Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя может устанавливаться для работника по соглашению с работодателем в соответствии со ст. 93 ТК РФ. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Таким образом, из норм закона можно сделать вывод, что сравнивать с уровнем МРОТ и МЗП следует заработок сотрудников, принятых в организацию на полную ставку. Если же работник принят на работу на 0,5 ставки, для него заработок с соответствующими доплатами и компенсациями не должен составлять менее 0,5 МРОТ или 0,5 МЗП.

Комментарии к ст. 133 ТК РФ

1. В Рекомендации N 135 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.) содержится ряд правил, помогающих определить минимальную заработную плату.

Установление минимальной заработной платы может быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.

Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:

а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;

б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;

в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;

г) проведения в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;

д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.

2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети.

Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2 указанного Федерального закона) для:

оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3 Закона), которые утверждаются Правительством РФ.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (см. ст. 1 указанного Закона — не приводится).

Действие вышеназванного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утв. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

О государственной социальной помощи см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. В числе международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, следует назвать прежде всего Конвенцию N 131 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы. В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.

4. МРОТ установлен с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.

5. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения 4646 руб., для трудоспособного населения — 5024 руб., пенсионеров — 3694 руб., детей — 4448 руб.

6. Постановлением правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1021-ПП установлена величина прожиточного минимума в г. Москве за III квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 6597 руб., для трудоспособного населения — 7456 руб., пенсионеров — 4533 руб., детей — 5698 руб.

Последствия выплаты заработной платы меньше уровня МРОТ

Напомним, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего месяц, должна соответствовать уровню МРОТ.

Однако, на основании ст. 129 ТК РФ допускается, что оплата труда меньше МРОТ может быть установлена только для персонала, который работает на условиях неполного рабочего времени, или совместителей.

Если с учётом всех надбавок и выплат заработная плата сотрудника за полный месяц не дотягивает до величины МРОТ, то необходимо произвести дополнительную оплату.

Работодатель должен осознавать, что если он не будет придерживаться величины МРОТ при формировании фонда оплаты труда, то Трудовая инспекция может применить в отношении него следующие штрафные санкции на основе ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:

Случай установления нарушения Штрафные санкции, рублей
для должностных лиц для юрлица
Первичный 10 000 – 20 000 руб. 30 000 – 50 000 руб.
Повторный 20 000 – 30 000 руб. 50 000 – 100 000 руб.

Учитываются ли при расчёте МРОТ дополнительные выплаты

В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).

Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.

Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.

Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.

Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Читайте также:  Пенсия после 80 лет в 2022 году

Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами — с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 — 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

В российской практике МРОТ как гарантия права на заработную плату имеет свою историю. Эта гарантия была предусмотрена в КЗоТ 1918 г. (ст. 58). В указанной статье закона регламентировалось, что размер определяемого тарифными положениями вознаграждения, во всяком случае, не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным комиссариатом труда для населения каждой местности РСФСР. Таким образом, минимальная оплата труда была «привязана» к прожиточному минимуму определенной местности. А.Е. Пашерстник отмечал, что «в период гражданской войны, в связи с жестким нормированием и натурализацией заработной платы, система установления государственного минимума заработной платы потеряла практическое значение, но она была вновь восстановлена в 1922 г., с переходом к новой экономической политике»3.

КЗоТ 1922 г. (ст. 59) также предусматривал установление обязательного минимума оплаты государственными органами на каждый данный период для соответствующих категорий труда. По КЗоТу 1922 г. минимальная заработная плата устанавливалась относительно дифференцированно на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда (ст. 59). При этом также учитывался минимальный потребительский бюджет семьи4.

В 1927 г. С.Л. Рабинович-Захарин высказал сомнения в целесообразности централизованного порядка установления минимальной оплаты труда в СССР для всех нанимателей и всех работающих по найму. Он писал о том, что при такой чрезвычайной централизации государственного минимума оплаты труда со временем встанет вопрос о дифференциации минимума по различным категориям труда. Совершенно очевидно, что при обширности территории СССР трудно установить из центра норму минимума, которая действительно отвечала бы особенностям каждого района в каждый данный период5. Это положение звучит актуально и сегодня. С этим связано, вероятно, и включение в ТК РФ ст. 133.1, устанавливающей порядок определения размера минимальной заработной платы в субъекте РФ посредством заключения регионального коллективного соглашения. Как уже отмечалось выше, в связи со свертыванием нэпа и централизацией правового регулирования оплаты труда после 1927 г. ставки государственного минимума заработной платы по поясам (территориям) не устанавливались.

Возрожден был МРОТ только в начале «перестроечных» 90-х годов прошлого века в связи с внесением дополнений в КЗоТ РСФСР 1971 г.6 Месячная минимальная оплата труда устанавливалась законом и не включала доплаты, надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Она была единой для всей территории Российской Федерации, изменялась с довольно непоследовательной периодичностью и не соответствовала прожиточному минимуму.

В ТК РФ (ст. 133) законодатель вернулся к практике соответствия размера МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного населения, связал его с размером тарифной ставки первого разряда ЕТС. При этом традиционно в размер МРОТ не включались поощрительные, компенсационные и социальные выплаты. Рассматриваемая статья закона устанавливала поэтапное ее введение (ст. 421 ТК РФ) в связи с поэтапным повышением размера МРОТ до размера прожиточного минимума трудоспособного населения. На сегодняшний день число граждан России, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет, по официальной статистике, менее четверти общей численности населения (по более реалистичным подсчетам — более одной трети), а установленный законом минимальный размер заработной платы существенно меньше прожиточного минимума7.

Согласно ТК РФ (ст. 133) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом, что исключает возможность введения органом представительной (законодательной) власти субъекта Российской Федерации иного минимального размера оплаты труда. Между тем прожиточный минимум существенно варьируется в зависимости от территорий, регионов. В этой связи встал вопрос о региональном минимуме заработной платы. Некоторые субъекты Федерации стали в явочном порядке вводить на своих территориях такие минимумы оплаты труда, которые превышали федеральный уровень. Ответом на складывающуюся практику стало внесение изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда»8 (далее – Закон о МРОТ) в соответствии с которыми на период до введения размера МРОТ, предусмотренного ст. 133 ТК РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации — получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) могут принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня; размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации подлежат согласованию с Правительством Российской Федерации в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета; при этом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих и зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.

Читайте также:  ФНС внесет изменения в форму декларации по УСН

В этой части показателен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации от 30 декабря 2002 г., в котором Московская городская Дума просит подтвердить конституционность Закона г. Москвы от 7 декабря 2001 г. «О городском минимуме оплаты труда» в части компетенции г. Москвы как субъекта Российской Федерации устанавливать более высокий уровень прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным регулированием, а именно порядок определения городского минимума оплаты труда с целью его поэтапного увеличения9.

Закон г. Москвы «О городском минимуме оплаты труда», согласно его статьям 2 и 3, распространяется на всех работодателей в соответствии с Законом г. Москвы от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве», за исключением организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, и регулирует отношения, возникающие между работодателем и работником по вопросам размера оплаты труда работника, между работодателем и работниками при заключении коллективных договоров или принятии иных локальных нормативных актов в части определения и фиксации оплаты труда. Статьей 4 данного Закона предусматривается, что основой для определения городского минимума оплаты труда является величина прожиточного минимума в г. Москве (ч. 1); городской минимум оплаты труда устанавливается в абсолютной величине не реже одного раза в год по результатам переговоров между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями предпринимателей (работодателей), закрепляется в заключаемом ими Московском трехстороннем соглашении и может индексироваться по согласованию сторон (ч. 2). По мнению Московской городской Думы, в отсутствие федерального закона о порядке и сроке введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК РФ (не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека), субъект Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять законодательное регулирование данного вопроса с учетом закрепленных в кодексе принципов социального партнерства и сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что и было законодателем города Москвы реализовано в оспариваемом Законе.

Какие законы регулируют МРОТ

Размер минимального размера оплаты труда регулируется несколькими правовыми актами.

1 Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» (№82-ФЗ от 19.06.2000).

Изрядно устаревший документ, главная ценность которого – определение сферы действия МРОТ: для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Для других целей этот показатель применяться не может.

2 Статья 133 Трудового Кодекса РФ.

В ней указывается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Этот пункт долгое время не выполнялся, но с мая 2018 года реальность приводится в соответствие с законом. Также в ст.133 расписано, за счет каких средств должен выплачиваться минимальный размер зарплаты:

  • частными компаниями – за счет собственных средств;
  • бюджетными компаниями – за счет средств из соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного, в зависимости от подведомственности организации) и внебюджетных денег (например, за счет доходов от платных услуг, добровольных пожертвований, грантов и т.д.).

Кроме того, отмечается, что МРОТ полагается любому работнику, выполнившему месячную норму труда, установленную для его должности.

Чем грозит зарплата ниже МРОТ

Несмотря на то, что вознаграждение за полный месяц любого труда не может быть ниже МРОТ, в России достаточно много организаций, где даже минимальный уровень зарплаты не выплачивается. Из-за особенностей налогового законодательства главной причиной нарушения требований Трудового кодекса является попытка снизить фискальную нагрузку на бизнес. Чем ниже зарплата, тем меньше начисления на нее (суммы, идущие в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха). Поэтому многие предприниматели предпочитают платить мизерный заработок официально, а остальная часть зарплаты идет «в конверте», не подлежит государственному учету и налогообложению. Во многих случаях получается, что формально ежемесячная выплата ниже МРОТ.

Для работодателей, выплачивающих зарплату ниже минимально установленного уровня, предусмотрен штраф от 10 до 20 тысяч рублей – на должностных лиц, от 30 до 50 тысяч рублей – на юридических лиц. Индивидуальных предпринимателей могут наказать штрафом от 1000 до 5000 рублей.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц вырастает до 20-30 тысяч рублей, на юридических – до 50-100 тысяч, на ИП – до 10-30 тысяч рублей. При этом виновное должностное лицо (например, директора фирмы) могут дисквалифицировать на срок до трех лет.

Что делать, если ваша зарплата ниже МРОТ?

Ответственность работодателя за начисление зарплаты ниже минимальной

На работодателя, нарушившего право работника на зарплату не меньше МРОТ, трудовой инспекцией и иными уполномоченными органами будут наложены серьезные штрафы (ст. 5.27 КоАП РФ).

Если работодатель — юрлицо:

  • при нарушении законодательства в первый раз — 30 000–50 000 рублей;
  • при повторном факте правонарушения — 50 000–70 000 рублей.

На должностных лиц (директора, бухгалтера) также применяются штрафные санкции:

  • при первом нарушении — 1000–5000 рублей;
  • при аналогичном повторном нарушении — 10 000–20 000 рублей или дисквалификация с должности до трех лет.

Другой комментарий к статье 133.1 Трудового Кодекса РФ

Трудовой кодекс дополнен данной статьей с 1 сентября 2007 г. Часть 1 этой статьи предоставляет субъектам РФ право устанавливать региональный размер минимальной заработной платы региональным соглашением о минимальной заработной плате. Возможность устанавливать региональный МРОТ, но региональными законами, появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 г. При этом до 2005 г. для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 г. необходимость согласовывать введение повышенного МРОТ с Правительством РФ у субъектов РФ отпала. Однако воспользовались таким правом всего несколько субъектов РФ.

В то же время ряд субъектов РФ (в частности, Москва, Волгоградская, Воронежская области) устанавливали региональный МРОТ трехсторонними региональными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами, представителями работодателей и правительства субъекта РФ. С 1 сентября 2007 г. аналогичный порядок установления регионального МРОТ введен ТК для всех субъектов РФ.

Определяя сферу действия региональных соглашений о региональном размере минимальной заработной платы, ТК исключает из сферы их действия работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

При определении размера региональной минимальной заработной платы должны учитываться социально-экономические условия и величина прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.

Исходя из принципа неухудшения положения работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами при регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, ч. 4 данной статьи устанавливает, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Часть 5 настоящей статьи определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. В организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в небюджетных организациях — за счет собственных средств.

Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате разрабатывается региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном ст. 47 ТК (см. коммент. к ней) для разработки и заключения социально-партнерских соглашений.

Часть 7 настоящей статьи определяет порядок распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на работодателей, которые осуществляют деятельность на территории субъекта РФ, но не участвовали в заключении такого соглашения. Для распространения действия соглашения на работодателей, которые не участвовали в его заключении, руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ официально публикует текст соглашения и предложение о присоединении к соглашению, адресованное таким работодателям. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ обязан уведомить об опубликовании указанных предложения и соглашения Минздравсоцразвития России.

Действие соглашения распространяется на работодателей, которые не участвовали в заключении соглашения, если до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему они не представили мотивированный письменный отказ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. То есть молчание в данном случае расценивается как согласие выплачивать зарплату работникам не ниже регионального размера минимальной заработной платы. При этом действие соглашения распространяется на них с момента официального опубликования соглашения.

Работодатели, у которых отсутствуют финансовые возможности обеспечить выплату зарплаты не ниже установленной региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в субъекте РФ, до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения присоединиться к нему должны представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ:

— мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению. Обосновать отсутствие возможности платить своим работникам зарплату не ниже регионального МРОТ можно, например, началом становления бизнеса, когда компания нарабатывает хозяйственные связи, либо тяжелым финансовым положением, связанным со снижением оборотов и прибыли, чрезвычайными ситуациями;

— протокол консультаций с профкомом, если он есть;

— график поэтапного «подтягивания» оплаты труда до уровня регионального МРОТ. Его соблюдение будет контролировать государственная инспекция труда субъекта РФ, в которую направят копию мотивированного отказа.

Руководителю уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предоставлено право приглашать представителей работодателей, представивших мотивированные письменные отказы от присоединения к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы, а также представителей выборного органа первичной профсоюзной организации таких работодателей для проведения консультаций с участием представителей сторон региональной трехсторон��ей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта. При этом установлена обязанность представителей работодателя, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей региональной трехсторонней комиссии принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате должны быть направлены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в государственную инспекцию труда в субъекте Федерации.

ТК устанавливает также гарантии в отношении работников, на которых распространяется действие регионального соглашения о минимальной заработной плате, закрепляя положение о том, что месячная заработная плата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, и отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени, выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ.

Читайте также:  Лужковские выплаты молодым семьям

В ситуации, когда работник компании трудиться на обычном окладе, не имея премиальных и надбавок, то уровень зарплаты не может быть меньше, чем МРОТ.

Однако, в ситуации, когда работник осуществляется трудовую деятельность с фиксированным окладом, но получает премии и надбавки, то зарплата может быть меньше минималки. В остальных случаях, такие действия являются противозаконными.

В случае, когда работник знает о том, что его заработная плата меньше полагаемого минимума, он полноправно может требовать доплаты от компании. В случае добровольного отказа выплатить компенсацию, сотрудник может обратиться в суд.

Если работодатель нарушается действующее законодательство, государством предусмотрена ответственность согласно Административному Кодексу в виде штрафных санкций, размер которых составляет пять тысяч рублей (для должностных лиц).

А для юридических лиц предусмотрены более высокие взыскания – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Также, может приостанавливаться деятельность предприятия на срок до трёх месяцев.

Что такое региональный МРОТ?

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение. В 2021 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.

Компании, расположенные на территории субъекта, где повышена «минималка», считаются по молчанию присоединившимися к соглашению, даже если не принимали участия в его обсуждении. Информация о принятом решении публикуется на официальном сайте исполнительной власти для всеобщего ознакомления.

Если организация не хочет присоединяться к инициативе, у нее есть 30 дней с момента публикации решения на то, чтобы направить в органы власти письменный отказ с обоснованием причин. «Молчание» обязывает коммерческую структуру подчиниться нововведению и поднять заработные платы работникам до уровня регионального МРОТ. Несоблюдение этого правила влечет те же санкции, что игнорирование федеральной «минималки».

Плюсы и минусы повышения МРОТ

Положительные моменты увеличения минимальной оплаты труда очевидны: рост зарплат повышает уровень жизни населения.

Негативные же моменты хорошо замаскированы. Проанализируем минусы увеличения МРОТ:

  1. не все работодатели в состоянии платить своим сотрудникам увеличенную до минимального размера оплаты труда зарплату. Это ведет к сокращению рабочих мест и увеличению безработицы;
  2. уменьшение разницы уровня средней зарплаты и МРОТ снижает мотивацию работников с низкой зарплаты на получение новых навыков и знаний;
  3. снижение инвестиций в экономически слабые регионы. Инвесторам становится менее выгодно вкладывать свои средства из-за того, что придется больше платить нанятым работникам. Это ведет к оттоку инвестиций в страны с более низкой стоимостью рабочей силы;
  4. рост цен на производимые товары, так как калькуляция отпускной цены включает заработную плату работников.

С 1 января 2022 года МРОТ составляет 13890 рублей (до вычета подоходного налога) или 12084,3 рубля (после вычета налога в 13%). Как Вы понимаете, минимальная зарплата не позволит большинству россиян прожить, учитывая хотя бы еду и оплату ЖКХ, не говоря обо всё остальном. Чисто технически выжить на эти деньги можно, но жизнью это назвать тяжело. В некоторых регионах России МРОТ может отличаться от определённого законом МРОТ, но только в большую сторону. Назначить региональный МРОТ меньше нельзя. В Москве МРОТ составляет 21371 рубль, в Московской области — 16300 рублей, в Санкт-Петербурге — 21500 рублей, в Ленинградской области 14250 рублей. Но в большинстве регионов он равняется 13890 рублям. Всё это — с 1 января 2022 года и до следующего повышения МРОТ.

16 марта 2022 года президент РФ Владимир Путин анонсировал повышение МРОТ. Вряд ли оно будет существенным, да и простым работягам это повышение вряд ли поможет. А вот тем, кто получает какие-либо социальные выплаты, зависящие от МРОТ, изменения могут немного помочь.

Чем отличается МРОТ от прожиточного минимума?

В экономических новостях, в законодательстве России и прочих источниках постоянно фигурируют слова «МРОТ» и «прожиточный минимум». На первый взгляд кажется, что эти понятия должны иметь взаимосвязь, часто их путают между собой. На самом деле между МРОТ и ПМ имеется разница, причем не только юридическая.

Прожиточный минимум — это совокупность необходимых гражданину ежемесячных трат, без которых невозможна его полноценная жизнедеятельность. Вот почему это значение выводится государством через определение стоимости потребительской корзины. В корзину включается рыночная стоимость всех безусловно необходимых продуктов (овощей, круп, предметов гигиены и так далее).

ПМ нужен, в первую очередь, для определения минимальной заработной платы, но не только: с помощью ПМ устанавливается размер выплат по пособиям, грантам, субсидиям и т.д. Это объясняет, почему МРОТ может быть меньше прожиточного минимума.

Определить понятие этого термина, а также основные цели его введения, помогает Федеральный Закон №134-ФЗ от 24.10.1997 г. — при установлении ПМ именно он выступает в качестве главного норматива. При этом каждым субъектом минимум для жизни устанавливается самостоятельно, и регламентируется порядок его определения Федеральным Законом №82-ФЗ от 19.06.2000 г.

В свою очередь, МРОТ расшифровывается как «минимальный размер оплаты труда». Уже из расшифровки можно понять, что функция МРОТ — это определение минимально возможных выплат работникам. Регламентируется «минималка» в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ.

Обратите внимание: согласно ст. 133.1 ТК РФ, каждый субъект Российской Федерации имеет право установить в своем регионе МРОТ большего размера, чем это установлено в рамках всей федерации. Закон находит себе применение в нынешних реалиях: так, например, по состоянию на 2021 год МРОТ в Мурманской области составляет 11163 рубля, а в субъекте Федерального Значения г. Москве — 18742 рублей.

Сумма минимальной оплаты труда складывается не только из величины оклада: учитываются все выплаты сотруднику в течение месяца, в том числе основная заработная плата, командировачные, премиальные, компенсационные деньги, доплаты и прочее.

Итак, в чем различие минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума:

  • ПМ определяет нижнюю планку необходимых каждому гражданину расходов. В эту сумму включаются не только траты на еду, но также на одежду, предметы гигиены и т.д.;
  • МРОТ, напротив, определяет нижнюю планку необходимых каждому гражданину доходов. Кроме того, при расчете МРОТ государство или субъект РФ должны включать также обязательные налоговые отчисления — НДФЛ, в Пенсионный Фонд и так далее — и это тоже сказывается на итоговом значении;
  • Кажется, будто соотношение между этими двумя показателями должно быть равным, но это не так: ПМ нужен для определения размера выплат по пособиям и субсидиям, МРОТ — для осуществления контроля над российскими работодателями.

В том случае, если сотрудник предприятия осуществляет свою трудовую деятельность за обычный оклад, без различных премий и надбавок, то в этом случае сумма заработной платы ни в коем случае не может быть меньше МРОТ.

В том случае, если сотрудник работает с фиксированным окладом, но при этом получает надбавки и премиальные, то сама заработная плата может быть размером меньше МРОТ. В противном случае, это считается противозаконным.

Если сотрудник узнает о том, что его зарплата меньше МРОТ, он вправе потребовать с предприятия выплаты материальной компенсации. Прежде всего, ему следует составить требование, которое и будет являться основным документом в случае судебных разбирательств.

Без этого речь о компенсации не может идти.

За нарушения законодательства предусматриваются санкции. Статья 5.27 Административного Кодекса предусматривает наказание в виде штрафа, размер которого – 5000 рублей (для должностных лиц). Для юридических лиц, предусмотрен штраф, который варьируется от 30 000 до 50 000 рублей. Более того, деятельность компании может быть остановлена сроком до 3 месяцев.

Следующий комментарий к статье 133.1 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 133.1 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Оно предусматривает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ в размере, превышающем уровень минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом.

В связи с внесением 20 апреля 2007 г. изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» ч. 3 ст. 2 данного Закона, регламентировавшая права субъектов РФ в данной сфере, утратила силу. Теперь эти вопросы регулируются ст. 133.1 ТК. Это не изменило принципиальной позиции законодателя, хотя комментируемая статья предусматривает несколько иной порядок реализации прав субъектов РФ в правовом регулировании данного вопроса. Если раньше такое право предоставлялось законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, которые принимали по этому вопросу соответствующие законы, то теперь минимальный размер заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

а) минимальная заработная плата в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;

б) минимальная заработная плата устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;

в) размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

2. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается для бюджетных организаций за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а для других работодателей — за счет их собственных средств.

3. Комментируемая статья подробно регламентирует порядок разработки проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и его заключения. Этот механизм практически аналогичен предусмотренному ст. ст. 47 и 48 ТК.

4. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии со ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6 — 8 комментируемой статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (Определение ВС РФ от 14 сентября 2012 г. N 34-КГ12-7).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]