Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторская проверка — цели и задачи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.
Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:
- Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
- Внутренние кодексы.
- ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
- Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
- Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.
Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.
Под выполнением проверки подразумевается описание бизнес-процесса, анализ целей процесса, определение рисков и контрольных процедур, оценка дизайна и тестирование операционной эффективности контрольных процедур.
Основные практические рекомендации по выполнению проверки заключаются в следующем.
- Проведение анализа целей аудируемого процесса даст представление о существенных недостатках СВК процесса. Анализ целей можно провести на соответствие формулировок критериям SMART, определить соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, соотношение целей аудируемого подразделения и корпоративного центра.
- Одним из эффективных способов подтверждения дизайна контрольных процедур является метод прослеживаемых операций / walk throught. Для этого нужно выбрать конкретные операции или документы и проследить их путь от начала до конца процесса.
- Дизайн контрольной процедуры – это совокупность элементов, составляющих контрольную процедуру: покрытие риска контролем, место выполнения контроля, исполнитель контроля, информация и ресурсы, условия выполнения, объем контроля, метод контроля, свидетельства контроля, регламент контроля.
Для оценки дизайна контроля необходимо установить связь между бизнес-целями и рисками, рисками и контрольными процедурами, отвечающими на соответствующий риск. Дизайн контрольной процедуры не эффективен, если контроль отсутствует, контроль не закрывает риск полностью (остаточный риск выше допустимого), присутствует конфликт разграничения полномочий.
Наличие контрольных процедур, для которых отсутствуют конкретные риски, целесообразно анализировать дополнительно. Возможно, контрольная процедура избыточна. Соотношение один риск – одна контрольная процедура не обязательно оптимально: одна контрольная процедура может покрывать несколько рисков.
- Тестирование операционной эффективности связано с ответами на вопросы:
- Как применялась контрольная процедура?
- Постоянство, с которым она применялась в течение периода проверки?
- Кем (или посредством чего) она применялась?
Для проведения тестирования необходимо определить тип тестирования (наблюдение, опрос, изучение, воспроизведение). Для получения более высокой степени уверенности рекомендуется проводить тестирование одной и той же процедуры, используя различные типы тестирования.
Определение периода времени для выбора тестирования зависит:- от наличия предположений о наличии несоответствий;
- тестирования данного контроля в предыдущих периодах/отчетах;
- размера периода тестирования (квартал, год и т.д.);
- частоты осуществления контрольных процедур (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и т.д.);
- контрольной среды.
Определение размера тестирования (выборки) зависит:
- от размера генеральной совокупности;
- числа отклонений, которые могут возникнуть;
- оценки риска наличия неэффективного контроля.
- При определении выборки важно проверить генеральную совокупность на однородность, полноту и корректность. Использование статистических методов формирования выборки позволит распространить полученные результаты на всю генеральную совокупность.
- Поскольку результаты тестов являются одним из важнейших элементов формирования аудиторского отчета, все тесты необходимо документировать надлежащим образом. Рабочие бумаги должны содержать достаточные доказательства для обоснования наблюдений СВА и/или обоснования сильных сторон бизнес-процесса (в случае, если по результатам внутренней аудиторской проверки недостатки или возможности улучшения системы внутреннего контроля бизнес-процесса не выявлены). При этом в рабочих бумагах должна отражаться только та информация, которая необходима для обоснования.
Методы аудиторской деятельности
Они представлены комплексом способов, правил и стандартов, которые позволяют изучить данные о реальном состоянии предприятия, определить имеющиеся нарушения в финансовой отчётности и составить заключение, которое поможет руководству принять то или иное решение.
Название метода проверки | Его описание |
Сплошной | Предусматривает детальное изучение первичной бухгалтерии, отчётности, регистров синтетического и аналитического учёта, их сопоставление, анализ на соответствие. |
Выборочный | Предусматривает изучение определённого «участка» документации, выбранного согласно стандартам аудиторской деятельности. |
Документальный | Предусматривает изучение бухгалтерской документации или налоговой отчётности, доступен без выезда на объект. |
Фактический | Направлен на проведение анализа доказательств, которые были получены в процессе аудиторской проверки. |
Комбинированный | Направлен на анализ направлений деятельности с высокими рисками. Задействованы элементы сплошной и выборочной методик. |
Условия осуществления аудиторских проверок
Меры аудита всегда принимаются в комплексе и определённой последовательности. Состоит он из следующих этапов:
- Планирование и организация процесса, во время которых происходит обсуждение условий сотрудничества с заказчиком, заключение договора на проведение работ, изучение аудитором специфики работы предприятия и разработка тактики действий;
- Сбор и анализ имеющейся информации, направленные на поиск доказательств и аудит контрольных средств. Регистрация данных при этом происходит с задействованием методов, упомянутых выше (выборочный, сплошной, комбинированный, документальный);
- Подведение итогов, которое предусматривает систематизацию полученных данных, составление отчёта и независимого заключения, которые передаются руководству компании, её собственнику или инвесторам в зависимости от того, кто из них является заказчиком.
Объекты проверки при проведении аудита от КСК-ГРУПП
КСК-ГРУПП входит в число лидеров на рынке аудиторских услуг России. Мы работаем с государственными структурами, предприятиями малого и среднего бизнеса, крупными корпорациями во всех сферах деятельности. Вы можете заказать инициативный аудит своего бизнеса по следующим направлениям:
- анализ учетной политики, налогового и бухгалтерского учета, отчетности;
- оценка показателей финансовой, бухгалтерской отчетности и учета, проверка правильности их формирования;
- налоговая экспертиза;
- анализ показателей и точности формирования налогооблагаемой базы;
- проверка полноты и правильности ведения первичных документов, надлежащее отражение их в регистрах налогового и бухгалтерского учета;
- оценка результатов инвентаризации материальных ценностей, в том числе для подготовки годовой отчетности;
- анализ правильности ведения кадровой документации.
Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.
Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.
Важно!
Данный этап включает в себя:
— предварительное планирование аудита;
— подготовку и составление общего плана аудита;
— подготовку и составление программы аудиторской проверки.
При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).
На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.
Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.
Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.
Что подлежит оценке при проведении аудита
Объектами изучения при аудите предприятия, согласно действующему законодательству, а также в соответствии со сложившейся деловой практикой, являются:
- бухгалтерская первичная документация;
- бухгалтерские регистры;
- документы, отражающие финансовые операции;
- налоговая отчетность.
Для более полной проверки деятельности аудитор может исследовать также кадровые и юридические документы.
Основным критерием, который оценивается при аудите, является достоверность. В процессе исследования проверяется:
- насколько точно и обоснованно (в соответствии с действующим законодательством) внесены данные в финансовую отчетность предприятия;
- насколько реально на их основе сделать правильные выводы о финансовом состоянии аудируемого субъекта и принять адекватные решения.
Внутренняя аудиторская проверка является одним из элементов эффективного контроля функционирования компании. В крупных организациях с разветвленной сетью филиалов имеются даже собственные аудиторские службы. Ревизия деятельности предприятия выполняется добровольно, по решению руководства. Ее выполнение позволяет решать следующие задачи:
- определить правильность и правдивость указанной в отчетной документации информации;
- выполнить оценку правильности ведения бухучета;
- проанализировать продуктивность использования ресурсных средств, правильность и своевременность произведения отчислений в налоговые органы, оценить организацию расчетно-платежной системы;
- оценить достоверность различных показателей деятельности предприятия;
- предоставлять рекомендации по улучшению ведения учета и расчетных операций.
В качестве объектов для проверки выступают собственные ресурсы предприятия, их источники, различные факторы хозяйственной и управленческой деятельности. Порядок и методика внутренней ревизии определяется компанией самостоятельно.
Стоит отметить, что данное направление аудита имеет довольно существенный недостаток – это отсутствие абсолютной независимости и объективности в процессе анализа деятельности компании.
Необходимость в проведении финансового аудита возникает в различных ситуациях, например, в случае продажи бизнеса, потребности в привлечении инвестиций, наличии долгов и т.д. Результат проверки финансового состояния компании позволяет ее руководству увидеть, как расходуются средства, оценить работу финансового отдела, найти пути оптимизации и устранить выявленные недостатки. В процессе проверки выполняется следующее:
- полный анализ финансового состояния;
- экспертиза результативности работы организации в целом и оценка ее итогов в финансовом выражении;
- изучение финансово-экономической стратегии и соответствующих показателей;
- составление прогнозов и перспектив дальнейшей деятельности;
- предоставление рекомендаций по оптимизации финансовой сферы.
Аудит предполагает изучение финансовой и бухгалтерской отчетной документации, ее анализ на соответствие установленным законодательством нормам. Результатом проверки становится официальный отчет с исчерпывающей информацией обо всех выявленных нарушениях и несоответствиях.
Когда необходим обязательный аудит?
Согласно требованиям действующего законодательства, внешняя аудиторская проверка должна осуществляться каждый год. Контролю подлежат ОАО, страховые фирмы, участники рынка ценных бумаг, кредитные компании и организаторы азартных игр. Кроме того, проверяются предприятия, которые осуществляют выпуск ценных бумаг, а также организации, объем прибыли, в которых за прошлый отчетный год превысил 400 тысяч рублей, а объем активов в балансовом отчете перевалил за отметку в 600 тысяч рублей. Исключением являются с/х союзы, унитарные, а также государственные предприятия.
Аудиторский контроль выполняется по следующей схеме:
- Годовой аудит — одноэтапный.
- Проверка за квартал, 6 или девять месяцев — в несколько этапов.
Кто должен проводить обязательный аудит
Те субъекты бизнеса, которые должны выполнять процедуру аудита в обязательном порядке, закрепляются в законе. Он дает перечень критериев, и если субъект соответствует одному из них, он будет обязан направить свою отчетность экспертной организации.
По закону проводить обязательную процедуру должны следующие компании:
- Относящиеся к организационной форме акционерных обществ;
- Которые ведут один из следующих типов деятельности – страховую, кредитную, клиринговые компании, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организатор торговли, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и т. д.
- По состоянию ценных бумаг — если они находятся на мировом рынке;
- По объему полученного за год дохода — если он превысит 400 миллионов рублей;
- По размеру валюты баланса на окончание периода — если она превысит 60 миллионов рублей;
- Раскрытие сводной отчетности — если компания производит публикацию сводной годовой отчетности.
Внимание! Данные критерии определяются в законе об аудите. Кроме этого, иные федеральные законы могут определять дополнительные критерии. Например, обязательство по проведению ежегодного аудита также лежит на саморегулирующихся компаниях, государственных корпорациях, застройщиках и т.д.
Аудит — это добровольная проверка для улучшения показателей
Аудит (audit)— это проверка финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Основная цель проверки — изучение и анализ достоверности финансовой отчётности.
Могут анализироваться также все производимые предприятием продукты, и проекты, которые оно реализует. Аудит очень похож на контрольную проверку или ревизию, но отличается целями.
Основная задача аудита — выявление ошибок и поиск путей их устранения. В отличие от ревизии, которая всегда принудительна, аудит может проводиться и добровольно, с целью улучшения показателей.
Существует множество различных видов и направлений аудита. Например, по отношению к аудируемой организации можно выделить внешний, внутренний и инициативный аудит.
- Внешний аудит — процедура, как правило, добровольная. Она проводится с привлечением сторонних независимых специалистов — аудиторской компании. Цель — получить точный и максимально объективный анализ. Так как контролирующие лица не ангажированы и не заинтересованы в определённых результатах проверки, аудит может значительно помочь при оптимизации бизнес-процессов.
- Внутренний аудит производится собственными силами предприятия и его инвесторов, и обеспечивает защиту инвесторов и руководства. В данном случае аудит — это контроль соблюдения персоналом стандартов профессиональной деятельности.
- Инициативный аудит предпринимается по желанию руководства. Его цель — выявление ошибок и недочётов в бухгалтерском учёте, поиск недоработок при составлении отчётности или документов по налогообложению.
Регулярное проведение аудита позволяет в динамике оценить финансовую и экономическую деятельность предприятия, повысить уровень доверия со стороны инвесторов, снизить налоговые риски.
При проведении аудиторской проверки разрабатываются рекомендации, с помощью которых можно оптимизировать бизнес-процессы.
К объектам аудита могут относиться:
- ресурсы. Финансы, трудовые ресурсы, различные нематериальные активы, например, авторские или имущественные права;
- результаты деятельности предприятия. Рентабельность как общая, так и отдельных производственных процессов и линий. Себестоимость (что это?) сырья. Объёмы выпускаемых заготовок и готовой продукции;
- методы организации и управления, и их рентабельность (например, планирование и контроль).
В любом виде аудита, в том числе и обязательном, заинтересовано само руководство компании.
В его ходе проверяется правильность оформления деклараций, ведения бухгалтерской отчётности, трудовых соглашений в плане их соответствия законодательству.
Аудит, скорее, носит консультативный характер, что следует даже из самого перевода этого слова с латыни. Аудит означает — слушающий.
Какие компании должны проходить аудит обязательно
Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.
Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:
- компании с организационно-правовой формой ОАО;
- компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
- фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
- компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.
Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».
Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:
- методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
- рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
- предложения по корректировке отчетности компании;
- другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).
В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.
ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.
Принятые сокращения и аббревиатуры.
ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
Закон об аудиторской деятельности – Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
ИПБ России – институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.
КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
КОД – компьютерная обработка данных.
МКАП – Международный комитет по аудиторской практике.
МПЗ – материально-производственные запасы.
МСА – Международные стандарты аудита.
МФБ – Международная федерация бухгалтеров.
НДС – налог на добавленную стоимость.
НК – Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
ОАО – открытое акционерное общество.
ООО – общество с ограниченной ответственностью.
ОС – основные средства.
ПБУ – Положение по бухгалтерскому учету.
ПМАП – Положения о международной аудиторской практике.
ТК – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Федеральные стандарты аудита – Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696).
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано, что «в России звание аудитора было введено Петром I», а также что «по характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построения аудита. Однако в этот период времени не было внутренней потребности возникновения и развития аудита, а введенный директивно он не получил развития и постепенно терял свое первоначальное назначение.
В 1889 г. была сделана попытка создать институт аудиторов, но это было бы возможным при наличии подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на этот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. Также все требовали разрешения на членство в институте и лицензии на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы, кроме этого, к аудиторам выдвигались требования соблюдения нравственной этики. Попытки создать в России институт аудита предпринимались еще и в 1912, и 1928 гг., но все они оказались нереализованными.
Вопрос о необходимости аудита в современной России возник с начала рыночных преобразований. Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую формируясь с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских фирм и объединений. Необходимость их появления была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений. Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его привлечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Для Российской Федерации предпосылкой возникновения аудита служит так же необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации – это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость в аудите стала объективной реальностью.
Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, он действовал на правах закона, но даже его название «Временные правила» подчеркивало, что это документ переходного периода, предполагалось, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти Правила существовали почти восемь лет без поправок и изменений. До этого, в период с 1987 по 1993 гг., аудит в России проходил этап становления без наличия законодательной базы.
Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г. («Об аудиторской деятельности»).
Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.
Первый этап (1987–1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 г. – создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990–1993 гг.).
Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Закона об аудиторской деятельности – август 2001 г.) можно охарактеризовать как период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила и первые правила (стандарты) аудита в Российской Федерации, разработанные Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России (было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика по проведению аудита, что и составило методологическую основу российского аудита), и ряд других документов.
В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. За период 1994–2001 гг. ЦАЛАК Минфина России было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (в том числе аудиторским организациям – 14 700 и индивидуальным аудиторам – 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту – 7700. За тот же период ЦАЛАК Минфина России утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Была сформирована рабочая структура аудиторов и аудиторских фирм.
Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Закона об аудиторской деятельности. Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.
В настоящее время наиболее актуальными в аудите являются вопросы качества его проведения и связанные с этим проблемы соответствующей подготовки аудиторских кадров. Изменения закона «Об аудиторской деятельности» нацелены на принципиально новый для России механизм аттестации профессиональных ауд��торов, их принятие ознаменует начало нового, четвертого этапа аудита в нашей стране.