Лекция «Налогообложение физических лиц»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция «Налогообложение физических лиц»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенная на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Читайте также:  Законы об ИЖС в 2022: что изменилось

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Глава 2. Порядок признания доходов.

2.1. Общие положения.

Нормы главы 25 НК РФ предусматривают два различных порядка признания доходов в зависимости от метода определения даты получения дохода (осуществления расхода). К таким методам относятся:

– метод начисления (ст. 271 НК РФ);

– кассовый метод (ст. 273 НК РФ).

Метод начисления является основным методом определения доходов (расходов), поскольку каких-либо ограничений для его применения действующее законодательство о налогах и сборах не устанавливает. Иначе говоря, порядок определения даты получения дохода (осуществления расхода) по методу начисления можно назвать основным, общим методом определения доходов (расходов).

Более того, для многих налогоплательщиков метод начисления является обязательным к применению, поскольку они лишены права выбора метода определения даты получения дохода (осуществления расхода) в связи с наличием законодательно установленных ограничений на применение кассового метода. Так, в соответствии с пунктом 1 и пунктом 4 статьи 273 НК РФ правом на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу не обладают следующие налогоплательщики:

1) банки;

2) иные организации (кроме банков), если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки без учета налога на добавленную стоимость превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал;

3) участники договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества.

При этом, согласно пункту 4 статьи 273 НК РФ если налогоплательщик, определяющий доходы и расходы по кассовому методу, в течение налогового периода превысил указанный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Если налогоплательщик, определяющий доходы и расходы по кассовому методу, заключил договор доверительного управления имуществом или договор простого товарищества, то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.

Применение кассового метода организациями является правом, а не обязанностью организации.

Наличие двух установленных законодательством методов определения даты получения доходов (осуществления расходов) предопределяет существование двух различных порядков признания доходов – для метода начисления и кассового метода соответственно.

2.2. Признание доходов при применении метода начисления.

2.2.1.

Общие положения.

Системный анализ норм главы 25 НК РФ, регулирующих порядок признания доходов по методу начисления, позволяет выделить два этапа (стадии) признания и учета доходов:

Первый этап заключается в определении доходов, соответствующих требованиям статьи 41 и статьи 248 НК РФ. В рамках данного этапа налогоплательщиком устанавливается состав доходов, подлежащих налогообложению. Иными словами, плательщиком налога решается вопрос о том, какие доходы подлежат учету в целях налогообложения.

На втором этапе налогоплательщиком решается вопрос с моментом признания доходов, то есть определяется дата (отчетный, налоговый период) признания доходов, установленная для целей исчисления налога на прибыль. Другими словами, вторая стадия заключается в решении вопроса, когда (в каком отчетном (налоговом) периоде) признаются выявленные доходы. Данный этап реализуется в порядке, предусмотренном статьей 271 НК РФ.

Анализ указанной нормы позволяет выделить общий порядок признания налоговых доходов и два специальных, которые установлены в отношении признания доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и признания доходов по производствам с длительным технологическим циклом.

2.2.2.

Принципы признания доходов при методе начисления.

Как указывалось выше, на этапе признания и учета доходов определяется дата (отчетный (налоговый) период) признания доходов. От указанного момента и периода признания доходов зависит правильность и своевременность учета суммы доходов при исчислении налога.

В пункте 1 статьи 271 НК РФ закреплено основополагающее правило, общий принцип признания доходов для целей налогообложения. Анализ указанного положения позволяет говорить, что доходы признаются таковыми:

• в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место;

• независимо от времени фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Указанный порядок согласуется с порядком признания доходов, предусмотренным нормами законодательства о бухгалтерском учете (раздел IV Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).

Вместе с тем нормы главы 25 НК РФ не устанавливают необходимые для признания доходов для целей налогообложения условия, то есть условия, при которых доход признается (становится таковым).

В ПБУ 9/99 перечислены условия признания доходов. Согласно пунктам 12, 15 и 16 ПБУ 9/99 доходы признаются, то есть становятся таковыми, в бухгалтерском учете при условии (наряду с условиями законности и обоснованности дохода и возможности его оценки) наличия уверенности в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. При этом уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.

Использование указанных условий признания дохода для целей бухгалтерского учета, в условиях отсутствия условий для признания доходов в налоговом законодательстве, по нашему мнению, допустимо и для целей налогообложения (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Такой подход к признанию дохода в целях налогообложения, на наш взгляд, также согласуется с принципом системности права, вытекающего из норм статьи 11 НК РФ, согласно которому все отрасли законодательства тесно связаны между собой и представляют собой единую систему гармонизированных между собой правовых норм. Это согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда РФ о необходимости гармонизации норм различных отраслей законодательства, высказанной в ряде судебных решений.

Иначе говоря, считаем, что в целях налогообложения доход как увеличение экономической выгоды, полученной на каком-либо законном основании и подлежащей оценке, признается, то есть становиться таковым, в случае (в момент) появления (наличия) уверенности в том, что в результате хозяйственной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность может возникать, к примеру, в момент исполнения организацией – налогоплательщиком своих обязанностей (обязательств) по договору, то есть в момент, когда у налогоплательщика возникает право на получение оплаты (получение дохода, увеличение экономических выгод). Исходя из уверенности в увеличении экономической выгоды, доход подлежит признанию и, соответственно, подлежит определению отчетный (налоговый) период, к которому он относится.

К сведению!

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. № 278-О порядок признания доходов при методе начисления, установленный статьей 271 НК РФ, является способом ведения учета результатов финансовой деятельности организации, при котором доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). При таком методе расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, также признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок, и также независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (ст. 272 НК РФ).

Использование указанного порядка при исчислении авансовых платежей направлено на обеспечение своевременной и полной уплаты в бюджет налога на прибыль организаций и по сути своей не нарушает право собственности организаций.

2.2.3.

«Доходы» и «расходы»: почему так важно определить эти понятия

Практически все налогооблагаемые базы (по различным видам налогов) в соответствии с действующим российским законодательством представляют собой результат оценки доходов и расходов. Налогом на добавленную стоимость облагается выручка от реализации товаров (работ, услуг) — основного вида доходов коммерческих организаций; базой обложения налогом на прибыль выступает финансовый результат, исчисляемый как разница между величинами оценки в налоговом учете доходов и расходов фирмы; налогом на имущество облагаются величины капитализированных расходов компаний на приобретение основных средств; название «налог на доходы физических лиц» говорит в данном случае само за себя, так же, как и «налог на вмененный доход» и т. д. и т. п.

Читайте также:  Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников

Однако, фиксируя доходы и расходы фирмы в налоговом учете, оценивая их и определяя то, какая их часть влияет на базы обложения конкретными налогами, мы довольно часто сталкиваемся со сложностями в трактовке норм налогового законодательства. В первую очередь это касается предписаний НК РФ. Разобраться с указанными сложностями становится легче, если в соответствующих ситуациях мы исходим из общих правил определения доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемых баз по конкретным налогам, которые устанавливаются НК РФ. Эти правила базируются на двух важнейших принципах налогового законодательства:

  • самостоятельность налогового законодательства по отношению к другим его (законодательства) отраслям;
  • приоритет предписаний специальных глав части второй НК РФ при определении порядка исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов.

Доходы, не подлежащие налогообложению

Обычаи делового оборота допускают самые разнообразные формы экономической деятельности, и порой бывает непросто определить, возникает ли у компании налогооблагаемый доход при совершении той или иной хозяйственной операции. Рассмотрим некоторые ситуации подробнее.

Например, неуплаченная сумма процентов в целях налогообложения прибыли не рассматривается у заемщика в качестве дохода, поскольку, по мнению налоговых органов, гл. 25 НК РФ не дает оценки экономической выгоды за пользование беспроцентным займом (Письмо ФНС России от 13 января 2005 г. N 02-1-08/5@). Аналогичная точка зрения изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 6 октября 2006 г. N 20-12/89193: гл. 25 НК РФ не рассматривает материальную выгоду от экономии на процентах, применяемых за пользование заемными денежными средствами (начиная с нулевой ставки годовых), как доход, облагаемый налогом на прибыль .

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Общая характеристика налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.

Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.

Объект налогообложения и налоговая база по налогу на прибыль организаций. Классификация доходов и расходов

Как и в случае многих других налогов, название «налог на прибыль» содержит указание на объект налогообложения. Объектом обложения по рассматриваемому налогу является прибыль, полученная организацией. Важно знать, что прибыль для целей налогообложения определяется иначе, чем бухгалтерская прибыль организации. Вследствие этого в организациях существует две системы учета прибыли: бухгалтерский учет прибыли и налоговый учет прибыли, правила которого содержатся в ст. 313-333 НК РФ.

Порядок определения налогооблагаемой прибыли различается у разных организаций и завит от их налоговой юрисдикции. Так, для российских организаций прибыль — это доходы за вычетом произведенных расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль определяется как разница между полученными через постоянные представительства доходами и произведенными постоянными представительствами расходами. Объектом налогообложения для иных иностранных организаций, у которых нет постоянных представительств в России, выступают доходы, полученные от источников в РФ. А для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков объектом налогообложения выступает часть совокупной прибыли участников консолидированной группы, приходящаяся на данного участника. При определении объекта налогообложения следует учитывать положения ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Если в процессе хозяйственной деятельности организация получила доходы в натуральной форме, то их стоимость определяется исходя из цены сделки. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБР.

II. Основные проблемы учета, группировки и классификации расходов в целях налогообложения

Можно без сомнения утверждать, что, как бы ни были хорошо сформулированы нормы главы 25 НК РФ, проблемы с ее практическим применением все равно бы возникали. Это связано и с неограниченным многообразием видов деятельности и хозяйственных операций, и с особенностями русского языка, допускающего различный смысловой оттенок и даже смысл одних и тех же слов.

Но все это, конечно, не должно давать законодателю повода не стремиться к максимальной точности и ясности законодательства, что не раз подчеркивал и Конституционный суд РФ в своих решениях. К сожалению, глава 25 НК РФ представляет собой очередной пример недостаточно тщательной проработки. В данном разделе мы, конечно, не станем давать рекомендации законодателю, а займемся теми проблемами, которые вызваны несогласованностью норм главы 25 НК РФ и отказом от устоявшихся ранее правил. Несмотря на то, что глава 25 НК РФ далека от идеала, она действует, и на основе ее текста приходится принимать конкретные решения, от которых во многом зависят налоговые обязательства организаций.

Наибольшее количество проблем, связанных с налогом на прибыль, по вполне понятным соображениям всегда вызывает учет расходов. За время действия главы 25 НК РФ в отношении учета расходов сформировалось несколько принципиальных, общих вопросов, на которые законодательство не дает конкретного ответа. Можно сказать, что это фундаментальные, системообразующие проблемы, решения которых требует большинство конкретных ситуаций с расходами налогоплательщиков. Безусловно, ответы на них должны быть четко сформулированы в Кодексе, но до тех пор, пока этого не произойдет, нам, налоговым консультантам, бухгалтерам и аудиторам, придется решать эти проблемы самостоятельно, фактически читая Кодекс между строк.

Следует подчеркнуть, что по объективным причинам все изложенное в этом разделе является личной позицией автора. Она может совпадать или не совпадать с позицией МНС РФ и независимых специалистов, но остается, в то же время, лишь личной позицией. Данные проблемы специалистами, как правило, в системном плане не анализировались, и ответы на эти вопросы не определены законодательно. Будем надеяться, что в дальнейшем эти недостатки главы 25 НК РФ будут устранены.

Итак, выделим три основные проблемы по учету, группировке и классификации расходов.

Налоговая база для доходов в натуральной форме определяется исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. Возникает вопрос: в чем суть «аналогичности» применения статьи 40 НК? Конституционный Суд указал, что при получении дохода в натуральной форме (ст. 211 НК) налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из их цен, причем в соответствии со статьей 40 предполагается, что такая цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное (Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 162-О). Таким образом, ни о какой презумпции примата рыночной цены, определяемой в соответствии с п. п. 4 — 11 статьи 40 НК, над ценой сделки речи не идет. Представляется, что неопределенность фразы «в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ» должна разрешаться на основании двух принципов налогового права — о толковании неопределенности налоговых законов в пользу налогоплательщика и обязанности каждого платить налоги. В случае если стороны указали цену сделки, то статья 40 НК должна применяться в полном объеме, т.е. база должна определяться «в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ» и налоговые органы могут применять пункты 4 — 11 ст. 40 НК только в случаях, предусмотренных в пункте 2 указанной статьи, так как никакой ясности в том, что понимать под аналогичностью применения, в Налоговом кодексе не содержится. Если же стороны не указали цену сделки, то сам налогоплательщик обязан применить пункты 4 — 11 ст. 40, так как иначе будет нарушен принцип об обязанности каждого уплачивать налоги. При этом налоговые органы не связаны пунктом 2 статьи 40 НК в целях соблюдения данного принципа. Можно отметить, что судебная практика идет именно по этому пути (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006, 11.01.2007 N 09АП-17578/2006-АК по делу N А40-50490/06-20-217; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2004 N А56-25645/03).

Читайте также:  КАК ИСПРАВИТЬ РЕЕСТРОВУЮ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКУЮ ОШИБКУ

Представим, что между физическими лицами заключен договор купли-продажи. После исполнения договора возникает вопрос: какая из сторон получила доход? Оба контрагента получили имущество, его стоимость может быть определена. С точки зрения покупателя, может ставиться вопрос о получении дохода в натуральной форме (с учетом его открытого перечня).

В соответствии со статьей 209 НК объектом налогообложения признается получение дохода налогоплательщиком. Однако статья 223 НК фактически заменяет объект, указанный в статье 209 НК. В соответствии с ней объектом налогообложения является:

выплата дохода, в том числе перечисление дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, — при получении доходов в денежной форме;

передача доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;

уплата налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретение товаров (работ, услуг), приобретение ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды;

наступление последнего дня месяца, за который доход начислен, — для доходов в виде оплаты труда.

Статья 210 НК дополняет объект налогообложения указанием на то, что им являются не только юридические факты, перечисленные выше, но и возникновение права распоряжения на доход.

На основании вышеизложенного можно было бы сделать вывод, что доход возникает только при передаче имущества, включая денежные средства, от одного лица другому лицу и что изменение курса валюты или стоимости оценки имущества сами по себе не могут привести к возникновению облагаемого дохода. Однако что понимать под передачей дохода в натуральной форме, остается совершенно неясным, особенно принимая во внимание пункт 19 статьи 217 НК, которая освобождает от налогообложения доход в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или имущественной доли в уставном капитале, возникший в результате переоценки основных средств, т.е. при обстоятельствах, не предполагающих получение акций и долей физическим лицом от другого лица.

Понимание того, в результате каких операций доход считается полученным, невозможно без уяснения сущности самого дохода.

Себестоимость и непроизводственные расходы

Чтобы определить операционную прибыль, нужно от общей суммы выручки сначала отминусовать себестоимость товаров или услуг. Для этого нужно четко разделять, какие траты относятся к себестоимости. Это отражается в нормативно-правовых документах:

  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
  • ст. 248, 252 НК РФ и др.

К себестоимости, по общим правилам, относят:

  • заработную плату для персонала;
  • взносы в страховые фонды;
  • затраты на сырье, комплектующие, материалы и т.п.;
  • амортизацию оборудования;
  • коммунальные платежи;
  • плату по аренде и др.

Непроизводственные расходы являются частью себестоимости. Это те траты, которые приходится совершать для реализации уже произведенной продукции:

  • стоимость тары, упаковки, фасовки;
  • затраты на хранение на складе;
  • расходы по транспортировке товаров;
  • уплата за погрузку-разгрузку;
  • комиссионные, выплачиваемые организациям, занимающимся сбытом;
  • рекламные инвестиции;
  • административные траты и др.

Доходы, облагаемые налогом на прибыль

Что относится к доходам организации? Этот вопрос раскрыт в НК РФ в статьях 249 (доходы, связанные с реализацией), 250 (внереализационные доходы), 251 (доходы, не подлежащие налогообложению).

Доходы, подлежащие налогообложению:

  • от реализации (выручка от реализации).
  • внереализационные (все остальные доходы). Перечень этих доходов велик, лучше прочитать их в оригинале, то есть в налоговом кодексе.

Доходы, не подлежащие налогообложению

Их также перечислено достаточное количество в ст.251, наиболее распространенные:

  • доходы в виде имущества, имущественных прав, полученных в виде аванса, залога, задатка
  • доходы в виде имущества, полученного безвозмездно от:
    а) организации, доля в уставном капитале которой у получателя дохода более 50%,
    б) организации, которая имеет долю в уставном капитале получателя более 50%,
    в) физического лица, если это лицо имеет долю в уставном капитале получателя более 50%.
  • НДС, предъявляемая покупателям.

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Поквартальная уплата авансов

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]