Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охрана Труда Водителей! Полный АВТОКОМПЛЕКТ!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, по нашему мнению, Ваши уже утверждённые инструкции, разработанные в соответствии с Приказом №772н (даже если в своем тексте они ссылаются на него), если они введены или будут введены в действие в период с 1 марта до 29 марта 2022г., актуальны и с ними ничего не нужно делать. Вы молодцы.
Перечень инструкций по охране труда для водителей
- Инструкция по охране труда водителя бензовоза
- Инструкция по охране труда водителя автобуса
- Инструкция по охране труда водителя автоцистерны
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля
- Инструкция по охране труда водителя микроавтобуса
- Инструкция по охране труда водителя мусоровоза
- Инструкция по охране труда водителя самосвала
- Инструкция по охране труда водителя топливозаправщика
- Инструкция по охране труда водителя цементовоза
- Инструкция по охране труда водителя эвакуатора
- Инструкция по охране труда водителя ассенизационной машины
- Инструкция по охране труда водителя автомобиля дорожной службы
- Инструкция по охране труда водителя инкасаторской машины
- Инструкция по охране труда водителя контейнерного мусоровоза
- Инструкция по охране труда водителя пескоразбрасывающей машины
- Инструкция по охране труда водителя поливомоечной машины
- Инструкция по охране труда водителя автомобиля скорой помощи
- Инструкция по охране труда водителя снегоуборочной машины
- Инструкция по охране труда водителя автопогрузчика
- Инструкция по охране труда водителя автобетоносмесителя
- Инструкция по охране труда водителя вездехода
- Инструкция по охране труда водителя трала
- Инструкция по охране труда водителя скотовоза
- Инструкция по охране труда водителя электропогрузчика
- Инструкция по охране труда водителя при погрузке и перевозке древесины
- Инструкция по охране труда водителя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда водителя при работе в условиях низких температур
- Инструкция по охране труда водителя экспедитора
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- Инструкция по охране труда водителя при вывозке леса
Как составить новые правила по охране труда с 1 января 2023 года
В компаниях, которые разрабатывают собственные правила по охране труда, руководитель может принять решение, заменить их полностью с 1 января 2023 года, то есть разработать все документы заново с учетом рекомендаций из приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н. Есть и новые компании, которые только начали функционировать. Если организация решила издавать свои собственные правила по охране труда, нужно сделать следующие шаги:
- Установите, для какой цели вы разрабатываете внутренние правила. Возможно, руководитель или специалист по охране труда считает, что в нормативных правовых правилах требования охраны труда слишком занижены, или их недостаточно для обеспечения безопасности.
- Определить исполнителей для разработки правил. Важно, чтобы в разработке участвовали руководители структурных подразделений, ведущие специалисты, сами работники и их представительный орган.
- Внимательно изучить отраслевые правила по охране труда, которые вы хотите улучшить. Подчеркните для себя, какие требования по охране труда вы сделаете более строгими, для того чтобы обезопасить работников. Вы не можете уменьшать требования, указанные в государственных правилах по охране труда, так как это противоречит 8 статье ТК РФ.
- Внимательно проследите, чтобы ваши дополнения не противоречили различным правилам, федеральным законам, другим нормативным правовым актам, а также коллективному договору. Локальные нормативные акты не должны при этом противоречить отраслевым правилам, утвержденным Минюстом России.
- Обязательно перед утверждением учтите мнение представительного органа. Например, направьте в профком или другой представительный орган проект правил, предложите внести свои предложения, указать на недостатки.
- Утвердите правила, согласуйте их, а после ознакомьте с ним работников под подпись.
Как внести изменения в инструкцию по охране труда для водителей
Актуализация инструкций по охране труда обычно происходит по следующему алгоритму:
1. В новых нормативных актах выявляются изменения (путем их сравнения с ранее действующими документами).
2. Руководитель организации либо утверждает План мероприятий по обновлению локальных нормативных актов в связи с вступлением в силу новых ПОТ, либо издает приказ о приведении локальных актов в соответствие ныне действующему законодательству (меняются не только инструкции, но и различные положения, нормативы, иные производственные документы). Назначаются ответственные сотрудники, определяется срок для завершения данной работы.
3. Утверждается новая инструкция (в данном случае по охране труда для водителей автомобилей), а также новая программа инструктажа.
4. Водителей под роспись знакомят с положениями новой инструкции, обращая внимание на нововведения.
5. Через некоторое время после инструктажа проводится проверка знаний водителей по ОТ.
Обновленные инструкции можно выдать водителям в распечатанном варианте, либо разместить их местах, доступных для сотрудников (например, на стенде).
Изменения в правилах проведения медосмотров
С 1 апреля начнет действовать новый порядок проведения медосмотров, а также новый перечень факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры.
Новый список вредных факторов и работ. От списка вредных факторов и работ зависит, кого из работников нужно направлять на медосмотры. Новый список Минздрав и Минтруд утвердили совместным приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н. Вредные факторы сгруппировали в пять разделов:
- химические факторы;
- биологические факторы;
- аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли;
- физические факторы;
- факторы трудового процесса.
Совместный приказ Минздрава и Минтруда от 31.12.2020 № 988н/1420н заменяет приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. Из-за обновления списка вредных факторов и работ придется отправлять на медосмотры больше сотрудников.
Медосмотры офисных работников. В прежнем списке в числе вредных физических факторов, которые влияют на работников офиса, было указано «электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц – 2 кГц, 2 кГц – 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня)». Из нового списка вредных факторов и работ убрали пояснение «при превышении предельно допустимого уровня».
Все работодатели обязаны соблюдать требования охраны труда, иначе будут штрафы. Также есть требование организовать специальную службу по охране труда. Смотрите в рекомендации, кто должен создавать такую службу, как это правильно сделать и какие документы оформить.
Новое в порядке проведения медосмотров. Новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров Минздрав утвердил приказом от 28.01.2021 № 29н. Чиновники дополнили сам порядок проведения медосмотров и скорректировали требования к оформлению направлений на медосмотр.
С 1 апреля периодические медосмотры могут проводить мобильные бригады врачей. Но перед этим работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медучреждении.
Медучреждение при проведении медосмотра работника или кандидата на должность может учитывать результаты проведенных не позднее года назад предварительного или периодического осмотра или диспансеризации. Для этого должно выполняться одно условие – у работника нет показаний для повторных исследований или обследований.
У медучреждения, которое проводит медосмотр, появилось право получать через медицинскую информационную систему сведения о состоянии здоровья работника из медучреждения по месту его прикрепления, например, чтобы уточнить диагноз.
Работодатели могут сэкономить на предварительных медосмотрах работников. Для этого во врачебную комиссию им нужно представить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профилактического медосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.
Новые сведения в направлении на медосмотр. С 1 апреля, кроме привычных данных, в направлении на медосмотр нужно указывать новые сведения:
- электронную почту и контактный телефон работодателя;
- электронную почту и контактный телефон медучреждения;
- пол работника;
- номер медицинского страхового полиса.
Требования к электронным документам. Новый порядок позволяет использовать документы, необходимые при медосмотрах, в электронном виде. Работодатель может оформить направление в электронном виде с электронными подписями директора и работника или претендента на работу. А медучреждение вправе выдать заключение по результатам медосмотра в форме электронного документа с усиленной квалифицированной подписью.
Эксперты Системы Главбух подготовили подборку самых популярных приказов по охране труда. В случае если в справочнике не получилось найти нужный приказ, введите в поиск название приказа. Например, «Приказ о выдаче молока» или «Приказ о допуске к самостоятельной работе». Кроме того, найти нужный приказ можно через рубрикатор или запросить документ в экспертной поддержке.
Изменения в охране труда в 2021 году
В 2021 году значительно сократился перечень работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых введены ограничения для женщин.
Ранее такой список состоял из 456 пунктов, теперь перечень содержит всего 100 позиций.
Так, например, ограничения по новым правилам по охране труда в 2021 году снимаются со следующих профессий:
- водитель дрезины, автобуса с количеством мест свыше 14, автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 тонн, грузовых автомобилей, аэросаней;
- машинист электропоезда;
- электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи, занятый на верхолазных работах ремонтом высоковольтных линий электропередачи;
- газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в закрытых емкостях (цистернах, котлах и т.п.), а также на высотных сооружениях связи (башнях, мачтах) свыше 10 метров и верхолазных работах;
- монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций при работе на высоте и верхолазных работах;
- член палубной команды (боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы всех наименований) судов всех видов флота, а также плавучих зачистных станций, доков, плавучих перегружателей зерна, цемента, угля и других пылящих грузов.
Новый перечень установлен постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 № 1181 на основании приказа Минтруда России от 18.07.2019 № 512н.
Инструкция по охране труда для водителя автомобиля типовая
- Наличие должности водителя накладывает на организацию повышенные требования к организации труда такого работника.
- Рассмотрим мероприятия по охране труда, которые необходимо выполнить при организации работы водителя автомобиля.
- Дополнительно мы предлагаем типовые варианты документов по труду такого сотрудника, совершенно бесплатные для скачивания.
- Ведущие инструктора по охране труда готовы помочь решить имеющиеся проблемы на бесплатной консультации.
- Такая помощь доступна всем, кто направит в наш адрес онлайн — заявку.
- Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля
- Обозначим особенности, которые следует учитывать при оформлении такого документа и предложим пути решения типовых проблем.
Инструкция водителя должна содержать необходимый объем информации по охране его труда.
В документе следует указывать сведения, не регламентированные трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами. Иные права и обязанности могут быть изложены в трудовом договоре.
Дополнительные условия должностной инструкции по охране труда не должны противоречить требованиям текущего законодательства, а также имеющимся подзаконным актам и ведомственным инструкциям и правилам.
Положения по охране труда для водителя обязаны соответствовать иным внутренним локальным актам работодателя в данной области правоприменения.
Такая инструкция может выдаваться водителю, который должен ее использовать в повседневной трудовой деятельности. При этом, у работодателя обязаны остаться письменные подтверждения об ознакомления трудящегося с необходимой нормативной документацией по охране труда водителя, влияющей на исполнение им своих трудовых функций.
- В организации, имеющей в своих штатах должности водителей транспортных средств, может закрепляеться ответственное лицо за исполнением и контролем соблюдения правил по охране труда для водителя.
- Мероприятия по охране труда водителя
- Учитывая, что водитель при выполнении своих трудовых обязанностей использует источник повышенной опасности — автомобиль, то к его допуску к работе предъявляются повышенные требования.
1. Водитель должен соответствовать требованиям, которые предъявляются к такому работнику действующим законодательством. Если водитель перевозит пассажиров, то он должен проходить соответствующую проверку:
- ежедневный медицинский осмотр и допуск к управлению транспортным средством;
- ежедневный или регулярный инструктаж по текущим особенностям исполнения трудовых обязанностей, особенностей нового маршрута или перевозимого груза, а также иных обстоятельств, которые следует обязательно учитывать при управлении автомобилем;
- регулярная проверка знания материальной части автомобиля, способов осуществления его ремонта, а также знаний и порядка применения правил дорожного движения;
- знание необходимых правил по охране своего труда и технике безопасности использования транспортного средства.
2. Ежедневная проверка исправности автомобиля, перед выходом его в рейс. Регулярный технический осмотр транспорта, а также осуществление его текущего и профилактического ремонта.
При необходимости, организация-работодатель вправе вводить отдельную должность инженера по охране труда и технике безопасности, отвечающего за весь спектр таких трудовых отношений в организации.
Фундаментом для составления методического пособия служат инструкции по БДД и охране труда для шоферов. Ответственность за его составление лежит на эксперте по охране труда и главе автоколонны. В НПА имеются образцы инструктажей для водителей. Их тексты можно скачать из открытого доступа.
В некоторых случаях (особенно для молодых работников) лекция не только зачитывается, но и выдается в печатном виде на листе. Строгих требований к ее форме в этом случае нет.
Стоит понимать, что при проверках компании сотрудники госорганов имеют полное право потребовать лекцию по БДД. Это нужно для того, чтобы выполнить ее оценку в соответствие с главными пунктами, прописанными в федеральных законах.
3.1. Подчиняться Правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) непосредственного руководителя.
3.2. Применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать требования по охране труда.
3.3. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.4. Скорость движения АТС по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях – 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов – 40 км/ч.
3.5. При направлении в рейс водителей двух и более АТС для совместной работы на срок более двух суток должен быть назначен старший группы, ответственный за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.
3.6. Лица, сопровождающие (получающие) грузы, должны размещаться только в кабине грузового АТС.
3.7. При остановке АТС должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения:
— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— АТС заторможено стояночным тормозом.
3.8. При выходе из кабины АТС на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
3.9. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.
3.10. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:
— затормозить прицеп стояночным тормозом;
— проверить состояние буксирного устройства;
— положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);
— произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.
3.11. Перед началом движения АТС задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
3.12. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.
3.13. Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.
3.14. Сцепка и расцепка АТС должны производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.
3.15. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:
— седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;
— полуприцеп заторможен стояночным тормозом;
— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).
3.16. При вывешивании АТС на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.
3.17. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов и оврагов должны оборудоваться колесоотбойными брусами.
3.18. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать к откосу автомобиль-самосвал для разгрузки, должно определяться исходя из конкретных условий и угла естественного откоса грунта.
3.19. Перед подъемом части АТС домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить АТС стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).
3.20. При вывешивании АТС с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
3.21. Запрещается:
— подавать АТС на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
— движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;
— привлекать к ремонту АТС на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров, прохожих);
— устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40-50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;
— выполнять какие-либо работы, находясь под АТС, вывешенном только на домкрате, без установки козелка (подставки);
— выполнение работ по обслуживанию и ремонту АТС на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
— при подаче АТС к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;
— производить на линии водителям городских автобусов ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.
3.22. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с АТС колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.23. Пробку радиатора на горячем двигателе АТС необходимо открывать с использованием средств индивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.24. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на АТС должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.25. Водителю АТС запрещается:
— управлять АТС в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— при стоянке АТС спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины;
— передавать управление АТС посторонним лицам;
— производить техническое обслуживание и ремонт АТС во время погрузки и разгрузки;
— перевозить пассажиров на АТС, не оборудованном для перевозки людей, а также проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа АТС;
— выполнять буксировку АТС с целью пуска двигателя;
— подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.26. Требования охраны труда при эксплуатации АТС, работающих на газовом топливе.
3.26.1. В процессе эксплуатации АТС, работающие на газовом топливе, должны ежедневно при выпуске на линию и возвращении подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой системы питания. Неисправности газовой системы питания (негерметичность) устраняются на постах по ремонту и регулировке газовой системы питания или в специализированной мастерской.
3.26.2. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона необходимо выпустить или слить газ из баллона. Выпуск компримированного природного газа (далее – КПГ) или слив газа сжиженного нефтяного (далее – ГСН) должен производиться на специально оборудованных постах.
3.26.3. При обнаружении утечки газа в пути необходимо немедленно остановить АТС, выключить двигатель, закрыть все вентили, принять меры к устранению неисправности или сообщить о неисправности руководству.
3.26.4. При остановке двигателя АТС, работающего на газовом топливе, на короткое (не более 10 минут) время магистральный вентиль может оставаться открытым.
3.26.5. Магистральный и расходный вентили следует открывать медленно во избежание гидравлического удара.
5.1. Прибыть на место постоянной дислокации автомобиля.
5.2. Поставить его на стояночный тормоз и принять меры, исключающие запуск двигателя посторонними лицами.
5.3. Провести внешний осмотр автомобиля с целью выявления возможных деформаций, трещин, выбоин, вмятин.
5.4. Проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, гидравлического тормозного устройства, убедиться в отсутствии утечки топлива.
5.5. В зимнее время слить воду из системы охлаждения.
5.6. При необходимости поставить для подзарядки аккумуляторные батареи.
5.7. Осмотреть и привести в порядок рабочее место.
5.8. Убрать все горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Обтирочные материалы убрать в безопасное место (металлический ящик).
5.9. Убрать инструмент и приспособления после очистки в отведенные для них места.
5.10. Снять спецодежду. Загрязненную спецодежду необходимо сдать в стирку.
5.11. Тщательно вымыть с мылом руки и лицо или принять душ.
5.12. Доложить руководству организации о завершении работы, а также обо всех нарушениях производственного процесса, требований охраны труда, случаях травматизма на производстве.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1. К управлению автобусами допускаются водители автобуса не моложе 21 года, имеющие водительское удостоверение на право управления автобусом соответствующей категории и талон к нему, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности.
Стажировка водителя-стажера автобуса должна проводиться в дневное, вечернее по улицам и дорогам, по которым проходят регулярные маршруты перевозок.
Для информирования участников дорожного движения на маршрутном транспортном средстве, используемом при проведении стажировки водителя, устанавливается табличка с надписью «Стажер».
2. Не реже одного раза в 6 месяцев водитель проходит повторный инструктаж, при необходимости — внеплановый и целевой инструктажи, ежегодно – проверку знаний по вопросам охраны труда.
3. Водитель обязан:
- соблюдать правила дорожного движения;
- останавливаться по требованию работника Государственной автомобильной инспекции;
- содержать автобус в технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом движения;
- уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем для них сигнале регулировщика или светофора, и пешеходам, идущим к находящемуся на остановке маршрутному транспортному средству или от него, если посадка и высадка производятся с проезжей части дороги или посадочной площадки, расположенной на этой стороне проезжей части дороги;
- принимать все возможные меры по обеспечению безопасных условий для передвижения детей, инвалидов, людей преклонного возраста, а также велосипедистов;
- принимать меры по недопущению загрязнения дорог;
- соблюдать требования настоящей Инструкции;
- соблюдать требования пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- знать и соблюдать правила технической эксплуатации обслуживаемого транспортного средства;
- выполнять только ту работу, которая поручена, не допускать на рабочее место посторонних лиц; не покидать рабочее место в рабочее время без разрешения руководителя работ;
- правильно применять необходимые специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомить об этом руководителя работ;
- соблюдать правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, режим труда и отдыха, трудовую дисциплину (отдыхать и курить допускается только в специально оборудованных для этого местах).
- выполнять требования охраны труда; знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, оказывать содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
- знать место расположения аптечки первой медицинской помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- сообщать непосредственному руководителю работ или другому уполномоченному должностному лицу нанимателя обо всех происшедших с ними дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях, нарушениях правил дорожного движения, о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, замеченных неисправностях.
4. Водитель обязан соблюдать правила личной гигиены:
- пищу необходимо принимать только в специально предназначенном месте, предварительно вымыв руки с мылом;
- не допускается мыть руки в масле, эмульсии, керосине;
- для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этих целей устройств (сатураторы, питьевые бачки, фонтанчики и тому подобные устройства).
5. Водителю не допускается:
- управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, передавать управление автобусом лицу, находящемуся в таком состоянии;
- управлять автобусом в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление автобусом лицу, находящемуся в таком состоянии;
- участвовать в дорожном движении на автобусе с неисправной тормозной системой, неисправным рулевым управлением, негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), с неисправными стеклоочистителями (во время выпадения осадков), а также с иными неисправностями, предусмотренными Правилами дорожного движения;
- пользоваться во время движения автобуса мобильным телефоном. Пользование мобильным телефоном во время движения автобуса допускается только в случае, если автобус оснащен комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- выполнять ремонт автобуса и его обслуживание на проезжей части дороги;
- создавать препятствие для дорожного движения или опасность для движения;
- эксплуатировать автобус с нарушением требований экологической безопасности, не зарегистрированный в установленном порядке, не прошедший государственного технического осмотра;
- допускать загрязнение дорог и окружающей среды.
6. В процессе работы на водителей автобуса возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
- движущиеся машины и механизмы;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- вредные вещества (антифриз и другие), с которыми водитель находится в контакте при обслуживании автобуса;
- стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем автобуса;
- возможность возникновения пожара, как при движении автобуса, так и при его ремонте в связи с использованием в качестве топлива легковоспламеняющихся жидкостей;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- эмоциональные перегрузки, монотонность труда;
- нанесение травм посторонним лицом.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
111. При возникновении в пути неисправностей автобуса, при которых не допускается участие в дорожном движении, немедленно прекратить движение, включить аварийную световую сигнализацию.
112. После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, в темное время суток на неосвещенных участках дорог, в условиях недостаточной видимости немедленно выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии не менее 15 м позади автобуса в населенных пунктах и 40 м вне населенных пунктов и сообщить непосредственному руководителю.
113. Приступать к устранению неисправностей или продолжать дальнейшее движения автобуса водитель должен только по указанию непосредственного руководителя.
114. При невозможности дальнейшего движения водитель должен сообщить об этом непосредственному руководителю и в дальнейшем следовать его указаниям.
115. При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автобуса, эксплуатационных документах завода — изготовителя автобуса.
116. Не допускается привлекать к ремонту автобуса на участке дороги лиц, не имеющих на это права (пассажиров и других).
117. При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт не допускается.
118. Если движение автобуса с техническими неисправностями не запрещено Правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.
119. При появлении во время движения запаха топлива немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.
120. При возникновении пожара в автобусе:
- немедленно остановить автобус;
- заглушить двигатель;
- выключить зажигание;
- отключить массу;
- перекрыть подачу топлива
- принять меры к тушению пожара своими силами с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения и
- приступить к эвакуации людей из салона автобуса;
121. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автобусов или на территории организации эвакуировать автобус в соответствии с разработанным планом эвакуации.
122. При несчастном случае, который произошел или очевидцем которого он стал, водитель обязан:
- немедленно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову по телефону «103» на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения;
- сообщить о происшедшем (или попросить это сделать другого работающего) непосредственному руководителю или другому должностному лицу работодателя;
- обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих, остановки непрерывного производства) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
123. При дорожно-транспортном происшествии необходимо сообщить непосредственному руководителю и в Государственную автомобильную инспекцию.
124. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
- немедленно остановиться и остаться на месте дорожно-транспортного происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий установленным требованиям, а если это невозможно — любым иным доступным способом предупредить остальных участников дорожного движения о дорожно-транспортном происшествии. В темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки может быть выставлен мигающий красный фонарь;
- принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему (потерпевшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно — доставить потерпевшего (потерпевших) на попутном или своем транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение;
- водитель, доставивший потерпевшего (потерпевших) в медицинское учреждение, обязан сообщить там свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства, предъявив водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства, и возвратиться к месту дорожно-транспортного происшествия;
- предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, в случае необходимости освобождения проезжей части дороги и (или) доставки потерпевшего (потерпевших) на своем транспортном средстве в медицинское учреждение;
- записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в органы милиции и ожидать прибытия работников Государственной автомобильной инспекции;
- принять все возможные меры к сохранению следов дорожно-транспортного происшествия, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.
125. Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, не разрешается:
- перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;
- употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ;
- вскрывать тахограф без разрешения работника Государственной автомобильной инспекции.
126. При возникновении конфликтных ситуаций участниками дорожного движения необходимо проявлять культуру обслуживания и не допускать осложнения ситуации. При непосредственной угрозе здоровью необходимо принять меры для вызова сотрудников милиции (по мобильной связи, по громкоговорящей связи, через пассажиров или других участников дорожного движения – тел. 102).
Приложение 1
к Инструкции по охране труда
для водителя автомобиля,
управляющего автобусом
Наименование средств индивидуальной защиты (СИЗ) |
Классификация (маркировка) СИЗ по защитным свойствам |
Сроки носки в есяцах |
При техническом обслуживании и текущем ремонте (далее – ТО и ТР) автобуса: |
||
костюм хлопчатобумажный (халат хлопчатобумажный) |
ЗМи |
24 |
ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве |
МиНсНм |
24 |
перчатки трикотажные |
Ми |
До износа |
При участии в междугороднем дорожном движении дополнительно: |
||
жилет сигнальный с элементами из световозвращающего материала |
Со |
До износа |
Зимой при ТО и ТР автобуса: дополнительно: |
||
куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке |
Тн |
36 |
При работе под автобусом, установленным на осмотровой канаве и (или) вывешенным на подъемном механизме, дополнительно: |
||
каска защитная |
Дежурная |
|
При работе под автобусом с применением инструмента ударного действия дополнительно: |
||
очки защитные или |
ЗП |
До износа |
Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда
В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.
В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.
На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.
Основные положения приказа 772н
Работодатель, согласно ст. 212 ТК РФ (с 1 марта 2022 г. — ст. 214), обязан обеспечить безопасные условия труда и соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого он, в числе прочих мероприятий, разрабатывает:
- Правила (стандарты) по охране труда. Локальные нормативные акты определяют требования к безопасности эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, организации и проведения работ, транспортировки, хранения материалов и др. Правила содержат те мероприятия, которые выполняет работодатель.
- Инструкции по охране труда. Локальные нормативные акты содержат требования по безопасному выполнению работ работниками.
Как вводят в действие инструкции по охране труда?
Разработанную ИОТ до утверждения согласовывают с профсоюзом в порядке ст. 372 ТК РФ. Если представительный орган работников на предприятии не сформирован, этот шаг пропускают.
ИОТ утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Например, в организациях с большой численностью инструкции работников соответствующего структурного подразделения может утверждать заместитель директора по направлению. Если такие права даны ему по трудовому договору, доверенности или приказу о распределении ответственности, полномочий.
ИОТ вводят в действие приказом или другим распорядительным документом. В нем указывают срок ее действия, а также лиц, ответственных за ознакомление работников с требованиями инструкции, контроль ее соблюдения.