Несвоевременный возврат субсидий: последствия и ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несвоевременный возврат субсидий: последствия и ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.

Если средств субсидии для возврата не хватает.

Встречаются случаи, когда не хватает средств субсидии для возврата необходимой суммы в бюджет. Тогда в целях погашения задолженности перед бюджетом учреждение вправе использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности (письма Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-04-09/20394, от 12.04.2016 № 02-01-09/20629). Хотя в указанных письмах речь идет о возврате субсидии на госзадание, по нашему мнению, аналогичный подход можно применять в отношении целевых субсидий.

Разъяснения по отражению в бухгалтерском учете возврата субсидий в бюджет за счет привлечения средств из собственных доходов учреждения содержатся в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803. Приведем пример отражения таких операций.

Какие дополнительные документы могут понадобиться

В случае отсутствия доходов (например, для школьников и учащихся очного отделения вузов) нужны справки об обучении, а также (это только для студентов) об отсутствии стипендии. Если человек проходит длительное лечение в стационаре, ухаживает за своим несовершеннолетним ребенком в связи с его лечением, находится в декретном отпуске — нужны справки об этом из медучреждений.

Также на субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований) можно претендовать, если кто-то из членов семьи служит в армии по призыву, осужден, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живут там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно нужно представить:

  • документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
  • документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.

Возврат в бюджет остатков сумм субсидий

Взыскание остатков целевых субсидий в различных публично-правовых образованиях осуществляется, как правило, либо в сроки, установленные для федеральных учреждений, либо в более ранние сроки.

При этом взыскание остатков целевых субсидий в бесспорном порядке производится не только по данным сведений об операциях с целевыми субсидиями (иных документов, перечень которых определен финансовым органом), но и по факту их непредставления в финансовый орган (орган казначейства) в установленный срок.

Существует вероятность, что государственное (муниципальное) учреждение, не выполнившее в добровольном порядке требование о перечислении остатка субсидии на иные цели в доход бюджета, в очередном финансовом году до наступления срока принудительного взыскания соответствующих денежных средств получит разрешение на их расходование в целях реализации задач, поставленных в прошлом году.

В то же время до получения такого разрешения у учреждения обычно отсутствует возможность расходования неиспользованных остатков целевых субсидий — расходы за счет субсидий прошлых лет, как правило, санкционируются только при наличии в сведениях об операциях с целевыми субсидиями (иных аналогичных документах) информации о возможности расходования соответствующих остатков денежных средств .

См., например, Приложение N 2 к Порядку санкционирования расходов государственных бюджетных (автономных) учреждений Краснодарского края, утвержденному Приказом Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 30.11.2010 N 673.

И наконец, на практике нередко возникает вопрос: может ли финансовый орган прямо предусмотреть в соответствующем правовом акте возможность неперечисления бюджетными и автономными учреждениями в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий, если они планируют получить разрешение на использование в очередном финансовом году данных денежных средств на те же цели.

Представляется, что такое решение финансового органа не в полной мере будет соответствовать требованиям действующего законодательства. Впрочем, никакой ответственности за применение подобного порядка расходования средств целевых субсидий не предусмотрено. Данное обстоятельство используется в отдельных публично-правовых образованиях, например в Самарской области (см. Приказ Министерства управления финансами Самарской области от 11.01.2011 N 01-21/1-1).

Читайте также:  Как заполнять заявление Р13001 при изменении устава

В.П.Багрин

Эксперт

Международного центра

финансово-экономического развития

Документ утратил силу или отменен

Приказ Минфина РФ от 14.09.2005 N 119н «О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2006 год»

Неиспользованные остатки целевой субсидии

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 1

В силу определенных обстоятельств на лицевом счете автономного учреждения в конце финансового года могут оказаться неиспользованные остатки целевых субсидий. Ввиду того что в отношении этого вида финансирования деятельности учреждения осуществляется особый контроль со стороны учредителей и финансовых органов, необходимо четко понимать, какие действия в отношении данных денежных средств может совершать автономное учреждение. Алгоритм таких действий рассмотрим в статье.

Предоставление автономным учреждениям субсидий на иные цели (целевых субсидий) осуществляется в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Определение целей, на которые могут предоставляться такие субсидии, отнесено к компетенции соответствующих высших исполнительных органов государственной власти или местной администрации, из бюджета которых они выделяются. Объем и условия предоставления устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления. Целевая субсидия предоставляется автономному учреждению в соответствии с соглашением, заключенным между этим учреждением и его учредителем.

Согласно п. 13 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» при предоставлении государственному (муниципальному) учреждению целевой субсидии учреждение составляет и представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).

Возврат целевой субсидии в бюджет учредителя проводки

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться учредителем субсидии на капитальные вложения, а также субсидии на иные цели. Остатки целевых субсидий, образовавшиеся на конец года, нужно возвращать в бюджет или предоставлять учредителю и в орган Федерального казначейства сведения, подтверждающие потребность в данном остатке.

Если Вы подходите по все параметрам, пора приступать к возврату средств. Так как вернуть комиссию за СБП? Для того, чтобы привлечь больше компаний к подключению платежного сервиса, способ получения возврата максимально упростили. Поэтому Вам ничего не нужно делать дополнительно: ни писать заявление, ни отправлять специальные отчетные документы. Принцип получения возмещения прост:

  • Компания подключает сервис приема платежей у банка-партнера;
  • В течение месяца получает оплаты от клиентов через него;
  • В первую неделю каждого месяца банк САМОСТОЯТЕЛЬНО передает данные Минэкономразвития (реестр оплаченных комиссий и заявление о предоставлении субсидии).
  • Министерство изучает представленные документы и проверяет организацию на предмет удовлетворения условий субсидирования. На это уходит еще до 10 рабочих дней;
  • Если всё в порядке, то в течение еще 10 дней Минэкономразвития перечисляет средства в банковскую организацию;
  • После того, как банк получит деньги, за 5 рабочих дней он должен перевести их на счет компании-получателя возмещения;
  • И так каждый месяц.

Таким образом, на возврат средств в 2022 году уходит до 32 дней.

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.
Читайте также:  О том как бороться с недобросовестным судьёй.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Возврат целевой субсидии при выявлении нарушений в ее использовании

Еще одно основание для возврата целевой субсидии в бюджет – выявление по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений в порядке ее использования, в частности, нецелевое использование субсидии.

Целевые субсидии должны быть израсходованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

  • Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

  • Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления названных нарушений.

Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).

Бухгалтерский учет. Операции по возврату в бюджет средств субсидий в случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования данных субсидий отражаются в бухгалтерском учете учреждений спорта следующими проводками (п. 152, 133 Инструкции № 174н, п. 180, 161 Инструкции № 183н, Письмо Минфина РФ от 07.02.2017 № 02-06-10/6527):

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

11000000000000180
5 401 10 183*

11000000000000180
5 303 05 730

11000000000000180
5 401 10 183*

11000000000000180
5 303 05 000

Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000000
5 201 11 000

* Код 183 КОСГУ применяется с 2018 года.

Пример 4.

В 2018 году в бюджетное учреждение (спортивная школа) поступила целевая субсидия в сумме 100 000 руб. По результатам проверки порядка ее использования было выявлено нарушение – нецелевое использование средств в сумме 7 000 руб. Средства, использованные не по назначению, были возвращены в бюджет. До момента проверки субсидия была израсходована частично.

Читайте также:  Написать жалобу на скорую помощь

Моментом, с которого может быть запущен механизм возврата части средств субсидии, является предоставление автономным или бюджетным учреждением органу-учредителю отчета о выполнении государственного (муниципального) задания на 2015 год. В частности, об этом говорится в абз. 2 п. 33 Постановления № 1456. Конкретный алгоритм действий должен быть прописан в нормативном правовом акте, утвержденном соответствующим учредителем.

Рассмотрим процедуру возврата средств субсидии на примере Свердловской области (обновленный порядок предоставления субсидий подведомственным АУ и БУ утвержден Постановлением № 1214-ПП). После того, как учреждение представило годовой отчет о выполнении государственного задания, а учредитель установил факт выполнения данного задания в меньшем объеме или с недостаточным качеством, последний должен принять заключение об объемах субсидии, подлежащих возврату, и в течение 30 календарных дней после получения годового отчета учреждения направить ему письменное требование о возврате средств субсидии. Автономному (бюджетному) учреждению необходимо будет в течение 10 календарных дней с момента поступления письменного требования органа-учредителя вернуть соответствующую часть субсидии в областной бюджет.

Представим данный алгоритм действий на схеме.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

Субсидию малому и среднему бизнесу, которая выплачивается в соответствии со ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, вы учитываете так же, как и субсидию самозанятым ‒ постепенно, пропорционально расходам, на которые вы её потратили. Особенность в том, что льготный период, когда её можно учитывать постепенно, действует только два календарных года с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Если к концу второго года у вас останется неизрасходованная часть, её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите.

Льготный порядок признания этих денежных выплат в доходах можно применять и в том случае, если в течение года сначала у вас были расходы, а потом вы получили субсидию на их компенсацию (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В этом случае на дату получения денежных выплат учтите доход в пределах признанных в этом году расходов, на компенсацию которых направлена эта субсидия (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если у вас по итогам года получился к уплате минимальный налог, то признанные в этом году доходы по денежным выплатам нужно включать в облагаемую базу по минимальному налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@).

Если у вас объект «Доходы», то вопрос о том, как правильно учитывать субсидию, спорный.

Формы предоставления субсидий

По форме субсидии могут быть:

  1. Прямыми – деньги в той или иной форме выплачиваются получателю субсидии, а он уже сам покупает на них товары или услуги.
  2. Косвенными – субсидии прямо из бюджета перечисляются в банк на погашение части процентов по кредиту, в медицинский центр на оплату стоимости лечения, продавцу квартиры в качестве оплаты части ее стоимости и так далее. От получателя субсидий в этом случае требуются подтверждающие документы о том, что кредит он выплачивает, операцию действительно сделал, квартиру на самом деле приобрел.
  3. Перекрестными – покрытие убытков в одной сфере за счет повышенной прибыльности в другой. Например, в некоторых регионах в тариф на электроэнергию для юрлиц заложено покрытие убытков от искусственно сдерживаемого тарифа для физлиц. В этой ситуации получается, что юридические лица субсидируют физических при помощи перекрестного субсидирования.

Материальная поддержка оказывается либо в денежной форме (наличной или безналичной), либо в форме межбюджетных трансфертов, если речь идет о субсидиях вышестоящего бюджета нижестоящему.

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.

Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]