Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок прирезки земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы не гадать: удовлетворят вам или откажут в перераспределении земель из-за неизвестных вам ограничений, для Подмосковья запустили новый электронный сервис по предварительной проверке земельных участков. Он рассчитан на арендаторов, которые собираются оформить прирезку чужого земельного участка к основному.
Прирезать до максимума
Для подобных случаев в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) добавлена новая глава 5.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков». Право «прирезать» землю предоставлено всем гражданам РФ – владельцам участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 1, п/п 3).
Основных ограничений три. Во-первых, площадь земельного участка, который образуется после «прирезки», не должна превышать максимальный предел, установленный для данной территории и данного вида разрешённого использования земли. Такие нормативы содержатся в правилах землепользования и застройки для территории, в пределы которой попадает «перераспределяемый» участок. Их утверждают своим решением местные или муниципальные депутаты.
Если же такие правила утверждены не будут, предельные размеры земельных участков в конкретном муниципальном образовании прописаны в решениях местных депутатов. А если и такого решения нет (что едва ли возможно) – в региональном законе «О предельных размерах земельных участков».
Во-вторых, образованный земельный участок не должен выходить за границы населённых пунктов или муниципальных образований (ЗК РФ, ст. 11.9, п. 3).
И в-третьих, ничего «прирезать» к участку невозможно, до тех пор пока его собственные границы не будут точно определены и внесены в кадастр (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 9, п/п 10).
Как проверить земельный участок перед прирезкой
Сервис, позволяет гражданам узнать практически обо всех существующих ограничениях по использованию земельного участка заранее. Для этого:
- В разделе «Земля и стройка» на региональном портале госуслуг необходимо найти услугу — «Перераспределение земельных участков»;
- Выбрать муниципалитет и указать кадастровый номер или координаты интересующей вас территории.
- После этого станет доступна информация о том, не входит ли ваш земельный участок в лесную, охранную или приаэродромную зону, а также короткое резюме, к примеру: строительство на данной территории запрещено. Другими словами, вас уведомляют о возможных проблемах еще до того, как вы обратились за переводом участка в собственность.
Ждем, когда подобный сервис заработает по все России…
Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления. Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования. Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.
Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.
Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м. Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении. Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту. Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.
Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами. Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами. Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей. Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.
В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.
Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.
Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью. В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению. Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.
в) Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.
Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.
Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.
Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.
Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.
Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.
В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.
Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.
По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.
Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.
Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.
Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.
Практически никому не отказывают на моменте приема документов, поэтому важно отслеживать процесс работы регистратора и быть готовым предоставить дополнительные документы. Отказ возможен в следующих случаях:
- Сведения из заявления и документов не соответствуют;
- Нет письменного согласия третьих лиц, если перераспределение земли затрагивает их интересы;
- Присоединяемый участок изъят из оборота земель или ограничен;
- На участок объявлены торги;
- На участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие гражданам, государственным или муниципальным органам;
- Площадь участка больше основного на 10%;
- Присоединяемая земля подлежит самостоятельному формированию;
- В схеме расположения имеется хотя бы одно несоответствие.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков
Ст. 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении.
К заявлению о перераспределении земельных участков необходимо приложить копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на участок, принадлежащий заявителю (договоры купли-продажи, дарения и т. д., а также свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН), в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН; схему расположения земельного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя (если заявление подаётся представителем); заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 5 ст. 39.29 ЗК РФ).
Сколько соток можно присоединить к земельному участку
Многих людей интересует, сколько «лишних» соток земли можно оформить, согласно Закона? У многих, помимо участка, купленного когда-то давно по документам, оказались лишние сотки земли. Что с ними делать? Если владелец имеет, например, восемь соток земли, то в государственный реестр можно внести только те сотки. Излишки площади нужно регистрировать отдельно.
В июне 2019 года в Законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости» были внесены изменения, позволяющие оформлять в собственность излишки участка, если будет выяснено, что земля, которая используется фактически, превышает ту, которая была зафиксирована в ЕГРН. Свободно можно присоединить только до 10% участка. Если владелец захочет забрать себе соседний участок, то его нужно покупать или брать в аренду.
Увеличить площадь участка можно на основании Земельного кодекса и Правил землепользования и застройки. Территория участка для ведения садоводства не может быть меньше 6 соток, и больше 15 соток, а с учетом строительства от 3 до 25 соток.
Размеры минимальных и максимальных земельных участков установлены муниципальными нормативными документами. Если владелец имеет участок земли площадью 15 соток, официально оформленный, то дополнительно увеличить его невозможно.
Можно ли оформить излишки большего размера?
Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.
Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.
Прирезка земельного участка к основному 2022: что говорит закон?
Новый нормативный акт был принят в связи с наличием большого количества земель, которыми никто не пользуется. Соответственно, некоторые предприимчивые граждане старались расширить границы своих наделов за счет смежных участков. Но поскольку этот процесс происходил нелегально, государство лишалось части дохода в виде недополученных налогов. В итоге было решено узаконить процедуру.
Правда, существуют ограничения. К участку разрешается прирезать не больше 10% площади муниципальных земель. Эта земля не должна являться частной собственностью или находиться под обременением. Также региональным властям предоставлено право устанавливать дополнительные условия. Узаконивание прирезки считается выполненным только после официальной регистрации в Росреестре.
Присоединить дополнительные сотки к своему участку может исключительно собственник. У арендаторов участков, а также лиц, владеющих наделом на правах безвозмездного пользования, такой возможности нет
Можно ли оформить излишки большего размера?
Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.
Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.
Что такое «прирезка», законодательная база
Прирезка – это самовольное присоединение к имеющемуся участку части наделов, расположенных поблизости. Владелец перемещает установленные границы, таким образом, увеличивая общую площадь своего основного надела. Зачастую люди делают это самовольно, поэтому законодательству пришлось создать специальные нормативные акты, способные регламентировать данную процедуру.
Земельный кодекс пережил ряд поправок, которые 1 марта 2015 года обрели необходимую законную силу.
Новый ЗК РФ имеет дополнительную главу, где подробно описан процесс прирезки и последующее оформление наделов, приобретенных ранее самовольным путем, это глава V4.
Ее наименование «Порядок перераспределения» как раз касается возможности прирезать дополнительные сотки к своей существующей территории. Гражданам потребуется статья 29.29.
Стоимость легализации прирезки регулируется ст. 39,28 Земельного Кодекса. В ряде случаев прирезку оформляют бесплатно. Это касается зданий и сооружений, принадлежащих:
- гражданам, которые уже использовали участок в течение 5 лет согласно предоставленным разрешениям;
- религиозным организациям;
- многодетным гражданам;
- отдельным категориям физических лиц, если это предусмотрено законами РФ.
Процедура оформления новых границ занимает около двух месяцев. Но если выдаются отказы из-за неправильно оформленных документов, этот срок увеличится на полгода.
Расходы по узакониванию земли устанавливаются местными властями и зависят от региона расположения участка. При подсчете стоимости оформления учитываются:
- кадастровая стоимость основного участка;
- общая площадь новой территории;
- плата за присоединение прирезки.
Внимание: оплата за узаконивание земли проводится разово. Выплаты в рассрочку не допускаются.
Чаще всего плата за присоединение составляет около 15% стоимости основного участка. Но эта сумма будет увеличена из-за оплаты услуг кадастрового инженера.
Как расчитать стоимость при перераспределении земельных участков 2022 года
- Sобр..уч. — площадь участка, образуемого в результате перераспределения
- С вопросом определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:
- размер платы составит 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения (пункт 3 Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.),
- размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308). Порядок оформления «прирезок» Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом.
Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями.В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Порядок проведения прирезки земельного участка и стоимость оформления Внимание Земельного кодекса РФ).
Итак, как видите, прирезку можно оформить далеко не во всех случаях
Как правило, это возможно лишь тогда, когда спорный (прирезаемый) участок не представляет интереса для администрации, если он находится в тупике (например, как на рисунке выше) или же если прирезка делается в целях спрямления границы Вашего участка.
Законом установлено, что для оформления прирезки необходима, в частности, схема. Однако, кто ее должен составлять? Если это сделает сам гражданин, не будучи специалистом в землеустройстве и не имея необходимого оборудования и приспособлений, то, скорее всего, схема будет выполнена неточно (за исключением уж совсем очевидных случаев). Поэтому, скорее всего, придется обратиться к кадастровым инженерам, которые и сделают соответствующий межевой план. Для администрации такой план будет более весомым аргументом по сравнению со схемой, выполненной неспециалистом, к тому же, имеющим заинтересованность. Тогда как кадастровый инженер — лицо нейтральное, поэтому доверия к его плану будет больше. Кстати, он же может, при составлении межевого плана, учесть большинство деталей, СНиПов и иных требований и нормативов к расположению новой границы земельного участка. Возможно, он сможет дать некоторые полезные советы (но не все, как показывает практика).
Вместе с тем, обращение к кадастровому инженеру далеко не всегда является застрахует от неприятностей. Например, под землей может проходить газопровод или водопровод. В судебной практике были случаи, когда человек покупал участок. Администрация была, разумеется, в курсе. Но когда он (через несколько лет) начинал там строительство, то вдруг получал претензию на предмет того, чтобы немедленно и за свой счет снести свои постройки. Так как, «оказывается», под землей в том месте проходит газопровод высокого давления. Соответственно, зона около него является охранной и не подлежит застройке (т.е. нельзя ставить никакую недвижимость… даже туалет; даже забор!). И кто виноват в такой ситуации?
Землевладелец, естественно, ничего не знал об этом и действовал как добропорядочный приобретатель. Однако, суды указывали, что вне зависимости от порядочности приобретателя, он не имел права возводить постройки непосредственно над трубой газопровода. Тот факт, что при покупке участка он не знал о его наличии, не дает ему прав нарушать его охранную зону. Ну, а с администрацией, как всегда, все еще проще. Она может заявить, что, мол, не знала о том, что участок приобретается для капитального строительства (а может тот, кто его купил, будет там цветы сажать или сделает зону отдыха). И что она не несет ответственности за сделки между владельцами участков. Или что-нибудь подобное. Что же касается продавца участка — он, понятное дело, не обязан вникать в такие тонкости. Это вот при продаже автомобиля, жилого здания — продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках, неисправностях. Тогда как наличие газопровода, согласно законодательству, недостатком не является (ну, не предусмотрено такого недостатка ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах). Нет в законе таких норм, из которых следовало бы, что наличие сетей коммуникаций, газопроводов, электрических сетей и т.п. является недостатком земельного участка (за исключением, разве что, электрических сетей высокого напряжения выше 35 кВ — но там ни один нормальный человек сам не будет покупать участок). Поэтому продавец, в общем-то, необязан сообщать покупателю о скрытых сетях коммуникации, проходящих по его участку или под землей. Вместе с тем, покупатель может, конечно, оргументировать свои претензии к продавцу (и только к нему), что, мол, наличие сервитута, обусловленного прохождением газопровода или чего аналогичного, является существенным фактором, снижающим стоимость земельного участка. Поэтому в подобных случаях можно вести речь о выплате компенсации покупателю со стороны продавца. Однако, суды подходят к подобным делам по-разному, да и мало таких дел на практике.
Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов
Присоединение земельного участка к основному без торгов официально именуется прирезкой. Ранее аналогичные операции не могли осуществляться в законном порядке, однако, многие граждане не чурались охватывать дополнительные территории благодаря перестановке ограждений. Спустя некоторое время незаконно присоединённых участков стало настолько много, что компетентные инстанции приняли решение об изменении законодательства.
- максимальный размер территории не может быть превышен не при каких обстоятельствах – другими словами, новообразованный земельный надел не может иметь параметры больше тех, которые регламентируются земельным законодательством;
- новый участок должен в обязательном порядке находится в пределах одного города или области согласно статье 11.9 Земельного Кодекса РФ;
- официальный процесс может осуществляться только в тех ситуациях, когда первоначальный участок имеет конкретные границы, а вся актуальная информация об этом была ранее внесена в единый кадастровый реестр.
27 Июн 2020 stopurist 1930
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Ввод дома в эксплуатацию индивидуального дома
- Пенсия С Льготным Социальноэкономическим Статусом
- Как проверить в залоге авто или нет