Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоммерческие организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие и виды некоммерческих организаций (НКО) включает организации, которые обладают правами юридического лица. Они не имеют основной цели в виде извлечения прибыли, не ведут предпринимательскую деятельность для получения дохода. Тем не менее, такая деятельность допустима, если это приводит к достижению целей, ради которых они сформированы.
Общественные объединения
1. Понятие общественного объединения
Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.
К числу общественных объединений относятся разного рода творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам и пр. Юридическая личность названных организаций, которая дает им возможность участвовать в гражданском обороте, составляет лишь одну, причем не главную, сторону их правового статуса. Не случайно действующее законодательство допускает существование общественных объединений, например общественного движения или органа общественной самодеятельности, без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские и пр.), а также коммерческие банки, если их деятельность будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам конкретной организации.
Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.
Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений.
Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности, например издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и пр.
Как правило, собственником имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, закон предоставляет возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзах, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.
Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).
2. Управление общественным объединением и права и обязанности его членов
Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом объединения. Из числа своих членов общественные объединения в обязательном порядке избирают коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом данного юридического лица. В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).
Все члены общественных объединений имеют равные права и обязанности, предусмотренные их уставами. Каждый член объединения вправе принимать участие в управлении его деятельностью в порядке, предусмотренном уставом, обладая одним голосом при решении вопросов его деятельности. Уставом общественного объединения для его членов может быть предусмотрено корпоративное право пользования имуществом объединения. Это означает, что в процессе осуществления деятельности объединения все его члены вправе безвозмездно пользоваться его имуществом в порядке и на условиях, определенных уставом объединения.
Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. В соответствии с уставом объединения за нарушение своих обязанностей его члены могут быть исключены из состава объединения.
Выход участника из состава объединения не влечет для него никаких имущественных последствий, а потому осуществляется беспрепятственно. Никакой взаимной имущественной ответственности объединения и отдельных его членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).
Формы некоммерческих организаций
Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах, такими формами или основными видами некоммерческих организаций являются:
-
некоммерческие партнерства;
-
учреждения;
-
автономные некоммерческие организации;
-
социальные, благотворительные и иные фонды;
-
ассоциации и союзы;
-
общественные или религиозные организации (объединения);
-
общины коренных малочисленных народов;
-
казачьи общества.
НКО унитарные и корпоративные
Предприятия, которые представлены НКО, формируются с помощью использования нескольких организационно-правовых форм:
- ПК (потребительские кооперативы), включая дачные и огороднические, строительные и жилищные, садоводческие и гаражные, кооперативы, общество взаимного страхования, кредитный кооператив, фонд проката, сельскохозяйственный ПК;
- общественная организация (политическая партия и профессиональный союз, созданный в качестве юридического лица, общественной движение, профсоюз, орган общественной самодеятельности, территориальное общественное самоуправление;
- ассоциация (союз), включая некоммерческое партнерство, СРО (саморегулируемая организация), объединения работодателей или профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, палаты (торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские);
- товарищества собственников недвижимости, включая товарищества собственников жилья;
- казачьи общества, которые внесены в гос. реестр казачьих обществ нашей страны;
- общины коренных малочисленных народов России.
Ст. 50 ГК содержит информацию о том, что НКО вправе вести деятельность, приносящую доход. Это должно быть предусмотрено их уставами. Такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых организации работают. Помимо этого, НКО, устав которой предусматривает ведение коммерческой деятельности, должна обладать имуществом, которого было бы достаточно для ведения такой деятельности. Его рыночная стоимость должны составлять сумму, большую, чем сумма минимального размера уставного капитала ООО. Исключением из этого случая являются казенные и частные учреждения.
Положения Гражданского Кодекса не используются в отношении деятельности НКО, прочей деятельности, в которой они участвуют, которая не относится к предмету ГК.
НКО корпоративного типа представляют собой юридических лиц, которые не преследуют извлечение прибыли как основную цель своей работы. Такие организации не вправе распределять полученную прибыль между участниками. Их участники (учредители) способны приобретать право участвовать в них, формируя высший орган (65.3 статья ГК).
Корпоративные некоммерческие организации могут формироваться в соответствии с решением учредителей. Оно принимается с помощью общего (учредительного) собрания, конференций, съездов и др. Эти органы занимаются утверждением устава соответствующих организаций.
Корпоративные организации некоммерческого типа могут являться собственником имущества. Уставы таких организаций часто предусматривают, что решения о создании других юридических лиц и об участии в других юридических лицах, включая создание филиалов и открытие представительств, должны принимать коллегиальные органы корпорации.
Некоммерческие организации и их виды, включая корпоративные организации, представлены, в первую очередь, потребительским кооперативом (ПК). Существует большое многообразие разновидностей потребительской кооперации, но ГК в 123.2 и 123.3 статье закрепляет только основные положения ПК.
ПК представляет собой добровольное объединение юридических или физических лиц, которое основано на членстве. Оно создается с целью удовлетворения материальных и других потребностей, что осуществляется через объединение имущественных паевых взносов его членами.
Устав ПК включает информацию о наименовании и местонахождении кооператива. В нем прописан предмет, цели работы, условия о сумме паевых взносов участников, состав и порядок их внесения, ответственность за нарушение обязательств, состав и компетенция органов, порядок принятия решений, включая вопросы, решения по которым могут быть приняты единогласно или квалифицированным большинством голосов. Также в Уставе должен быть прописан порядок покрытия участниками ПК убытков, понесенных ими.
В соответствии с решением своих членов ПК преобразуется в общественные организации, ассоциации (союзы), автономные НКО или фонд. Жилищно-строительный или жилищный кооператив при наличии решения своих участников преобразуется только в товарищество собственников недвижимости.
Участники ПК несут солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам в рамках невнесенной части дополнительного взноса каждого участника кооператива.
Общественные организации — это добровольные объединения граждан. Они объединяются на основании общих интересов с целью удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей в установленном законом порядке. Также общественная организация формируется для представления и защиты общих интересов и достижения других целей, которые не вступают в противоречие с законом.
Число учредителей общественных организаций должно быть более 3 человек. Она представляет собой собственника имущества, при этом участники (члены) не способны сохранять права на переданное ими в собственность имущество (включая членские взносы). Члены общественной организации не могут нести ответственность за ее обязательства, а она не должна отвечать по их обязательствам.
Распространенная форма НКО представлена ассоциацией (союзом). Она является объединением юридических (граждан), которое основано на добровольном или обязательном членстве. Такие объединения формируются с целью предоставления и защиты общих (например, профессиональных) интересов, достижения цел��й, полезных для общества, и прочих целей, которые не противоречат закону и имеют некоммерческий характер.
Такую организационно-правовую форму создают, в частности, объединения субъектов, которые имеют цель координировать предпринимательскую деятельность, представить и защитить общие имущественные интересы. Это могут быть профессиональные объединения граждан, которые не имеют целью защищать трудовые права и интересы своих участников, профессиональные объединения лиц, которые не связаны с их участием в трудовых отношениях. В их число входят нотариальные и адвокатские объединения, объединения оценщиков, лиц творческих профессий и др.
Ассоциации (союзы) — собственники своего имущества. В соответствии с общим правилом они несут ответственность по своим обязательствам всем имуществом. Они не отвечают по обязательствам своих участников, как и последние не несут ответственности за ее обязательства.
Количество учредителей ассоциации (союза) должно быть более 2 человек.
В ее Уставе должна быть указана следующая информация:
- наименование и местонахождение ассоциации;
- предмет и цели работы;
- условия о порядке вступления (принятия) участников;
- состав и компетенция органов;
- порядок принятия решений;
- имущественные обязанности и права;
- порядок распределения имущества, которое остается после закрытия ассоциации (союза).
В состав исключительной компетенции высшего органа включены вопросы, указанные в 65.3 статье ГК РФ. Также сюда можно отнести принятие решений, касающихся порядка формирования суммы и способа уплаты взносов, дополнительных имущественных взносов участников, размера субсидиарной ответственности по обязательствам, если ее предусматривает закон. В рамках ассоциации (союза) должен быть сформирован единоличный исполнительный орган (в лице председателя или президента). Такие органы могут создаваться в виде постоянно действующих коллегиальных исполнительных органов (совета, правления, президиума и др.).
В соответствии с решением высшего органа ассоциации (союза) может произойти досрочное прекращение полномочий при грубом нарушении органом собственных обязанностей. Это может быть обнаружившаяся неспособность надлежащим образом вести дела или другие серьезные основания.
Участник ассоциации (союза) наделен корпоративными правами, которые предусматривает ГК РФ. Также существуют права на равных началах с другими участниками ассоциации (союза) безвозмездно пользоваться оказываемыми услугами, если закон не предусматривает иное.
По своему желанию участник ассоциации может выйти из ее состава в любое время. Все участники должны производить уплату членсого взноса и по решению высшего органа внесение дополнительных имущественных взносов.
Участников исключают в законодательно установленных случаях и в определенном законом порядке. Членство в ассоциациях (союзах) нельзя считать отчуждаемым. Последствия его прекращения устанавливает законодатель или устав ассоциации.
Огромную роль в жилищно-коммунальной сфере играет форма ТСН (товарищество собственников недвижимости).
ТСН представляет собой добровольное объединение собственников жилья (недвижимости, помещений здания или многоквартирного дома, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных участков земли и др.) Оно формируется с целью совместного владения, пользования и распоряжения благами (имуществом, вещью), которые в силу закона находятся в их совместной собственности. Иногда данные сообщества могут преследовать и другие цели.
ТСН работает в соответствии с Уставом, который включает информацию о наименовании, месте нахождения, цели и предмете функционирования, составе и полномочиях органов, порядке принятия решений и др.
ТСН не должно отвечать по обязательствам участников, как и они не отвечают за обязательства товарищества. При наличии соответствующего решения существует возможность преобразования ТСН в ПК.
ТСН — это собственник собственного имущества.
Участниками принадлежит общее имущество многоквартирного дома, объекты общего пользования, находящиеся на территориях садоводческих, огороднических и дачных объединений. Для такого владения характерно право общей долевой собственности. Состав этого имущества, как и порядок формирования долей в праве общей собственности должен быть установлен законом.
В состав исключительной компетенции высшего органа рассматриваемого объединения можно отнести принятие решений о формировании суммы обязательных платежей и взносов со стороны участников. В товариществе может быть создан единоличный исполнительный орган (в лице председателя) и непрерывно работающий коллегиальный исполнительный орган (в лице правления).
В соответствии с решением главного органа полномочия постоянно работающих органов ТСН могут досрочно прекращаться, если они грубо нарушили свои обязанности или не способны надлежащим образом вести дела.
Новой формой, которую раньше не рассматривали в рамках гражданского законодательства, является организация, называемая казачьим обществом. Она вносится в государственный реестр РФ.
Казачье общество представляет собой объединение лиц, которые внесены в государственный реестр нашей страны. Формирование их происходит для того, чтобы сохранить традиционный образ жизни, хозяйства и культуры русского казачества и в прочих целях, которые соответствуют ФЗ № 154 «О государственной службе российского казачества». Граждане, которые включены в его состав, добровольно принимают на себя обязательства в области несения государственной и прочих видов службы.
Преобразование казачьего общества возможно в соответствии с решением участников. ПРи этом оно может быть изменено на ассоциацию (союз) или автономную НКО.
Статьи ГК РФ, которые относятся к НКО, могут быть использованы в отношении казачьих обществ, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ нашей страны. Это предусмотрено для случаев, если другое не установлено ФЗ «О государственной службе российского казачества».
Еще один новый тип юридического лица, деятельность которого стало регулировать гражданское законодательство, представлен общиной коренных малочисленных народов нашей страны. В их качестве выступают добровольные объединения субъектов, которые включены в состав коренного малочисленного народа России. Их объединение производится в соответствии с кровному, родственному, территориальному или соседскому признаку. Целью работы таких общин является защита устоявшейся среды обитания. Община свои существованием сохраняет, развивает традиционный образ жизни, хозяйства, культурных обычаев и промысла.
Участники общин коренных малочисленных народов в процессе выхода из них (ликвидации) вправе получать часть имущества или компенсацию такой ее части.
Преобразование общины может происходить в ассоциацию (союз) или автономную НКО.
Все положения ГК РФ, которые можно отнести к НКО, наравне с этим могут использоваться и в отношении общин коренных малочисленных народов.
Вторая группа НКО представлена некоммерческими унитарными организациями. Их формы включают:
- фонды (включая благотворительный и общественный);
- учреждения (учреждения государства, включая государственные академии наук, муниципальные, частные и общественные учреждения);
- автономные НКО;
- религиозные объединения;
- публично-правовые компании.
Фонд представляет собой унитарную НКО, которая не обладает членством. Ее учреждение производят граждане и (или) юридические лица, используя добровольные имущественные взносы. Фонд преследует цели, полезные для общества (например, в области благотворительности, культуры, образования и др.).
Уставом фонда должны предусматриваться следующие сведения:
- название;
- место, где находится фонд;
- цель работы, предмет деятельности;
- органы фонда, включая высший коллегиальный органе (попечительский совет), который контролирует его работу;
- порядок назначения и освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества в случае, когда произойдет ликвидация фонда.
Гражданский Кодекс определяет правовое положение негосударственных пенсионных фондов. Также он содержит положения о порядке и случаях их возможной реорганизации.
Имущество, передачу которого учредители производят в адрес фонда, представляет собой его собственность. Они не вправе обладать имущественными правами на созданный ими фонд, как и не могут отвечать по его обязательствам. Фонд также не несет ответственности за обязательства своих участников.
Устав определяет цели, в соответствии с которыми используется имущество. Каждый год он публикует отчеты, которые отражают использование этого имущества.
Высший коллегиальный орган фонда:
- определяет приоритетные направления его работы, формирует принципы создания и применения имущества;
- образует другие органы фонда и досрочно прекращает полномочия этих органов;
- утверждает ежегодные отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- принимает решения о формировании хозяйственных обществ, включая участие фонда в них;
- принимает решения о создании филиалов (представительств) фонда.
Избрание высшего коллегиального органа производится единоличным исполнительным органом фонда (например, председателем, генеральным директором и др.). Он же назначает коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление). В состав полномочий таких органов можно включить решение вопросов, которые не входят в исключительную компетенцию высшего органа.
Попечительский совет рассматриваемой НКО работает на общественных началах. Он контролирует его работу, соблюдение законодательства, принятие прочими органами фонда решений, обеспечивает их исполнение и использование средств фонда.
Ликвидация фонда производится только при наличии судебного решения, которое принимается в соответствии с заявлением заинтересованных лиц. Это происходит тогда, когда имущества фонда недостаточно для достижения его целей, при этом вероятность получить требуемое имущество нереальна. Фонд подлежит ликвидации, если его цели нельзя достичь, а необходимое их изменение невозможно осуществить. Также причиной роспуска фонда является уклонение его от целей, которые указаны в уставе.
При ликвидации фонда его имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, должно быть направлено на цели, которые указываются в уставе. Исключению подлежат случаи, в которых законодатель предусмотрел возврат имущества учредителям.
Гражданское законодательство включает системный регламент учреждений, включая положения об их видах.
Учреждение представляет собой унитарную некоммерческую компанию, которую собственник формирует с целью осуществления ��ункций некоммерческого характера (управление, культура, социум).
Собственник имущества представлен учредителем. На имущество, которое собственник закрепил за учреждением или которое было приобретено им по другим основаниям, налагается право оперативного управления.
Создание учреждения могут совершить гражданине или организации (частные учреждения), РФ или ее субъект, муниципальное образование (гос. учреждение, муниципальное учреждение). В процессе формирования учреждения недопустимо соучредительство нескольких субъектов (граждан).
Учреждение несет ответственность по своим обязательствам деньгами, которые находятся в его распоряжении. также это может быть и другое имущество. Если денежных средств недостаточно, то собственник должен нести субсидиарную ответственность.
Назначение руководителя, который становится органом, производит учредитель учреждения. Законодатель предусмотрел случаи, в соответствии с которыми руководитель учреждения государства (муниципалитета) может быть избран коллегиальным органом. Его утверждение производит учредитель. При наличии решения учредителя в нем формируются коллегиальные органы, которые относятся к подотчетности учредителя.
Учреждение государства или муниципалитета может быть автономным, казенным или бюджетным. Порядок финансирования работы таких учреждений определяет закон. Они не должны отвечать по обязательствам собственников имущества, принадлежащего учреждению.
Казенное учреждение несет ответственность за средства, которыми распоряжается. Если их недостаточно, то собственник наделяется субсидиарной ответственностью по обязательствам.
Бюджетное учреждение несет ответственность за свои обязательствам, для чего может быть использовано все имущество, которое находится у него на праве оперативного управления (включая то, которое куплено за счет дохода, полученного от приносящей прибыль деятельности). Исключением является особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним собственником или куплено за счет средств, которые выделил собственник. Также нельзя использовать недвижимое имущество, вне зависимости от оснований, по которым оно поступило в оперативное управление и вне зависимости от средств, за которые его приобрели.
Субсидиарная ответственность наступает за обязательства бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда лицам в случае недостаточного количества имущества. Ее несет собственник такого учреждения.
Автономная некоммерческая организация должна отвечать по собственным обязательствам всем имуществом, которое есть у нее в соответствии с правом оперативного управления. Исключение представлено недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за таким учреждением. Также это могут быть приобретенные учреждением блага за счет средств, которые выделил собственник.
Собственник отвечает по обязательствам (несет субсидиарную ответственность), которые относятся к причинению вреда лицам. Это может происходить по причине недостаточного количества имущества. Автономные учреждения должны каждый год давать на публикацию свои отчеты о работе и использовании имущества, которое за ними закреплено.
Работу частного учреждения полностью или частично финансирует собственник. Такое учреждение должно отвечать по своим обязательствам средствами, которые находятся в их распоряжении. В случае недостаточного количества средств собственник наделяется субсидиарной ответственностью по обязательствам частного учреждения.
Любое частное учреждение можно преобразовать в автономную НКО или фонд.
Автономная некоммерческая организация (АНО) представляет собой унитарную НКО, которая не наделена членством и сформирована через имущественные взносы предприятий или граждан. Они занимаются предоставлением образовательных услуг, услуг в области культуры, здравоохранения, науки и др.
АНО создает одно лицо (может быть единственный учредитель).
Устав рассматриваемой организации включает информацию о:
- названии (включает сочетание слов «автономная некоммерческая организация»);
- месте, где находится АНО;
- цели и предмете работы;
- порядке формирования;
- компетенциях органов.
Имущество, которое передается АНО учредителями, — это ее собственность. Учредители не вправе сохранять права на имущество, которое передается ими в собственность. АНО не должно отвечать по обязательствам учредителей, которые вправе использовать услуги организации наравне с другими лицами.
Организация может вести коммерческую деятельность, которая требуется для достижения целей, ради которых произошло ее формирование. При этом работа должна полностью соответствовать целям. Для таких организаций предусмотрено право осуществлять в соответствии с законом предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Работой АНО управляют учредители. Этот порядок прописан в уставе, утверждение которого производят учредители. По их решению в составе АНО может формироваться постоянно работающий коллегиальный орган (несколько органов). Его компетенцию также регулируют положения устава.
Учредителями АНО производится назначение единоличного исполнительного органа. Таким органом может быть генеральный директор, председатель и др. В качестве е��иноличного исполнительного органа может выступать один из учредителей.
Религиозная организация представляет собой добровольное объединение граждан. Они должны постоянно и на законных основаниях проживать на территории нашей страны. Объединение формируется для совместного распространения веры и осуществления религиозных действий (например, исповедание, крещение).
Регистрация религиозной организации производится в качестве юр. лица в установленном законом порядке (местная религиозная организация). Также это может быть объединение подобных организаций в виде централизованной религиозной организации. Она создается указанным объединением и должна соответствовать ФЗ № 25 «О свободе совести и о религиозных объединениях». Объединение предназначено для совместного исповедания и распространения веры. В процессе создания должен быть сформирован руководящий или координирующий орган объединения.
Гражданским Кодексом определено только гражданско-правовое положение рассматриваемых объединений, также его определяет ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Они действуют по положениям устава и внутренних установлений, которые не должны вступать в противоречие с законодательными актами.
Порядок формирования органов таких объединений, включая их компетенцию, порядок принятия решений и отношения между ними и субъектами, включенными в состав их органов, определен вышеназванным ФЗ.
Важным аспектом работы подобной организации является то, что как юридическое лицо она не преобразуется в другое предприятие с иной организационной формой.
Создание местной религиозной организации осуществляется по ФЗ. Учредителей должно быть не менее 10 граждан. Централизованная религиозная организация формируется с помощью местных религиозных организаций (другой централизованной организацией), которых должно быть не менее трех.
Учредительный документ представлен здесь уставом. Его утверждением занимаются учредители или централизованная религиозная организация. Устав должен включать информацию о виде и названии организации, ее расположении, цели работы и предмете деятельности, компетенциях органов и их составе, порядке принятия решений, источниках образования имущества и направлениях использования, его распределении после ликвидации организации.
Они являются собственниками имущества, которое им принадлежит, включая имущество, которое было создано или приобретено с помощью своих средств, пожертвовано им, приобретено по иным основаниям.
Взыскание кредиторов не может быть наложено на имущество, которое принадлежит религиозным организациям и имеет богослужебное назначение. Список такого имущества устанавливает ФЗ.
Учредители не вправе сохранять имущественные права на то имущество, которое передали одной из религиозных организаций в собственность. Они не должны отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.
В состав публично-правовых организаций входят:
- РОСАТОМ (корпорация по атомной энергии государства);
- РОСТЕХНОЛОГИИ (корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции государства);
- Агентство в области страхования вкладов,
- Фонд содействия реформированию ЖКХ;
- Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк),
- Российские автомобильные дороги и др.
В отношении данных государственных корпораций действуют специальные федеральные законы. К ним могут применяться положения ГК РФ только в тех случаях, если другое не предусмотрел специальный ФЗ об определенном юридическом лице.
Публичные компании, которые формируются как государственные корпорации или компании, стали появляться относительно недавно. Первые из них — это «Роснанотех», «Росатом», «Ростехнологии». Они, как и прочие НКО, могут вести предпринимательскую деятельность только в строго определенном порядке.
Например, во втором пункте 3 статьи ФЗ № 139 «О Российской корпорации нанотехнологий» содержится положение о том, что такая корпорация имеет право на осуществление предпринимательских видов деятельности только в той мере, в какой это будет помогать достижению установленных этим ФЗ целей ее работы, которая должна соответствовать данным целям.
ФЗ № 270 «О Государственной корпорации Ростехнологии» рассматривает эту организацию в качестве юридического лица, которое сформировано РФ. Ее форма представляет собой государственную корпорацию. Наряду с этим, государственная корпорация представлена организационно-правовой формой юридического лица. В состав ее функций включены полномочия в области нормативно-правового регулирования в установленной для нее области деятельности. В частности, это напрямую предусматривает 8 статья ФЗ № 317 «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом».
Юридические лица классифицируются на виды, которые связаны с корпоративными обязательственными или вещными правами. Данные права учредители (участники) могут направлять как на самих юридических лиц, так и на их имущество. В соответствии с данным критерием ГК РФ рассматривает юридические лица, в отношении которых:
- их члены наделены корпоративными правами (корпоративные организации)
- учредители обладают вещным правом (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).
В этой классификации можно доба��ить и третий вид, который представлен юридическими лицами, в отношении которых их учредители или участники не наделяются имущественными правами (общественные и религиозные объединения и организации, благотворительные и прочие фонды, объединения организаций, включая ассоциации и союзы).
Еще один показатель для разделения юридических лиц представлен их нестандартными наименованиями, которые часто могут не совпадать с названием их организационно-правовой формы. Данные организации отличает порядок формирования, правовой режим имущества и состав участников (учредителей). Речь идет о казенных и малых предприятиях, включая микропредприятия и средние предприятия, коммерческие предприятия с зарубежными инвестициями и народные предприятия. Здесь говорится о предприятиях не в качестве имущественных комплексов, которые применяют в режиме недвижимости для ведения коммерческой деятельности и служат объектами прав по норме 132 статьи ГК РФ, а предприятия в качестве субъекта права (юридические лица).
Казенное предприятие представлено унитарным предприятием, которое формируется на основе имущества государства или муниципалитета. Для него характерно право оперативного управления (113 статья ГК РФ), осуществляемое в порядке Закона об унитарных предприятиях.
Казенные предприятия создаются в следующих ситуациях:
- основная или существенная доля выпускаемых изделий (выполняемых работ, оказываемых услуг) необходима для федеральных нужд государства, субъектов или муниципальных образований;
- необходимость использования имущества, которое запрещено приватизировать (включая имущество, которое требуется для обеспечения безопасности РФ, работы ж/д, воздушного и водного транспорта, реализации прочих интересов нашей страны, имеющих стратегический характер);
- осуществление работы в области выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг, которые реализуются ценам, установленным государством (для решения задач социального характера);
- разработка и выпуск отдельных видов изделий, которые обеспечивают безопасность нашего государства;
- выпуск отдельной продукции, которая изъята из оборота или признана ограниченно обороноспособной;
- ведение отдельных дотируемых видов деятельности, осуществление убыточных производств;
- осуществление деятельности, которую предусматривает ФЗ для казенных предприятий.
Статья 115 ГК РФ рассматривает в качестве учредительного документа казенного предприятия его устав. Его утверждает орган государства, имеющий на это соответствующие полномочия. Права казенных предприятий на закрепленное имущество определяет ГК РФ (296 и 297 статьи) и Закон об унитарных предприятиях.
Собственники имущества казенных предприятий несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам в результате недостаточного количества имущества (113 статья ГК РФ). В казенном предприятии не происходит формирование уставного фонда (12 статья Закона об унитарных предприятиях). Наряду с этим, уставы должны содержать информацию о распределении и использовании доходов. Их порядок распределения установлен Правительством РФ, уполномоченными органами государства, субъектов России или органами местного самоуправления.
Вышеназванный закон, касающийся унитарных предприятий, предусматривает и несколько особенностей их правового статуса в сравнении с другими унитарными предприятиями. Так, собственники имущества казенного предприятия кроме других прав, которые перечислены в 20 статье Закона и относятся к подобным предприятиям, имеют право на:
- изъятие у казенного предприятия лишнего, не используемое или используемое не по назначению имущества;
- доведение до казенного предприятия обязательных к исполнению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства или муниципальных нужд;
- утверждение сметы доходов и расходов.
Помимо перечисленного, федеральные казенные предприятия имеют право на отчуждение или распоряжение имуществом при наличии согласия Правительства или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, действующее в одном из субъектов нашей страны, имеет право на отчуждение и распоряжение имуществом, которое ему принадлежит. Для этого требуется согласие со стороны уполномоченного органа государственной власти субъекта. Казенные предприятия, работающие в муниципалитетах, имеют аналогичные права, для которых необходимо согласие уполномоченных органов местного самоуправления. Устав таких предприятий предусматривает виды и суммы сделок, которые запрещается осуществлять без согласия собственника имущества такой организации.
Казенное предприятие может самостоятельно реализовать выпущенные изделия, если иное не установил один из ФЗ или прочие НПА РФ.
Казенные предприятия распоряжаются принадлежащим им имуществом, для чего требуется согласие собственника. Предел такого пользования не должен лишать его возможности осуществлять действия, сформированные в уставе такого предприятия. Рассматриваемые организации работают по смете доходов и расходов, которую утверждает собственник имущества.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
В Российской Федерации правовые основы деятельности некоммерческих организаций начали формироваться только в 1990-е годы. До 1990-х годов основным аналогом международной концепции некоммерческой организации в России являлась общественная организация — добровольное самоуправляемое объединение граждан, созданное для реализации личных интеллектуальных, творческих, научных, профессиональных, спортивных, культурных и иных интересов, существующее как членская организация, не преследующая коммерческих и коммерческих целей.
Некоммерческие юридические лица имеют ряд признаков, не свойственных коммерческим организациям:
- в отличие от коммерческих организаций, некоммерческие организации могут создаваться во всех формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и иными законами.
- Правовая дееспособность некоммерческих организаций носит особый характер, т.е. некоммерческие юридические лица имеют право осуществлять только те виды деятельности, которые непосредственно предусмотрены их учредительными документами и законом.
- Некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, используется для целей, для которых организация была создана. Потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых имеют право на получение ликвидационной доли, освобождаются от уплаты налогов, если иное не предусмотрено законом или уставными документами этой организации.
- Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью только до тех пор, пока она служит целям, ради которых она была создана. Например, прибыльное производство товаров и услуг, соответствующее целям, для которых была создана некоммерческая организация, а также приобретение и отчуждение ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в коммерческих компаниях, участие в партнерствах на доверительной основе в качестве вкладчика.
Только в одном случае законодательный орган ограничивает участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Объединения коммерческих организаций сами по себе являются некоммерческими организациями, и если по решению участников объединения им поручается осуществление предпринимательской деятельности, то оно подлежит преобразованию в коммерческое общество или товарищество, т.е. становится коммерческой организацией в силу организационно-правовой формы; но при этом право на распределение прибыли между участниками уже приобретено. Требование о преобразовании не распространяется на объединения некоммерческих организаций, поэтому им не запрещается осуществлять коммерческую деятельность.
Некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и бенефициарами, то есть получать пожертвования от благотворителей, помощь от волонтеров. Благотворительные пожертвования могут принимать следующие формы:
- альтруистическая (безвозмездная или на льготных условиях) передача собственности, включая деньги и (или) объекты интеллектуальной собственности;
- альтруистические (безвозмездные или льготные) передачи прав владения, пользования или распоряжения объектами собственности
- бескорыстное (безвозмездное или концессионное) выполнение юридическими лицами-филантропами работ, оказание услуг.
Некоммерческая организация считается юридическим лицом с момента ее государственной регистрации. Он устанавливается без ограничения срока его деятельности, если иное не указано в учредительных документах. Учредительными документами некоммерческой организации являются устав и учредительный договор. Регистрация некоммерческих организаций является одной из самых трудоемких и сложных процедур регистрации. В связи с большим количеством форм организационного права часто возникают трудности при подготовке учредительных документов и самом процессе регистрации.
В какой форме создаются НКО: таблица и характеристика
Организационно-правовая форма НКО определяется на стадии регистрации и фиксируется в ее учредительных документах.
Характеристики, которыми обладают существующие формы НКО, перечислены в главе II закона № 7-ФЗ и приведены в представленной ниже таблице.
Таблица видов некоммерческих организаций и их характеристика
№ п/п |
Форма НКО |
Характеристика |
1 |
Общественные и религиозные организации (ст. 6) |
Цель — удовлетворение духовных потребностей людей. Члены объединения лишаются прав на переданное ему имущество, но при этом и не отвечают по его обязательствам |
2 |
Общины коренных малочисленных народов (ст. 6.1) |
Цель — сохранение культурного наследия, традиций, промыслов и прочих особенностей ведения быта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Члены общества сохраняют право на принадлежащую им часть имущества и могут получить его (или компенсацию в размере, эквивалентном его стоимости) при выходе из общины или ее ликвидации |
3 |
Казачьи общества (ст. 6.2) |
Цель — возрождение традиций и культурных особенностей российского казачества. Казачье общество может быть: хуторским; станичным; городским; районным (юртовым); окружным (отдельским); войсковым. Общество должно быть зарегистрировано и внесено в государственный реестр российских казачьих обществ. Имущество и обязательства общества не принадлежат его членам |
4 |
Фонды (ст. 7) |
Цель — осуществление культурной, благотворительной, образовательной, социальной или иной общественно полезной деятельности. Формируется и функционирует за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Имущество фонда признается его собственностью. Надзор за деятельностью организации осуществляет ее попечительский совет |
5 |
Государственная корпорация (ст. 7.1) |
Цель — решение социальных, управленческих или иных задач, имеющих значимость для общества. Источником имущества, передаваемого госкорпорации, является Россия. Госкорпорация и РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Деятельность госкорпораций подвергается строгому контролю: годовая бухгалтерская отчетность проверяется сторонними аудиторами; годовой отчет размещается на сайте госкорпорации в сети интернет; Счетная палата РФ и иные госорганы вправе применять в отношении госкорпорации меры дополнительного контроля |
6 |
Государственная компания (ст. 7.2) |
Цель — оказание государственных услуг и выполнение прочих функций с привлечением имущества, принадлежащего государству. Имущество, переданное РФ в качестве взносов, признается собственностью компании, равно как и имущество, приобретенное ею самостоятельно. Госкомпания и РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Контроль деятельности госкомпании осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному для госкорпораций |
7 |
Некоммерческие партнерства (ст. 8) |
Цель — решение социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных и иных общественно важных задач. Имущество, переданное членами партнерства, становится его собственностью |
8 |
Частные учреждения (ст. 9) |
Цель — выполнение социально-культурных, управленческих и иных функций, не классифицируемых в качестве коммерческих. Распоряжение имуществом такого учреждения осуществляется на праве оперативного управления |
9 |
ГУПы, МУПы (ст. 9.1) |
Создаются РФ, ее регионами или муниципальными образованиями. В свою очередь делятся: на бюджетные, созданные с целью выполнения работ и оказания услуг, направленных на реализацию полномочий госорганов в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры и пр.; автономные, созданные с целью предоставления населению услуг в сфере спорта, образования, культуры и пр.; казенные |
10 |
Ассоциации (союзы) (ст. 11) |
Цель — представление и защита интересов (в том числе профессиональных) всех ее членов. Объединение не несет ответственности по обязательствам своих участников; при этом участники несут субсидиарную ответственность по возникшим у него долгам |
Автономная некоммерческая организация
Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.
Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).
Благотворительный фонд
Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.
Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.
Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.
Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.
Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета — контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.
Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.
Некоммерческая организация, основанная на членстве и функционирующая на принципах самоуправления добровольно объединившихся граждан, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензии.
Целью создания и последующей деятельности коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.
Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Учредительными документами, на основании которых коллегия адвокатов осуществляет свою деятельность, являются устав, утверждающийся ее учредителями, и учредительный договор.
Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, имеет печать и штамп со своим наименованием.
Имущество коллегии адвокатов принадлежит ей на праве частной собственности юридического лица и используется только для реализации уставных целей.
Достоинства и недостатки разных форм организации
Потребительский кооператив:
- Плюсы: распределение доходов, стабильность торговли, муниципальная поддержка.
- Минусы: ответственность за долги, полный рабочий процесс, необходимость дополнительных инвестиций в случае затрат.
НП:
- Плюсы: безопасность прав на имущество, перед кредиторами нет ответственности, свобода выбора организационной структуры.
- Минусы: прибыль не распределяется, разработка документации.
Ассоциация:
- Плюсы: трансформация в товарищество, бесплатное пользование услугами участников.
- Минусы: ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.
Фонд:
- Плюсы: возможность предпринимательства, огромное количество владельцев, отсутствие долговой ответственности, имеет свою собственность.
- Минусы: ежегодная общественная отчетность, возможность признания банкротства, нет возможности преобразования.
Религиозные объединения:
- Плюсы: не имеют имущественных прав.
- Минусы: не несут ответственности за долги.
Учреждения:
- Плюсы: предоставление услуг за некоторую плату.
- Минусы: ответственность перед кредиторами, собственность принадлежит владельцу.
Общественные организации:
- Плюсы: не несут ответственности за долги, предпринимательство разрешено. Свобода в выборе задач, способов работы.
- Минусы: члены не претендуют на переданные активы и взносы.
Унитарные НКО:
- Плюсы: нет членов, имеют преимущество быстро принимать решения насчет возникающих проблем.
- Минусы: трудность принятия конечных решений с огромным числом владельцев.
Что нужно, чтобы учредить НКО
Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:
- Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
- После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
- Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) — до трёх учредителей.
- Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
- Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
- Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
- Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
- Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).
Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.
Основные виды некоммерческих организаций, предусмотренных ФЗ «О некоммерческих организациях»
1. Общественные объединения
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»- [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». — Режим доступа: персональный компьютер. — Загл. с экрана. — ст. 5
Учредителями общественного объединения могут являться физические лица и другие общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Объединения могут быть созданы по инициативе, как минимум, трех граждан, достигших 18 лет.
Кто не может быть учредителем и участником НКО?
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:
- Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
- Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
- Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
- Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
- Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.
Что такое некоммерческая организация
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В этом заключается принципиальное отличие некоммерческих организаций от организаций коммерческих.
Некоммерческие организации могут создаваться:
- для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей,
- в целях охраны здоровья граждан,
- развития физической культуры и спорта,
- удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,
- защиты прав, законных интересов граждан и организаций,
- разрешения споров и конфликтов,
- оказания юридической помощи,
- а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Тема некоммерческих организаций обширна и содержит в себе множество вопросов, связанных непосредственно с жизнью общества и действиями государства. В этой статье мы попытались обозначить определённое понимание того, что собой представляют такие общества. А также выделили основные этапы организации НКО. Отдельно затронули социально ориентированные варианты подобных структур. Но вникать в эту тему можно ещё очень долго. Главное понимать, что в отличие от остальных организаций, компании, действующие в некоммерческой сфере, нацелены на совершенно иные категории и ставят целью не получение дохода, а общественно важные понятия.
Также смотрите материал «Какие виды деятельности разрешены в России».