Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Указ Синода о раскрытии тайны исповеди. Полный текст.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство различает несколько разновидностей тайн, среди которых — врачебная, служебная, коммерческая, адвокатская и пр. Одной из наиболее таинственных и непонятных, с позиции правового регулирования, остается тайна исповеди.
Что такое тайна исповеди
Тайна исповеди представляет собой охраняемое нормами закона религиозное таинство. Такая тайна служит гарантией свободы вероисповедания. Исповедью в христианстве называется покаяние в грехах перед священником — в данной ситуации он выступает представителем Бога на земле.
Главным условием таинства является то, что священник или монах не станут распространяться о совершенных правонарушениях, даже если они считаются преступлением. Священник вправе только направить человека на путь исправления.
Действующее законодательство не содержит понятия «семейная тайна», однако, используя подход, предусмотренный ст. 139 ГК РФ, семейная тайна — это определенная информация. Руководствуясь ст. 2 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 N 24-ФЗ, можно дать следующее определение: семейная тайна — это сведения о лицах, фактах, событиях, существующих в сфере отношений, регулируемых семейным правом.
Семейную тайну составляют следующие сведения: тайна усыновления, тайна частной жизни супругов, личные неимущественные и имущественные отношения, существующие между супругами, и т.д.
Предметом семейной тайны могут быть сведения: о фактах биографии лица; о состоянии его здоровья; об имущественном положении; о роде занятий и совершенных поступках; о взглядах, оценках, убеждениях; об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.
Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом РФ.
Право на любую, кроме усыновления, семейную тайну принадлежит совместно тем членам семьи, интересы которых она затрагивает. Исходя из того, что эти сведения никому, кроме них, не известны, они являются субъектами, обязанными хранить семейную тайну. Законодатель не дает определения семьи. Из анализа норм семейного законодательства можно сделать вывод о том, что семья — это определенная группа лиц, по общему правилу родственников, основанная на браке, родстве, свойстве, как правило, совместном проживании и ведении совместного хозяйства, образующая естественную среду для благополучного существования всех ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода.
Субъектом права на семейную тайну и соответственно обязанности по ее сохранности является неопределенный круг лиц, связанных между собой отношениями родства, свойства, супружества. Следует прийти к выводу о том, что в отношении данного личного неимущественного блага невозможно употребление категории «член семьи», содержащейся в жилищном законодательстве, так как семейная тайна может быть известна не только гражданам, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство.
Законодательно не урегулирован вопрос о необходимости сохранности семейной тайны, если она затрагивает интересы нескольких членов семьи, мнения которых на счет сохранения семейной тайны расходятся.
В Советском Союзе одним из наиболее постыдных и скрываемых считался факт судимости «по политическим причинам» — за это не только презирали, но и могли, скажем, уволить с работы.
«Скользкой» является и тема разводов — так, в семье Бориса Ельцина строгое табу было наложено даже на упоминание о первом неудачном замужестве младшей дочери экс-президента России (бывшего ее мужа не только напрочь «вычеркнули» из президентской семьи, но и вынудили отказаться от собственного сына).
Казалось бы, время тайн миновало. Папарацци и дотошные журналисты охотятся за самыми интимными подробностями жизни знаменитостей, а затем «желтая пресса» предает их всенародной огласке. А уж для телевидения, похоже, совсем не осталось запретных тем. Однако в рамках обычной семьи тайна по-прежнему остается тайной. С течением временем меняются лишь сюжеты, но само понятие «семейный секрет» не исчезает.
В качестве личной обязанности бывших супругов следует выделить, не предусмотренную действующим семейным законодательством обязанность хранить семейную тайну.
Семейная тайна является разновидностью личной тайны, право на семейную тайну получило закрепление в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. К личным тайнам относятся не только тайна семейных, но и тайна иных интимных взаимоотношений, тайна общения, тайна творчества, тайна дневников и т.д. Следует отметить, что личная тайна не означает, что сведения доступны только одному лицу, в некоторых случаях, например, при интимных взаимоотношениях, сведения доступны двум близким людям. Сведения, ставшие доступными при этих взаимоотношениях, относятся к личной тайне и в некотором роде напоминают вещь, принадлежащую на праве общей собственности. М.Н. Малеина пишет, что семейная тайна включает любые сведения о частной жизни в семье ее членов. А. М. Эрделевский справедливо указывает, что личная и семейная тайна подлежат защите путем компенсации причиненного морального вреда. Также предусмотрено уголовное наказание за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ст. 136 УК РФ).
В США право на защиту личной жизни занимает центральное место в системе неимущественных прав супругов. Супруги обязаны сохранять и не разглашать семейные тайны, к которым относятся: интимные отношения супругов, физические особенности супругов, о которых можно было узнать только из семейных отношений. Супруги сами определяют круг сведений и ту информацию, которую они желают отнести к семейной тайне. Представляется, что данный опыт будет полезен для отечественного законодателя, которому следует закрепить возможность установить объем семейной тайны в брачном договоре. Охрана личной жизни поддерживается всеми правовыми документами: нормами международного права, Конституцией РФ, уголовным, гражданским, специализированным законодательством.
На международном уровне, помимо основных соглашений, в которых закреплены гарантии защиты персональных данных (Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 12), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 17), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 8), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека), действуют и специализированные соглашения, более подробно регулирующие данную сферу общественных отношений. Среди них — Директива Европейского Парламента и Совета Европы 95/46/EC «О защите личности в отношениях обработки персональных данных и свободном обращении этих данных» и Директива Европейского Парламента и Совета Европы 2002/58/EC от 12 июля 2002 г. Обе Директивы касаются защиты персональных данных и защиты личных данных в электронном коммуникационном секторе, регламентируют использование персональных данных и предусматривают гарантии неприкосновенности частной жизни в сфере телекоммуникаций. Перечислим основные случаи прайвэси (от англ. privacy — уединение, тайна, секретность, интимность), которые охраняются законом. Их необходимо знать любому журналисту, особенно когда в ходе его работы затрагивается частная жизнь людей. Ведь посягательство на нее грозит юридической ответственностью, которую мы проиллюстрируем на примерах. Итак, каждый человек имеет право на:
1 Неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (ст. 23, 24 Конституции РФ; ст. 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»; ст. 137 УК РФ).
Конституция РФ гласит: «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Кодекс этики журналистов (пункт 3) также подчеркивает: журналист должен признавать и уважать право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы — за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию, оговорена законом.
Нормы ответственности.
Как правильно подготовится к исповеди перед причастием
Исповедь перед причастием в храме, у всех вызывает необыкновенное волнение. Особенно если это первое покаяние. Нужно оставить переживания: обитель Божья — это не место для осуждения. Наоборот, поговорив с батюшкой, рассказав ему о своих тягостях, облегчится душа, мир откроет свои объятия и уйдёт негативная энергия. Как же правильно подготовиться к исповеди? Существуют некоторые каноны, которых нужно придерживаться на тайной исповеди в храме:
- Нет необходимости восстанавливать все до единого греха, в мельчайших деталях. Священнослужители полагают, что люди пытаются таким способом искать вину третьих лиц. Ведь легче обвинить окружающих, снимая с себя ответственность в содеянном проступке.
- В ходе таинства исповеди лучше охарактеризовать совершенные грехи единым названием. Например: я богохульничал, злился, украл, ненавидел и так далее.
- В церковь необходимо прийти к началу службы, чтобы послушать вместе со всеми общие молитвы, которые батюшка читает до начала исповеди.
- Во время таинства исповеди перед причастием надо приблизиться к священнику, окрестить себя и поцеловать распятие и Евангелие. Затем перечислить грехи. Потом батюшка с молитвой даст разрешение на причащение. Нужно быть готовым к отказу, это усмирит страсти прихожанина. Не стоит роптать, а принять со смирением.
Как проходит исповедь в церкви
Чтобы правильно подготовиться к исповеди важно иметь представление о том, как проходит Таинство в храме.
Исповедь, обычно совершается с утра, перед Божественной Литургией, вечером во время службы и после. В особых случаях, возможно, попросить духовника о другом времени аудиенции. Перед ритуалом таинства исповеди священник произносит общую молитву, где в определённом месте, прихожанин говорит вслух своё имя. Необходимо пройти в церкви к возвышенности в виде столика-аналоя. В этом месте встают прихожане в очередь, желая произнести покаянные слова. Во время ожидания своей исповеди, надо произносить мысленно молитвы, вспоминая личные грехи.
Есть много печатных изданий, в которых рассказывается о правильной готовке к таинству, там же есть перечень грехов людских. Подобные брошюры можно почитать, но не брать их как руководство к действию. Ведь у каждого свои грехи, нужно поступать, как велит совесть. В противном случае это не принесёт пользы. Если есть потребность в духовной помощи для исповедования, можно изучить опыт, советы преподобных старцев или известных в миру священников. Однако нужно помнить, что исповедь идёт Живому Господу. Он незримо присутствует в таинстве, а архиерей является свидетелем (об этом говорится в молитве), с помощью которого Бог оставляет грехи прихожанина.
Рассказать батюшке надо всю правду, ничего не тая. Стеснение необходимо отбросить, ведь священник как доктор, только врач лечит тело, а батюшка душу человеческую. На все вопросы нужно отвечать чётко без заминок. Главное что стоит запомнить, вся информация останется тайной, которую будет знать только священнослужитель. Если христианин искренне раскаивается в своих проступках, ему прощается всё безвозвратно.
Верующие, которые идут на исповедь перед причастием в первый раз нервничают думая, как всё пройдёт. Православные храмы практикуют общую исповедь. Посещать их может любой христианин, также беседовать единолично с батюшкой. На всеобщих ритуалах архиерей имеет право отпускать грехи прихожанам, пришедшим на таинство. Он начинает перечислять прегрешения и грехи, какие часто случаются с людьми. Данное действие позволяет освежить память и выйти наружу давно забытым неблаговидным мыслям и поступкам.
После окончания исповеди, человек наклоняет голову, а батюшка покрывает его нижней частью своего облачения — епитрахилью и произносит разрешающую молитву. В завершение нужно прикоснуться губами к кресту, Евангелию, священнослужитель благословляет крестным знамением. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедальные дни в храмах желательно уточнить за несколько дней до предполагаемого таинства. Каждый верующий христианин должен помнить такие детали:
- Ритуал покаяния проводится в церкви совершенно бесплатно. Можно сделать добровольное пожертвование на нужды прихода, если оно идёт от чистого сердца.
- Исповедь не обязанность, человек решает сам пойти или нет на таинство.
- Принуждение со стороны мирян или священнослужителей запрещается. Любое насилие идёт вразрез с православной верой.
Архимандрит Василий (Бакояннис) «Что такое исповедь и как к ней приготовиться?»
Тот, кто уже несколько лет не причащался или, кто причащается только два-три раза в году, должен прежде причастия исповедаться у духовника. Однако должен ли каждый раз непременно исповедоваться перед причастием тот, кто часто причащается, например, каждое воскресенье и не отягощён тяжёлыми грехами?
Вы знаете, что первые христиане каждое воскресенье перед литургией во всеуслышание исповедовали свои повседневные грехи, «дабы чиста была жертва» их. Чтобы чистым было тело Церкви, которая посредством иерея будет приносить жертву, и чтобы самим быть чистыми для приобщения Пречистых Таинств. Но сегодня публичную исповедь, которая не требовала ни времени, ни труда, сменила исповедь индивидуальная. Поэтому в настоящее время как для духовника поисповедать кого-либо, так и для причастника поисповедаться перед Божественной литургией не так-то просто, в результате чего исповедь переносится на вечернее время.
Однако простительные грехи мы совершаем «на всякое время и на всякий час». Исповедуешься, например, вечером, чтобы утром причаститься, но ко времени причастия уже впал в простительный грех, например, раздражение, пререкания с супругой, страстное помышление и т.п. Что же делать, снова бежать на исповедь или оставаться без причастия?
Мы должны знать, что есть тяжёлые грехи, препятствующие причащаться святых Христовых Таин, «разлучающие от Христа и причиняющие смерть», по объяснению св. блаж. Николая Кавасилы (XV в.). Но также есть и лёгкие прегрешения (1Ин.5:17), не возбраняющие причащаться, «ни в чём не препятствующие причащающемуся Святых Таин приобщаться освящению». Если мы совершили простительный грех и имеем возможность ещё раз исповедоваться священнику, хорошо. Преклонение под священническую епитрахиль перед причастием свидетельствует о смирении, это дар и благословение Божие. Но если нет такой возможности, мы можем причаститься и без исповеди, если, конечно, имеем на это благословение своего духовника. Иными словами, не обязательно каждый раз, когда мы причащаемся, во что бы то ни стало исповедоваться, если только мы не совершаем больших, смертных грехов. В таком случае исповедь не является непременно обязательной, потому что лёгкие грехи изглаживаются также молитвой и постом. Именно поэтому перед принятием святых Христовых Таин установлены особые молитвы и особый пост. «И к чему я прежде призывал вас, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – к тому же и теперь, и всегда не перестану призывать. К чему же именно? Намереваясь приступить к страшной и божественной этой трапезе, и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, с чистою совестью, с постом и молитвою».
Подготовка к исповеди
Как подготовиться к исповеди. Прежде всего важно начать с осмысливания своих прегрешений. Что такое грех и какие из них отнесены к смертным мы говорили здесь. Но не стоит, прочтя список, думать как всё безнадежно. Мы должны стремиться к совершенству. Стоит чуть взвешенней смотреть на эти вещи. То, что классически считалось грехом, уже как-то трансформировалось со временем, и думаю, каждый увидит эти изменения. Не стоит лишь слишком ярко проявлять всё в нашей жизни: будь то гнев, ненависть, лень или любовь к материальному . Гордость — это хорошо, за родину, за страну, за свою семью, но всё в меру. Можно и радоваться своим успехам, но без фанатизма. Стоит больше прислушиваться к своей совести.
В день исповеди стоит больше времени уделить молитвам, лучше принять участие в службе в храме. Чаще всего после неё и проводится исповедь и причастие.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.
Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.
Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.
Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:
- вера в Господа Иисуса Христа,
- искреннее сокрушение о грехах,
- устное исповедание грехов,
- твердое намерение исправить свою жизнь,
- примирение с ближними,
- надежда на милосердие Божье.
Может ли священник отказать в крещении?
Неповторяемость Крещения
Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать (Послание восточных патриархов, чл. 16), и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещенный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь. Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ Крестной Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (Рим. 6:3-11), последовавших лишь однажды. Священник же повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит извержению из сана (47-е Апостольское правило).
Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено крещение над каким-либо лицом (например, над подкинутым младенцем), церковные правила, ввиду безусловной необходимости этого Таинства для спасения, повелевают крестить это лицо без всяких сомнений особым чином (84-е правило Трульского Собора; 83-е правило Карфагенского Собора).
Категорически недопустимо крещение умершего человека (26-е правило Карфагенского Собора).
Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).
Убеждения оглашенного несовместимые с основными христианскими догматами[2].
Человек не может быть крещен, если он сознательно держится за «нецерковные» мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры:
Которые не имеют истинной и священной веры, и так приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел[3].
Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие оному[4].
Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви[5]. Поэтому такой человек не может быть допущен к вхождению в Церковь.
Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.
Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
Как правильно подготовиться к исповеди?
Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.
Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.
Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.
Пример написания грехов на листочке
Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».
Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».
Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».
Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.
Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».
Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».
А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.
Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.
Что такое тайна исповеди?
Тайна исповеди в христианстве известна с апостольских времен. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам отпускать грехи и наделил их соответствующей властью. Через последующее таинство рукоположения эта власть распространяется и на современных священнослужителей.
При этом, каждый священник обязан соблюдать тайну исповеди. Ни при каких обстоятельствах он не имеет права ее разглашать, даже если ему становится известно о готовящемся преступлении. В этом случае, он должен постараться предпринять все усилия для того, чтобы убедить человека не брать столь тяжкий грех на душу или, в крайнем случае косвенно предупредить тех людей, которым грозит опасность. Но раскрывать личность того, кто ему исповедался он не может.
В первые века христианства практиковалась публичная исповедь, когда каждый кающийся выходил на амвон и говорил о своих грехах всем присутствующим. Поэтому тогда не было нужды соблюдать тайну исповеди. Но уже к IV веку публичная исповедь сошла на нет.
В историографии распространены разные подходы к изучению роли И. в первые 3 века христианства. Одни ученые полагают, что до III в. Церковь в основном не признавала покаяния в грехах, совершенных после крещения. По этой причине упоминания об И. крайне редко встречаются в источниках. В III в. ввиду численного роста общин и ослабления ригоризма во время гонений и массовых отречений постепенно, как вынужденная мера, формируется покаянная дисциплина. Другие исследователи считают, что Церковь, унаследовав некоторые ветхозаветные традиции, в соответствии с ними изначально не только изгоняла грешников, но и указывала способы их очищения и возвращения. Скудость источников объясняется тем, что практика И. не была в достаточной степени формализована.
Уже в служении Иоанна Предтечи прослеживается характерная для всей христ. традиции связь между обращением, раскаянием в грехах и крещением (см.: Мф 3. 6; Мк 1. 5; научные гипотезы о том, что подразумевается здесь под исповеданием грехов, см. в: Meier J. P. A Marginal Jew. N. Y., 1994. Vol. 2: Mentor, Message and Miracles). Не случайно святоотеческая экзегеза была склонна проводить параллели между христ. И. и практикой Иоанна Крестителя, к-рый, по представлениям св. отцов, не только выслушивал человека, исповедовавшегося в грехах, но и налагал епитимии и допускал до крещения только достойных (Cyr. Hieros. Catech. 3. 4).
Тексты НЗ говорят, с одной стороны, о том, что первые христиане не испытывали иллюзий относительно человеческой природы и ее склонности к греху даже после крещения: «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1. 8-10). С др. стороны, подчеркивается трудность и даже невозможность повторного искреннего обращения к Богу после совершения тяжких грехов: «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр 6. 4-6; ср.: 10. 26).
Отсюда берут начало 2 практики Покаяния и И. в раннехрист. общинах. В отношении повседневных грехов предписывается взаимная молитва членов общины друг о друге: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин 5. 16-17). В связи с этим в Иакова Послании приводится наставление, считающееся одним из оснований таинства Покаяния: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного… Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак 5. 16, 19-20).
Новозаветные тексты свидетельствуют об ином отношении к смертным грехам: грешник изгоняется из общины, а его отказ от И. и раскаяния рассматривается как ведущий к смерти (Деян 5. 1-11). Во всех ситуациях, к-рые упоминаются в Посланиях ап. Павла, большую роль играет вся община, от решения которой зависит простить грешника или навсегда закрыть ему доступ в собрание (в условиях существования раннехрист. общин, к-рые собирались в домах своих членов, это было сделать легко, просто не пуская такого грешника на порог дома). Именно к общине, а не только к ее священнослужителям обращается ап. Павел, когда увещевает изгнать одного грешника (1 Кор 5) и простить другого (2 Кор 2. 3-11).
О необходимости исповедовать свои грехи в церковной общине каждый раз перед общей молитвой говорится в «Дидахе» (Didache. 4. 14). Это наставление входит в состав «пути жизни» — того, что является самым необходимым для спасения. Подразумевается, что тот, кто не исповедал своих грехов, не может открыто исповедать веру вместе со своими братьями и прославить Бога с чистым сердцем. В Didache. 14. 1 также идет речь о регулярной И., которая совершается в связи с воскресной литургией. Здесь упоминается не только коллективная покаянная молитва, но и предшествующее ей примирение с ближним как необходимые условия принесения «чистой жертвы».
Имея в виду ситуацию внутри общины, в своем 1-м Послании сщмч. Климент I, еп. Римский, также отмечает необходимость И. для примирения враждующих: «Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения… И лучше человеку признаться в своих грехах, нежели ожесточать сердце свое» (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 51. 1-3). Во 2-м Послании сщмч. Климента, хотя и говорится о том, что после смерти И. и покаяние невозможны, рекомендации о частоте или необходимости И. в этой жизни отсутствуют; вместо этого автор призывает сохранять «плоть в чистоте и печать (Крещения.- А. Т.) без повреждения, чтобы получить жизнь вечную» (Idem. Ep. II ad Cor. 8. 3).
Тема покаяния является Ермы. Но речь в нем идет не столько о церковном покаянии, сколько о внутреннем обращении к Богу, которое необходимо каждому христианину. В случае серьезных грехов в «Пастыре» Ермы допускается возможность покаяния, но лишь однократного: «…для рабов Божиих покаяние положено одно» (Herm. Pastor. II 4. 1. 8). Поскольку практика И. прямо не описывается, большинство исследователей полагает, что Ерме было известно только однократное покаяние перед лицом общины (об имеющихся в науке взглядах на эту проблему см. подробнее в ст. Ерма).
Основные элементы покаянной дисциплины отражены в сочинениях Тертуллиана. В домонтанистский период своей деятельности он допускал покаяние в любых грехах, но однократное (Tertull. De poenit. 7, 10). По его словам, «исповедание грехов настолько их уменьшает, насколько притворство их увеличивает. Ибо исповедание свидетельствует о желании исправиться, а притворство говорит об упорстве» (Ibid. 8). Сам обряд он описывает следующим образом: «Необходимо, чтобы покаяние приносилось не только в совести, но исполнялось также и через некое действие. Это действие, чаще выражаемое и обозначаемое греческим словом, есть публичное исповедание (exomologesis), в котором мы исповедуем Богу свои грехи,- исповедуем не потому, что Он их не знает, но поскольку исповеданием приуготовляется прощение, из исповедания рождается покаяние, а покаянием умилостивляется Бог… Что касается соответствующей одежды и образа жизни, то в это время следует быть одетым в рубище и лежать в пепле, загрязнив тело нечистотами, а дух погрузив в сетование, и с горечью размышлять о своем грехе. Вкушать следует только простую пищу и питье, и то не для ублажения чрева, а для поддержания жизни, чаще поститься и творить молитвы, днем и ночью стенать, плакать и вопиять к Господу Богу твоему. Следует повергаться перед пресвитерами, преклонять колена перед возлюбленными Божиими, перед всеми братьями стараться снискать ходатайство об исполнении нашего прощения. Все это составляет публичное исповедание, предназначенное для того, чтобы сделать угодным покаяние, чтобы побудить чтить Бога ввиду страха гибели, чтобы, производя осуждение в самом грешнике, оно выполнило роль Божия негодования, а вечное наказание стало бы если не излишним, то все же переменилось. Таким образом, повергая человека, публичное исповедание тем более его возвышает; марая его, оно возвращает ему чистоту; обвиняя — оправдывает; осуждая — освобождает. Насколько ты не щадишь себя, настолько, верь, тебя пощадит Бог» (Idem. De poenit. 9). Тертуллиан также призывает не смущаться во время И., не избегать ее и не откладывать на последний день (Ibid. 10-12).
Для чего нужна исповедь
Некоторые говорят, зачем нужно каяться перед священником, ведь можно покаяться Богу. Священник, специально поставленный от Бога человек, имеющий Благодать отпускать людям грехи. В Евангелии сказано: «кому оставите грехи, тому оставятся». Это и было прообразом Таинства исповеди. Священники имеют право от Бога вязать и решить грехи людские.
Священник, как свидетель покаяния человека, посредник между Богом и человеком, нотариус, который ставит печать: «прощено». Можно, конечно, и нужно каяться дома перед Богом, но исповедь нужна для окончательного прощения и получения уверенности в том, что Бог простил грехи, названные на исповеди.
Стоит заметить, что на Таинстве прощаются только те грехи, которые человек назвал священнику на Таинстве, в которых он искренне покаялся. Если он постеснялся сказать какой-либо грех, пусть даже он в нем раскаялся, то он не будет прощен Богом. Поэтому нельзя утаивать из-за стыда свои грехи. Священник не заругает, не осудит, а будет только рад искреннему покаянию. К тому же есть тайна исповеди, согласно которой священник не имеет права разглашать грехи после исповеди. Если он даже просто намекнет кому-то об услышанном грехе, то будет отдан под запрещение.