Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка требований пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).
Виды проверок пожарной инспекцией
Пожарная инспекция, как и другие контролирующие органы, проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проводятся не чаще одного раза в три года. Вас должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до начала, прислав заказным письмом или иным способом копию распоряжения или приказа о проведении проверки.
Внеплановую проверку могут провести в любой момент, если:
- Нужно проконтролировать выполнение ранее выданного предписания.
- В инспекцию поступила информация о том, что на вашем предприятии нарушаются правила пожарной безопасности, есть угроза здоровью и жизни граждан.
- Есть соответствующее распоряжение Президента или Правительства Российской Федерации.
Сроки проведения проверок
Необходимо помнить, что общая продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Если проверка проводится в отношении малого предприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов в год.
Если проверка проводится в отношении микропредприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятнадцать часов в год.
В редких случаях, связанных с необходимостью проведения исследований, испытаний, экспертиз и расследований, срок проведения плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.
За что предусмотрена административная ответственность
Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:
- 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
- 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
- частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
- частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
- 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
- 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
- 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
- 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
- 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
- частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
- 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
- частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
- 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
- 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
- 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
- 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
- частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.
Права и обязанности проверяющих
Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:
-
запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;
-
беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);
-
использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
-
привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;
-
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:
-
осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;
-
отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.
При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:
-
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;
-
предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;
-
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;
-
по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.
Плановая и внеплановая проверка пожарной инспекцией
Проверка пожарной безопасности на предприятии осуществляется на основании приказа ГПН, подписанного начальством данного органа. Период проведения рейда — максимум 20 рабочих дней. Исключение составляют – особые ситуации, где требуется длительная экспертиза. Пожарная проверка организаций бывает плановая и внеплановая.
Плановые осуществляются согласно составленным графикам. Когда именно будет проводиться проверка противопожарной безопасности на предприятии можно посмотреть на сайте МЧС РФ. Публикация графиков происходит в январе. Плановый контроль может осуществляться исключительно лицом, прописанным в приказе. Если назначенное лицо по каким-либо причинам не может провести осмотр, то создается новый приказ. О дате проведении проверки сообщается заблаговременно (за 3 рабочих дня). В ходе осмотра объекта используется документ, в котором прописан определённый перечень вопросов, проверка проводится согласно этому списку. Такой подход позволяет уменьшить давление на бизнес и отследить работу ГПН.
Категории риска объекта
Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
- Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
- Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
- Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
- Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
- Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.
Что проверяют в ходе проверки
Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):
- условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
- полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
- наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
- общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
- также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
- наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.
Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации. В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:
- наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
- уровень защиты от коротких замыканий,
- системы вентиляции и отопления,
- соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.
Оформление результатов пожарных проверок
После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.
В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:
- протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
- бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
- объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
- предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
- рапорт на увеличение срока проведения проверки,
- документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
- иные бумаги, связанные с этим процессом.
Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.
Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.
Обязанности должностных лиц предприятия при проведении контрольных мероприятий
Собственник, руководитель и должностные лица, ответственные за противопожарное состояние компании, при осуществлении проверки обязаны выполнять ряд требований.
В их число входят:
- В ходе контрольных действий присутствовать на месте их проведения. Представлять интересы компании и объект осмотра может любое из заинтересованных лиц предприятия.
- В случае законных требований инспектирующего лица предоставлять всю возможную информацию об объекте. В это число могут входить сведения о пожарной опасности выпускаемых изделий.
- Предоставить инспектору возможность произвести полный осмотр всей территории и всех объектов организации.
Основные вопросы, проверяемые в ходе инспекции
Круг вопросов, затрагиваемых проверкой достаточно широк. В их число может войти любой аспект противопожарной безопасности, затрагивающий деятельность предприятия. Среди них:
1. В какой мере выполняются мероприятия по осуществлению требований пожарной безопасности.
2. Имеются ли на предприятии средства индивидуального спасения, в каком состоянии они находятся. Также изучается наличие и степень пригодности выходов и путей эвакуации.
3. Общее состояние сооружений предприятия, технологического оборудования, инфраструктуры. Изучается, насколько они соответствуют требованиям противопожарных норм и безопасны.
4. Оценивается подготовка персонала компании к действиям в случае пожара.
5. Насколько работоспособна система пожарной безопасности, ее наличие и насколько монтаж соответствует существующим нормам. В число защитных комплексов входят:
- системы автоматического пожаротушения;
- различное электрооборудование, связанное с обеспечением безопасности;
- огнезащитные приборы;
- системы оповещения, управления эвакуационными потоками, дымоудаления, АПС, вспомогательное электрооборудование противопожарного назначения;
- пожарные лестницы различного размещения, вещества, предназначенные для огнетушения, состав заполнения преград на пути распространения огня.
Эти вопросы в значительной мере затрагивают технические аспекты, проверяемые в ходе инспекции. Проверкой будет охвачено и направление, касающееся соблюдения норм Технического регламента. В нем изложены основные требования пожарной безопасности объектов.
Следует помнить, что если проверяемый объект был принят в эксплуатацию до 1.05.2009 года, то требования к нему будут отличаться от тех сооружений, что были сданы позже. В эту группу войдут и объекты, проектная документация которых была представлена на экспертизу до этого срока. Причиной тому является вступление в силу с 1.05.2009 года норм Технического регламента.
Для предприятий, относящихся к более ранней группе, в ходе проверки учитываются требования следующих документов:
- пакет законодательных актов, применявшихся до вступления в силу Технического регламента;
- статьи из Технического регламента №№ 64; 82 часть 1; 83 часть 7; 84 часть 12; 97 части 1.1 и 1.2;
- правила режима пожарной безопасности в РФ.
Для объектов, введенных в действие после принятия Технического регламента, за основу берутся следующие документы:
- все нормы Технического регламента, введенные в действие с 1.05.2009 года;
- действующие правила противопожарного режима на территории России.
Какие документы запросит инспектор?
Кроме учредительных документов инспектор, пришедший на предприятие с плановым контролем, должен запросить:
- приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность;
- инструкции о мерах безопасности и действиях во время пожара;
- приказ об отведении мест для курения;
- акты об обработке огнезащитным составом несущих конструкций и деревянных элементов здания;
- копии документов, подтверждающих прохождение обучения ответственного за ПБ по программе «Противопожарный минимум»;
- копии документов об обучении сотрудников охраны;
- журнал противопожарного инструктажа по всему предприятию;
- проектную документацию на систему сигнализации и дымоотведения;
- договор на техобслуживание сигнализации;
- журнал о проведении регламентных работ для каждого вида оборудования;
- журнал учета огнетушителей;
- акт проверки внутреннего водопровода;
- акт проверки огнезащитной обработки;
- договор на обслуживание системы вентиляции;
- акты проверки состояния кровли и заграждений на крыше;
- журналы отработки планов эвакуации;
- акт о замерах сопротивления изоляции электропроводов;
- документы, подтверждающие установку категорий пожарной безопасности складских и производственных помещений.
Основания для контрольных мероприятий
Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:
- Ввод в эксплуатацию новой постройки.
- Изменение класса пожарной безопасности.
- Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.
Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.
Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:
- Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
- Введение специального противопожарного режима.
- Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
- Завершение капитального ремонта.
- Поступление жалоб.
- Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.
Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.
Кто имеет право проводить проверки?
Проведением проверок занимается Отделы надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДПР) МЧС РФ. ОНД может проводить ревизии как планово, так и внепланово.
Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.
ОНДПР обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала.
Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.
Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся:
- истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
На каких основаниях могут проверить?
Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее — ГПН).
ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.
В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:
- ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки.
Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).
ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.
Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Что должен знать руководитель о проверках пожарной инспекции ?
Проверки инспектора МЧС могут быть плановыми и внеплановыми. Основанием для внеплановой проверки МЧС может стать истечение срока исполнения выданного ранее предписания МЧС, поступление в органы МЧС информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Арендаторы тоже отвечают
Говоря о нарушениях в сфере противопожарной безопасности, важно понимать, кто может являться субъектом ответственности, то есть лицом, которое можно оштрафовать или подвергнуть иным санкциям. Напомним, что по КоАП ответственность может наступать как для юрлица, так и для его должностных лиц. Но в случае с нарушением правил противопожарной безопасности есть еще один немаловажный момент, касающийся лица, подлежащего привлечению к ответственности.
Не секрет, что значительная часть помещений для ведения бизнеса не находится в собственности тех организаций, которые в них располагаются, а арендуется. В этой связи возникает логичный вопрос: кто должен отвечать за соблюдение мер противопожарной безопасности в таких зданиях. Ответ на этот вопрос четко прописан в законодательстве: ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, если иное прямо не установлено договором аренды.
Заметим, что, как правило, в договорах аренды указывается, что арендаторы отвечают за соблюдение пожарной безопасности внутри арендуемых помещений, тогда как забота о пожарной безопасности здания в целом лежит на собственнике. Поэтому даже если организация арендует помещение, ей, скорее всего, придется выполнять требования по противопожарному документальному оформлению.
От этого вывода перейдем к тем документам, которые могут потребовать проверяющие.