Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «20. Буксировка механических транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:
Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.
При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.
Удачи на дорогах!
Покупать ли буксировочный трос с крюками
В среде водителей часто возникают споры о том, нужны ли крюки для буксировочного троса или можно обойтись без них, привязав конец троса к узлу. Несомненно, крепление троса с помощью крюка карабина к буксировочной проушине автомобиля будет более надежным, чем крепление его с помощью ленты буксировочной ленты без крюков. Но есть и другая проблема — при сильном рывке сам крюк, конечно, останется на сетке, но лента может оторваться. Это случается часто, поэтому многие водители не доверяют таким продуктам. Посмотрим, почему это происходит.
Как показывает практика, самые слабые участки буксировочного троса — это швы в месте прикрепления крючков.
Если швы выглядят слабо, трос не выдержит резких нагрузок и трещин. В этом случае сама лента может полностью порваться. Это относится не ко всем продуктам, а только к продуктам, которые не соответствуют стандартам. Чтобы выбрать надежный буксировочный трос, обратите внимание на швы. Комбинация лямок должна быть сшиты вдоль и поперек — образуют прямоугольник. Швы, сшитые вдоль, поперек и по диагонали, еще сильнее. Даже при обвязке грузов швы не рвутся, поэтому крюк не оторвется от ленты и вы сможете эффективно буксировать автомобиль.
Последнее обновление: 18.01.2021
20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
Когда б уксировка производится на жесткой сцепке, буксируемый и буксирующий автомобили соединяются между собой жестким буксирным приспособлением в виде металлической штанги, треугольника или трапеции. Если буксировка происходит на гибкой сцепке, то ТС соединяются тросом, канатом или лентой, на которых через каждый метр должны быть закреплены красные флажки с белыми диагональными полосами.
Если транспорт буксируют на гибкой сцепке или используется штанга (ее еще именуют «карандаш») то в кабине буксируемого ТС обязательно должен находиться водитель! Когда используется жесткая сцепка типа треугольник (ее еще называют «галстук») нахождение водителя в кабине буксируемого ТС не обязательно, но желательно.
20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.
20.2 (1). При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.
Пункт 20.2 (1) введен в ПДД Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333 (См изменения в ПДД от 4 апреля 2017г).
При буксировке методом частичной погрузки передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующей машины. Другой способ — когда передняя ось приподнимается над дорогой и закрепляется в специальном устройстве, жестко закрепленном на буксировщике. В этих случаях перевозка людей в буксируемом автомобиле и даже в кузове буксирующего запрещена.
Нахождение людей при осуществлении буксировки на гибкой или жесткой сцепке в легковом автомобиле или кабине буксируемого грузового автомобиля допускается.
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.
Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.
Какая максимальная скорость буксировки?
50 км в час. Это максимальная разрешённая скорость при любом виде буксировки и на любых дорогах при условии, что другими пунктами ПДД или дорожными знаками на данном участке не установлено меньшее значение.
Таким образом, Правила чётко регламентируют следующие лимиты разрешённой скорости:
- в населённом пункте на дороге (не на прилегающей территории) без знаков ограничения скорости разрешено буксировать со скоростью не более 50 км/ч,
- такое же ограничение действует на трассах вне населённых пунктов и автомагистралях,
- если же дорожный знак устанавливает свой определённый скоростной режим ниже 50 км/ч, то и вам при буксировке следует снизить скорость до указанного на знаке,
- на дворовых территориях и в жилых зонах разрешается ехать не более 20 км/ч.
Здесь буксировку автомобиля не следует путать с ездой с прицепом – для последнего установлены отдельные ограничения скорости.
Произошло ДТП – кто виноват?
В любом ДТП виновником считается лицо, чьё виновное действие привело к причинению вреда имуществу или здоровью других людей. Таким образом, здесь каждый случай будет рассматриваться индивидуально.
Например, если буксировка осуществлялась на тросу, и водитель буксируемого автомобиля повернул руль вправо и зацепил соседнее авто, то, очевидно, виновен будет буксируемый. Также на него ляжет вина, если он таким резким манёвром вызвал занос тянущего его автомобиля.
Если авария произошла в результате превышения скорости, то буксируемый точно не будет виновен, потому как он не мог воздействовать на буксирующего (ведь торможение могло вызвать новое ДТП). Равно как при буксировке на жёсткой сцепке и, тем более, методом частичной погрузки буксируемый не в ответе за манёвры буксирующего.
Правила перевозки негабаритных грузов
Знак. На груз по ПДД крепят табличку «Крупногабаритный груз», если груз шире габаритных огней машины на 0,4 метра с каждой стороны, на 1 метр — спереди или сзади.
Полосатые таблички — знаки «Крупногабаритный груз». Закрепите их на крайние точки груза — так другие водители заметят и объедут препятствие
Ограничения. Перевозка груза допускается при условии, что он:
- не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость машины;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой.
Разрешение на перевозку
До сих пор многие автолюбители, которые не сталкивались с проблемой перевозки крупногабаритных грузов полагают, что разрешение следует получать в ГИБДД. На самом деле это не так.
С Госавтоинспекцией предусмотрена процедура согласования и связана она с обязанностью данной службы определить — есть ли необходимость в сопровождении груза и в форме сопровождения (перевозчиком специальным автомобилем или служебным автомобилем ГИБДД).
Разрешение на перевозку выдают ряд уполномоченных на то органов, в зависимости по каким дорогам согласовывается маршрут следования: международным, федерального значения или муниципальным. В последнее время еще появилась возможность получить указанное разрешение у владельца автодороги, если она в его собственности.
Для начала процедуры получения специального разрешения необходимо подать соответствующее заявление в уполномоченный орган (см. таблицу выше), к заявлению прилагается пакет документов: на автомобиль, который будет участвовать в перевозке, на груз, схема маршрута. Так же уполномоченный орган имеет право затребовать дополнительную документацию, относящуюся к предстоящей перевозке.
Сроки рассмотрения заявления прописаны в административном регламенте и в зависимости от количества согласований и сопутствующих действий (оценка состояния дороги или необходимость укрепления или реконструкции) от пяти дней до тридцати.
Получение специального разрешения процедура условно бесплатная. Требовать плату за выдачу разрешения уполномоченный орган не вправе. Но заявитель обязан заплатить государственную пошлину в размере 1600 рублей (пп.111 пункта 1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-Ф3, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ).
Дополнительно может возникнуть необходимость оплатить оценку автомобильной дороги на пригодность к перевозке рассматриваемого груза, а так же работы по укреплению или реконструкции участков дороги и инженерных сооружений (пример — мосты) по планируемому маршруту. А так же возмещение причиненного транспортировкой ущерба дороге и коммуникациям.
- Машина с грузом не должны превышать 20 метров в длину, 4 метра в ширину, и 2,55 в высоту. Все, что больше — негабаритный груз.
- Для перевозки негабаритного груза получают разрешение в Управлении дорогами региона. А также повесить специальные таблички.
- Если автопоезд длиннее 24 метров, необходима машина прикрытия. Яркими наклейками и мигалками она заранее сообщит другим водителям о приближении большого грузовика.
- Штраф за перевозку негабарита — от 1000 рублей до лишения прав на полгода.
- Обжаловать решение инспектора можно в первые 10 дней со дня постановления.
- Чтобы уменьшить штраф в два раза, оплатите его в первые 20 дней со дня постановления.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Элементы буксирного устройства (буксирные вилки и жесткие буксиры) должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по нормативно-технической документации.
2.2. Конструктивные размеры и формы элементов буксирных устройств, материал и способ изготовления, а также место и способ крепления буксирной вилки (буксирных вилок) к автомобилю и способ стопорения шкворня следует устанавливать в нормативно-технической документации по результатам расчета на прочность и опыта эксплуатации.
2.3. Твердость сопрягаемых рабочих поверхностей петли буксира и шкворня вилки должна быть не ниже HRC э 43.
2.4. Буксирные вилки не должны выступать за габариты автомобиля, а их конструкция и расположение должны обеспечивать возможность свободного отклонения прицепленного буксира относительно продольной оси автомобиля:
в вертикальной плоскости (угол a черт. 1) на угол не менее ±15°, а для автомобилей высокой проходимости на угол не менее ±45°. Последнее требование допускается обеспечивать конструкцией буксира;
в горизонтальной плоскости (угол β черт. 1) для буксира типа «штанга» на угол не менее ±50°.
По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускаются иные углы свободного отклонения прицепленного буксира.
Для буксира, выполненного с одинаковыми размерами петель в соответствии с п. 1.6, углы свободного его отклонения устанавливают по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).
2.5. Конструктивные размеры и форма буксирной вилки должны обеспечивать возможность сцепки с тросом, цепью или канатом при вытаскивании застрявшего автомобиля или закреплении автомобиля для перевозки его на другом транспортном средстве.
2.6. Шкворень должен быть расположен вертикально и иметь посадку с гарантированным зазором в отверстиях буксирной вилки. Конструкция стопорения шкворня должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения буксира во время движения и не препятствовать отклонению его в пределах углов, предусмотренных в п. 2.4.
2.7. Сцепные петли буксира должны быть неподвижно закреплены и установлены в одной плоскости. Для буксира типа «штанга» допускается взаимное отклонение плоскостей петель не более 3°. Для буксира типа «треугольник» при опоре на общую плоскость неперпендикулярность оси каждой сцепной петли буксира к. этой плоскости должна быть не более 3°.
Правила буксировки на жёсткой сцепке
Буксировка автомобиля на жесткой сцепке
Можно ли буксировать автомобиль с коробкой автомат прочитать можно здесь
Прежде всего, ПДД запрещают буксировку в любом случае, если неисправно рулевое управление у буксируемого автомобиля – транспортировать его можно только методом частичной или полной погрузки. Иногда пишут, что при сцепке с тремя точками крепления необязательно нахождение водителя за рулём буксируемого авто – это ошибочное представление, противоречащее требованиям ПДД. Водительский стаж водителя буксирующего авто должен быть не менее 2 лет. Размеры жёсткой сцепки должны быть такими, чтобы расстояние между машинами было не более 4 метров. Масса буксируемого авто с нерабочей тормозной системой не должна превышать половину массы «буксира».
Основные правила, регулирующие эксплуатацию жесткой сцепки
Жесткий вариант сцепки с буксирующим автомобилем должны иметь все без исключения прицепы. Использование мягких вариантов доступно только в том случае, если буксируемое авто обладает исправной тормозной и рулевой системой. Все эти особенности закреплены в правилах дорожного движения. Если вы придумаете возможность транспортировать прицеп на мягкой сцепке, на следующем же посту ГИБДД получите неплохой штраф. Также жесткая сцепка используется в случае, когда буксируемый автомобиль получил неисправности тормозной системы или рулевого управления, эксплуатация и буксировка на мягком тросу может быть опасной. Главные особенности безопасной буксировки на жесткой сцепке следующие:
- буксируемый автомобиль не имеет шанса въехать в буксир, поскольку жесткая сцепка обеспечивает определенную дистанцию;
- сама штанга сцепки (она может быть одинарная или двойная) должна быть окрашена в яркий цвет или помечена сигнальными флажками;
- буксировка на такой растяжке гарантирует придание буксируемому автомобилю направления движения буксира;
- правила иллюминации остаются прежними — переднее авто включает ближний свет фар, а заднее — аварийную сигнализацию;
- буксировка возможна на скорости до 50 километров в час, если речь идет о двух легковых автомобилях;
- на деле не стоит превышать скоростной режим в пределах 40 километров в час — это оказывается безопаснее.
Также существует множество тонкостей, которые касаются коммерческого транспорта или поврежденных в разных вариантах автомобилей. Вывод лучше сделать такой: если вы собираетесь буксировать авто, поврежденное в ДТП, следует использовать жесткую сцепку. Это поможет вам избежать возможных проблем и получить больше шансов безопасно доехать до места назначения. Важно при этом использовать только уверенные скоростные режимы, избегать резких движений как в буксире, так и в ведомом транспортном средстве. Для понимания природы буксировки следует поговорить о функциональной стороне вопроса.
Главные пункты ПДД про буксировку
Теперь настало время поговорить непосредственно за какие нарушения выписываются штрафы. Основные пункты ПДД содержатся в разделе 20 этого нормативного акта, и мы рекомендуем прочитать всё же официальную его трактовку. Но некоторые требования разбросаны по другим разделам.
Итак, основное, что вам необходимо запомнить, это:
- стаж водителя буксирующей машины по новому закону должен составлять не меньше 2 лет (пункт 20.2(1)),
- без водителя в буксируемом автомобиле можно ехать только на жёсткой сцепке при условии, что она обеспечивает строгое движение за тянущим автомобилем (пункт 20.1 ПДД),
- в буксируемом легковом автомобиле пассажирам находиться можно, кроме случая метода частичной погрузки (пункт 20.2),
- длина троса должна составлять 4-6 метров на гибкой сцепке, а длина сцепного устройства при жёсткой – не более 4 метров,
- Правила запрещают буксировать автомобили с неисправными рулевой или тормозной системой (кроме частичной погрузки),
- также нельзя буксировать 2 и более машины,
- на тросу запрещена буксировка в гололёдицу.
Особенности грузовой буксировки
Неисправности рулевой или тормозной системы, ходовой части или двигателя, авария происходят не очень часто. Владельцы крупных автотранспортных предприятий транспорта с этим сталкиваются, и не всегда готовы принять правильное решение – заказать услугу буксировки грузового автомобиля или приобрести специализированный эвакуатор для своих нужд.
Собственный эвакуатор – решение отличное, но требует неоправданно высоких расходов (за исключением, если автопарк очень старый и постоянно ломается):
- Необходима специальная подготовка оператора эвакуатора (процесс дорогостоящий и длительный).
- Сам грузовой эвакуатор и навесное оборудование – дорогостоящая покупка, требующая соответствующей лицензии (разрешения) и обслуживания.
- Окупаемость эвакуатора должна составлять 3-5 лет (это 3-4 выезда в день).
Как результат – практичные владельцы транспорта предпочитают работать со специализированной на разовой или долгосрочной основе.
Жесткая сцепка буксируемого автомобиля несомненно имеет много преимуществ перед обычной гибкой сцепкой, и разумеется она повышает безопасность буксировки, особенно на скользкой дороге. А автомобили, у которых имеются неисправности в тормозной системе вообще положено буксировать только сцепив жёстко. Поэтому полезность данного девайса очевидна и любому автовладельцу желательно иметь такое устройство у себя в гараже, или в багажнике. В этой статье будут рассмотрены большинство вариантов устройств для жёской сцеки автомобилей, а так же приемущества и недостатки разных вариантов. Ну и конечно же будет рассмотрено, как и из чего изготовить это приспособление своими руками и с помощью самого распространённого инструмента.
Преимущество жесткой сцепки перед обычной очевидны, но главный её плюс — это невозможность буксируемому автомобилю (даже с неисправными тормозами) въехать в бампер буксировщика. Ну и разумеется при использовании жёсткого сцепного устройства, дистанция между буксировщиком и буксируемым автомобилем будет неизменной, что существенно повышает безопасность движения даже на скользкой дороге. Ну и направление движения буксируемого автомобиля будет практически таким же, как и у буксировщика.
Жёсткая сцепка будет особенно полезна тем водителям, которые занимаются покупкой неисправных автомобилей, их буксировкой, затем ремонтом и перепродажей. Ведь авто-трейлер стоит приличных денег и гораздо дешевле и проще приобрести или изготовить жёсткое сцепное устройство.
Сейчас имеется огромный выбор заводских устройств для жёсткого зацепления буксируемого автомобиля, и разумеется цена зависит от качества и функциональности данного вида устройства. Цены колеблются примерно от 2-х тысяч рублей до десяти, но цена может отличаться не только от качества, конструкции и функциональности, но и от материала, из которого изготавливается сцепное устройство, а так же от региона, в котором оно изготавливается, или продаётся.
Конструкций жёстких сцепных устройст сейчас имеется огромное количество, и все они могут отличаться некоторыми мелочами, но основных отличий всего два. Это сцепное устройство с одной штангой (трубой), и сцепка с двумя штангами (так называемое А-образное устройство).
У того и у другого конечно же имеются и преимущества и недостатки. Жёсткая сцепка с всего одной штангой (трубой) имеет самую простую в изготовлении конструкцию, а также имеет небольшой вес, габариты и цену, ну и материала для его изготовления требует совсем немного.
Достаточно всего пары метров обычной круглой (или профильной — квадратной, прямоугольной) трубы немного разных диаметров, чтобы иметь возможность вставить одну трубу в другую и таким образом появится возможность изменять длину сцепного устройства (переставляя скрепляющие болты на рубах), а так же иметь возможность уменьшения габаритов, то есть складывания устройства в багажник автомобиля.
Оба устройства (как обычное так и А-образное треугольное) показаны на фото слева. Разумеется для изготовления А-образного устройства понадобится в два раза больше материала, и весить оно будет тоже примерно в два раза больше.