беспроводные наушники для телевизора — как выбрать и подключить через Bluetooth, Wi-fi, радио и ИК порт
Претендовать на прибавку по линии Пенсионного фонда вправе:
Категория получателей | Профессии и должности |
Летный состав |
|
приравненные должности |
|
Вся профессиональная деятельность Анатолия связана с авиацией. Он работает в летном отряде — управляет большим вертолетом Ми-8. Последние пять лет — первый пилот, командир экипажа. Именно эта профессия позволяет человеку стать пенсионером при определенном количестве проведенных в воздухе часов. У Чибизова, сотрудника крупного промышленного предприятия, налет составляет 4600 часов. Вполне достаточно, чтобы отдыхать за счет государства.
— Мы перевозим пассажиров, грузы, ведем патрулирование трубопроводов, — рассказывает летчик. — Работать приходится в разных климатических условиях, бывают командировки в другие регионы, в том числе в суровые северные края.
Несмотря на сложность профессии, Чибизов считает ее одной из лучших на земле. Хотя, по собственному признанию, с выбором будущего пути он определился не сразу — поначалу хотел стать спасателем МЧС. Решающим оказалось мнение отца, тоже в прошлом пилота. И парень выбрал небо.
Сегодня, глядя на подрастающего сынишку, Анатолий не скрывает, что хотел бы и его видеть за штурвалом вертолета или самолета. Потому что, по его словам, пилотировать современный самолет куда проще, чем вертолет.
Мы поинтересовались у молодого пенсионера, чем он собирается заниматься в будущем. Оказалось, тем же, чем и раньше. В рабочее время водить воздушное судно, выходные посвящать семье и детям — трехлетнему сыну и недавно появившейся на свет дочке. Благодаря пенсии теперь больше материальных возможностей порадовать семью дополнительными сюрпризами и путешествиями. Но в целом в ритме его жизни мало что меняется.
— Работа любимая, сил у меня еще много и нет никаких поводов бросать интересное дело, — говорит Чибизов. — Да и ситуация в семье не такая уж особенная: мой отец тоже был в свое время молодым пенсионером. Помню, рассказывал, как удивлялись кондукторы, когда он предъявлял им свое пенсионное удостоверение.
По словам Анатолия, подробно о льготах, полагающихся ему, он еще не узнавал. Хотя и предполагает их наличие. По крайней мере о доступе к приятным бонусам вроде скидок в торговых сетях в утренние часы или льгот при покупке билета в кино, абонемента в бассейн, фитнес-зал он уже наслышан. Хотя воспользоваться пока не пришлось — не было случая.
Судя по всему, жизнь молодого пенсионера действительно только начинается. Наш телефонный звонок застал его на уроке английского языка.
Справка «РГ»
В особых случаях право на пенсию возникает раньше общепринятого возраста 55 (у женщин) и 60 лет (у мужчин). Льгота касается матерей с пятью детьми, родителей детей-инвалидов, а также представителей некоторых профессий. Досрочную пенсию за работу в особых условиях получают 24 тысячи педагогов, 14 тысяч медицинских работников и 194 деятеля культуры.
Понятие о лётно-испытательном составе. Стаж.
Особенности начисления: господдержка оказывается и военным, и гражданским пилотам. Но есть ряд особенностей для разных категорий. В связи с особенностями трудовой деятельности лиц, занятых при эксплуатации и испытаниях летательных аппаратов – высокой опасностью для жизни и здоровья – эти граждане имеют право рассчитывать на заслуженный отдых раньше, чем остальные российские труженики. Кто входит в группу лётно-испытательного состава:
- пилоты, штурманы, бортмеханики – непосредственные участники воздушного движения, управляющие самолётами и вертолётами; космонавты; лётчики-испытатели и инструкторы;
- конструкторы и инженеры, занимающиеся практическими полётами;
- руководители, инспекторы указанной сферы.
Принципы начисления выплат летному составу
Многим специалистам, чья профессиональная деятельность связана с угрозой здоровью, а также тяжелыми трудовыми условиями, государство обеспечивает начисление дополнительных выплат.
Для летчиков гражданской авиации назначение пенсии регламентируется законодательно как общими законами о пенсионном обеспечении граждан РФ (Федеральные законы №166-ФЗ, №400-ФЗ, №173-ФЗ), так и специальными актами:
- Федеральный закон №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
- Постановление Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право летному составу гражданской авиации на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».
Главной особенностью отправления на пенсию данной профессиональной категории граждан выступает отсутствие необходимости достижения пенсионного возраста, установленного в России. Назначение пенсионного пособия возможно по выслуге лет, при этом 20 часов полетов летчика равны 1 месяцу трудового стажа.
О размере пенсий военных лётчиков
55% и не больше 80% (понижающий коэффициент) от денежного довольствия в период прохождения службы – такой должна быть пенсия военного лётчика согласно нормам законодательства.
Существуют исключения для тех, кто получил инвалидность во время службы. Для них возможно предоставление повышенного размера пенсионных начислений – 85% от довольствия.
Инвалидность 1 или 2 группы должна быть подтверждена решением медицинской комиссии. Если при увольнении стаж военнослужащего превышает установленный законом, то при начислении пенсии применяется специальный коэффициент – добавляется 3% за каждый дополнительный год службы. Увеличение возможно не более 85% в итоге.
Кроме этого, пилоты могут рассчитывать наравне с другими пенсионерами на периодическую индексацию выплат с учётом уровня инфляции.
На размер пенсионного довольствия военных лётчиков влияют факторы:
- Звание.
- Должность на момент увольнения в запас.
- Надбавки за выслугу и другие доплаты.
- Понижающий коэффициент.
Все параметры суммируются, умножаются на понижающий коэффициент. Также при расчёте учитываются надбавки и доплаты, положенные по званию. Все эти параметры индивидуальны для каждого военнослужащего, и каждое личное дело при начислении пенсионного довольствия должно рассматриваться персонально.
Пенсия пилотов гражданской авиации в россии
Оформление доплаты, положенной сотрудникам авиации (ФЗ № 155), производится в пенсионном фонде. При этом потребуется определенный пакет бумаг:
- заявление;
- паспорт;
- трудовая книжка;
- летная книжка или справка о налете часов;
- документ о заработной плате за последние два года летной работы (или за 5 лет подряд).
Доплата будет выплачиваться одновременно с пенсией. Размер этой надбавки рассчитывается индивидуально.
Профессия летчик связана не только с высоким доходом и социальными преимуществами, но и с большим риском. Пилот во время выполнения своей работы несет ответственность не только за себя, но и за чужие жизни: членов экипажа, пассажиров. Поэтому все те бонусы, которые предоставляет государство этим специалистам — вполне заслуженные.
О трудовых пенсиях и доплате к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с 01 августа 2014 года.
В ПЛС России часто поступают обращения с просьбой дать разъяснения по процедуре установления досрочной пенсии.
Сейчас сразу несколько российских авиакомпаний собираются создать собственный учебный летный отряд. Так эти авиаперевозчики пытаются решить проблему острой нехватки кадров. По предварительным подсчетам, уже через несколько лет самолеты в нашей стране будет некому пилотировать.
К – коэффициент на долю средней зарплаты, который составляет 0,55 при отработке полного трудового стажа (20 и 25 лет) и прибавка на 0,1 за каждый следующий сверхурочный год (максимальный коэффициент 0,75).
Если работать становиться невозможно по состоянию здоровья, то получать трудовую пенсию как бывший летчик ГА можно, если трудовой стаж в летном составе составил 15-т лет или 20-т лет, в зависимости от пола пенсионера.
Особенно остро нехватка летных кадров ощущается в удаленных регионах страны. «У нас лет десять не было молодых специалистов, — признался «НИ» командир корабля Владимир Шапошников. — Средний возраст наших пилотов приближается к 50 годам. Переучивать на новые самолеты фактически некого. На Боинги раньше переучивали пилотов до 45 лет, сейчас изменили ограничение — до 50 лет».
Кроме того, в качестве дополнительной гарантии социального обеспечения в связи с опасными и напряженными условиями труда предусмотрена доплата к пенсии членам летных экипажей воздушный судов гражданской авиации (выплачивается за счет средств, поступающих в ПФР от организаций, использующих труд членов летных экипажей).
На территории Украины с 2018 года действуют поправки в закон, на основании которых, для получения пенсии член летного состава должен пролетать не на 20-ть и 25-ть лет, а на 25-ть и 30-ть.
Если говорить о летчике-пенсионере, проживающем в г. Москва, обращаться необходимо в то отделение, которое ближе к адресу регистрации гражданина.
Летный стаж рассчитывают путем деления часов налета на установленную норму часов в месяц. Для самолетов эта норма составляет 20 часов, для вертолетов – 12 часов.
То есть мы можем уйти через 12,5 лет работы. Но у пилотов почему-то небольшие пенсии. Поэтому все стараются налетать 12 тысяч часов (24 года работы), за которые дают максимальную пенсию. Но и она не дотягивает даже до 10 тысяч рублей. А средняя пенсия — шесть тысяч рублей». Пилоты говорят, что эта сумма — в разы меньше, чем их зарплата.
Особенности начисления: господдержка оказывается и военным, и гражданским пилотам. Но есть ряд особенностей для разных категорий. В связи с особенностями трудовой деятельности лиц, занятых при эксплуатации и испытаниях летательных аппаратов – высокой опасностью для жизни и здоровья – эти граждане имеют право рассчитывать на заслуженный отдых раньше, чем остальные российские труженики. Кто входит в группу лётно-испытательного состава:
- пилоты, штурманы, бортмеханики – непосредственные участники воздушного движения, управляющие самолётами и вертолётами; космонавты; лётчики-испытатели и инструкторы;
- конструкторы и инженеры, занимающиеся практическими полётами;
- руководители, инспекторы указанной сферы.
Размер пенсии у летчиков: правила расчётов и выплат
В 2018 году начисление и оформление выплат производится на основании закона РФ “О страховых пенсиях”. Существуют отдельные слои населения, работающие в опасных или вредных условиях. К этой категории относятся члены летного состава гражданской авиации. Для них устанавливаются доплаты, прописанные в основном нормативно-правовом акте страны и в дополнительных:
- ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации”;
- постановление Правительства ” Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ФЗ”.
Некоторые моменты порядка начисления и расчетов освещаются в приложениях к законам.
В общем порядке выплаты назначаются при соблюдении следующих условий:
- стаж работы в должностях из списка гражданской авиации должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
- гражданин прекратил свою трудовую деятельность по профессии.
При возникновении проблем со здоровьем, которые не позволяют продолжать трудовую деятельность в должности, для выхода на досрочную пенсию необходимо 20 лет стажа для мужчин и 15 лет для женщин.
- мужчины: возраст 55 лет при условии общего стажа 25 лет, 15 из которых на воздушном судне;
- женщины: возраст 45 лет при условии общего стажа 20 лет, 10 из которых на воздушном судне.
Стаж летно-испытательного состава рассчитывается на основании пересчета часов нахождения в воздушном пространстве.
Налет часов:
- 20 часов на воздушном судне и 12 часов конкретно на вертолете и специализированной технике приравнивается к 30 дням;
- 12 месяцев в аварийно-спасательных подразделениях или для парашютистов (при совершении прыжков с высоты не менее 10 метров) тождественно 18 месяцам.
В стаж также включаются периоды:
- обучение во время работы на должности члена летного состава;
- отпуск по уходу за ребенком (до 1,5 лет);
- работа за границей с уплатой взносов из заработной платы в пенсионный фонд РСФСР (с 1992 года).
Расчет стажа основывается не на сроке продолжительности работы по трудовой, а по летной книжке.
Однозначно ответить на вопрос “какая пенсия у летного состава” как и максимально сколько можно получать нельзя. Сумма выплат зависит от:
- среднего значения заработной платы в месяц (период исчисления на выбор – 5 лет беспрерывной трудовой деятельности или за последний год);
- среднего значения заработной платы в месяц по России за тот же временной промежуток;
- специализированного коэффициента (рассчитывается исходя из доли заработка и продолжительности выслуги);
- средней ежемесячной суммы взносов в ПФР (учитываются последние 4 месяца).
Расчет производится следующим образом:
Выплата = среднее значение зп в месяц по России * (средняя зп работника/ средняя зп по России)*специализированный коэффициент*(сумма взносов в ПФР/сумма средств на обеспечение).
Под суммой средств на обеспечение понимается необходимое количество финансов для реализации возможности начисления доплаты. Этот показатель в совокупности со значением страховых взносов применяется ПФРФ для корректировки общего показателя.
Пенсия летного состава гражданской авиации относится к:
- досрочной;
- за выслугу лет.
Размер выплаты члена летного состава состоит из:
- страховой части пенсии;
- накопительной части;
- доплаты за выслугу и специфику работы.
То есть данное обеспечение само по себе является доплатой.
Возможно начисление:
- пенсии по инвалидности;
- пенсии по потере кормильца (если гибель произошла в результате профессионально деятельности, родственники имеют право на получение 2-ух видов пенсии).
Доплата имеет размер 55% от среднемесячной заработной платы, но не более 75%.
Размер надбавки к пенсии
Для расчета надбавки членам экипажей используется специальная формула:
- Соус сальса — пошаговые рецепты приготовления в домашних условиях с фото
- Кардиологи советуют при самоизоляции снизить суточную калорийность
- 7 продуктов, предотвращающих развитие рака
СД = СЗП х (СЗС / СЗРФ) х (СВ / СВД) х К, где:
- СД – сумма доплаты.
- СЗП – среднемесячная зарплата в РФ с 1.07 по 30.09 2001 с учетом ежегодной индексации(коэффициенты повышения определяются Постановлениями Правительства).
- СЗС – средний месячный заработок сотрудника экипажа, исчисленный из предоставленной им справки за последние 24 или любые 60 месяцев подряд.
- СЗРФ – среднемесячный заработок по России за аналогичный период. Важно: соотношение (СЗС / СЗРФ) вне зависимости от полученного результата не может превышать значения 5.
- (СВ / СВД) – отношение среднемесячной суммы взносов, которые поступили от плательщиков взносов в бюджет ПФР в предыдущем квартале, к сумме средств на начало выплатного периода, необходимых для финансирования доплаты к пенсии. Значение устанавливается каждый квартал ПФР. Используется для корректировки величины доплаты к пенсии.
- К – повышающий коэффициент, размер которого зависит от пола заявителя и выслуги лет:
Пол | Выслуга лет | Величина надбавки |
Мужчины | 25 | 0,55 |
Более 25 | 0,55 + (0,01 х Г), где Г – каждый полный год свыше 25-летней выслуги. Вне зависимости от полученного при исчислении результата максимальное значение – 0,75 | |
20–25 при прекращении трудовой деятельности по состоянию здоровья | 0,55 – (0,22 х Г), где Г – каждый полный или неполный год, не достающий до 25-летней выслуги | |
Женщины | 20 | 0,55 |
Более 20 | 0,55 + (0,01 х Г), где Г – каждый полный год свыше 20-летней выслуги. Вне зависимости от полученного при вычислении результата максимум составляет 0,75 | |
15–20 при прекращении трудовой деятельности по состоянию здоровья | 0,55 – (0,22 х Г), где Г – каждый полный или неполный год, не достающий до 20-летней выслуги |
Пенсионная реформа и ее влияние на пенсионные льготы летчиков
Прежде чем уйти на заслуженный отдых, сотрудник должен выполнить свои обязательства – отработать в военной или гражданской авиации. В рамках реформы определяются порядок выхода на пенсию, а также выплаты, которые положены пожилым сотрудникам. Стоит отметить, что при начислении выплат обращают внимание и на условия, в которых работал человек. Работа лётчиков является опасной, состояние их здоровья может усугубиться. Также на специалистах лежит огромная ответственность.
Пенсионные выплаты – это средства, которые выплачивают человеку после того, как он достиг определённого возраста или отработал определённое количество лет. Так, военнослужащим необходимо «налетать» 70 процентов от необходимого времени. Досрочно отправиться на отдых смогут люди с инвалидностью или те, у кого проявились серьёзные проблемы со здоровьем.
Общие условия назначения пенсии лётчикам
Существуют определённые условия, при соблюдении которых лётчику будут назначены пенсионные выплаты в определённом размере. Если специалист решит записать заявление об увольнении по выслуге лет, ему нужно будет подтвердить свой стаж в авиационной сфере. Перечислим ещё ряд необходимых условий:
- у специалиста должно быть российское гражданство;
- у специалисты должны быть основания для отставки по выслуге лет;
- также причиной может быть плохое состояние здоровья, из-за чего специалист не сможет больше продолжать вести трудовую деятельность.
Чтобы пилот вертолёта смог получить стаж, количество лётных часов должно составлять:
- 3,1 тысячи – для мужчин;
- 2,480 – для женщин.
Цифра иная у пилотов лайнеров:
- шесть тысяч – для мужчин;
- 4,8 тысячи – для женщин.
Важно! Когда специалисты назначают выплаты, учитывают его лётные часы. Их не может быть более 20-ти в месяц для пилотов частных самолётов, лайнеров, истребителей. У пилотов вертолётов иная цифра – не более 12-ти часов.