Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок осуществления закупки по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.
После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.
Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).
Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».
КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
Предварительные операции
Планирование закупок начинается с предварительной подготовки и анализа. Сперва необходимо спрогнозировать спрос, то есть потребность клиентов в продукте или услуге. Вот какие исходные данные потребуются для прогнозирования спроса:
- объем продаж на текущий и прошлые периоды;
- количество товара, которое осталось на складе;
- наличие неудовлетворенного спроса потребителей. Например, клиенты нуждаются в определенном товаре, который не представлен на рынке или находится в дефиците;
- анализ ассортимента и сегментирование его по спросу на отдельные позиции;
- план продаж на прошлые периоды и процент его выполнения.
Когда проанализированы продажи, спрос и дополнительные факторы, необходимо сформулировать точный объем заказа. Чтобы рассчитать заказ поставщику, можно использовать усредненную формулу. В ней уже учтены нюансы, влияющие на размер заказа.
Следует учитывать график поставок. Необходимо составить годовой календарный план закупок, согласовав его с поставщиком. Например, в понедельник работник отдела закупок формирует заявку и подает ее поставщику. В среду тот привозит продукцию. Следующий день формирования заказа – понедельник на следующей неделе, то есть следующая партия товаров должна приехать через неделю, в среду. Значит, при формировании заказа важно указать такой объем товаров и сырья, которого хватило бы до следующей даты поставки, а не до следующей даты формирования заказа.
Однако при таком подходе важно определить периодичность подачи заявок на товар. Продукцию повседневного спроса можно заказывать по мере истощения запасов, тогда нужно определить критический минимум. Как только объем запасов дойдет до этой отметки, работники закажут новую партию. Такая периодичность подходит для работы с теми поставщиками, у которых есть минимальный порог для заказа и он является высоким. В ином случае формировать заявки можно, не дожидаясь истощения запасов. Например, раз в месяц или в неделю.
Второй нюанс, который надо учесть – минимальное количество товарных единиц, при котором магазин сможет нормально функционировать. Это особенно важно для офлайн-магазинов, ведь там нежелательны пустые полки. Чтобы рассчитать, какое количество продукции необходимо для работы магазина:
- реальные средние продажи в день. Чтобы вычислить их, можно взять период, например, месяц. Сумму ежемесячных показателей нужно разделить на число рабочих дней. Важно смотреть на даты, где продажи значительно превышали средний объем. Например, в один из дней прошлого месяца было продано вдвое больше товара, чем обычно, потому что проводилась акция. Если аналогичная акция будет проводиться в будущем, то учитывать этот повышенный объем продаж нужно. Но если мероприятие было разовым, то лучше изначально исключить этот день и пересчитать среднедневной объем продаж;
- прогнозируемый объем продаж за сутки. Полученный результат необходимо скорректировать с учетом коэффициента сезонности, а также внутренних и внешних факторов;
- страховой запас. Чтобы магазин работал без перебоя до следующей закупки, необходимо иметь страховой запас. Он рассчитывается на основании прогнозируемого объема продаж;
- товарные остатки, которые будут на складе в момент поставки новой партии. Так как между датой оформления заявки и датой поставки товара проходит некоторое время, нужно учитывать этот период. Необходимо просчитать товарный остаток на момент поставки новой партии. Для этого от текущих остатков нужно отнять ежедневные продажи, а затем полученное значение умножить на количество дней до поставки.
Сроки, которые нужно соблюдать при определении поставщика.
Любую процедуру закупки можно разделить на несколько этапов: подготовка документации, ее размещение в ЕИС, сбор заявок или предложений, определение победителя и заключение контракта. Практически для каждого этапа Законом № 44-ФЗ определены сроки совершения тех или иных действий, для каждого вида закупок (открытый конкурс, запрос котировок и т. д.) они свои.
Для примера рассмотрим самые распространенные формы определения поставщика: конкурс и электронный аукцион.
Этап конкурса |
Установленные сроки |
---|---|
Размещение извещения в ЕИС |
Не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ) |
Внесение изменений в конкурсную документацию |
За пять дней до даты окончания срока подачи заявок, при этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы с даты внесения изменений в конкурсную документацию до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее 10 рабочих дней (ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ) |
Отмена закупки |
Не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ) |
Размещение протокола вскрытия конвертов в ЕИС и открытие доступа к заявкам в электронном виде |
Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола (ч. 7 ст. 52 Закона № 44-ФЗ) |
Рассмотрение и оценка заявок |
Не более 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в электронной форме заявкам (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ) |
Размещение протокола рассмотрения и оценки заявок в ЕИС |
Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола (один экземпляр хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или единственному участнику) (ч. 12 ст. 53 Закона № 44-ФЗ) |
Подписание контракта победителем и направление его заказчику |
В течение 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) |
Заключение контракта |
Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок (ч. 2 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) |
Порядок действий при нарушении срока поставки
На основании гражданского законодательства стороны обязаны добросовестно исполнять свои обязательства по государственному контракту, в частности, поставщик должен поставить товары в положенные сроки.
Нарушение сроков поставки товара является наиболее частым нарушением 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан принять ряд мер для привлечения поставщика к ответственности. Если заказчик не исполнит свою обязанность, то ему грозит штраф.
На основании 7 параграфа 44-ФЗ заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке и наложить на контрагента пени и штрафы за просрочку.
Закупки по 44-ФЗ простыми словами: последние изменения 2020 года
Последняя редакция 44-ФЗ ориентируется на общемировую практику и предполагает исключительно электронную форму проведения конкурсных процедур. Исключения – лишь некоторые закрытые аукционы по оборонному заказу, поставкам стратегического сырья и т.д.
Схема торгов выглядит так:
- Заказчик составляет план-график закупок на год и определяет форму тендеров.
- Устанавливается начальная максимальная цена контракта (НМЦК).
- Выкладывается извещение о торгах.
- Публикуется подробная тендерная документация. Доступ к ней открыт для всех.
- Потенциальные поставщики подают заявки на участие в тендере.
- Заказчик отклоняет или одобряет заявки.
- Проводится непосредственная конкурсная процедура, на основании которой определяется победитель.
- Стороны подписывают контракт.
- Поставщик исполняет контракт. В ходе исполнения возможно заключение дополнительных соглашений без назначения нового тендера.
- Заказчик принимает товар или работу и публикует отчёт о завершении тендера. Если условия контракта не выполнены, запускается процедура расторжения и объявляется новый тендер. Расчёты в таком случае приостанавливаются до рассмотрения дела в суде.
Все перечисленные этапы предполагают массу тонкостей. Рассмотрим их подробнее.
Планирование закупок – важный этап закупочной деятельности. В соответствии с Законом № 44-ФЗ планирование осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок. Все сроки, которые необходимо соблюдать при составлении и ведении данных документов, определены в следующих постановлениях Правительства РФ:
- от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
- от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».
Для наглядности и удобства представим основные сроки в таблице.
Мероприятия |
Установленные сроки |
---|---|
Утверждение планов закупок и планов-графиков закупок |
В течение 10 рабочих дней с момента: – доведения утвержденных лимитов для государственных и муниципальных учреждений; – утверждения планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и унитарных предприятий; – заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений для автономных учреждений |
Размещение в единой информационной системе (ЕИС) планов закупок, планов-графиков закупок |
В течение трех рабочих дней* со дня утверждения таких планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну |
Внесение изменений в план-график закупок |
Не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по каждому объекту закупки |
Размещение изменений, внесенных в план-график закупок или план закупок, в ЕИС |
В течение трех рабочих дней* со дня утверждения таких планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну |
* Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ). В частности, согласно ст. 5 данного закона Правительство РФ утверждает государственный оборонный заказ и мероприятия по его выполнению в месячный срок после подписания Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2021 году
Собрали в таблицу изменения, которые вступают в силу 01.07.2021, с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда вступают в силу изменения | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
01.07.2021 |
Когда федеральные заказчики будут планировать ряд госзакупок им придется заполнять больше данных. Так, в плане-графике на 2022 год такие заказчики будут указывать спецкод в графе КБК для закупок, предметом которых выступают:
Нововведения коснутся региональных и муниципальных заказчиков, если расходы на их закупку субсидируются из федбюджета. |
Постановление правительства №1799 от 07.11.2020 |
Изменится порядок внесения информации в РНП. |
Федеральный закон №539-ФЗ от 30.12.2020 |
Главное в 44-ФЗ для начинающих
Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.
Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.
При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):
- если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
- если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.
Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.
Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.
Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.
Очень важный, но крайне неудобный для объяснения пункт.
Дело в том, что в зависимости от причины проведения закупки таким способом, процедура может отличаться как в мелочах, так и в основе. Поэтому, в рамках этого материала, мы коротко опишем две структуры проведения, но по популярнейшим причинам.
Сроки при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Любую процедуру закупки можно разделить на несколько этапов: подготовка документации, ее размещение в ЕИС, сбор заявок или предложений, определение победителя и заключение контракта. Практически для каждого этапа Законом № 44-ФЗ определены сроки совершения тех или иных действий, для каждого вида закупок (открытый конкурс, запрос котировок и т. д.) они свои.
Для примера рассмотрим самые распространенные формы определения поставщика: конкурс и электронный аукцион.
Этап конкурса |
Установленные сроки |
---|---|
Размещение извещения в ЕИС |
Не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ) |
Внесение изменений в конкурсную документацию |
За пять дней до даты окончания срока подачи заявок, при этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы с даты внесения изменений в конкурсную документацию до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее 10 рабочих дней (ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ) |
Отмена закупки |
Не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ) |
Размещение протокола вскрытия конвертов в ЕИС и открытие доступа к заявкам в электронном виде |
Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола (ч. 7 ст. 52 Закона № 44-ФЗ) |
Рассмотрение и оценка заявок |
Не более 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в электронной форме заявкам (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ) |
Размещение протокола рассмотрения и оценки заявок в ЕИС |
Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола (один экземпляр хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или единственному участнику) (ч. 12 ст. 53 Закона № 44-ФЗ) |
Подписание контракта победителем и направление его заказчику |
В течение 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) |
Заключение контракта |
Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок (ч. 2 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) |
Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.