Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Накладные расходы в смете – что это?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.
Структура накладных расходов в строительстве
В сметной стоимости уровень накладных расходов отражает среднеотраслевые необходимые затраты, входящие в цену строительной продукции. Выше в краткой форме было перечислено, что входит в накладные расходы в строительстве. Следует также отметить, что МДС 81-33.2004 предусматривают расчет в смете накладных расходов в зависимости от уровня цен. То есть нормативы накладных расходов зависят от уровня цен сметной документации. Текущие цены — это цены на данный момент, то есть на момент составления сметной формы. А базисные цены — это уровень цен 2001 года. Таким образом, размер накладных расходов в строительстве, как было указано выше, считается по формулам, приведенным в МДС 81-33.2004. Для более ясного понимания того, как считать накладные расходы в смете, на рисунке 1 приведены примеры формул из вышеуказанного МДС.
Нормирование накладных расходов
Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.
Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:
- в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
- при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
- для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
- при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
- для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
- в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
- при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
- для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).
Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты предприятия на управление, организацию и обслуживание производства. Они не связаны напрямую с основным производством товаров или предоставлением услуг, а также не входят в стоимость материалов и оплату труда.
Накладные расходы таким образом – не относясь к процессу основного производства – обеспечивают нормальное функционирование компании или предприятия.
Накладные расходы закладывают в себестоимость товара, издержки его производства и обращения, но не прямо, а косвенно – пропорционально стоимости материалов и сырья, сумме заработной платы и так далее.
В итоге, накладными сметными расходами можно называть сопутствующие затраты, которые прямо не переносятся на себестоимость каждой единицы продукции, а подлежат распределению.
Также см. “Работа с накладными расходами: приказ на утверждение“.
Основной формой планирования затрат предприятия являются сметы, которые разрабатываются как в целом по организации, так и по центрам ответственности или по местам возникновения затрат. Могут составляться сметы и по назначению затрат (производственные затраты и накладны расходы), а также по видам продукции, работ, услуг.
Сметы могут разрабатываться ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Обычно это делают на основе анализа фактических затрат за прошлые периоды.
В смете указывают виды затрат и планируемый расход. После прохождения периода проставляются фактические произведенные затраты, и в случае серьезных расхождений будет необходимо произвести пересмотр либо планируемых затрат, либо фактических.
Цели составления сметы:
В течение сметного года руководитель обязан оценивать фактические результаты и пересматривать, уточнять смету на будущие периоды.
2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.
Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.
С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.
Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.
2. 3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.) или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индиви д уальных норм накладных расходов и передают заказчик у для окончательного согласования.
4.1. Величина накладных расходов определяется в локальных сметах (сметных расчетах) в текущем уровне цен (базисном уровне цен, учтенном в сметно-нормативной базе 2001 г.).
При использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат.
В случаях отсутствия нормативов накладных расходов по видам работ при строительстве атомных электростанций допускается применение укрупненного норматива накладных расходов по виду строительства.
4.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
4.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
на стадии рабочей документации:
4.4. При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:
на стадии рабочей документации:
4.5. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
4.6. Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.
4.7. При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога (ЕСН).
4.8. Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, выполняемые подрядными организациями, принимаются в размерах, установленных для строительных работ.
При этом для определения сметной стоимости капитального ремонта объектов производственного назначения с использованием нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ понижающий коэффициент 0,9 не применяется.
При использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ необходимо применять коэффициент 0,6.
Указанный порядок применяется и при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
Накладные расходы: формула
Для строительных компаний разработаны и применяются нормативы расчета накладных расходов для конкретных видов строительства и СМР. Они периодически обновляются, поскольку коррективы в общепринятые НПА вносятся постоянно.
В настоящее время процент накладных расходов в смете (на основе расчетов по справочникам государственных элементных сметных норм) по блокам затратных статей в строительстве составляет – 43,45% по АУР, 37,32% на затраты по обслуживанию рабочего персонала, 15,7% на организацию работ на объектах и 3,53% на прочие затраты.
Администрации компаний других отраслей, чтобы обеспечить пропорциональное распределение накладных расходов, приходится рассчитывать их размер, основываясь на данных аналитической информации.
Для планирования и учета накладных расходов в бюджетной смете компании определяют общую сумму затрат. Рассчитываются накладные расходы от прямых затрат на оплату труда рабочих, занятых в производстве, по формуле:
%нр = ∑нр / ∑фот х 100, где ∑нр – сумма накладных расходов, ∑фот — ФОТ основных рабочих. Соответственно рассчитывают и коэффициент накладных расходов. Формула такова: К = ∑нр / ∑фот. Например, если при ФОТ 240 т. р. сумма накладных расходов составила 150 т. р., то процент накладных затрат составит 62,5% (150000 / 240000 х 100), соответственно коэффициент равен 0,625.
Сумма накладных расходов в смете
В зависимости от вида основной деятельности, планируемого получения прибыли, масштабов работ или производства, экономический отдел предприятия составляет плановую норму накладных затрат в общей смете.
Соответственно размер накладных затрат напрямую зависит от следующих факторов:
- траты на заработную плату (ФОП — фонд оплаты труда);
- расходы связанные с системным обслуживанием;
- траты на управление;
- траты связанные с монтажом;
- все траты на другие виды работ и связанные с ними статьи по расходам.
Размер накладных расходов зависит от масштабов производства . И лучше всего рассчитывать размер накладных затрат по основным функциональным направлениям.
К примеру, это могут быть следующие нормативы:
- по основным видам строительства;
- по отдельным видам строительства (монтажные, ремонтные, наладочные и другие виды работ);
- подсчет индивидуальных норм по конкретному виду работ.
Такие подсчеты норм и планов помогут точнее спрогнозировать общие накладные затраты и соответственно намного проще будет контролировать экономическую деятельность организации.
В п.1.4. МДС 81-33.2004 допускается использование индивидуальной нормы накладных расходов для строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.
Далее в Главе 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ указан порядок расчета индивидуальных норм накладных расходов подрядных организаций:
3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении 6 к МДС 81-33.2004.
Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы».
Распределение накладных расходов
Специфика накладных расходов такова, что их невозможно сразу отнести на какой-то конкретный вид производимой продукции, или оказываемых услуг, но игнорировать их нельзя, поскольку это может привести к ошибкам в ценообразовании. Поэтому, чтобы определить затраты на единицу продукции, накладные расходы в калькуляции подлежат распределению:
- пропорционально зарплате основного персонала,
- пропорционально стоимости сырья и материалов,
- пропорционально выручке, объемам продаж и т.д.
Каким образом будет происходить это распределение, организация решает сама:
- если в компании большая численность основного производственного персонала, имеет смысл рассчитывать производственные накладные расходы в пропорции к ФОТ работников основного производства;
- при небольшом количестве основных рабочих (например, при полностью автоматизированном производстве) накладные расходы лучше распределять в пропорции к объемам продаж, либо ко времени работы производственного оборудования (машино-часам);
- базой для распределения может быть и отношение прямых расходов, произведенных на единицу продукции, к общей сумме расходов. Такой способ удобен предприятиям, где прямые затраты значительно превышают косвенные расходы;
- методы расчета накладных расходов могут применяться комбинированно, что применимо на больших предприятиях, выпускающих очень широкий ассортимент товаров, или оказывающих множество различных услуг.
Сумма накладных расходов в смете
В зависимости от вида основной деятельности, планируемого получения прибыли, масштабов работ или производства, экономический отдел предприятия составляет плановую норму накладных затрат в общей смете.
Соответственно размер накладных затрат напрямую зависит от следующих факторов:
- траты на заработную плату (ФОП — фонд оплаты труда);
- расходы связанные с системным обслуживанием;
- траты на управление;
- траты связанные с монтажом;
- все траты на другие виды работ и связанные с ними статьи по расходам.
Размер накладных расходов зависит от масштабов производства . И лучше всего рассчитывать размер накладных затрат по основным функциональным направлениям.
К примеру, это могут быть следующие нормативы:
- по основным видам строительства;
- по отдельным видам строительства (монтажные, ремонтные, наладочные и другие виды работ);
- подсчет индивидуальных норм по конкретному виду работ.
Сумма расходов по смете
Сбор данных по деятельности предприятия помогает планировать будущее и прогнозировать результаты. Сметные суммы играют немаловажную роль. Вопрос о том, что входит в накладные расходы предприятия, всегда актуален.
Сметами занимаются специалисты экономического отдела. При расчете учитывается вид основной деятельности, планируемая прибыль, текущие производственные показатели и прочие сопутствующие факторы.
Итоговая сумма накладных расходов тесно привязана к следующим показателям:
- заработная плата сотрудников;
- затраты на топ-менеджмент;
- расходы на системное обслуживание;
- монтажные работы;
- остальные виды работ.
Целесообразно осуществить расчет накладных расходов в калькуляции в привязке с основными направлениями деятельности:
- основные работы;
- сопутствующие, включающие монтаж, пуск и наладку инженерных систем, отделку и т.д;
- ориентир на индивидуальные нормы по отдельным видам работ.
Учет данных факторов способствует получению наиболее точных показателей.
Как выполняется расчет накладных расходов
Себестоимость конечной цены ГП – стоимостное выражение затраченных при производстве изделий ресурсов. Чтобы корректно определить стоимость продукции, необходимо не только включить в цену прямые затраты, но и не забыть про часть НР. При ценообразовании накладные расходы и сметная финансовая прибыль закладываются в специальную проектно-сметную документацию в целях бюджетирования, анализа и последующего контроля показателей. В процессе важно отталкиваться от общих методов формирования таблиц, но данные устанавливаются отдельно по каждому виду товара или услуги. Таким образом, основной целью плановой калькуляции является определение потребления накладных расходов и прямых на единицу изделия. Стоимость рассчитывается с учетом заложенной прибыли и налогов.
Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты предприятия на управление, организацию и обслуживание производства. Они не связаны напрямую с основным производством товаров или предоставлением услуг, а также не входят в стоимость материалов и оплату труда.
Накладные расходы таким образом – не относясь к процессу основного производства – обеспечивают нормальное функционирование компании или предприятия.
Накладные расходы закладывают в себестоимость товара, издержки его производства и обращения, но не прямо, а косвенно – пропорционально стоимости материалов и сырья, сумме заработной платы и так далее.
В итоге, накладными сметными расходами можно называть сопутствующие затраты, которые прямо не переносятся на себестоимость каждой единицы продукции, а подлежат распределению.